Разработка учебного занятия объединения «Авторский знак» по творчеству М. Горького «Истина где-то рядом»
план-конспект

Калентьева Екатерина Евгеньевна

Занятие по мотивам игры "Кто хочет стать миллионером"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorkovskiy_urok.docx34.62 КБ
Файл kto_hochet_stat_intellektualom.docx16.29 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx2.05 МБ
Файл prilozhenie_2.docx13.18 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия объединения «Авторский знак» по творчеству М. Горького «Истина где-то рядом»

Место проведения – учебный кабинет МБОУ ДО «Дом творчества»

Дата проведения – март 2022 года

Форма проведения – комбинированное занятие

Цель занятия – повышение нравственной культуры учащихся через философское осмысление произведений Максима Горького «Детство», «Старуха Изергиль»

Задачи:

Обучающие:

- обзорно рассмотреть жизненный и творческий путь Максима Горького;

- изучить сюжетную  линию и моральные ценности рассказа «Старуха Изергиль», повести «Детство»;

- рассмотреть и проанализировать афоризмы с точки зрения их практической значимости.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества личности учащихся;

- формировать устойчивый интерес к чтению высокохудожественной литературы.

Развивающие:

-развивать умение анализировать прочитанное;

- совершенствовать навыки коллективной групповой деятельности;

- развивать образное критическое мышление.

Оборудование: кабинет для проведения занятия, мебель для учащихся (парты, стулья), мультимедийное оборудование (экран, проектор), раздаточные материалы, тексты произведений, шаблон книги мудрости, письменные принадлежности.

Ход занятия.

Слайд – шоу «Именем Горького» (Приложение 1)

Демонстрируются фото деревень,  улиц городов, библиотек, музеев, памятников, киностудии, пароходов, кораблей, станций метро, носящих имя Алексея Максимовича Горького.

Комментарий педагога: Нам горько от осознания того, что столь великого человека и писателя как Максим Горький нет среди нас. Но в то же время каждого из нас переполняет радость и гордость жить на земле, где родился Максим Горький, мы имеем возможность прикоснуться к его произведениям, которые открывают нам двери в другой мир, созданный писателем. Говорить о таких людях был нельзя, Горький есть, он жив, его имя каждый день звучит в тысячах школ, музеев, театров, библиотек. Его герои по-прежнему любимы нами, они учат нас справедливости, бороться и не сдаваться.

Педагог: Здравствуйте, ребята или, как бы сказал сам Максим Горький, уважаемые дети! Сегодня мы поговорим о человеке необычной нелегкой судьбы. Талант, целеустремленность, настойчивость проложили дорогу к успеху, сделали Горького известным признанным литературным деятелем.

Все мы родом из детства. Я надеюсь, что ваше детство запомнится вам любовью и лаской родителей, посещением детского сада, играми в дочки-матери, учебой в школе, катанием на велосипеде, всем, что делает детство счастливым и беззаботным. А каким было детство писателя?

Я прошу вас закончить высказывание «В детстве я….»

«Мое самое яркое воспоминание детства…»

«Из детства мне больше всего запомнилось…»

Ответы учащихся

Педагог: Детство писателя Максима Горького рано закончилось в связи со смертью родителей. Из-за разногласий с дедом он был вынужден пойти «в  люди»: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, находился в услужении, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, десятником на ремонте ярмарочных зданий, был краснодеревщиком, столяром и не только.

Педагог: Ребята, как вы считаете, помог ли этот опыт писателю лучше понять жизнь простых людей, их проблем, тревоги, надежды?

Ответы учащихся.

Педагог: Сегодня мы с вами составим книгу мудрых изречений Максима Горького и постараемся понять их смысл. Многие цитаты из произведений писателя стали крылатыми выражениями, эпиграфами к урокам нравственности, ценностными ориентирами.

Перед нами автобиографическая повесть Горького «Детство» (1913-1914 гг.), рассказывающая о нелегком детстве Алеши и его взрослении через преодоление многих трудностей.

Работа в микро-группах.

Педагог: Ребята, я предлагаю нам разделиться на три группы. Каждая группа получает цитату из повести «Детство»

Ваша задача – объяснить смысл высказывания, ее ценность с течением времени.

Цитата №1 «В бесконечных буднях и горе – праздник и пожар – забава; на пустом лице и царапина – украшение»

Цитата № 2 «Злоба -  что лед, до тепла живет»

Цитата № 3 «Правда выше жалости»

Выступление спикеров от каждой группы, обмен мнениями.

Педагог: Тогда мы с гордостью заносим эти выражения в книгу мудрости и продолжаем работу. Много ценного мы можем почерпнуть из рассказа «Старуха Изергиль». Мы возобновляем работу в группах. Сейчас вы должны вставить пропущенные слова в изречения на места пропусков. Получите задания (Приложение 2)

№1 "Здоровья всегда хватит на жизнь. __________! Разве ты, имея деньги, не_____________ бы их? ________________ – то же золото."
№2 «...за всё, что человек берет, он ___________ собой: своим умом и силой, иногда – _____________."

