Игра "Сороковые роковые.."
план-конспект

Баженова Екатерина Вячеславовна

Интеллектуальная игра "Сороковые роковые.." знакомит обучающихся среднего школьного возраста с историческими событиями Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_sorokovye.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Интеллектуальная игра

«Сороковые роковые»

Автор: Баженова Екатерина Вячеславовна

Возраст детей:10 – 12 лет

Количество:20-25 человек.

р.п. Гидроторф

2020

Содержание.

Введение__________________________________________________________3

Цели и задачи______________________________________________________4

Этапы проведения__________________________________________________5

Условия проведения_________________________________________________6

Ход игры__________________________________________________________ 7

Результат с описанием социальной значимости__________________________11

Список использованных источников___________________________________12

Приложения________________________________________________________13

Введение.

   История нашего государства насчитывает много разных событий. Одно из важнейших исторических событий нашей страны – это Великая Отечественная война. С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события того грозного времени. Поэтому очень важно сохранить историческую правду о том непростом времени и передать эти знания современным и будущим поколениям школьников.  

   В ходе отрядного мероприятия, форма которого интеллектуальная игра «Сороковые роковые», участники, работая в командах смогут проявить свои творческие способности, проявить эрудицию и смекалку, познакомиться с некоторыми историческими фактами о Великой Отечественной войне.

   Участники интеллектуальной игры – дети 10-12 лет. На подготовительном этапе игры формируются 4 команды по 4-5 человек, определятся капитан команды. На вопросы игры отвечают все команды. Время на обдумывание – 1 минута. Итоги подводятся по окончанию игры.

Цели и задачи

Цель: расширение знаний детей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

обучающая: - дать в ходе игры новые знания о Великой Отечественной войне;

развивающая: - развивать познавательный интерес детей к теме Великой Отечественной войны, творческие способности детей, умение работать в группах;

воспитательная: - содействовать формированию чувства гордости и восхищения за свою Родину; формировать уважительное отношение к истории своей страны, к своему народу.

Этапы проведения.

Подготовительный

Основной

Итоговый

2-3 дня

Время игры рассчитано на 60 минут.

 

  • Формирование команд (выбор капитана, названия команды, подготовка эмблемы команды и отличительных элементов одежды)
  • Выбор и подготовка фрагмента литературного произведения о ВОВ для инсценировки; подбор необходимого реквизита.
  • Подготовка и оформление книжной выставки «Сороковые роковые»;
  • подготовка и оформление игровых командных мест;
  • подбор видео материала и музыкального оформления;
  • подготовка реквизита, раздаточного материала.

Интеллектуальная игра состоит из секторов с вопросами.

1 сектор: Исторический факт.

2 сектор: Пословицы о войне и мире.

3 сектор: Песни войны.

4 сектор: Исторический факт.

5 сектор: Литературный сектор.

6 сектор: Видео-вопрос

7 сектор: Города-герои.

  1. сектор: Фронтовое письмо.

1. Подготовка наградного материала:

- грамоты командам (1,2,3 место)

- грамота в номинации «Лучшая инсценировка»;

2. Подготовка фотоматериала для отрядного уголка.

Рефлексия:

-Какой вопрос игры был для вас наиболее сложным?

- Какой вопрос игры был для вас самым познавательным?

- Какую из представленных книг на выставке  вы взяли для прочтения?

  • Подсчет набранных баллов.
  • Награждение

Условия проведения.

Ресурсное обеспечение

Информационное

Изучение и подборка материала о Великой Отечественной войне: - художественная литература (книжная выставка);        -видеофрагмент; - тематическая музыкальная подборка.

Материально-техническое

Мультимедийная аппаратура

Раздаточный материал

Канцелярские принадлежности

(ручки, простые  и цветные карандаши, бумага)

Методическое

Изучение тематической литературы ;создание методической продукции: - составление сценарного плана; - создание электронной версии игры; - подготовка раздаточного материала.

Кадровое

Ведущим интеллектуальной игры может быть отрядный   вожатый (старший вожатый, старший воспитатель). Может быть привлечен лагерный библиотекарь для подготовки, оформления и обзора книжной выставки.

Мотивационное

Активизация эмоциональной сферы детей; сосредоточение внимания на теме игры; стремление к достижению поставленной цели.

Ход игры.

  1. Вступительное слово ведущего по теме программы.

Великая Отечественная война ушла в прошлое… Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа.

Наша игра посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

  1. Обзор книжной выставки.
  2. Представление команд – участниц.
  3. По условиям игры меню состоит из 8 секторов, в каждом из которых «спрятаны» вопросы по номинациям. Секторы можно выбирать в произвольном порядке.

1.  Исторический факт

2.  Пословицы о

войне и мире

3.  Песни войны

4. Исторический факт

5. Инсценировка

Литературного

произведения

6. Видео-вопрос

7. Города-герои

8. Фронтовое

письмо

  1. Все команды-участники имеют право обсуждать вопрос и давать ответ.

