ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юные инспекторы движения»
рабочая программа (8 класс)
Аннотация программы дополнительного образования
«Юные инспектора движения»
Программа кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД) разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и реализует программу дополнительного образования социально-педагогической направленности, в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.; Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.
Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Возрастной состав обучающихся 12-16 лет. Реализация программы рассчитана на 5 лет. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения ПДД через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе.
Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности. развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков; формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму; развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции; всестороннее развитие творческих способностей посредством совместного социального творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
-повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ;
-способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
-способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
-формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
-формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе.
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
-умственному развитию - обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
-нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
-эстетическому воспитанию - участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_sayapina_yuid_2022.docx | 123.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
муниципального образования городской округ «Охинский»
Сахалинская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи им. А.В. Беляева
г. Оха, ул. Советская,9, телефон 8 (42437) 34212
Принята | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании педагогического совета | Директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева |
Протокол № 17 от «22» 08. 2022 г. | ____________Т.В. Гордеева Приказ № 214- ОД от 22.08.2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные инспекторы движения»
Уровень программы: продвинутый
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 14-18 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель программы:
Саяпина Елена Геннадьевна,
заместитель директора
Оха, 2022
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы | социально-гуманитарная | ||
Уровень сложности | продвинутый | ||
Язык реализации программы | Государственный язык РФ - русский | ||
Особенности реализации программы | модульный принцип | ||
Актуальность | Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что они не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача объединения ЮИД. Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать выступления агит-бригад, проблемные ситуации. Конкурсы шоу – программ по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, а главное интересное. Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного движения дают возможность проявить себя на практике. В том случае, когда ребёнок чувствует себя водителем, отвечающим за положение на проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе. Причём, знание основ медицинских знаний и умение оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся уверенней чувствовать себя в жизни. В конце курса дать возможность детям проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях кроссфит «Автостоп» является лучшей проверкой работы данного объединения. | ||
Отличительные особенности, педагогическая целесообразность, новизна | Отличительными особенностями данной программы следует считать то, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения. Необходимо отметить непрерывность обучения детей среднего школьного возраста правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Главные принципы программы: 1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы; 2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности; 3. Предполагает постепенное усложнение материала; 4. Добровольность участия в данном виде деятельности; 5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий; 6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения. | ||
Категории учащихся | Программа предназначена для детей, проявляющих интерес к культуре поведения на дорогах, стремящимся к безопасному поведению в повседневной жизни и желающим иметь навыки рациональных действий в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Возраст обучающихся: 14-18 лет Наполняемость группы: 10-20 чел. Состав группы: разновозрастной Условия приема детей: зачисляются все желающие при наличии свободных мест | ||
Объём программы | 105 часов первый год обучения -35 часов; второй год обучения – 35 часов; третий год обучения – 35 часов. | ||
Срок реализации программы | 3 года | ||
Описание модулей программы | Данная программа составлена на основе авторской программы «Юные инспекторы движения» Н. Ф. Виноградовой. Она направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование разных форм проведения занятий: тематические занятия; игровые тренинги; разбор дорожных ситуаций на настольных играх; экскурсии; конкурсы, соревнования, КВН, викторины; изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет; разработка проектов по правилам дорожного движения; встреча с работниками ГИБДД; просмотр видеофильмов. На занятиях обучающиеся проходят теоретический материал и закрепляют свои знания на практике. В группу второго (третьего) года обучения обучающиеся переходят из первого (второго) года обучения. Каждый год обучения закрепляет и расширяет знания, полученные ранее, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. | ||
Режим занятий | Количество занятий в день для 1-ой группы | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю |
1 занятие | 1 раз | 1 час | |
Продолжительность занятия | 1 акад. час = 40 мин. занятия + 10 минут перерыв. Указывается в программе в академических часах. | ||
Цель | Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей ребёнка как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
