Нет худшего наказания для учителя танцев, чем ученик, не умеющий слушать музыку.
статья
С чего начинать работу с начинающими танцорами? Что такое ритм? Возможно ли научить ребенка умению слышать музыку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_hudshego_nakazaniya_dlya_uchitelya_tantsev.docx | 21.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нет худшего наказания для учителя танцев, чем ученик, не умеющий слушать музыку. Такой ученик не понимает, что слушать не означает слышать. Для него не существует мелодии, гармоничного построения, мелодической фразы, оттенков настроения и разности ритма. Поэтому до начала старта «танцевальной карьеры» все «начинашки» занимаются ритмикой – перемещением тела в пространстве и времени.
Танцуя, наше тело, руки и ноги перемещаются в пространстве и во времени. Роль времени исполняет ритм, который является состовной частью музыки. При этом, выше означенные руки, ноги и тело могут двигаться или совершать различные действия в различных направлениях. Но все это должно быть объединено временем – ритмом…
Ритм.
Ритм – один из основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Музыкальный ритм имеет двигательно-моторную основу - и это его характерная особенность. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями (подсознательное, «машинальное» отбивание ритма ногой, лёгких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Эта позиция полностью разделялась и таким авторитетным теоретиком и практиком в вопросах ритма, как Э. Жак-Далькроз: «Без телесных ощущений ритма... не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». Большинство людей не сознает этих двигательных реакций, пока внимание не будет специально обращено на них. Попытки подавить моторные реакции или приводят к возникновению таких же реакций в других органах, или влекут за собой прекращение ритмического переживания. Исходя из этих положений можно сказать, что музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, что восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер.
Ритм – одно из выразительных средств музыки. Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания, ее образно-поэтическую сущность.
Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Кроме этого, в основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение -торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние –новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.
Чувство музыкального ритма.
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов, без которой практически невозможна никакая
музыкальная деятельность, тем более танцы.
Поэтому, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы.
Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него.
В 1911 году в городке Хеллерау, расположенном недалеко от Дрездена, открывается Институт музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза, известного швейцарского композитора, дирижёра и педагога, создателя знаменитого метода ритмического воспитания, позднее названного «системой ритмической гимнастики». Основной целью создания Института стала идея возвращения утраченного людьми ритма, возрождение ритма, как воспитательной и образующей силы, как дисциплинирующего начала.
В плане значились следующие предметы: ритмика, шведская гимнастика, пластика, сольфеджио, импровизация на рояле, гармония и теория музыки, хоровое пение, лекции по анатомии и физиологии.
Главные принципы Далькроза: «Музыка звуков и музыка жестов должна быть воодушевлена одними чувствами», «Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в «зримое звучание»». Танец становится элементом, имеющим действенное, эстетическое и социальное значение. Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков: 1) ритм, 2)звук, 3) инструмент - применительно к танцам – тело танцора.
Ритмика и «начинашки».
До сих пор в музыкальной практической педагогике как пытаются развивать чувство ритма «вообще», так и опираться на «арифметический счет». В массовом музыкальном образовании распространены занятия ритмикой. Психолог Теплов Б.М. неоднократно обращался к данной теме. Он рассуждал о том, какое значение имеют занятия ритмикой для развития чувства ритма, и говорил, что, если под ритмикой понимать занятия по умению передавать движениями ритм музыки, то с несомненностью следует признание полной законности такого способа развития музыкально-ритмического чувства. Но законным этот способ будет только до тех пор, пока занятия ритмикой являются музыкальными занятиями, пока центром их остается музыка.
С «танцевальной» точки зрения, занятия ритмикой – соединение в единое целое музыки и движения – дают максимальный толчок в развитии будущего танцора на начальном этапе обучения. Здесь необходимо подчеркнуть следующее: только хорошо «налаженная», достаточно надежно и прочно сформированная техника исполнения простых (основных) форм перемещения в пространстве с использованием чувства музыкального ритма, может служить надлежащей опорой для развития обучаемого.
Напротив, неумелые физические движения способны деформировать, расстроить ритмические действия начинающего танцора. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук, ног, в конечном итоге, всего тела с полученным музыкально - ритмическим заданием.
Нет худшего наказания для учителя танцев, чем ученик, не умеющий слушать музыку. Но дорогу осилит идущий…
Существует несколько способов проверки чувства ритма. На многих
вступительных экзаменах в музыкальные школы применяются одни и те же
методики, поэтому они считаются универсальными и подходят для работы с начинающими танцорами.
Метод 1: простучать ритм. Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать.
Метод 2: спеть песню. Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Это может быть «В лесу родилась елочка», «Антошка», «В траве сидел кузнечик» и др.
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом.
Метод 3: рассказать стихотворение. Этот способ проверки чувства ритма наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения. Например, хорошо известное многим детям «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто. Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слово стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.
Нет худшего наказания для учителя танцев, чем ученик, не умеющий слушать музыку. Но дорогу осилит идущий…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « МЫ ВМЕСТЕ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
ЦЕЛЬ: В сотворчестве педагога с родителями формировать у детей основы музыкальной культуры, путём приобщения к слушанию музыки. ЗАДАЧИ: знакомить родителей с музыкой русских и зарубежных композ...
Как слушать музыку с ребенком
Консультация для родитлей как правильно организовать музыкальное воспитание в семье....
Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель: содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...
Как слушать музыку с ребенком
Консультация для воспитателейКАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМКак долго?Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в т...
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Учимся слушать музыку дома.
1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за т...
ОПК. Слушаем музыку с детьми. "Музыка Рождества"
Цель данной статьи – расширить общее представление о музыке Рождества, как одной из «вечных» тем в искусстве....