            После обсуждения вопроса, на которое отводится 1 минута, член команды называет  

            ответ.

Вопросы игры:

Сектор 1.

Вопрос 1. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали этот орден, если дважды сделали ЭТО. Что должны были сделать летчики дважды?

Ответ: Дважды сбить вражеский самолет.

   Сектор 2. «Пословицы о войне и мире».

 На экране пословицы, в которых перепутаны слова.

Задание командам: восстанови пословицу.

  • В бою побывать – цену жизни узнать.
  • За край свой насмерть стой.
  • Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

(Война – это большое болото, легко влезть, но трудно выбраться.

Худой мир лучше доброй брани.)

     Сектор 3. «Песни войны»

         «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит  

     музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.

     С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

     Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные

     бригады. Рискуя жизнью, эти люди доказывали своими выступлениями, что

     красота искусства жива, что убить её невозможно. Тишину прифронтового леса

     нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные

     аплодисменты восторженных зрителей, которые вызывали на сцену Лидию

     Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

     Вопрос: Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный

     патефон, на котором они слушали любимые песни.

             Начиная с октября 1942 года, из-под пресса Апрелевского завода ОНИ

      пошли на фронт вместе с боеприпасами, пушками и танками. ОНИ несли

     песню, которая была так нужна бойцам. В каждый блиндаж, в каждую

     землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это

     тяжкое время, воевал и синий платочек», записанный на ЭТО в ноябре 1942г.

     Назовите, что ЭТО?  

(Пока команды обсуждают вопрос играет запись К. Шульженко «Синий платочек»)

    Ответ: Грампластинка.  

Сектор 4.

       За четыре года (1418 дней) смертельной схватки с фашистскими захватчиками

 защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от

 первых боевых поражений до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Вопрос: При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска

применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника.

         - Дрезден

         - Берлин +

         - Кёнигсберг

Для взятия Берлина 16 апреля 1945 года советское командование разработало нестандартный ход - ослепить противника с помощью одновременно включенных прожекторов.

Сектор 5. «Литературный сектор»

       О войне, и на войне написано большое количество книг, статей, стихов, прозы. Это и многотомные энциклопедии, мемуары, исследовательские работы и художественная литература. Перед советской печатью, литературой, театром, изобразительным искусством, кино, радио с началом войны с особой остротой встала задача воспитания в советских людях высоких качеств защитников Родины: мужества, стойкости, самоотверженности, ненависти к врагу и твердой уверенности в победе.

Инсценировка литературного произведения. (команды показывают подготовленные фрагменты литературных произведений)

Сектор 6.  «Видео – вопрос»

Просмотр видеофрагмента.

Вопрос: Кульминацией парада Победы, который состоялся 24.06.45 года, стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея.   Существует легенда, что после парада вместе с этим помостом был сожжен элемент формы советских знаменосцев. Подумайте и назовите этот элемент одежды.

Ответ: Перчатки.

Сектор 7. «Города-герои»

       Звание «Город –герой» присваивается городам Советского союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в годы Великой Отечественной войны.

Вопрос: Город – герой — это высшая степень отличия, которой удостоены 12 городов СССР, а также Брестская крепость, прославившаяся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.

    Найдите в филворде 12 городов – героев. (Приложение)

Ответ: Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Москва, Брестская крепость, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.

Сектор 8.  «Фронтовое письмо».

Писем белые стаи прилетали на Русь.

Их с волненьем читали, знали их наизусть.

Эти письма поныне не теряют, не жгут.

Как большую святыню сыновьям берегут…

Задание командам.

Сложите фронтовое письмо – треугольник и выполните творческое задание «Праздничные поздравления».

  1. На экране надпись: «Знать, чтобы помнить… Помнить, чтобы знать…»

Коллективное подведение итогов.

ВЕД.: Время неумолимо отсчитывает год за годом. Великая Отечественная война становится историей. Уходят из жизни ветераны. Но не становится меньше людей у памятников, памятных знаков, мемориальных досок, братских могил. Юные следопыты и поныне собирают сведения о боевых делах воинов, чтобы во всех деталях знать, какой ценой добывалась Победа.

Прослушивание песни «Поклонимся великим тем годам…»

Результаты с описанием социальной значимости.

    В ходе интеллектуальной игры «Сороковые роковые» участники смогут познакомиться с историческими фактами Великой Отечественной войны. В процессе подготовки «Литературного сектора» игры – инсценировки фрагмента литературного произведения-  дети расширят свои знания о войне через прочтение тематической художественной литературы, что поможет каждому участнику игры ощутить личную причастность с героическому прошлому нашей страны. Выполнение творческого задания игры «Фронтовой треугольник» будет способствовать воспитанию чувства уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.

Список использованных источников.

Приложения.

Приложение 1.

Василий Лебедев-Кумач

Кто сказал, что надо бросить

 Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Нынче — у нас передышка,

Завтра вернемся к боям,

 Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш, походный баян?

 После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Кто сказал, что сердце губит

 Свой огонь в бою?