| ||
Задачи занятий | Обучающие: - Научить основным правилам дорожного движения; - Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; - Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; - Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. Развивающие: - Развивать мотивацию к безопасному поведению; Воспитательные: - воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; - воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. | ||
Планируемые результаты | Результатом обучения является достижение в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность учащимся стать полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами, водителями. В результате освоения программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки: предметные: - формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; - овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. метапредметные: - научиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - научиться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательная: - научиться проводить сравнение и классификацию объектов; - научиться понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - научиться проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные: - научиться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных; - научиться обращаться за помощью; - научиться предлагать помощь и сотрудничество; - научиться слушать собеседника; - научиться формулировать свои затруднения; - научиться формулировать собственное мнение и позицию; - научиться договариваться и приходить к общему решению; - научиться осуществлять взаимный контроль; личностные: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; - объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; - осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план (1 год обучения)
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | ||
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Оформление уголка по безопасности дорожного движения. | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
ПДД. Общие положения. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Обязанности пешеходов. | 1 | - | 1 | Практическая работа | |
Обязанности пассажиров. | 1 | - | 1 | Практическая работа | |
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | 1 | - | 1 | Практическая работа | |
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД. | |
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Места установки дорожных знаков. | 1 | - | 1 | Наблюдение. Интерактивное тестирование | |
Вертикальная разметка и ее назначение. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. | 1 | - | 1 | Практическая работа | |
Виды светофоров. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | 1 | - | 1 | Практическая работа | |
Перекрестки и их виды. | 2 | 1 | 1 | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД. Наблюдение | |
Проезд перекрестков. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа Наблюдение | |
Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Перевозка людей. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 1 | - | 1 | Наблюдение. Аналитический отчет | |
Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. | 1 | - | 1 | Наблюдение Аналитический отчет | |
Дорожные ловушки. Решение задач по теме. | 1 | 1 | - | Интерактивный тест | |
ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. | 1 | 1 | - | Интерактивный тест | |
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Основные требования при оказании ПМП при ДТП. | 2 | 1 | 1 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ | |
Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | 1 | - | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ | |
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. | 1 | - | 1 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ. Практическая работа | |
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | - | 1 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ. Практическая работа | |
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. | 1 | - | 1 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ. Практическая работа | |
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. | 2 | - | 2 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ. Практическая работа | |
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | 1 | - | 1 | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ. Практическая работа | |
Всего: | 35 часов | 16 часов | 19 часов |
Учебный план (2 год обучения)
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | ||
| Организационный сбор отряда. Выбор актива. Планирование работы на учебный год | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
Азбука улиц и дорог | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Подготовка к участию во Всероссийской профилактической акции «Внимание, дети!» | 1 | 1 | - | Практическая работа (определение тематики акции) | |
Подготовка к акции «Остановись, телефон не спасет тебе жизнь!», «Переход там!» | 2 | - | 2 | Практическая работа (изготовление шаблонов, образцов буклетов и листовок) | |
Подготовка к нформационно – пропагандистскому мероприятию для учащихся 1-х классов «Безопасный путь в школу» | 2 | 1 | 1 | Практическая работа (изготовление шаблонов и образцов) | |
Проведение акции «Остановись, телефон не спасет тебе жизнь!», «Переход там!» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет | |
Дорожные знаки – помощники участников дорожного движения | 1 | 1 | - | Интерактивный тест | |
Проведение информационно-пропагандистского мероприятия для учащихся 1-х классов «Безопасный путь в школу» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет | |
Подготовка мероприятия для учащихся 1-х классов «Посвящение в юные пешеходы» (планирование деятельности) | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Подготовка мероприятия для учащихся 1-х классов «Посвящение в юные пешеходы» | 1 | - | 1 | Практическая работа: изготовление буклетов | |
Подготовка мероприятия для учащихся 1-х классов «Посвящение в юные пешеходы» (подготовка танцевального номера – флешмоб «Дорожные знаки») | 2 | - | 2 | Выступление перед учащимися школы | |
