ПОЭЗИЯ СОРОКОВЫХ, РОКОВЫХ
занимательные факты по теме
О поэзии во времена Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_poeziya_sorokovyh_rokovyh.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ
УРОК
ТЕМА:
«ПОЭЗИЯ СОРОКОВЫХ, РОКОВЫХ»
ЦЕЛЬ УРОКА: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
ОБОРУДОВАНИЕ: записи военных лет; поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, чтение (наизусть) и анализ стихотворений, постановка вопросов.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы с вами проводим открытый урок-семинар по русской литературе. Тема нашего урока написана на доске: «Поэзия сороковых, роковых»
- Эпиграфом к уроку служат слова А. Прокофьева: «Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны»
Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Так было на рубеже 19-20 веков, в годы революции, в годы Великой Отечественной ВОЙНЫ.
ВОИНА. Великая Отечественная Разруха Страдания Смерть миллионов.... Как жутко становится, едва услышав о войне, о слезах и скорби, о страданиях и смерти, принесенных ею. Вы должны знать и понимать, ребята, что самым роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война. Великая Отечественная
Самая кровопролитная и тяжелая война из всех война на земле. 1418 дней продолжалась она.
27 миллион лучших сыновей и дочерей потеряла наша Родина-Мать. Если бы это 27 миллион человек могли бы подняться и встать в шеренгу, то она протянулась бы на 15 тысяч километров. Если почтить память каждого из них каждого из них минутой молчания, то помолчать пришлось бы нам 51 год.
- Ребята, вы не должны забывать какой ценой был завоеван прекрасный мир.
Великий писатель Александр Прокофьев писал: «Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны». Действительно наши поэты и писатели во время войны приравняли к штыку перо.
Поэзия была самым популярным, самым оперативным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой нет чувства ответственности за свою страну. Начинающие поэты-студенты литературного института имени М. Горького Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно приносит война, в их стихотворениях мотив жертвенности.
- Молодые поэты ушли на фронт, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня «Священная война» на слова Василия Лебедева Кумача. Эта песня стала символом единства народа в борьбе с врагом. Во время сумасшедшей контратаки на вокзале во весь голос радиоприемник разносил вдохновенные слова этой легендарной песни. Ни крики врага, ни взрывы гранат не смогли заглушить её.
- Давайте ребята, прослушаем запись этой священной песни. (звучит песня)
Ребята, почему эта песня называется, то есть стала легендарной?
Ученик. Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные, исполненные слова и музыка поднимали народ на защиту родины. Война названа народной и священной , потому что, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
Учитель. Конечно, остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте наши писатели были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран - в военных госпиталях.
Учитель. Ребята, возникает такой интересный вопрос. - Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Ученик. Потому что, поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Учитель. В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - звучит не прекращенная война.
Ученик. (Читает стихотворение).
Учитель. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Это мы видим и стихотворения Иосифа Уткина:
Когда я вижу как убитый
Сосед мой падает в бою
Я помню не его обиды
Я помню про его семью
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют …
Он мертв уже. Ему не больно
а их еще письмом убьют!
- Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.
Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня».
Учитель. Кто скажет, ребята, в чем сила этого стихотворения?
Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «Жди меня» «Жди».
К. Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Всю войну он работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины?». (читает стихотворение).
Учитель. Ребята, почему это стихотворение затронуло души. Каким чувством оно проникнуто?
Ученик. Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать (…..).
Учитель. Огромное место в поэзии военных лет занимают стихи Михаила Исаковского «Катюша», «До свиданья, города и хаты», «Ох, туманы мои, растуманы» «В лесу прифронтовом». Эти не только стихотворения, но и популярные песни, которые мы с вами знаем. Давайте, споем хоть одну песенку.
Вместе с учителем учащиеся исполняют песню «Катюша» Гаджисенов Ф.
(ученик) играет на гормоне.
Учитель. Ребята М. Исаковский в своих стихотворениях передал всеобщее чувство- желание сберечь родную землю, родное гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов. Главной целью было - охранять и сохранить Родину.
