Проектная деятельность в дополнительном образовании.
статья
Статья содержит описание проектной технологии в дополнительном образовании, роли проектов в обучении и воспитании подростков, эффективности проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dopolnitelnom_obrazovanii_afanasovich_m.a.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Проектная деятельность в дополнительном образовании»
Автор:
Афанасович Мария Александровна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества – это учреждение, основной целью которого является повышение качества образования на основе системного подхода к организации образовательного процесса, профессионализма педагогов, научно-методической деятельности. Дополнительное образование детей социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
На сегодняшний день, Дом творчества ищет пути и создает условия для личностного роста обучающихся, их самореализации, подготовки к эффективному участию в различных видах деятельности. Все это осуществляется с помощью повышения уровня знаний в различных областях, через привлечение к волонтерской деятельности, через участие в различных мероприятиях, конкурсах, проектах, как социально-значимых, так и исследовательских, что положительно сказывается на социализации ребенка в обществе и развитии личностных компетенций.
Особое место, на мой взгляд, занимает именно проектная деятельность. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике становится проектная деятельность.
Слово «проект» в переводе с латинского языка означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Результатом проекта всегда является получение чего-то нового, он требует иного качества или показывает путь к его получению.
Учебный проект характеризуется как форма обучения, наиболее соответствующая требованиям современного обучения, как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.
Всем известно, что новые знания можно получить и в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Самостоятельно добытые знания в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, обычно самые прочные. Чтобы научить добывать знания, надо научить детей технике исследовательского поиска. Коллективные проекты также положительно влияют на развитие детей: они учатся распределять обязанности, формируется ответственность, умение работать в парах. Образовательный процесс из скучной принудиловки превращается в результативную творческую созидательную работу.
Проект с точки зрения педагога — это эффективное средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- постановке проблемы (формулированию ведущей проблемы и постановке задач);
- правильному определению цели, планированию содержательной деятельности ученика;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
-презентации в различных формах (с помощью макета, плаката, компьютерной презентации, моделей, видео, аудио и др.);
- самоанализу, рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- практическому применению школьных знаний в различных, ситуациях.
Главный результат проекта — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества п. Пурпе и являюсь руководителем объединения «Колесо истории». В работе часто использую проектную деятельность, чаще всего исследовательские проекты. Дети с большим удовольствием берутся за исследования в области истории, так как там много интересных вопросов и тем, которые не достаточно изучены.
Мы выполнили много интересных исследований, но самым полезным и актуальным, на мой взгляд, является социально – значимый проект «Свидетели Великой Победы», посвященный 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны. Проект направлен на активизацию работы молодого поколения по увековечению памяти о земляках-участниках Великой Отечественной Войны, чьи биографии хранят историю событий Великой Отечественной войны.
В рамках проекта мы с ребятами собираем ценные сведения у жителей п. Пурпе о воевавших родственниках, тружениках тыла, о которых ранее нигде не упоминалось. Результатом данного проекта является интернет-книга «Свидетели Великой Победы», которая в будущем будет пополняться новыми историями.
У нас есть страничка в социальной сети VK, где жители п. Пурпе размещают свои истории. Ребята с интересом участвуют в реализации проекта, изготавливают подарки и открытки и поздравляют ветеранов с праздниками. С данным проектом мы заняли II место в конкурсе социально-значимых проектов «Отечество. Победа. Память», I место в научно-практической конференции МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, выступали в районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию», где заняли 1 место, сейчас готовимся к защите проекта на окружном уровне.
Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту, также необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, и самое главное, чтоб этот проект имел социальную значимость и пользу.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Список литературы
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Березина. М., 1998.-147с.
2. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов// Дополнительное образование. – 2007, №3.
3. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе. – 2004, №5.
- Интернет – книга «Свидетели Великой Победы» Электронный ресурс //Режим доступа: https://vk.com/clubwitnessesofthegreatvictory?w=wall-188765957_106%2Fall
- Проект «Свидетели Великой Победы» [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://vk.com/clubwitnessesofthegreatvictory
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Отчетная презентация о проектах на кружке ИЗО...
Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Использование метода проекта в творческом объединении по хореографии....
«Проектная деятельность в дополнительном образовании»
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании
Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Общественно-полезный труд в дополнительном образовании. Изготовление брошей из подручных материалов, для акции "Белый цветок"...