Проектная деятельность в дополнительном образовании
статья на тему
Использование метода проекта в творческом объединении по хореографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 319.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
г.Реутов
Проектная деятельность в
дополнительном образовании
Выполнила: Бугрова Е.Ю.,
Заместитель директора
МБОУ ДОД «ДДТ»
2014 год
Метод проектов
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Основные требования к использованию метода проектов
1.Наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление перед группой по материалу свой работы; совместное творчество нескольких обучающихся, сценарий праздничного мероприятия и т. д);
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
4.Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7.Использование исследовательских методов:
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).
Этапы выполнения проекта
1 этап. Определение темы, уточнение целей проекта. Обучающиеся уточняют информацию, обсуждают задание. Педагог мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта, наблюдает.
2 этап. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Обучающиеся формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Педагог помогает в анализе и синтезе, наблюдает.
3 этап. Выполнение проекта. Обучающиеся выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект. Педагог наблюдает, советует.
4 этап. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели. Обучающиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Педагог наблюдает, направляет процесс анализа.
5 этап. Защита проекта. Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка, применение результатов на практике. Обучающиеся защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Педагог участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Опыт работы МБОУ ДОД «ДДТ» в проектной деятельности
В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.Реутова более 17 лет существует коллектив народного танца «Девчата» под руководством педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Голландцевой Татьяны Викторовны. Коллектив – неоднократный победитель международных, областных, региональных конкурсов и фестивалей: «Юные таланты Московии», «Подмосковный перепляс», «Планета детства», «Бегущая по волнам» и др., участники многочисленных городских и областных мероприятий и концертов. Тема проектной деятельности обучающихся в этом творческом объединении «Народный танец». На первом этапе обучающиеся совместно с педагогом обсуждают и выбирают народный танец, который будут представлять на различных хореографических конкурсах и фестивалях (например, области России, ирландия, болгария, молдавия, дагестан, и др.).
Далее ребята собирают информацию о народных традициях, устоях, праздниках, характерных чертах национальности, костюмах этого народа, деталях костюма, что очень важно. Для этого дети изучают литературу, беседуют с родственниками, знакомыми, просматривают фотографии быта, костюмов, используют интернет-ресурсы. Даже, находясь на отдыхе в другой стране, девочки интересуются культурой этой страны, привозят национальные атрибуты, детали костюмов, что позволяет более подробно разработать костюм для выступления. Результаты этой творческой работы оформляются в виде альбомов, буклетов, презентаций. Особе место в исследовательской работе занимает коллекция кукол в национальных костюмах, которая постоянно пополняется, для наглядного представления о народном колорите. В процессе исследовательской работы участники коллектива «Девчата» обсуждают и анализируют на занятиях результаты своей деятельности, под руководством педагога применяют полученные знания в практической деятельности: в упражнениях, элементах танцевальных движений, создании костюмов. Здесь широко используются групповые методы творческой деятельности. Большую помощь во всей творческой работе оказывают родители.
Защита проекта в хореографическом коллективе «Девчата» - это создание своими руками (конечно, не без помощи педагога и родителей) национального костюма и представление изученного танца в этих костюмах на различных конкурсах и фестивалях. Анализ совместной работы педагога и обучающихся в оценке результатов этой работы членами жюри конкурсов, руководителями методических объединений, других творческих коллективов.
Результат выполненного проекта - "осязаемый", предметный, т.е., решена конкретная творческая задача по воплощению творческого замысла – показ национального колорита средствами хореографического искусства, конкретный практический результат – создание народного костюма - готовый к применению. В репертуаре коллектива «Девчата» большое количество народных танцев, готовых к показу на различных мероприятиях, концертах, конкурсах, фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Отчетная презентация о проектах на кружке ИЗО...
Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...
«Проектная деятельность в дополнительном образовании»
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изме...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании
Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Общественно-полезный труд в дополнительном образовании. Изготовление брошей из подручных материалов, для акции "Белый цветок"...
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Презентация расскажет об использовании общественно-полезного труда в дополнительном образовании....