"Обучение игре и аранжировке на ЭМИ в группе учащихся студии "АккСи+"
статья
«Обучение игре и аранжировке на ЭМИ в группе учащихся
студии электроакустической музыки «АккСи+»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_igre_i_aranzhirovke_na_emi_v_gruppe_uchashchihsya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Брызгалова Марина Олеговна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
«Обучение игре и аранжировке на ЭМИ в группе учащихся
студии электроакустической музыки «АккСи+»
Творческий коллектив студии электроакустической музыки «АккСи+» музицирует и творит во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга с 2011года. Поделюсь некоторым опытом работы с группой 1-го года обучения в студии «АккСи+» и формированию детского коллектива в системе дополнительного образования.
С 2013г занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой из которых не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 7 до 15 лет без специальной подготовки, но я стараюсь учитывать психолого-возрастные особенностей личности ребенка, и формировать группы 7 - 9 лет или 10 – 12 лет (это могут быть и 2 группы 1-го года обучения, тогда надо набрать не менее 30 желающих обучаться в студии).
Набор в ансамбль осуществляется в процессе предварительного прослушивания, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.
Занятия в студии ведутся по двум образовательным программам:
- «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе»,
- «Аранжировка на клавишном синтезаторе».
«Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе - является основной программой обучения в Студии «АккСи+»Обучение включает в себя развитие техники игры, музыкальную грамоту, основы гармонии, подбор аккомпанемента, сочинение, аранжировку, импровизацию, работу над репертуаром.
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Со 2-го или 3-го года обучения у ребят есть возможность дополнительно заниматься еще 2 часа по программе «Аранжировка на клавишном синтезаторе», которая является преемственной программой дальнейшего и параллельного обучения программе «Основы ансамблевой игры на клавишном синтезаторе и аккордеоне».
Она не только дает учащимся практические умения и навыки создания собственной авторской аранжировки, управления панелью синтезатора, но и формирует интерес и начальный опыт творческой, композиторской деятельности, стимулирует желание более углубленного изучения возможностей клавишного синтезатора и проявлять свою творческую индивидуальность в любом возрасте, независимо от музыкальных способностей.
Предполагает свободу выбора репертуара, дает возможность расширить репертуар сольными музыкальными произведениями и приобрести опыт сольных концертных и конкурсных выступлений,
Дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит более важное и главное, нежеле скорость обучения игре на инструменте, это создание сплоченного коллектива! Создание детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами. Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.
Также учебный прoцесс, осуществляемый на оснoве группoвой формы обучения, будет бoлее эффективным, если сoблюдать следующие педагoгические услoвия:
-учет психолого-возрастных осoбенностей личности,
-взаимообучение учащихся,
-постановка перспективных целей,
-моделирование ситуаций концертного выступления,
-создание благоприятного психологического климата, доброжелательной и комфортной атмосферы для установления межличностных отношений, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым (обращаемся друг к другу только по именам, старшие помогают младшим, анализируя ошибки при игре у одного учащегося, исправляем их, проигрывая совместно);
-создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения (за любое, даже самое маленькое достижение используем похвалу, аплодисменты);
-организация различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях: беседы, встречи с интересными людьми, концерты, внутренние конкурсы, праздники, тематические вечера, прогулки. Большинство мероприятий уже стали традиционными мероприятиями нашей студии, которые мы поддерживаем, а также по мере развития коллектива, вводим и новые традиции. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция.
Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела, помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции – проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в нашем коллективе, какие отношения складывались у них с ребятами и педагогом. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы.
Остановимся на наиболее важных традициях.
Детские праздники
В начальный период формирования коллектива, когда ребята только начинают знакомиться между собой, для снятия эмоционального напряжения и чувства тревожности у ребят проводятся наши детские праздники с чаепитиями, творческими номерами и конкурсами:
- День музыки,
- Хэллоуин,
- Новогодние посиделки и новогодняя елка в ДДЮТ,
- Игра «Тайный ангел»
- Весенний праздник «Дизайн-бюро»
- Масленица
Дети в восторге от таких праздников, это очень сплачивает коллектив, заряжает положительными эмоциями. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже возникает желание оказать помощь в организации воспитательной работы.
Конкурс солистов студии «Моя аранжировка
Отдельно хочу остановиться на традиционном конкурсе солистов нашей студии «Моя аранжировка».
В нашей студии 7 синтезаторов Yamaha psr-e 443, 5 синтезаторов Yamaha psr-e 463 и одно электропианино Casio. Благодаря возможности работать в наушниках, я стараюсь выстроить работу таким образом, чтобы каждый ребенок смог играть соло, а не только свою партию в ансамбле.