Проведение мероприятия для учащихся 1-х классов «Посвящение в юные пешеходы» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы | |
Участники дорожного движения. Обязанности и права. | 1 | 1 | - | Интерактивный тест | |
Подготовка к акции «Каникулы! Ура?» | 1 | 1 | - | Практическая работа (изготовление шаблонов, образцов буклетов и листовок) | |
Проведение акции ««Каникулы! Ура?» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет | |
Подготовка к акции «Стань заметней на дороге!» | 1 | - | 1 | Практическая работа (изготовление шаблонов, образцов буклетов и листовок) | |
Проведение акции «Стань заметней на дороге!» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет. Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
Подготовка к акции «Осторожно, гололед!» | 1 | - | 1 | Практическая работа (изготовление шаблонов, образцов буклетов и листовок) | |
Проведение акции «Осторожно, гололед!» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет | |
Дорожная азбука: дорога и её элементы | 1 | 1 | - | Встреча с медицинскими работниками, сотрудниками ДОСААФ | |
Подготовка к акции «Каникулы! Ура?» | 1 | - | 1 | Практическая работа (изготовление шаблонов, образцов буклетов и листовок) | |
Проведение акции «Каникулы! Ура?» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет | |
Подготовка выступления агитбригады «Страна Светофория» для воспитанников подготовительных групп детских садов | 4 | - | 4 | Выступление перед воспитанниками подготовительных групп детских садов | |
Выступление агитбригады «Страна Светофория» для воспитанников подготовительных групп детских садов | 4 | - | 4 | Выступление перед воспитанниками подготовительных групп детских садов. Аналитический отчет | |
Дорожная азбука: знаю ПДД | 2 | 1 | 1 | Интерактивный тест | |
Всего: | 35 часов | 10 | 25 |
Учебный план (3 год обучения)
№ п/п | Название тем | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля | ||
1 | Тема: Вводное занятие. Задачи, цели ЮИД на учебный год. | 1 | 1 | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД | |
2 | Тема Беседа «Как появились первые ПДД». Интересные факты из истории ПДД | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
3 | Подготовка сценария «Посвящение в юные пешеходы» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
4 | Репетиция сценария «Посвящение в юные пешеходы» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
5 | Открытое мероприятие «Посвящение в юные пешеходы» (для первоклассников) | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
6 | Беседа «ПДД РФ- государственный нормативный документ» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
7 | Разработка занятия «Безопасная дорога- Дом -Школа-Дом» | 1 | 1 | - | Выступление перед учащимися школы |
8 | Занятие для нач. школы «Безопасная дорога- Дом -Школа-Дом». Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
9 | Беседа «Обязанности пешеходов и пассажиров» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
10 | Инструктаж. Будь осторожен на каникулах. «Осторожно на дороге!» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
11 | Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу | 1 | - | 1 | Аналитический тест |
12 | Беседа «ПДД для велосипедистов», «Как изобрели велосипед. Виды велосипедов» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
13 | Разработка занятия для нач. школы «Как правильно дорогу переходить» | 1 | 1 | - | Выступление перед учащимися школы |
14 | Репетиция занятия- сценарий «Как правильно дорогу переходить» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
15 | Занятие для нач. для школы «Как правильно дорогу переходить» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
16 | Инструктаж «Скользкая дорога!» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
17 | Разработка занятия кроссфит «Автостоп» | 1 | 1 | - | Выступление перед учащимися школы |
18 | Репетиция занятия кроссфит «Автостоп» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
19 | Занятия для нач. школы, воспитанников подготовительных групп кроссфит «Автостоп» | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
20 | Макет улиц и дорог | 1 | - | 1 | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
21 | Беседа «Дорожный этикет» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
22 | Час вопросов и ответов Встреча с сотрудником ГИБДД | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
23 | Акция «Юный пешеход» (вручение памяток учащимся школы). | 1 | - | 1 | Аналитический отчет |
24 | Инструктаж Правила безопасного поведения на весенних каникулах | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
25 | Беседа «Как появились дорожные знаки». | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
26 | Беседа «Группы дорожных знаков» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
27 | Викторина. «Как мы знаем ПДД?» | 1 | - | 1 | Аналитический тест |
28 | Беседа «История появления автомобиля» | 1 | 1 | - | Встреча и беседа с инспектором ГИБДД |
29 | Тренировка - Вождение велосипеда | 1 | - | 1 | Практическая работа |
30 | Вождение велосипеда. Спортивное соревнование | 1 | - | 1 | Практическая работа |
31 | Акция «Как вести себя на улице, дороге летом» | 1 | - | 1 | Аналитический отчет |
32 | Правила дорожного движения - тест | 1 | 1 | - | Интерактивный тест |
33 | Час вопросов и ответов Оказание доврачебной помощи | 1 | - | 1 | Встреча с медицинскими работниками |
34 | Подготовка выступления агитбригады «У светофора нет каникул» в пришкольном летнем оздоровительном лагере. | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
35 | Выступление агитбригады «У светофора нет каникул» в пришкольном летнем оздоровительном лагере. | 1 | - | 1 | Выступление перед учащимися школы |
Всего: | 35 часов | 15 часов | 20 часов |
Содержание учебного плана
Содержание программы имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение правил дорожного движения, второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
Программа деятельности «ЮИД» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать член ЮИД для успешной работы. По принципу “равный - равному” юидовцы будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Опыт практической деятельности по реализации программы позволяет сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых мероприятий.
