Программа дополнительного образования "Успешное родительство"
рабочая программа

Бедова Надежда Владимировна

Основная цель программы «Успешное родительство»: просвещение родителей будущих первоклассников в области развития детей дошкольного (6-8 лет), младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_uspeshnoe_roditelstvo.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Классическая школа» г. Гурьевска

Калининградской области

 

ПРИНЯТА на заседании                              УТВЕРЖДАЮ                                                                  

Педагогического совета                               Директор МБОУ

Протокол № 2                                                «Классическая школа» г. Гурьевска

31 августа 2022 г.                                            _______________ /Чельцова О.Ю./

                                                                          Приказ № 163/5 от 31.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеоразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Успешное родительство»

Обучающиеся: родители будущих первоклассников

Срок реализации: 4 недели

                                                                                            Автор-составитель:

                                                                                            Бедова Н.В.,

                                                                                             учитель-дефектолог

г. Гурьевск

2022 г.

Содержание

Пояснительная записка_____________________________________________3

Планируемые результаты ___________________________________________5

Календарный учебный график_______________________________________5

Учебный план_____________________________________________________6

Содержание программы ____________________________________________7

Тематическое планирование_________________________________________9

Технические средства обучения______________________________________ 9

Литература______________________________________________________10

Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Успешное родительство» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";  «Положения о структуре, порядке разработки и утверждения, дополнительных общеразвивающих программ» утвержденного О.Ю. Чельцовой, директором «Классическая школа» г. Гурьевска. Образовательная программа специально разработана в целях сопровождения социально-экономического развития муниципалитета.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешное родительство» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность  программы

  В настоящее время отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста, неготовности детей старшего дошкольного возраста к началу школьного обучения. Во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время, при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоционально-аффективного развития, несформированность предпосылок овладения программным материалом.

     Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Теперь основным видом деятельности является учеба. Насущной проблемой современной системы образования является увеличение числа учеников, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения и поведения в общеобразовательной школе. В начальной школе эти трудности проявляются, прежде всего, в трудностях письма, чтения, счета и регуляции – видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка.

    Таким образом, актуальность программы обусловлена ростом количества обучающихся, испытывающих проблемы в обучении, а  следовательно, необходимостью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.

   При реализации программы используются следующие формы: лекционные и практические занятия.

     Основная цель программы «Успешное родительство»: просвещение родителей будущих первоклассников в области развития детей дошкольного (6-8 лет), младшего школьного возраста.

Задачи программы

  1. Ознакомить родителей с психологическими, нейропсихологическими, речевыми и нейрофизиологическими факторами развития детей.
  2. Дать рекомендации по развитию и воспитанию ребёнка для успешной интеграции в школе.
  3. Показать методы и приёмы взаимодействия с детьми в семье.
  4. Познакомить родителей с возможными причинами школьной неуспешности ребенка, обусловленными нейропсихологическими и другими механизмами.
  5. Научить родителей видеть проблемы развития ребенка.
  6. Познакомить родителей с методами и приемами, позволяющими преодолеть школьную неуспешность и повысить мотивацию ребенка к учению.
  7. Формировать активную позицию родителей в отношении школьных проблем ребенка и их решения.
  8. Формировать навыки конструктивного взаимодействия семьи и школы.
  9. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.

       Срок реализации программы – 4 недели,  1 раз в неделю по субботам 2 занятия по 45 минут.

        Программа адресована родителям будущих первоклассников.

Планируемые результаты

          Результатом освоения программы являются следующие качественные изменения в педагогической компетентности родителей:

  1. Знание возможных причин школьной неуспешности ребенка, обусловленных нейропсихологическими, речевыми, психологическими и нейрофизиологическими механизмами.
  2. Умение видеть проблемы развития ребенка.
  3. Готовность «слышать» узкого специалиста и следовать рекомендациям по развитию и воспитанию ребёнка.
  4. Освоение методов и приемов, позволяющих преодолеть школьную неуспешность и повысить мотивацию ребенка к учению.
  5. Активизация позиции родителей в отношении школьных проблем ребенка и их решения.
  6. Формирование навыков конструктивного взаимодействия семьи и школы.
  7. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах педагогики и психологии с целью грамотного подхода к развитию и воспитанию детей.

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Успешное родительство»

Начало реализации

Учебный период

Окончание реализации

Продолжительность

1-я суббота месяца

4 недели

4-я суббота месяца

4 недели

Учебный план

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте

1

1

-

2.

Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения

1

1

-

3.

Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости.

1

1

-

4.

Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности

1

-

1

5.

Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика.

1

-

1

6.

Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры

1

-

1

7.

Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста

1

1

-

8.

Общее количество часов

8

Содержание программы

(4 недели)

         Тема 1. Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте (1 час). Младший школьный возраст: особенности периода и ведущий вид деятельности. Психические новообразования. Учебная деятельность школьников. Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста. Трудовая активность школьника. Система детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Что значит быть «быть школьником»? Требования учебной деятельности как неизбежное и необходимое.