Для ребят 1-го года это очень важный и волнительный этап. В сентябре они и представить не могут, что в ноябре будут выступать на сцене соло со своей собственной аранжировкой.
В группе 1-го года обучения это простая одноголосная мелодия в До-мажоре, главные трезвучия в левой, этап соединения 2-мя руками вместе, начальные навыки игры с аккомпанементом, управление настройками синтезатора: войс, стиль, темп, включение вступления и окончания.
И далее начинается захватывающий творческий процесс по созданию собственной аранжировки каждым учащимся и первый выход на сцену.
На конкурсе у всех ребят есть возможность продемонстрировать свои навыки владением инструментом, а их родителям увидеть реальные успехи своих детей в обучении игре на синтезаторе. У родителей укрепляется вера в возможности детей, их таланты, приходит понимание приобретения синтезатора для домашнего музицирования.
Творческие видео
В 2017 году у нас появилась новая традиция: запись творческого видео. К новому году мы записываем для родителей видео-поздравление с концертными номерами ансамблей. Из-за ковидных ограничений, родители не смогли присутствовать на конкурсе наших солистов, поэтому радовали их видео записью выступлений. С видео поучаствовали в акции «Спасибо за жизнь» ко всероссийскому дню благодарности родителям 22 ноября. Для детей это очень хороший опыт и сложная работа, тк на видео должно быть все супер-идеально сыграно, без ошибок. А для родителей радостный сюрприз и повод для гордости.
Творческие встречи, семейные праздники
Чтобы наша студия «АккСи+» жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Совместной работе с родителями я стараюсь уделять особое внимание через атмосферу сотворчества внутри коллектива, проводя совместные мероприятия. Для решения организационных вопросов проводятся родительские собрания, он-лайн беседы, есть группа нашей студии в «контакте». Такое тесное общение с родителями коллектива приносит новый импульс в создании настоящего содружества педагога – ребенка – родителя.
Большую часть времени коллектив совместно с педагогом проводят в ДДЮТ. Но проведенное вместе время в неформальной обстановке, во внеурочное время, помогает детям и педагогу ближе узнать друг друга как личность, узнать о вкусах, мнениях, мыслях друг друга. Общие мероприятия, походы на концерты, проведения различных праздников помогают выработать единые нормы поведения. Помогают детям, родителям и педагогу чувствовать друг друга, переживать, скрашивают учебный процесс. У воспитанников появляется возможность взглянуть на педагога, как на человека, родителя, друга.
В заключении хочется еще раз oтметить несoмненную ценнoсть занятий учащихся в группе, где всегда возникают осoбые отнoшения совместногo творчества, причастнoсти общему делу, что спосoбствует взаимообогащению и партнерским, дружеским отношениям между учащимися и педагогом. oднако в музыкальном образoвании эти тенденции носят скорее характер новатoрства и требуют дальнейшего изучения, разрабoтки и развития методики групповых занятий начального обучения игре на клавишном синтезаторе.
Главное в нашей системе - это воспитание ребенка, воспитание увлеченности предметом той деятельности, которой он отдает предпочтение, а основной инструмент воспитания - это коллектив. У каждого педагога есть свои способы формирования коллектива, свои творческие подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике, что поможет в нашем общем деле - деле воспитания детей. Это цель каждого педагога, который не равнодушен к своей работе с детьми. Будем к ней стремиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.
«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол» В настоящее время баскетбол и связанн...
использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.
«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол» В настоящее время баскетбол и связанн...
Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол
За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...
« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»
О развитии музыкальных способностей ученика на начальном этапе обучения....
Конспект занятия по обучению игре на гитаре в группе 1-го года обучения студии «Гитара и мы» «Тональность А. Основные аккорды. Усложнение простых аккордов в стиле «Кантри». Лад. Ступени лада. Табулатура и аккомпанемент»
Занятие разработано в рамках авторской дополнительной общебразовательной общеразвивающей программы студии "Гитара и Мы" для воспитанников 1 года обученияТип занятия-изучение нового материалаЦель:-созд...
Техника обучения игры в футбол групп начальной подготовки в ДЮСШ
Техника игры в футбол сложна и многообразна, тем более если вести подготовку юных футболистов уже занимающихся футболом 3-4 года, и имеющих 1 разряд. Вдумчивая работа препо...
Конспект занятия по физической культуре с элементами обучения игре футбол в старшей дошкольной группе.
В конспекте обозначены цели и задачи занятия, упражнения по отработке техники удара в футболе, подвижная игра с мячом и игра малой подвижности с мячем....