 Воин всех вернее любит

 Милую свою!

Только на фронте проверишь

Лучшие чувства свои,

Только на фронте измеришь

Силу и крепость любви!

Воин всех вернее любит

 Милую свою!

Кто придумал, что грубеют

На войне сердца?

Только здесь хранить умеют

Дружбу до конца!

В битве за друга всю душу

 Смело положат друзья.

 Ни расколоть, ни нарушить

Дружбы военной нельзя!

Только здесь хранить умеют

Дружбу до конца!

 Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Пой, наш певучий братишка.

Наш неразлучный баян!

Нынче — у нас передышка,

 Завтра — вернемся к боям.

После боя сердце просят

Музыки вдвойне!

Приложение 2.

Вариант текста в исполнении К.Шульженко

из кинофильма "Концерт фронту"

музыка Ежи (Юрий Яковлевич) Петерсбурский

слова Яков Гольденберг (Галицкий)

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч.

Как провожала и обещала,

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной нет сегодня любимой, родной.

Знаю, с любовью, ты к изголовью,

Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой,

Провожает меня облик твой,

Чувствую: рядом,

С любящим взглядом

Ты постоянно со мной

Сколько заветных платочков

Мы сохраняем с собой

Нежные речи, девичьи плечи,

Помним в страде боевой

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Кончится время лихое

С радостной вестью придут

Снова дорогу  к милой порогу

Все без ошибки найдут

И вновь весной

Под знакомой, ветвистой сосной

Милые встречи, нежные речи

Нам возвратятся с тобой

Приложение 3.

Филворд

«Города – герои»

     

 

А

В

К

С

Й

И

С

С

О

Р

О

В

О

Н

К

Д

Л

К

М

Ж

Э

Ж

Р

Б

В

Г

В

Ц

Щ

И

Р

Е

К

М

Н

У

О

Д

Е

С

С

А

Ю

В

Е

И

Н

М

И

Ю

Ы

С

К

У

Ц

Н

Г

А

Ы

В

Т

И

Т

Н

С

Х

Т

У

Л

А

Р

Г

С

Н

Э

А

Н

А

С

Ф

Б

У

Ц

Е

Ц

Г

В

Ш

М

К

Б

Г

А

К

С

С

М

О

Л

Е

Н

С

К

Л

С

В

Р

С

Б

Г

Л

Р

Г

Ж

Ю

М

Г

Н

Н

Н

С

А

Я

Т

С

Е

В

А

С

Т

О

А

У

Г

А

Т

Д

Я

Д

К

Р

Ж

Е

О

О

П

А

К

М

М

О

П

Р

Е

Р

В

В

В

Ь

Ъ

О

С

Е

Р

Р

Н

Н

Н

Е

О

М

М

Т

Л

Т

Л

М

Р

М

У

М

О

С

К

В

А

Т

О

С

К

Ь

Г

Ч

И

М

Е

Л

Ш

Ш

Т

Б

И

А

В

Б

Ь

Т

Ь

Б

С

Е

В

О

Л

Г

О

Г

Р

А

Д

Т

А

В

Г

А

Приложение 4.

«Поклонимся великим тем годам»

Музыка Александры Пахмутовой
Слова Михаила Львова

Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Земля тонула в ярости огня
И не было ни ночи и ни дня.

Сражались мы у волжских берегов,
На Волгу шли дивизии врагов.
Но выстоял великий наш солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград!

Поклонимся великим тем годам!
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!

Замкнули мы вокруг врагов кольцо.
Мы полыхнули гневом им в лицо.
Солдат российский саван из снегов
Стелил, стелил для вражеских полков!

Окончен тот великий смертный бой,
Синеет мирно небо над тобой.
Над вечной нашей матушкой рекой,
Над славною солдатской головой!

Поклонимся великим тем годам!
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!

Треугольные письма

Геннадий Фатеев

Шли солдаты на Запад

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был далеко.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их, волнуясь, читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню,

Сыновьям берегут.

А бывало, что письма

Сочинял батальон.

Губы горестно стиснув,

Их вручал почтальон.

И рыдали в сторонке

Все соседки подряд.

На мужей похоронки

Вдовы вечно хранят.  

…Изо всех мемуаров

О минувших годах

Треугольникам старым

Предпочтенье отдам.

Пусть их чаще читают

Роты юных бойцов.

Пусть те письма считают

Завещаньем отцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У роковой черты

Интегрированный урок по обществознанию и биологии....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского...

Сороковые, роковые,свинцовые,пороховые

Учитель:            9 мая 2013 года в шестьдесят восьмой раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет. Всё яснее и ...

ПОЭЗИЯ СОРОКОВЫХ, РОКОВЫХ

О поэзии во времена Великой Отечественной войны...

Урок обществознания в 8 классе "У роковой черты"

В методическую разработку урока по обществознанию в 8 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова входят: разработка урока ( подробный план проведения), сопровождением к уроку является презентация и приложения ...