Помнить-значит знать
методическая разработка (8 класс)
В связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, развитием экстремизма и терроризма, экономическим кризисом, необходимостью поиска ответа на внешние вызовы одной из ведущих тенденций развития российского общества является переход к ценностной парадигме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya.docx | 41.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Помнить – значит знать»
Автор: Адамова Ксенья Павловна
Организация: МБОУ Заболотовская СОШ
Населенный пункт: Воронежская область, Ольховатский район
Тема воспитательного мероприятия: «Помнить – значит знать»
Актуальность. В связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, развитием экстремизма и терроризма, экономическим кризисом, необходимостью поиска ответа на внешние вызовы одной из ведущих тенденций развития российского общества является переход к ценностной парадигме. В 2008 году в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». В соответствии с разработанной в 2008 году Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков), которая легла в основу ФГОС II поколения (2012 г.), в качестве основной цели системы образования России выступает воспитание высоконравственного, творческого гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, тесно связанного с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации – иными словами гражданина-патриота.
Целевая аудитория: 8 класс (13-14 лет)
Патриотическое воспитание подростков осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Непосредственно в образовательном процессе на уроках истории и обществознания патриотическое воспитание осуществляется следующими способами: изучение в контексте Истории России истории своей малой Родины, семьи, семейных традиций; организация на уроках классных часов, викторин, деловых игр, посещение исторических и краеведческих музеев, встреча и беседа с ветеранами. Однако урочная деятельность не приводит к реализации воспитательных задач в полной мере из-за ограниченности времени.
Внеурочная деятельность обладает воспитательным потенциалом в большей степени, так как имеет практическую направленность. Ученики применяют полученные на уроке знания, умения, навыки в конкретном виде деятельности: посредством организации игр, театрализованных представлений, в процессе реализации которых ученики через проигрывание и фактически «прочувствование» определённой исторической ситуации, усваивают определённые модели поведения, ценности.
Цель воспитательного мероприятия: способствовать воспитанию патриотизма, формированию ценностного отношения к своему Отечеству, чувства ответственности за процессы, происходящие в нём.
Задачи воспитательного мероприятия:
Образовательные – учащиеся должны знать:
- жизнь и деятельность детей в годы Великой Отечественной войны;
- сущность понятий «подвиг», «патриотизм».
Развивающие – школьники должны уметь:
- четко и логично рассказывать об исторических событиях, описывать личности героев;
- общаться со сверстниками и учителем, отстаивать своё мнение.
Воспитательные – учащиеся должны понимать ценность:
- любви к Родине;
- интереса к истории и чтению книг;
- уважительного отношения к другим людям;
- требовательного отношения к себе;
- добросовестного отношения к труду.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
- Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны.
- Формирование интереса к истории своей Родины.
- Уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны.
- Повышение социальной компетентности обучающихся.
Форма проведения воспитательного мероприятия: тематическая беседа.
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы, приёмы | Развиваемые умения | Формируемые УУД |
Организационный этап Вовлечь учащихся в данное мероприятия посредством создания определённого эмоционального настроя.
| Запись голоса Ю.Б. Левитана об окончании войны. Затем звучит мелодия «День Победы» (https://hotplayer.ru/?s=день%20победы) -Дорогие ребята, в этом году наша страна будет праздновать 78-ую годовщину Великой Победы советского народа над фашизмом. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 30 миллионов жизней унесла та война, затронув каждую семью. Рядом с отцами и старшими братьями сражались мальчишки и девчонки в солдатских гимнастерках, не жалея сил ы самой жизни. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как мы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за это им пришлось заплатить слишком дорогую цену. | Ученики слушают учителя. | Метод: объяснительно-иллюстративный Приёмы: устный |
| Формируемые УУД – регулятивные
|
Основной этап мероприятия Расширить представления школьников о нелёгкой жизни детей в годы ВОВ, о вкладе каждого из них в дело Победы. Подготовка к изучению темы.
Рассказ о родственниках – героях ВОВ.
| Звучит мелодия «А закаты алые» (https://x-minus.me/track/2968/закаты-алые)
Ребята, мы с вами никогда не знали ужасов войны. Но так было не всегда.
-Ребята, у нас у всех есть прабабушки и прадедушки, которые знали ужасы ВОВ, расскажите, что вам известно об их жизни, подвигах.
|
Звучит мелодия: «Священная война» (https://drive.gybka.com/q/священная+война+мелодия/ ) Ученик читает стихотворение Стихотворение Ю.Воронова «Хотелось бы, чтобы все это помнили...» Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить,
Ребята рассказывают о своих родственниках, которые являлись очевидцами ВОВ. Шошин Владислав: Хочу рассказать о своей прапрабабушке, Клавдии Михайловне Крыловой, которой 23 апреля 2020 года исполнилось бы 97 лет. Родилась в г. Кулебаки, в 1939 году окончила школу ФЗУ по профессии столяр по сборке мебели. По окончании школы поступила работать на металлургический завод им. Кирова. 12 апреля 1941 года призвалась в действующую армию, 8-ой отдельный дивизион аэростатного заграждения в г. Горький. Началась действительная военная служба. Девушек распределили по расчетам, каждый расчет принял свой аэростат, за который они полностью отвечали. Демобилизовалась в июне 1945 года. И снова вернулась работать на завод, но уже в огнеупорный цех, работала прессовщицей. |
Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный Приёмы: устный
Метод: репродуктивный Приёмы: устный,
Метод: репродуктивный. Приёмы: устный, конкретизация,
Приёмы: устный, абстрагирование.
