Программа дополнительного образования "Успешное родительство"
рабочая программа
Основная цель программы «Успешное родительство»: просвещение родителей будущих первоклассников в области развития детей дошкольного (6-8 лет), младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_uspeshnoe_roditelstvo.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Классическая школа» г. Гурьевска
Калининградской области
ПРИНЯТА на заседании УТВЕРЖДАЮ
Педагогического совета Директор МБОУ
Протокол № 2 «Классическая школа» г. Гурьевска
31 августа 2022 г. _______________ /Чельцова О.Ю./
Приказ № 163/5 от 31.08.2022 г.
Дополнительная общеобразовательная общеоразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Успешное родительство»
Обучающиеся: родители будущих первоклассников
Срок реализации: 4 недели
Автор-составитель:
Бедова Н.В.,
учитель-дефектолог
г. Гурьевск
2022 г.
Содержание
Пояснительная записка_____________________________________________3
Планируемые результаты ___________________________________________5
Календарный учебный график_______________________________________5
Учебный план_____________________________________________________6
Содержание программы ____________________________________________7
Тематическое планирование_________________________________________9
Технические средства обучения______________________________________ 9
Литература______________________________________________________10
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешное родительство» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; «Положения о структуре, порядке разработки и утверждения, дополнительных общеразвивающих программ» утвержденного О.Ю. Чельцовой, директором «Классическая школа» г. Гурьевска. Образовательная программа специально разработана в целях сопровождения социально-экономического развития муниципалитета.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешное родительство» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы
В настоящее время отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовности детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения. Во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время, при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, несформированность предпосылок овладения программным материалом.
Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Теперь основным видом деятельности является учеба. Насущной проблемой современной системы образования является увеличение числа учеников, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе. В начальной школе эти трудности проявляются, прежде всего, в трудностях письма, чтения, счета и регуляции – видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка.
Таким образом, актуальность программы обусловлена ростом количества обучающихся, испытывающих проблемы в обучении, а следовательно, необходимостью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.
При реализации программы используются следующие формы: лекционные и практические занятия.
Основная цель программы «Успешное родительство»: просвещение родителей будущих первоклассников в области развития детей дошкольного (6-8 лет), младшего школьного возраста.
Задачи программы
- Ознакомить родителей с психологическими, нейропсихологическими, речевыми и нейрофизиологическими факторами развития детей.
- Дать рекомендации по развитию и воспитанию ребёнка для успешной интеграции в школе.
- Показать методы и приёмы взаимодействия с детьми в семье.
- Познакомить родителей с возможными причинами школьной неуспешности ребенка, обусловленными нейропсихологическими и другими механизмами.
- Научить родителей видеть проблемы развития ребенка.
- Познакомить родителей с методами и приемами, позволяющими преодолеть школьную неуспешность и повысить мотивацию ребенка к учению.
- Формировать активную позицию родителей в отношении школьных проблем ребенка и их решения.
- Формировать навыки конструктивного взаимодействия семьи и школы.
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.
Срок реализации программы – 4 недели, 1 раз в неделю по субботам 2 занятия по 45 минут.
Программа адресована родителям будущих первоклассников.
Планируемые результаты
Результатом освоения программы являются следующие качественные изменения в педагогической компетентности родителей:
- Знание возможных причин школьной неуспешности ребенка, обусловленных нейропсихологическими, речевыми, психологическими и нейрофизиологическими механизмами.
- Умение видеть проблемы развития ребенка.
- Готовность «слышать» узкого специалиста и следовать рекомендациям по развитию и воспитанию ребёнка.
- Освоение методов и приемов, позволяющих преодолеть школьную неуспешность и повысить мотивацию ребенка к учению.
- Активизация позиции родителей в отношении школьных проблем ребенка и их решения.
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия семьи и школы.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Успешное родительство»
Начало реализации | Учебный период | Окончание реализации | Продолжительность |
1-я суббота месяца | 4 недели | 4-я суббота месяца | 4 недели |
Учебный план
№ | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте | 1 | 1 | - |
2. | Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения | 1 | 1 | - |
3. | Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости. | 1 | 1 | - |
4. | Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности | 1 | - | 1 |
5. | Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика. | 1 | - | 1 |
6. | Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры | 1 | - | 1 |
7. | Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста | 1 | 1 | - |
8. | Общее количество часов | 8 |
Содержание программы
(4 недели)
Тема 1. Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте (1 час). Младший школьный возраст: особенности периода и ведущий вид деятельности. Психические новообразования. Учебная деятельность школьников. Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста. Трудовая активность школьника. Система детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Что значит быть «быть школьником»? Требования учебной деятельности как неизбежное и необходимое.
