Soft skills педагога в условиях современного подхода к образованию.
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

"Мягкие навыки", их связь с характером, темпераментом и личным опытом. 4К. Soft skills применительно к педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soft.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Методическое совещание                   

                                                             Подготовила                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Зубарева Юлия Анатольевна

Soft skills педагога в условиях современного подхода к образованию

Soft skills (англ. «мягкие навыки») - связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом.                                       Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

Ключевые компетенции XXI века О.Е. Лебедев, доктор педагогических наук, профессор, представитель петербургской школы исследователей выделил    «4 К» soft skills:                                                                                                                                                  Коммуникативность – умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться.                                                                                                                Критическое мышление – способность критически оценивать информацию, поступающую из вне, анализировать ее и проверять
на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы.                                                                        -
Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения.                      -Командная работа (координация) – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Данные навыки необходимо развивать каждому педагогу.

Вопросы развития soft skills у педагогов заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения.
Это становится особенно актуальным в эпоху цифровизации, когда процессы трансформации происходят как в обществе в целом, так и в образовании в частности. Это влечёт за собой и изменения понятия педагогической профессии.

Сегодня выделяют следующие основные soft skills применительно к педагогической деятельности:

1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход
к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации.  Педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».

5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.

6. Эмоциональный интеллект. Подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями
и состояниями; влияния на эмоции и эмоциональное состояние окружающих.

7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и ответственность за их последствия.

8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и поиск решения проблем людей на основе понимания их ценностей
и потребностей.

9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.

10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.

11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.
Сегодня набирают популярность разнообразные школы развития, курсы, программы для взрослых, где учат развивать свои «гибкие навыки». К занятиям, которые развивают soft skills относятся тренинги по мотивации, работе в команде, управлению временем, лидерству, менеджменту, личному развитию, проведению презентаций, и т. д.
 

Развитие мягких компетенций во многом зависит от самого человека. Однако стоит помнить, что   развитые soft skills – залог профессионального успеха в XXI веке. Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей, поэтому важно понимать какой образ взрослого  транслируется обучающимся. На первый план выходит личность педагога и важно, насколько она соответствует требованиям современного общества.  Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills надо понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от той действительности, к которой мы привыкли.                                                                                  

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам:                                                               -Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке).                                                             Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления.                                                     -Умение работать в команде.                                                                                                                             Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать. Это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.                                                                                                                  -Понимание влияния технологий на работу.                                                                                                                             Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса.                                                                                                                              -Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.                                                                                                                                  -Умение управлять собой.                                                                                              Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.                                                                       

Как развивать soft skills?                                                                                                           Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.                                                               

Общие правила развития soft skills:                                                                                 

Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находИте для себя таких людей целенаправленно.                                                                                                       

Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними. Если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.                                                                                     

Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.                                               Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.                                                                                                                Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.                                                                                    Логическое мышление развивается во время участия, например, в играх.                                          Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции.                        Тренинги развития - эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.  

Сложность в развитии навыков зависит от индивидуальных особенностей, а также от конкретно необходимого навыка. Но в целом нужно учесть: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем Вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше Вы в этом были не очень сильны.  Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.        

Универсальные рекомендации по развитию soft skills.                                                                        Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем.                                     Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.                                                             Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.                                                                                                       Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).                                                                                                                          Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на других» (цель конкретная).                                                                    Начинать стоит с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если Вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед коллегами в малом коллективе, а не с крупной научной конференции.                                                                                                                              Сложные задачи делите на этапы и идите по составленному плану.                                       Что мешает развиваться?                                                                                                              Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы.                          Отсутствие готовности что-то менять.                                                                                                 Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты.                                                                                                                     Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах.                                                                                            Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий                            Когда происходит развитие?                                                                                                                 Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти.             У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития.                                                                                                                                               Вы готовы выйти из «зоны комфорта».                                                                                                   Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах.                                                  Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий. 

Задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире. Это позволит быть успешным в учёбе, в профессии, в жизни. Главное современное направление педагогики - развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, ориентироваться и адаптироваться в современном мире.

ИСТОЧНИКИ:

https://урок.рф/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html

-https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/12/07/soft-skills-kompetentsii-pedagoga-dopolnitelnogo

-http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к образованию детей с ОВЗ

Наряду с преподаванием традиционных специальностей во многих коррекционных образовательных учреждениях вводятся новые курсы, расширяющие возможности выпускников в выборе жезненных ориентиров....

Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы

Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы.           ...

Молодой педагог в условиях современного образования

Молодой педагог в условиях современного образования.Успех не приходит к тебе… ты идешь к успеху. Я думаю, что эти слова могут стать  девизом всех молодых педагогов Сургутского района. ...

Современные подходы к образованию в условиях реализации ФГОС

6 районныйфестиваль педагогических идейСекйия "Системно -деятельностный подход в образовании"Тема "Составление простейшего плана местности" (мастер-класс)http://gcro.nios.ru/system...

"Организация наставничества педагогов в условиях современного образования" (2020 г.)

            Один из федеральных проектов национального проекта  «Образование» -«Современная школа», в  реализации которого настав...

Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования

Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования // Фит...