№3 «Что же тут – судьба? Каждый сам себе ______________! Всяких людей я нынче вижу, а вот ______________ нет!"

Отчет групп о проделанной работе. Занесение афоризмов в книгу мудрости.

Педагог: Что оставил нам Горький. Величайшее литературное наследие. Завет  к честной жизни. Веру в человека. Надежду на светлое будущее.

Закончим мы сегодняшнее занятие в формате игры «Кто хочет стать интеллектуалом?», посвященной жизни и творчеству Максима Горького

(ссылка на игру https://disk.yandex.ru/d/0_Bp6bHCQpeW8A ) 

От каждой команды мы приглашаем по одному представителю за игровой стол, таким образом, три участника в микрокоманде будут отвечать на 15 вопросов, при этом выбирая один из четырех вариантов ответа. В ходе игры команда сможет воспользоваться тремя подсказками: 50*50 (убираются два неверных варианта), звонок другу (возможность позвонить любому человеку и получить подсказку), помощь зала (голосование присутствующих в кабинете). Всего в игре предусмотрено 5 уровней  вопросов. С каждым новым блоком вопросов вам будет присваиваться определенный статус, ответив на все вопросы, вы получите звание интеллектуала и медали.

Педагог: Итак, участники выбраны, правила объяснены. И мы начинаем игру. Первый блок вопросов за звание новичка в литературе.

Назовите творческий псевдоним Алексея Максимовича Пешкова

А  Кислый

Б   Горький

В  Сладкий

Д  Вкусный

В каком городе родился Максим Горький?

А  Астрахань

Б   Казань

В  Нижний Новгород

Д  Горький

Какую профессию не пробовал Горький во время хождения «в люди»?

А  краснодеревщик

Б   столяр

В  статист

Д  водитель

Мы переходим ко второму блоку вопросов, который дарит вам шанс стать ценителями литературы.

Автором какого из произведений является Максим Горький?

А  «На дне»

Б   «Во сне»

В  «Вне себя»

Д  «На вершине»

Как называется дом в Нижнем Новгороде, в котором Горький провел свое детство?

А  Усадьба Горького

Б   Домик Каширина

В  Музей Пешкова

Д  Заповедник Максима Горького

В каком городе Максим Горький учился в университете?

А  Казань

Б   Астрахань

В  Москва

Д  Нижний Новгород

Перед вами третий блок вопросов, ответ на которые делают вас знатоками литературы.

Старуха-сказочница в рассказе Максима Горького

А Старуха Водевиль

Б   Старуха Изергиль

В  Бабушка Анфиса

Д  Старуха Изабель

Назовите фамилию деда Максима Горького

А Кашин

Б   Квашнин

В  Каширин

Д  Кашеваров

Какое несчастье произошло в жизни героев повести Максима Горького «Детство»

А Наводнение

Б   Землетрясение

В  Солнечное затмение

Д  Пожар

 Вопросы за звание профессионалы в области литературы.

Какого роста был писатель Максим Горький?

А 193 см

Б   183 см

В  203 см

Д  168 см

Какую легенду рассказывает старуха Изергиль?

А Легенду о Дульсинее

Б   Легенду о Данко

В  Легенду о Дарвине

Д  Легенду о Даниэле

Максим Горький был первым председателем

А общественного совета

Б   правления Союза писателей СССР

В  пионерской организации

Д  комсомольской организации

Финальный блок за звание интеллектуалов в области литературы

Вольнолюбцы в произведениях Горького, которым «хоть голодно, да свободно»

А Вольнонаемные

Б   Босяки

В  Босые люди

Д  Бродяги

Чем осветил Данко дорогу людям?

А Костром

Б  Фонарем

В  Вырванным из груди сердцем

Д  Факелом

Что Горький называл Богом свободного человека?

А Ложь

Б   Правду

В  Настойчивость

Д  Успешность

Вручение медалей победителям.

Педагог: На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, что оно оставило добрый след в ваших сердцах, а мы с вами сможем продолжить дело великого писателя: будем жить по совести, делать людям добро, верить в светлое будущее. И пока мы так живем и думаем, на небе не погаснет звезда Человека.

В память об участии в мероприятии каждый из вас имеет возможность получить QR- код, отсканировав который вы перейдете в мобильную версию игры «Кто хочет стать интеллектуалом». Проведите ее в кругу семьи, среди ваших близких, родных и знакомых.

C:\2021-2022 учебный год\Конкурсы\В простоте слова\qr-code.png



Предварительный просмотр:

1 уровень

Назовите творческий псевдоним Алексея Максимовича Пешкова

А  Кислый

Б   Горький

В  Сладкий

Д  Вкусный

В каком городе родился Максим Горький?

А  Астрахань

Б   Казань

В  Нижний Новгород

Д  Горький

Какую профессию не пробовал Горький во время хождения «в люди»?

А  краснодеревщик

Б   столяр

В  статист

Д  водитель

2 уровень

Автором какого из произведений является Максим Горький?

А  «На дне»

Б   «Во сне»

В  «Вне себя»

Д  «На вершине»

Как называется дом в Нижнем Новгороде, в котором Горький провел свое детство?