Тема 2. Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения (1 час). Понятие психологической готовности к школьному обучению. Крепкий фундамент – залог надежности и качества. Зависимость успешности обучения и психологического благополучия семьи от психологической готовности ребёнка к школе.
Тема 3. Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости (1 час). Знакомство с тремя аспектами, из которых складывается готовность ребенка к обучению. Нейропсихологический аспект. Высшие психические функции и их роль в процессе обучения и формирования таких умений, как чтение, письмо и счёт. Какие отделы головного мозга отвечают за ту или иную функцию психической деятельности и как связаны с ними школьные проблемы. Важность развития межполушарного взаимодействия в учёбе и в жизни. Особенности обучения детей с СДВГ.
Тема 4. Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности (1 час). Примеры упражнений на развитие разных психических функций. Принципы построения нейропсихологических упражнений для использования в развитии познавательной деятельности детей.
Тема 5. Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика (1 час). Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения: определение уровня его речевого развития. Развитие устной и письменной речи у детей дошкольного, младшего школьного возрастаю. Приобретённая письменная речь. Связь не резко выраженного отставания в речевом развитии в дошкольном возрасте с трудностями овладения письмом. Специфические ошибки, не поддающиеся устранению обычными школьными методами. Важность выявления незначительных отклонений в речевом развитии дошкольника для преодоления их до начала обучения грамоте. Логопедические критерии оценки речевой готовности ребёнка к школе. Правильность произношения звуков. Причины неуспешности школьного обучения.
Тема 6. Условия успешного формирования навыков чтения и письма (1 час). Речевая готовность ребенка к школе как условие успешного формирования навыков чтения и письма. Факторы, которые неразрывно влияют на формирование и дальнейшее совершенствование навыков письма и чтения: развитие зрительно-пространственных представлений, развитие мелкой моторики и уровень готовности руки к письму, левшество. Влияние уровня осведомленности родителей о школьных трудностях ребенка. Трудности в процессе овладения навыками чтения: как правильно на них реагировать.
Тема 7. Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры (1 час). Нейрофизиология. Влияние нервной системы на обучение. Зрелость сенсорных систем. Рефлексы. Счёт, чтение, письмо, регуляция. Как помочь ребёнку с помощью стимулирующих игр? Общий принцип действия стимулирующих игр. Игры на развитие вестибулярной системы сенсорных ощущений, на развитие зрительной и слуховой систем.
Тема 8. Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста (1 час). Пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе как основа дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а также эмоциональной жизни ребенка. Влияние недостаточной сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений на уровень интеллектуального развития ребенка. Формирование и развертывание во времени пространственных представлений и развитие произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы. Игры и упражнения на развитие пространственно-временных отношений.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1. | Лекционное занятие. Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте. | 1 |
2. | Лекционное занятие. Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения. | 1 |
3. | Лекционное занятие. Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости. | 1 |
4. | Практическое занятие. Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности. | 1 |
5. | Практическое занятие. Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика. | 1 |
6. | Лекционное занятие. Условия успешного формирования навыков чтения и письма. | 1 |
7. | Практическое занятие. Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры. | 1 |
8. | Лекционное занятие. Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста. | 1 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 8 |
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Магнитно-маркерная доска.
- Мультимедиапроектор.
Литература
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ, 2006.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
- Блайт Салли Годдард. Оценка нейромоторной готовности к обучению. – М.: Линка-Пресс, 2017.
- Блайт Салли Годдард. Хорошо сбалансированный ребёнок. – М.: Национальное образование, 2020.
- Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Бортникова Е.Ф. Чудо-обучайка. Пространственно-временные представления. – Екб: Литур, 2006.
- Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. — М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.
- Курдюкова С.В. Развиваем внимание: игры, упражнения, советы специалиста. Советы нейропсихолога. – М.: Эксмо, 2010.
- Курдюкова С.В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова, учимся рассказывать, игры со словами. – М.: Эксмо, 2010.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.
- Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. Советы нейропсихолога. – М.: Эксмо, 2009.
- Сунцова А.В. Изучем пространство: лево-право, верх-низ, близко – далеко. – М.: Эксмо, 2009.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Изд-во МПСИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Программа профилактики раннего родительства, сопровождения несовершеннолетних мам "Твое будущее в твоих руках"
Цель программы: создание условий по профилактике раннего родительства, формирование ответственного и осознанного материнства несовершеннолетних беременных и молодых матерей, оказавшихся в ...
Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...
Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...
Программа "Школа эффективного родительства"
Программа "Школа эффективного родительства"...