"Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре учащихся 7-11 классов"
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества
пгт Подосиновец Кировской области
Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре
учащихся 7-11 классов.
Работу выполнила
Халамова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Гитара и мы»
МОУДОД ДДТ пгт Подосиновец
Кировской области
2011
Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.
Начиная свою педагогическую деятельность и опираясь на программы детских музыкальных школ, студий и самоучители по гитаре, я заметила, что из-за традиционного обучения, которое начинается с изучения нот и нотной грамоты я начала терять учеников, так как этот длительный и утомительный процесс не для всех детей, а только для избранных. На кружок же хотели очень многие, особенно юноши старших классов и которым совсем неинтересна была нотная грамота.
Для того, чтобы заинтересовать своих воспитанников, решила разработать что-то новое, свое. Отсюда пришла идея изменить методику преподавания. Я начала создавать свою авторскую программу, где изучение содержания учебного материала представлено в три этапа.
1-й этап – нетрадиционный подход в изучении музыкальной грамоты с помощью цифр, знаков, схем в обозначении нот и ладов.
Исходя из названий струн и ладов, я записывала ноты их обозначением.
Нота «ДО» - 2-I (вторая струна, первый лад) или 5-III (пятая, третий)
Нота «РЕ» - 2-III (вторая струна, третий лад) или 2-О (вторая открытая)
Нота «МИ» - 1-О (первая, открытая струна) или 4-II (четвертая, второй)
Нота «ФА» - 1- I (первая струна, первый лад) или 4-III (четвертая, третий)
Нота «СОЛЬ» - 1-III (первая струна, третий лад) или 3-О (третья открытая)
Нота «ЛЯ» - 3-II (третья струна, второй лад) или 5-О (пятая открытая)
Нота «СИ» - 2-О (вторая открытая струна) или 5-II (пятая, второй)
Таким образом, простая песенка «Кузнечик» выглядела так:
1 O-V-O-V-IV-IV; 1 IV-O-IV-O-IV-V-V
1 V-VII-VII-VII-VII; VII-VIII-VIII-VIII-VIII и т.д.
Сначала эта система прижилась, так как записывали и изучали знакомые сольные мелодии, хотя запись их и была трудоемка.
В течение двух лет, наблюдая за воспитанниками и делая для себя диагностические выводы, я поняла, в чем заключается недостаток этой методики.
Дело в том, что струны обозначаются арабскими, а лады – римскими цифрами, поэтому многие учащиеся путали их значения, вследствие чего мелодия звучала неправильно. Тогда я приступила к разработке второго этапа.
2-й этап – использование табулатуры – записи гитарной музыки без нот, где лады обозначены арабскими цифрами.
Расположение струн на гитаре похоже на расположение нотного стана в музыке, только их не пять, а шесть. Ноты обозначаются арабскими цифрами на определенном ладу инструмента. Обозначения аккордов мы применяем и для обозначения нот:
C – до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; A – ля; H – си.
Пример расположения и названия нот на грифе гитары.
E 1 - F 3 - G 5 – A 7 – H 8 – C
H 1 – C 3 – D 5 – E 6 – F 8 - G
G 2 – A 4 – H 5 – C 7 – D
D 2 – E 3 – F 5 – G 7 - A
A 2 – H 3 – C 5 – D 7 - E
E 1 - F 3 - G 5 – A 7 – H 8 – C
E,H,G,D,A - название и обозначение открытых (не зажатых) струн.
1,2,3,4,5,6,7… - название и обозначение ладов.
C,D,E,F,G,A, H – название и обозначение нот.
Эта же простая мелодия песенки «Кузнечик» с аккомпанементом будет выглядеть так.
Am E E7 Am G C Dm E7 Am
- 5 О 5 О 5 4 4 ; 4 О 4 О 4 5 5; 5 7 7 7 7; 7 8 8 8 8; 8 8 7 5 4 5 5;
Аккомпанемент (аккорды) – это сопровождение мелодии различными приемами игры на гитаре.
Am - ля минор, E – ми мажор, E7 – ми септаккорд и т.д.
Воспитанники с заинтересованностью и энтузиазмом приняли новую корректировку, так как стали рисовать не все шесть струн, а только те, на которых записывали мелодию.
Позднее, с появлением Интернета, я узнала, что уже существовал такой способ записи гитарной музыки в Европе. В Интернете запись нот обозначалась «ТАВ». Я решила ввести такой термин «Табулатура». Табулатура - это запись гитарной музыки без нот, где лады обозначаются арабскими цифрами. Запись, чтение с листа и усвоение мелодии пошло в два раза быстрей. Вместе с тем стали проявляться, лучше и быстрей развиваться музыкальный слух и техника ритмической игры.