         Тема 2. Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения (1 час). Понятие психологической готовности к школьному обучению. Крепкий фундамент – залог надежности и качества. Зависимость успешности обучения и психологического благополучия семьи от психологической готовности ребёнка к школе.

       Тема 3. Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости (1 час). Знакомство с тремя аспектами, из которых складывается готовность ребенка к обучению. Нейропсихологический аспект. Высшие психические функции и их роль в процессе обучения и формирования таких умений, как чтение, письмо и счёт. Какие отделы головного мозга отвечают за ту или иную функцию психической деятельности и как связаны с ними школьные проблемы. Важность развития межполушарного взаимодействия в учёбе и в жизни. Особенности обучения детей с СДВГ.

       Тема 4. Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности (1 час). Примеры упражнений на развитие разных психических функций. Принципы построения нейропсихологических упражнений для использования в развитии познавательной деятельности детей.

       Тема 5. Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика (1 час). Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения: определение уровня его речевого развития. Развитие устной и письменной речи у детей дошкольного, младшего школьного возрастаю. Приобретённая письменная речь. Связь не резко выраженного отставания в речевом развитии в дошкольном возрасте с трудностями овладения письмом. Специфические ошибки, не поддающиеся устранению обычными школьными методами. Важность выявления незначительных отклонений в речевом развитии дошкольника для преодоления их до начала обучения грамоте. Логопедические критерии оценки речевой готовности ребёнка к школе. Правильность произношения звуков. Причины неуспешности школьного обучения.

Тема 6. Условия успешного формирования навыков чтения и письма (1 час). Речевая готовность ребенка к школе как условие успешного формирования навыков чтения и письма. Факторы, которые неразрывно влияют на формирование и дальнейшее совершенствование навыков письма и чтения: развитие зрительно-пространственных представлений, развитие мелкой моторики и уровень готовности руки к письму, левшество. Влияние уровня осведомленности родителей о школьных трудностях ребенка. Трудности в процессе овладения навыками чтения: как правильно на них реагировать.

     Тема 7. Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры (1 час).  Нейрофизиология. Влияние нервной системы на обучение. Зрелость сенсорных систем. Рефлексы. Счёт, чтение, письмо, регуляция. Как помочь ребёнку с помощью стимулирующих игр? Общий принцип действия стимулирующих игр. Игры на развитие вестибулярной системы сенсорных ощущений, на развитие зрительной и слуховой систем.

     Тема 8. Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста (1 час). Пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе как основа дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а также эмоциональной жизни ребенка. Влияние недостаточной сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений на уровень интеллектуального развития ребенка. Формирование и развертывание во времени пространственных представлений и развитие произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы. Игры и упражнения на развитие пространственно-временных отношений.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1.

Лекционное занятие. Особенности старшего дошкольного, младшего школьного возраста (6-8 лет). Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.

1

2.

Лекционное занятие. Психологическая готовность к школе как залог успешного обучения.

1

3.

Лекционное занятие. Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости.

1

4.

Практическое занятие. Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности.

1

5.

Практическое занятие. Речевая готовность к школе. Артикуляционная гимнастика.

1

6.

Лекционное занятие. Условия успешного формирования навыков чтения и письма.

1

7.

Практическое занятие. Формирование основных учебных навыков с учётом нейрофизиологических характеристик. Стимулирующие игры.

1

8.

Лекционное занятие. Развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.

1

ВСЕГО ЧАСОВ

8

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  1. Магнитно-маркерная доска.
  2. Мультимедиапроектор.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ, 2006.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Блайт Салли Годдард. Оценка нейромоторной готовности к обучению. – М.: Линка-Пресс, 2017.
  4. Блайт Салли Годдард. Хорошо сбалансированный ребёнок. – М.: Национальное образование, 2020.
  5. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  6. Бортникова Е.Ф. Чудо-обучайка. Пространственно-временные представления. – Екб: Литур, 2006.
  7. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. — М.: Национальный книжный центр, 2015.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  9. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.
  10.  Курдюкова С.В. Развиваем внимание: игры, упражнения, советы специалиста. Советы нейропсихолога. – М.: Эксмо, 2010.
  11.  Курдюкова С.В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова, учимся рассказывать, игры со словами. – М.: Эксмо, 2010.
  12.  Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
  13.  Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.
  14.  Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. Советы нейропсихолога. – М.: Эксмо, 2009.
  15.  Сунцова А.В. Изучем пространство: лево-право, верх-низ, близко – далеко. – М.: Эксмо, 2009.
  16.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». –– М.: Просвещение, 1989.
  17.  Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Изд-во МПСИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Программа профилактики раннего родительства, сопровождения несовершеннолетних мам "Твое будущее в твоих руках"

Цель программы: создание условий  по профилактике раннего родительства, формирование  ответственного и осознанного материнства несовершеннолетних беременных и молодых матерей, оказавшихся в ...

Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...

Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...

Программа "Школа эффективного родительства"

Программа "Школа эффективного родительства"...