| Образные (умение рассказывать, описывать), логические (конкретизация, абстрагирование)
| Формируемые УУД – регулятивные (целеполагание); познавательные (овладение способами работы с информацией), коммуникативные (взаимодействие с учителем, одноклассниками), личностные (самоопределение, смыслообразование). Результаты – предметные (расширение исторических знаний); метапредметные (правильно выполнять поставленную учебную задачу, организовывать сотрудничество) и личностные (формирование активной гражданско-патриотической позиции). |
Этап рефлексии . | Ребята, какие выводы вы сделали для себя из данного мероприятия? | Ученики высказывают мнения («от нас зависит будущее страны, нужно быть патриотами, действовать на благо Родины»). | Метод: репродуктивный Приёмы – устный, обобщение. | Логические (обобщение, формулировка выводов) | Формируемые УУД – личностные (самоопределение). Результаты – личностные. |
Заключительный этап | Звучит мелодия «День Победы». «Никто не забыт, ничто не забыто» –пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны. Учитель раздаёт ученикам «секретный конверт» с Георгиевской ленточкой | Ученики получают «секретный конверт», благодарят за мероприятие | Метод: репродуктивный Приёмы – устный, наглядный.
|
| Формируемые УУД – личностные (самоопределение). Результаты – личностные. |
Тематическая беседа– информационно-просветительская форма воспитательных мероприятий, может быть представлена темой, которую необходимо изучить (рассмотреть). Беседа отличается всегда ориентирована на определенную аудиторию с учетом ее возрастных и социальных особенностей. Беседа – это, прежде всего, разговор с аудиторией, привлечение ее внимания, организация совместной деятельности. Методическими приемами данной формы могут быть презентации, видеофильмы, наглядные иллюстрации.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: система патриотического воспитания подростков должна основываться на методах и приёмах, учитывающих их психологические и познавательные возможности, потребности, и осуществляться посредством взаимодействия школы, семьи, общественных организаций и государства в целом.
Во время воспитательного мероприятия использовались следующие методы:
Словесные методы: рассказ, беседа
Методы организации деятельности: демонстрация
Методы познавательной активности: анализ и синтез
Методы эмоционального воздействия: создание ситуации занимательности, нравственного переживания, поощрения
Приемы: устный, наглядный.
Описание этапов подготовки:
Воспитательное мероприятие готовилось в несколько этапов:
1 этап – сбор информации по теме.
3 этап – проведение мероприятия
4 этап – подведение итогов мероприятия(формулировка выводов).
Описание этапов проведения мероприятия:
Кадровые ресурсы:
- Беседы с учителями истории: Зорченко Ю.Н.
Методические ресурсы:
- Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айриспресс, 2002.
- Видянин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортиных игр. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Воробьёва О.В. Методика обучения истории Курс лекций. Часть II. – Арзамас: АГПИ, 2012.
- Герасимова Т.Б. Организация проектной деятельности в школе / Т.Б. Герасимова // Преподавание истории в школе. – 2007. – №7. – С. 17-19.
- Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия. - Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2-8.
- Микрюков В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота. - Инновации в образовании. – 2010. – № 6. – С. 212-219.
- Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Сластенин, В.А.. Педагогика: Учеб.пособие для пед. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. –
Материально-технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, презентация, фотографии.
Информационные ресурсы:
- Карта Памяти – патриотическая карта издательства «Просвещение»
URL: http://memory-map.prosv.ru
- Материал из свободной энциклопедии
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война
- Обобщенный электронный банк данных Мемориал
URL: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
- Электронный банк документов Подвиг народа
URL: http://podvignaroda.mil.ru
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Воспитательное мероприятие ориентирован на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. В организации и проведении мероприятия принимают участие обучающиеся. В ходе коллективной, совместной работы воспитанники и обучающиеся овладевают информационными, поисковыми, коммуникативными компетентностями.
Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи. При использовании методической разработки стоит обратить внимание на:
- информационное обеспечение (предоставить школьникам – литературу, интернет- ресурсы, и т.д.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я помню, значит, я живу!"
Общешкольная линейка, посвященная 9 мая...
торжественная линейка 9 мая "Я помню, значит я живу"
мероприятие предназначено для воспитания патриотических чувств у школьников. Формирования любви к Родине и сохранения памяти о тех, кто защищал и спас от фашизма, принес мир всем народам....
Помним - значит, живем!"
Материаал проведения общешкольной линейки, посвященной Дню памяти Чернобыля...
С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».
Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...
Классный час в 5 классе "Урок Памяти "Помнить - значит знать"
Цель Урока: формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на...
Классный час "Помнить-значит знать"
Классный час "Помнить-значит знать"...
Классный час "Помнить - значит знать".
Классный час "Помнить - значит знать"....