Но возникла новая проблема. Учащиеся могут играть только те мелодии, которые хорошо знают или хорошо запомнили, прослушивая постоянно на мобильном телефоне, а также равные по длительности звуков. Но вопрос изучения нот и их длительности все-таки меня волновал и волнует до сих пор. Проанализировав все положительные результаты своей методики обучения, ознакомившись с программами «Gutar Pro-4, 5», я перешла к третьему этапу преподавания, который является самым сложным.
3-й этап – изучение длительности нот,
темпоритмической структуры, размера, такта-теории музыки на начальном этапе.
Am E E7 Am G C Dm E7 Am
1. 5||:О 5 О 5 | 4 4 4 | О 4 О 4 | 5 5 5 :|||:7 7 7 7 7 | 8 8 8 8 8 | 8 7 5 4 | 5 5:||
|_ |__| |__| |_ | |_ |__| |__| |_ | |_ |_ |==| |__| |_ |==| |__| |__| |__| |_ |.
Для учащихся, которые учатся или окончили музыкальную школу и знают нотную грамоту, ТАВ - это дополнительный и упрощенный способ записи музыки.
Таким образом, не изучая нот и расположения их на нотном стане, мои воспитанники смогут воспроизвести и записать в ТАВ практически любую мелодию. Следовательно, это самый простой способ записи гитарной музыки.
Использование новой методики позволило мне добиться следующих результатов:
-сохранность контингента воспитанников студии составляет 100%;
- заинтересованность, быстрота овладения знаниями, умениями и навыками игры «соло» на гитаре: традиционная методика, которая включает изучение нотной грамоты, требует для обучения игре на гитаре не менее 5 лет, а с помощью табулатуры этот процесс займет не более 1 года;
- доступность нового метода обучения позволяет в короткий срок научиться исполнять сольные пьесы и несложный аккомпанемент к ним, а также развить у учащихся музыкальный слух и ритм с первых уроков;
- повышение уровня мотивации и развитие творческих способностей учащихся: ежегодно воспитанники студии участвуют в конкурсах: районном фестивале бардовской песни «Белые ночи в Подосиновце», межрайонном конкурсе военно-патриотической песни «Песня всегда в строю», в 2006 году один из моих воспитанников принимал участие в областном конкурсе авторской песни «Гренландия»; мы не замыкаемся только деятельностью нашего объединения, а постоянно проводим творческие встречи с учащимися и преподавателями своей школы и школ района, выступаем перед населением поселков Демьяново и Подосиновец; совместно с библиотекарями школы и работниками детской библиотеки мы разработали и провели музыкальные гостиные, посвящённые творчеству Владимира Высоцкого, Игоря Талькова, Булата Окуджавы, Эдуарда Асадова, Виктора Цоя, Юрия Визбора, Николая Рубцова и местных поэтесс Надежды Мохиной и Екатерины Савиной; в стадии разработки находятся проекты музыкальных вечеров по творчеству Юлия Кима, Ады Якушевой и братьев Мищуков Вадима и Валерия; традицией стали «Майские встречи», «Лидер года», которые наше объединение готовит и проводит совместно с районным Домом детского творчества;
- многие выпускники студии связывают выбор будущей профессии с музыкой: в 2007 и 2008 годах три девушки стали студентками Кировского педагогического колледжа, в 2008 году один из выпускников поступил в училище искусств г. Кирова по классу духовых инструментов и гитары, а будучи ещё учеником, он написал музыку для гимна школы, многие пошли учиться в высшие и средние учебные заведения, где обязательны музыкальные занятия, организуются творческие музыкальные конкурсы и фестивали, «капустники» и КВНы.
- моя авторская программа в 2006 году прошла экспертизу в Кировском ИПК и ПРО.
Всего выпускников студии за 14 лет моей практики более шестидесяти, и я уверена, что гитару, как инструмент никто не бросил, а наоборот, многие участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях авторской песни, пишут сами музыку и стихи, создают вокально-инструментальные ансамбли. С выпускниками объединения мы организуем встречи, где они рассказывают о творческих успехах и достижениях, исполняют свои новые песни и музицируют.
На сегодняшний день в объединении «Гитара и мы» занимается 35 старшеклассников.
Я убеждена, что нахожусь на верном пути. Пройдет время – внесет новые коррективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре
На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...
Методика обучения игре бадминтон в 5-11 классах в образовательных учреждениях.
Методика обучения игре бадминтон в основной школе,...
Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.
Табулатура-это запись гитарной музыки без нот, где арабскими цифрами записываются лады...
Методика обучения игре на гитаре (из опыта работы)
Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет....
Теория и методика обучения технологии и предпринимательству. Профориентация учащихся на уроках технологии в 8 классе
Профориентационная работа на уроках технологии...
Методическая разработка «ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться о разработке профессиональной метод...
Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»
В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У УЧАЩИХСЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...