А  Усадьба Горького

Б   Домик Каширина

В  Музей Пешкова

Д  Заповедник Максима Горького

В каком городе Максим Горький учился в университете?

А  Казань

Б   Астрахань

В  Москва

Д  Нижний Новгород

3 уровень

Старуха-сказочница в рассказе Максима Горького

А Старуха Водевиль

Б   Старуха Изергиль

В  Бабушка Анфиса

Д  Старуха Изабель

Назовите фамилию деда Максима Горького

А Кашин

Б   Квашнин

В  Каширин

Д  Кашеваров

Какое несчастье произошло в жизни героев повести Максима Горького «Детство»

А Наводнение

Б   Землетрясение

В  Солнечное затмение

Д  Пожар

4 уровень

Какого роста был писатель Максим Горький?

А 193 см

Б   183 см

В  203 см

Д  168 см

Какую легенду рассказывает старуха Изергиль?

А Легенду о Дульсинее

Б   Легенду о Данко

В  Легенду о Дарвине

Д  Легенду о Даниэле

Максим Горький был первым председателем

А общественного совета

Б   правления Союза писателей СССР

В  пионерской организации

Д  комсомольской организации

5 уровень

Вольнолюбцы в произведениях Горького, которым «хоть голодно, да свободно»

А Вольнонаемные

Б   Босяки

В  Босые люди

Д  Бродяги

Чем осветил Данко дорогу людям?

А Костром

Б  Фонарем

В  Вырванным из груди сердцем

Д  Факелом

Что Горький называл Богом свободного человека?

А Ложь

Б   Правду

В  Настойчивость

Д  Успешность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С 7 октября 1932 г. по 22 октября 1990 г. Нижний Новгород носил название Горький

Слайд 2

Памятник Максиму Горькому на площади Горького в Нижнем Новгороде

Слайд 3

Улица Горького в Нижнем Новгороде

Слайд 4

Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» в Нижнем Новгороде Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина в Нижнем Новгороде

Слайд 7

Объекты , названные в честь Максима Горького Парк Горького А Азербайджанский театр юного зрителя имени М. Горького Ансамбль дворца культуры имени Горького (Новосибирск) АНТ-20 Антишки (Черниговская область) Г Горький (город) Горьковская (станция метро, Нижний Новгород) Горьковская (станция метро, Санкт-Петербург) Горьковская детская железная дорога имени М. Горького Горьковский (Волгоград) Горьковское (Ленинградская область) Площадь Максима Горького (Нижний Новгород) Государственный республиканский русский драматический театр им. М. Горького Д Дворец искусств Ленинградской области (ДК Горького) Дворец Культуры им.Горького (г. Стаханов) И Им. Максима Горького (станция) Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН

Слайд 8

К Кимрская фабрика имени Горького Киностудия имени М. Горького Костанайский областной русский драматический и кукольный театр Краснодарский академический театр драмы Крымский академический театр имени М. Горького Л Летний сад имени Горького Литературный институт имени А. М. Горького Литературный музей (Нижний Новгород) Лукояновский педагогический колледж имени А. М. Горького М Сквер М. Горького (Арзамас) Магаданский музыкальный и драматический театр имени А. М. Горького Максим Горький (крейсер) Максим Горький (локомотивное депо) Максим Горький (тип речных судов) Максима Горького (Краснодарский край) Максима Горького (Омская область) Московский Художественный академический театр имени М. Горького Н Нижегородский театр драмы имени М. Горького Нижний Новгород П Пермская краевая библиотека имени А. М. Горького

Слайд 9

Р Ростовский театр драмы имени М. Горького Русский драматический театр имени М. Горького Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького С Самарский театр драмы имени М. Горького Село имени М. Горького Село имени Максима Горького (Хабаровский край) Струковский сад Т Театр имени М. Горького



Предварительный просмотр:

№ 1

Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье  – то же золото.


№2

 ...за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.

№3

Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В АВТОРСКОМ ПРОЕКТЕ "НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА"

На базе ГБОУ школы № 605 с углубленным изучением немецкого языка был проведен авторский метапроект "Неделя творчества", главной задачей которого было выявление  и поддержка творчески одаренных де...

Разработка учебного занятия "Биография и творчество А.П.Чехова"

Занятие посвящено биографии и творчеству А.П.Чехова. Разработка может применяться на занятиях со студентами 1 курса СПО...

Разработка практического занятия "Угадай дорожный знак"

Данная разработка может быть использована при изучении правил дорожного движения на уроках ОБЖ в 5 класе....

Методическая разработка открытого занятия объединения "Живая история" "В поисках легендарного острова русов"

    Занятие объединения «Живая история» на экспозиции школьного музея с применением современных педагогических технологий. Предназначено для обучающихся 12-16 лет.Цели&mid...

Методическая разработка учебного занятия "Изучаем дорожные знаки"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей и отделений дополнительного оброзования на базе общеобразовательных школ, реали...

Инфографика деятельности творческого объединения "авторский знак"

Инфографика отражает результаты деятельности объединения...