Учебный план (1 год обучения)
1.Введение. Вводное занятие. Задачи, цели кружка «ЮИД» на учебный год.
2. История ПДД. Интересные факты из истории ПДД. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Как появились первые ПДД. Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства».
Практические работы. Принимаем первоклассников в пешеходы. Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения»
3.Участники дорожного движения. Дорога - не место для игр. Дисциплина на улице- залог безопасного движения. Дорожный этикет. Что значит слово «Дорога». Улица, тротуар. Перекрёстки и их виды. Железнодорожный переезд: правила перехода и переезда. Погодные условия, влияющие на безопасность дорожного движения. Предметы, мешающие обзору дороги). ПДД РФ- государственный нормативный документ. Обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности водителей. ПДД для велосипедистов. Как изобрели велосипед. Виды велосипедов. Выполнение требований ПДД пешеходами, пассажирами, водителями – показатель уровня культуры и воспитания. Условия, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток.
Инструктаж «Будь осторожен на каникулах». Инструктаж о соблюдении ПДД во время осенних каникул «Безопасная дорога». Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». «Как правильно переходить дорогу». Инструктаж «Осторожно! Скользкая дорога!» Встреча с сотрудником ГИБДД.
Практические работы. Репетиция сценария Практическое занятие. Открытое мероприятие. Принимаем первоклассников в пешеходы. Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения». Составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом» Грамотный пассажир. Макет улиц и дорог. Репетиция занятия Практическое занятие
Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу.
Подготовка к акции «Юный пешеход» (сочинение- обращение). Акция «Юный пешеход» (вручение памяток учащимся школы). Практическое занятие (отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД).
4. Наш друг- светофор. История создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора. История появления светофора. Сигналы светофоров. Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время весенних каникул». Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора. Экскурсия к светофору.
Практические работы. Конкурс рисунков о ПДД. Наш друг светофор. Работа агитбригады 1 класс «Весёлый светофор» (изготовление закладки). Работа агитбригады 2 класс. Игра «Да – нет» Практическое занятие
5. Знаки дорожные- друзья надёжные. Как появились дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Классификация дорожных знаков. Вандализм на дорогах и транспорте. Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников дорожного движения. Административная и уголовная ответственность
Практические работы:«Как мы знаем ПДД?». Работа агитбригады - 3 класс Практическое занятие.
6.Транспорт и пассажиры. История появления автомобиля. Виды транспорта. Автомобильный транспорт (Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Государственный и технический осмотр). Общественный транспорт (Правила поведения в общественном транспорте. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Что такое ДТП. Велосипед - механический вид транспорта.
Практические работы. Тренировка - вождение велосипеда. Спортивное соревнование «Юный велосипедист» (проезд на велосипеде по полосе препятствий, фигурное вождение).
7. Грамотный пешеход и пассажир. Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом, весной, осенью, зимой».
Практическая работа: Театрализованные представления, акции: Посвящение в пешеходы. Пристегнись и улыбнись. Шагающий автобус. Практическое вождение велосипеда. Выступление агитбригады.
8. Лучший знаток ПДД. - Мы на страже безопасности, Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время летних каникул». Итоговое занятие. Конкурсно – развлекательная программа «Как ты знаешь правила дорожного движения».
2 год обучения
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка. Теория. Цели, задачи, программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2. История правил дорожного движения. Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения. Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа). 6 Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Практика. Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства». Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Разработка викторины по ПДД в уголок. Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. 7 Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда. Теория. Препятствия (прохождение трассы): - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; - коридор из коротких досок. Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия. Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. Выступление в классах по пропаганде ПДД. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо». Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
3 год обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка. Теория. Цели, задачи, программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2. Традиционно-массовые мероприятия. Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. Выступление в классах, а также перед воспитанниками подготовительных групп детских садов города по пропаганде ПДД.
Тема 3. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
Тема 4. Практическая работа: Выступление агитбригады.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
Учебный год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 34 | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 1 часу |
Адаптационный период | 01.09.2022 | 01.10.2022 | 5 | 5 | 5 | |
Промежуточная аттестация | 19.12.2022 | 24.12.2022 | 1 | 1 | 1 | |
Зимние каникулы | 26.12.2022 | 09.01.2023 | - | - | - | |
Промежуточная аттестация | 15.05.2023 | 31.05.2023 | 1 | 1 | 1 | |
Практика | 03.10-2022 | 07.10.2022 | 1 | 1 | 1 | - |
27.03.2022 | 31.03.2022 | 1 | 1 | 1 | ||
Летние каникулы | 01.06.2023 | 31.08.2023 | - | - | - | - |
Организационно-педагогические условия
Нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016);
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28.
