Soft skills педагога в условиях современного подхода к образованию.
статья
"Мягкие навыки", их связь с характером, темпераментом и личным опытом. 4К. Soft skills применительно к педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soft.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое совещание
Подготовила
педагог дополнительного образования
Зубарева Юлия Анатольевна
Soft skills педагога в условиях современного подхода к образованию
Soft skills (англ. «мягкие навыки») - связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом. Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
Ключевые компетенции XXI века О.Е. Лебедев, доктор педагогических наук, профессор, представитель петербургской школы исследователей выделил «4 К» soft skills: Коммуникативность – умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться. Критическое мышление – способность критически оценивать информацию, поступающую из вне, анализировать ее и проверять
на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы. -Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения. -Командная работа (координация) – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Данные навыки необходимо развивать каждому педагогу.
Вопросы развития soft skills у педагогов заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения.
Это становится особенно актуальным в эпоху цифровизации, когда процессы трансформации происходят как в обществе в целом, так и в образовании в частности. Это влечёт за собой и изменения понятия педагогической профессии.
Сегодня выделяют следующие основные soft skills применительно к педагогической деятельности:
1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход
к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».
5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.
6. Эмоциональный интеллект. Подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями
и состояниями; влияния на эмоции и эмоциональное состояние окружающих.
7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и ответственность за их последствия.
8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и поиск решения проблем людей на основе понимания их ценностей
и потребностей.
9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.
10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.
11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.
Сегодня набирают популярность разнообразные школы развития, курсы, программы для взрослых, где учат развивать свои «гибкие навыки». К занятиям, которые развивают soft skills относятся тренинги по мотивации, работе в команде, управлению временем, лидерству, менеджменту, личному развитию, проведению презентаций, и т. д.
Развитие мягких компетенций во многом зависит от самого человека. Однако стоит помнить, что развитые soft skills – залог профессионального успеха в XXI веке. Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей, поэтому важно понимать какой образ взрослого транслируется обучающимся. На первый план выходит личность педагога и важно, насколько она соответствует требованиям современного общества. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills надо понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от той действительности, к которой мы привыкли.
Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам: -Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления. -Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать. Это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр. -Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. -Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения. -Умение управлять собой. Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
Как развивать soft skills? Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.
Общие правила развития soft skills:
Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находИте для себя таких людей целенаправленно.
Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними. Если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills. Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе. Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям. Логическое мышление развивается во время участия, например, в играх. Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Тренинги развития - эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым. Во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.
Сложность в развитии навыков зависит от индивидуальных особенностей, а также от конкретно необходимого навыка. Но в целом нужно учесть: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем Вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше Вы в этом были не очень сильны. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Универсальные рекомендации по развитию soft skills. Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем. Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет. Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат. Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая). Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на других» (цель конкретная). Начинать стоит с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если Вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед коллегами в малом коллективе, а не с крупной научной конференции. Сложные задачи делите на этапы и идите по составленному плану. Что мешает развиваться? Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы. Отсутствие готовности что-то менять. Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты. Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах. Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий Когда происходит развитие? Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти. У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития. Вы готовы выйти из «зоны комфорта». Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах. Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий.
Задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире. Это позволит быть успешным в учёбе, в профессии, в жизни. Главное современное направление педагогики - развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, ориентироваться и адаптироваться в современном мире.
ИСТОЧНИКИ:
https://урок.рф/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html
-https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/12/07/soft-skills-kompetentsii-pedagoga-dopolnitelnogo
-http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к образованию детей с ОВЗ
Наряду с преподаванием традиционных специальностей во многих коррекционных образовательных учреждениях вводятся новые курсы, расширяющие возможности выпускников в выборе жезненных ориентиров....
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы
Доклад на заседании педагогического совета школы«Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста педагогов в условиях современной школы. ...
Взаимодействие педагогов в условиях современной открытой информационной образовательной среды»
Создание интерактивной презентации...
Молодой педагог в условиях современного образования
Молодой педагог в условиях современного образования.Успех не приходит к тебе… ты идешь к успеху. Я думаю, что эти слова могут стать девизом всех молодых педагогов Сургутского района. ...
Современные подходы к образованию в условиях реализации ФГОС
6 районныйфестиваль педагогических идейСекйия "Системно -деятельностный подход в образовании"Тема "Составление простейшего плана местности" (мастер-класс)http://gcro.nios.ru/system...
"Организация наставничества педагогов в условиях современного образования" (2020 г.)
Один из федеральных проектов национального проекта «Образование» -«Современная школа», в реализации которого настав...
Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования
Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования // Фит...