Методическая разработка «Развитие чувства музыкального ритма у детей»
методическая разработка
Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста.
Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Формирование чувства ритма у обучающегося - одна из наиболее важных задач педагога и в то же время - одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Педагог дополнительного образования:
Бражникова Екатерина Николаевна
г.Ярцево, 2020 г.
Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста.
Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Формирование чувства ритма у обучающегося - одна из наиболее важных задач педагога и в то же время - одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию.
Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности, проявлять индивидуальные способности детей.
Цель проекта: формирование и развитие чувства ритма у детей, умения передать в движении простой ритмический рисунок.
Задачи:
1. Помочь детям через музыкальные игры войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно.
2. Развитие у детей чувства ритма в процессе музыкальных игр.
3. Развитие двигательной координации.
4. Развитие навыков элементарного импровизационного движения.
5. Развитие внутреннего слуха.
6. Развитие творческого воображения.
В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр.
Ритм – соотношения длительностей звуков в их последовательности. Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха.
Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Метр – понятие абстрактное, и в музыкальном произведении может быть никак не выражен звуками. Ритм же не абстрактен и выражается реально звучащими звуками.
Касаясь вопросов музыкально-ритмического воспитания, необходимо сказать акценте. Акцент, как один из главных элементов в метроритмической организации музыки, во многом определяет выразительно-смысловую интонацию музыкального произведения, вносит в него тот или иной ритмический колорит.
Детей дошкольного возраста сначала учат выделять (например, хлопком) неожиданный акцент и лишь затем метрический (ритмично повторяющийся) акцент в музыке. Самая сложная работа – научить детей выделять переходный акцент в музыке. Его особенность заключается в том, что он, в отличие от метрического, лишь в первом такте падает на счет «раз», а затем последовательно переходит в каждом следующем такте на счет «два», «три», «четыре» и т.д. Переходный акцент сопоставим с логическим ударением в речи, когда в одной и той же фразе интонационно выделяется сначала первое слово, затем второе, после этого третье и так далее.
Развитие музыкального размера – это формирование слухового внимания на музыкальном материале.
Не менее важно научить ребенка определять такт и затакт. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, называемый затактом.
Алгоритм действий:
Развитие навыков передачи ритмических рисунков:
1. Использовать простые ритмические рисунки;
2. Передача ритмического рисунка детьми друг от друга по кругу;
3. Знакомство со звуковым моделями (длинные и короткие звуки).
4. Учить действовать со звуковыми моделями (педагог выкладывает ритмический рисунок, дети воспроизводят; ребёнок выкладывает - все остальные и педагог воспроизводят);
5. Знакомить с понятием музыкальная пауза;
6. Узнавать знакомый танец, элементы танца по ритмическому рисунку.
Передача метроритмической пульсации, восприятие музыкальных фраз:
1. Выделение сильной доли из затакта;
2. Игры с паузами (остановкой движения);
3. Определение начала и конца музыкальной фразы звучащими жестами;
4. Одновременное прохлопывание музыкального метроритма - одна группа, ритмического рисунка, другая;
5. Прохлопывание музыкальных фраз по очереди, одна подгруппа начинает, другая вовремя вступив заканчивает;
6. Плавное изменение темпа;
7. Движения с музыкой и без нее (дети начинают движения с музыкой, затем музыка затихает, дети держат заданный темп движения).
Игры на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента.
Название игры-упражнения | Описание |
Хлопни в ладоши. | Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают музыку. На акцент дети хлопают в ладоши. |
То вперед, то назад. | Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом, направление движения меняется несколько раз. |
Перекати мяч. | Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками (с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку. Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи. |
Игры на развитие слухового внимания и выделение метрического акцента.
Название игры-упражнения | Описание |
Птицы летят. | Дети стоят в колонне друг за другом и изображают, как птицы машут крыльями. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4), дети быстро поднимают руки через стороны вверх, а на счет «два-три-четыре» медленно опускают их вниз. |
Поменяемся местами. | Дети стоят парами напротив друг друга, держатся руками и слушают музыку. На акцент дети в каждой паре меняются руками. |
Шагай-приседай. | Дети под музыку идут на месте. На акцент дети прекращают ходьбу: приседают (5 такт), встают (6 такт) и продолжают маршировать на месте до следующего акцента (11 такт - присесть, 12 такт – встать) |
Передай мяч. | Дети стоят по кругу (лицом в центр круга) и слушают музыку. В руках одного из детей мяч. На акцент ребенок передает мяч ребенку, стоящему от него справа. Услышав очередной акцент, ребенок передает мяч третьему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не закончится музыка. |
Вокруг и внутри. | Для каждого ребенка нужен обруч. Обручи разложены на полу на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Дети под музыку марша ходят каждый вокруг своего обруча. На акцент дети впрыгивают (двумя ногами) каждый в свой обруч и продолжают ходьбу на месте внутри обруча до тех пор, пока не услышат следующий акцент в музыке, на который они выпрыгивают из обруча и вновь продолжают ходьбу вокруг него. |
Игры на развитие слухового внимания и выделение переходного акцента.
Название игры-упражнения. | Описание. |
Дирижируем. | Дети сидят на стульях, поставленных полукругом. Делается переходный акцент в четырехдольном размере. На «раз» в первом такте все дети поднимают руки, на «два-три-четыре» медленно опускают их. В следующем такте при акценте на счет «два», а на счет «три-четыре-один» опускают. В третьем такте руки поднимаются при акценте на счет «три». И в последнем, четвертом такте – на «четыре» и на «раз». В пятом такте дети встают с поднятыми руками. |
Маршируй и хлопай. | Дети стоят в шеренге. Дается переходный акцент в четырехдольном размере. На акцент дети хлопают в ладоши, на затухание музыки маршируют на месте. Схема: 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»
Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Методическая разработка "Встречи в музыкальной гостиной" - "Классика - детям"
Встречи в музыкальной гостиной - это форма работы внеурочной деятельности с учащимися средней школы. Методическая разработка содержит цели, задачи и сценарий концерта классического содержания "Аве мар...
Чувство музыкального ритма и его воспитание у учащегося
Вся музыка-искусство,протекающее во времени и состоит из звуков, бегущих по законам времени.Сведения из области ритма должны перейти в сознание учащегося непрерывно с чувством времени.В изучении...
методическая разработка "Развитие чувства ритма у детей"
Пособие адресовано хореографам, музыкальным работникам детских садов.Пособие поможет в подготовке и проведению творческой...
Методическая разработка "Развитие чувства ритма и формирование музыкальной культуры младших школьников"
В работе отражены теоретические и методические аспекты формирования и развития чувства музыкального ритма у детей младшего школьного возраста....
Методическая разработка «Развитие чувства ритма на уроках музыки в общеобразовательной школе»
В данной методической разработке представлен обзор проблемы развития чувства ритма у школьников. На основе опыта внедрения в образовательную программу по музыке ритмических игр отражена роль ритмическ...