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021г. № 3.12-1170–р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- МР 2.4.0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021);
- Письмо Минздрава России от 11.08.2022 N 15-2/И/1-13164 «О профилактике и раннему выявлению коронавирусной инфекции в образовательных учреждениях в новом учебном году»;
- МР 2.4.0259-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.09.2021)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...");
- Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4168);
- Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Устав образовательной организации;
- Локальные акты образовательной организации.
Методическое обеспечение
Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД). Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);
- в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
- Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами);
- Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях);
- Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах);
- Викторины, конкурсы, кроссворды;
- Дидактические игры (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
- Проведение «пятиминутокминуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе;
- Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения.
Теоретические занятия проводятся в кабинете, практические занятия могут проводиться на спортивной площадке, перекрестках города (совместно с ГИБДД).
Структурные элементы занятия:
- Организация начала занятия. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Полная готовность кабинета и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.
- Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность обучающихся к активной образовательно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
- Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
- Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.
- Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
- Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности обучающихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутри предметных связей.
- Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечения их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.
- Подведение итогов знаний. Установление правильности и осознанности выполнения задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.
- Рефлексия. Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
- Подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки обучающегося оценке педагога. Получение обучающимися информации о реальных результатах обучения.
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- магнитофон;
- плакаты по правилам дорожного движения;
- препятствия из автогородка.
Методическое оснащение:
- билеты по правилам дорожного движения, страхованию, медицине;
- рисунки ребят с конкурсов по правилам дорожного движения;
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- методические пособия для изучения правил дорожного движения по программе в классах;
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения правил дорожного движения в начальных классах.
Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы в образовательной организации осуществляет педагог, имеющий образование и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартам.
Обучение по программе ведёт педагог Саяпина Елена Геннадьевна, категория – высшая, образование – высшее.
Реализация здоровье формирующих, здоровье сберегающих образовательных технологий в образовательном процессе
Реализация осуществляется через:
- создание обстановки и гигиенических условий в помещении, соответствующих норме: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей;
- чередование в течение занятия различных видов деятельности (не менее трёх);
- использование педагогических технологий для повышения интереса обучающихся к изучаемому материалу;
- формирование на занятии отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;
- психологический климат на занятии: наличие эмоциональных разрядок (шуток, улыбок, афоризмов с комментариями).
Система оценки планируемых результатов
Уровень усвоения программного материала (текущий контроль) определяется при помощи следующих критериев: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл.
Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
- Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – отлично
13-14 баллов – хорошо
7-12 баллов – удовлетворительно
1-6 баллов - неудовлетворительно
- Первая помощь ( медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – отлично
4 балла – хорошо
3 балла – удовлетворительно
меньше – неудовлетворительно
Знание велосипеда ( теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – отлично - нет ошибок
4 балла – хорошо – 2ошибки
3 балла -удовлетворительно – 3-4 ошибки
2 балла - неудовлетворительно - 5 и более ошибок
В систему отслеживания и оценки результативности обучения на каждом этапе входят участие в различных праздниках и конкурсах как внутри учреждения, так и мероприятиях городского масштаба.
Работа с родителями
Целью работы с родителями обучающихся является включение семьи в учебно-воспитательную деятельность объединения. Данная работа направлена на:
- создание гуманистического стиля обучения и взаимодействия;
- уважительное отношение семьи и педагога к ребёнку;
- систематическое повышение психолого-педагогического уровня педагога и родителей;
- умение конструктивно подходить к решению проблем.
Результат совместной деятельности – удовлетворённость родителей и обучающихся деятельностью объединения.
4. Воспитательный компонент программы
Цель: создание целостной среды становления и развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Задачи:
- обновление содержания воспитания, внедрение новых форм и методов, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
- создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях воспитания и социализации детей;
- формирование у обучающихся системы духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, готовности к самостоятельному выбору;
- развитие познавательной и социальной активности, дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- формирование навыков и культуры безопасного поведения;
- ориентация обучающихся на здоровый образ жизни, привлечение к занятию спортом, воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам.
Особенности организуемого воспитательного процесса в объединении дополнительного образования.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А. В. Беляева:
- гражданское воспитание – формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание – воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание – формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
Воспитание на учебном занятии.
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогом и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания программы дополнительного образования через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
- применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают детям возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми.
