Работа над аккордами в классе фортепиано
статья
В статье рассмотрены упражнения для успешным оваладением аккордовой техники в исполнительстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_akkordami.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над аккордами в классе фортепиано
Работу над трехзвучными аккордами тонического трезвучия и его обращений можно начать параллельно с работой над гаммами или чуть позже. Ребёнок должен уметь строить в каждой изучаемой тональности тоническое трезвучие, он должен уяснить, какие ступени гаммы составляют аккорд. Обращения трезвучия мы поначалу называем перестановками (1-ая и 2-ая перестановки), позднее вводим взрослую терминологию. Чтобы ученик не путал звуки в перестановках, объясняем ему, что во всех трёх аккордах звуки одни и те же. Меняется лишь их порядок. Удобно показать это, перекладывая три различных предмета (например, 3 карандаша разного цвета).
Аккорд следует «взять» пальцами (как всё, что мы берём в руку) не напрягая при этом тыльной стороны кисти (она «отдыхает») с упругой опорой, рессорящим запястьем. Лучше не скажешь. Перед взятием аккорда вся рука (кисть в первую очередь) совершенно свободна, пальцы присобраны (но не склеены), ладонь - широкая. При погружении в клавиатуру чувствуем, как ладонь как бы эластично расширяется. Внимание! Категорически нельзя готовить заранее жёсткую форму аккорда (т.е. говоря словами Нейгауза, превращать живую руку в палку с загнутыми крючками). Руку приготавливаем невысоко над клавиатурой (но не на клавишах, что может вызвать отталкивание от клавиатуры, нежелательное на начальном этапе обучения).
Движение – взятие – цельное, незаторможенное (т.е. нельзя останавливать руку перед «погружением»), рука как бы «вливается» в клавиатуру. Не допускайте кистевых шлепков – вся рука ощущается как единое пружинистое целое. Кончики пальцев – активные, цепкие, чуткие. Сразу после взятия аккорда проверить свободу руки, отсутствие давления на клавиши (при устойчивых пальцах), готовность руки к взлёту. Цепочку аккордов можно играть со счётом на «три» (вслух, затем про себя), чтобы организовать ритм упражнения.
Перенос руки с аккорда на аккорд на счёт «три» - плавный дугообразный перелёт на лёгком крыле локтя. В конечном итоге ряд аккордов должен исполняться и слышаться как оформленная музыкальная фраза на одном 15 дыхании. Бывает, что начинающий ученик боится взять трёхзвучный аккорд, сковывается. В подобных случаях целесообразно проработать предварительные упражнения: взять два звука, добавляем 3-ий (для каждого аккорда получается, т.е. три варианта).
Упражнения к аккордам:
- С самого начала работы над аккордами добиваемся наполненного протяжённого звучания, слаженного «трёхголосного хора». Голоса «хора» вступают с точной одновременностью (без кваканья). В дальнейшем нужно научиться подчёркивать в аккордах линию 5-х пальцев, т.к. в художественной практике мы часто встречаемся с необходимостью вести в аккордовой фактуре 5-ым пальцем правой руки мелодию, а 5-ым пальцем левой – басовый голос.
- Упражнение на воспитание чувства 5-ого пальца.
Сосредотачивая энергию руки в кончике 5-ого пальца, ставим его несколько круглее (рука помогает удобным поворотом), остальные пальцы ложатся несколько площе.
В старших классах школы можно поработать с подвинутыми учениками над упражнениями, которые любил давать Блюменфельд: выделение в аккорде поочерёдно каждого голоса. Польза от этого упражнения скажется в особенности при использовании полифонии. Хороши упражнения Листовой (их можно давать и младшеклассникам): повторять по нескольку раз каждый звук аккорда, выдерживая остальные. Звучание аккорда при этом как бы «промывается» и попутно развивается самостоятельность, «независимость» пальцев.
- Подготовительные упражнения к четырёхзвучным аккордам.
Как только позволит рука ученика, можно переходить от 3-х звучных аккордов к 4-х звучным.
Подготавливая игру 4-х звучий, можно проработать промежуточную форму: брать три звука, добавляя четвёртый (этот 4-й звук берётся энергичным стаккато 5-ым пальцем или 1-ым). При снятии рука собирается.
Пока ученик играет 3-х звучные аккорды, вопрос об аппликатуре практически не возникает, т.к. пальцы во всех тональностях получаются одинаковые и запоминаются без труда.
Аппликатура 4-х звучных аккордов сложнее, но в ней есть система, которую нетрудно объяснить ученику. Практически ученики усваивают эту аппликатуру по коротким арпеджио, с которыми знакомятся гораздо раньше, чем с 4-х звучными аккордами.
Таблица аппликатуры четырёхзвучных аккордов
Правая рука
Т - 1235 - во всех тональностях
Т6 -1245 - во всех тональностях
Т64-1245 - во всех мажорных тональностях + ля, до, ре-минор
Т64- 1235 – во всех минорных тональностях, кроме ля, до, ре-минора
Левая рука
Т - 5421 – во всех минорных тональностях + До, Соль, Фа-мажоре
Т - 5321 - во всех мажорных тональностях, кроме До, Соль, Фа-мажора Т6 – 5421 – во всех тональностях
64- 5321 – во всех тональностях
Чаще всего путают аппликатуру в правой руке в Т64, а в левой в Т53. Следовательно, на запоминание пальцев в этих звеньях аккордов (также коротких и ломаных арпеджио) нужно обращать особое внимание
Список литературы:
1. Й. Гат «Техника фортепианной игры». М.: Будапешт, 1957.
2. 3. Н. Любомудрова « Методика обучения игре на фортепиано» М.: Музыка, 1982.
3. Т. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс: Метод. пособие». М.: ЦСДК,1992.
4. А. Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Л.: Музыка,2012.
5. О. Узорова, Е. Нефедова «Пальчиковая гимнастика». М.: АСТ Астрель,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.
ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н. в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока: работа над п...
Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано
Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественно...
Работа над звуком в классе фортепиано. Методическое сообщение.
В методическом собщении раскрыты основные подходы к работе над звуковой палитрой пианиста....
Значение аппликатурных принципов в работе с учащимися в классе фортепиано
Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэ...
Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"
Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста. Правильное полифоническое воспита...
Методические рекомендации по подбору и работе над репертуаром в классе фортепиано в хоровой студии 1-7 годы обучения Автор: Осташева Татьяна Валериевна педагог фортепиано ДХС "Искра" Санкт-Петербург 2020
Педагогический коллектив инструментального отдела Детской хоровой студии "Искра" ГБОУ ДО ДДЮТ "На Ленской" ведет большую работу по усовершенствованию программ обучения игре на разл...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...