Воспитание в детском объединении
Реализация данного модуля предполагает следующее:
- инициирование и поддержка участия группы в ключевых делах объединения и учреждения, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися группы, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение мероприятий как плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
Формы и содержание деятельности для достижения поставленной цели:
- беседы;
- праздники;
- игровые и конкурсные программы;
- викторины, познавательные игры;
- проектирование;
- поощрение;
- метод воспитывающих ситуаций;
- метод соревнования.
Планируемые результаты:
- Активное включение обучающихся в коллективную творческую деятельность, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.
- Проявление самостоятельности, развитие творческой и гражданской активности.
- Повышение культуры поведения, развитие личностных качеств обучающихся.
- Создание условий, обеспечивающих обучающимся ситуацию успеха.
- Формирование благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении.
Календарный план воспитательной работы объединения дополнительного образования «ЮИД» на 2022-2023 учебный год
Наименование | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственные |
Ознакомительная неделя | Беседа | Начало уч. года | Саяпина Е. Г. |
Участие в школьных конкурсах | конкурс | в течении уч. года | Саяпина Е. Г. |
Участие в акциях | Социальная реклама | в течении уч. года | Саяпина Е. Г. |
Организация выступления агитбригад | КТД | в течении уч. года | Саяпина Е. Г. |
Проведение викторин | соревнование | в течении уч. года | Саяпина Е. Г. |
Игра по станциям | КТД | апрель | Саяпина Е. Г. |
«Парад достижений» | Презентация | май | Саяпина Е. Г. |
Список литературы для педагогов
- Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
- Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
- Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.- 159 с.
- Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
- Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.- 246 с.
- Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г. – 435 с.
- Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.- 120 с.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г. – 426 с.
- Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г. – 95 с.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г. – 112 с.
- Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
- Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г. – 134 с.
- Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера, 2013-64с.
- У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г. – 79 с.
- Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г. – 59 с.
- Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
- Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г. – 255 с.
- Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г – 78 с.
Список литературы для учащихся
- Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г. – 54 с.
- Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
- Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
- Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
- Правила дорожного движения. - Москва, 2014г. – 157 с.
- Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с. - Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Для родителей:
Используемая методическая литература по ПДД
Книги:
1. Т.Ф. Саулина «Ознакомление школьников с ППД», М.: Карапуз, 2013 – 123 с.
2. К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, М.: Эксмо, 2013 – 79 с.
3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность школьника, М.: Цветной мир, 2001 – 211 с.
4. Е.И.Шаланова "Правила безопасности Дорожного движения" М.: Цветной мир, 2005 – 124 с.
5.Первая помощь. Учебник. М.: Просвещение, 2009 – 254 с.
6.Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних» М.: Эксмо, 2011 – 281 с.
7. Правила дорожного движения. - М. Эксмо, 2006.- 64 с.
8. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. М.: Эксмо, 2012- 256 с.
9. Из опыта работы / В.А. Добрякова Н.В. М.: Эксмо, 2012 – 354 с.
10. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. «Азбука дорог – правила жизни» – М.: Просвещение, 1989. – 62 с
Приложение №1
Карта результативности освоения программы
Параметры оценивания | Года обучения | Формы проверки, диагностики | Методы, методы диагностики | ||
1 год обучения | |||||
Начало года | Середина года | Конец года | |||
Освоение разделов программы | Контрольное задание Мероприятие | Тестирование Собеседование Опрос Наблюдение | |||
Формирование знаний, умений, навыков | Практическая работа Конкурс | Тестирование Собеседование Опрос Наблюдение | |||
Формирование общеучебных способов деятельности | Выполнение и презентация: - проектов; - сценариев; -идеи; - лекции; - тренинг; - презентаций; - показ; | Диагностика уровня сформированности Рефлексия Анализ материалов Экспертиза работ Совместное обсуждение Тестирование Наблюдение | |||
Развитие личностных свойств и способностей | Тест Творческая работа Задание Участие в мероприятиях | Диагностика динамики развития Тестирование Рефлексия Наблюдение Совместное обсуждение | |||
Воспитанность. Формирование гуманистического отношения | Педагогические ситуации Деловая игра Ролевая игра КТД Беседа Диспут, дискуссия Социальная практика | Наблюдение Анализ ситуаций Рефлексия Анкетирование, интервьюирование Анализ востребованности обучающихся, проектов, программ и т.п.) Экспертиза работ | |||
Развитие компетенций | Социальные пробы Реализация проектов КТД | Наблюдение Анализ ситуации Экспертиза проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...
Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"
Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"
Программа способствует решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...