Давайте вспомним стихотворение А. Ахматовой. «Мужество», в котором символом родины выступает русская речь, великое русское слово.
Ученик (читает стихотворение «Мужество»)
Учитель. Ребята, изучая литературу военных лет с предложила вам написать сочинение на свободную тему: «За что наш народ ненавидит войну?». Надеюсь, что вы нашли самые теплые, самые искренние слова для своих земляков, для родных и близких, пострадавших в огне Великой Отечественной войны. Давайте, послушаем трогательные моменты, отрывки из ваших сочинений.
Учащиеся читают отрывки из сочинений.
Очень большой вклад в сокровищницу военной литературы внёс известный татарский поэт Муса Джалиль. В кнцлагере он написал много стихотворений. Его перевели в берменскую тюрьму. Моабит и приговорен к смертной казни. Тюремный дневник Джалиля носит названия «Маобитская тетрадь». Эти стихи проникнуты раздумьями о родине, верой в победу и счастье народа. (читает стихотворение М. Джалиля «Мои песни»)
Учитель. Такие люди как Муса Джалиль остаются верными свим идеям. Изучая литературу военных лет, мы должны пставить перед собой цель - надо хорошо выучить, внимательно читать -так это наша совесть, наш долг перед тем, кто не вернулся. Их стихи дороги нам тревогой за судьбы народов, верой в правоту и мужество нашего народа. Их благородные мысли славные дела служат примером и для вас и для будущих поколений.
Этот урок будет памятью о погибших на войне.
- На этом, ребята, я заканчиваю наш открытый урок семинар на тему: «Поэзия сороковых, роковых...» замечательными словами А. Твардовского: «Бой идет, Святой и правый Смертный бой не ради славы Ради жизни на земле!»
Домашнее задание.
Прочитать повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Показать значение повести Некрасова.
- Ребята, у вас есть какие-либо предложения, высказывания, или пожелания по поводу нашего открытого урока?
Открылся ли для вас сегодняшний урок по - новому? Если да, отметьте, пожалуйста, основные моменты урока.
Спасибо вам всем, дорогие ребята! Ведь вы так потрудились со мной! У меня для вас есть хорошая идея: «Вы ученики 11а класса являетесь настоящими патриотами Родины. И все вы получаете высшую награду - «Патриоты Родины».
Сороковые, роковые
Военные и фронтовые
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все во мне запало,
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Знаки препинания перед союзом «как»
Вопрос пунктуационного обособления или не обособления конструкций с союзом как осознается как один из наиболее трудных даже нами, учителями.
В учительской практике выработка пунктуационных навыков превращается в сложную методическую проблему.
Синтетические единицы, вводимые этим союзом, достаточно разнообразны: придаточные предложная, вставные конструкции, сравнительные обороты, приложения, обороты со значением «в качестве». Особенно трудно различать конструкции, которые обнаруживают сравнительное значение. Уточнение сходств и различий на фоне компаративной общности и может служить лингвистической базой.
Большинство из оборотов могут быть развернуты в придаточное сравнительное. При этом исходной конструкцией можно считать конструкцию с местоименным наречием так, содержание которого проясняется последующим придаточным предложением. Например:
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед. (М. Цветаева)
Сравним:
Моим стихам так же настанет свой черед, как настанет черед драгоценным винам.
Наиболее прозрачной является процедура, при помощи которой из исходных придаточных предложений могут быть получены обороты со значением «в качестве». Например:
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят, как жених. (А.С. Пушкин)
Это может быть представлено так:
Ленский был принят так, как принимают женихов.
Обороты со значением «в качестве» привносят в простое предложение свое содержание.
И значительно это конструкция, в которой подлежащему (чаще существительному, называющему лицо) приписываются предикативный признак, характеристика по профессиональному, социальному или иному признаку.
Сравним:
Горький - писатель, Горький - писатель-буревестник, певец пролетариата.
Или с неличным существительным:
Пристрастие к солнцу - особое чувство.
К исходным конструкциям типа Горький – писатель; Пристрастие к солнцу - особое чувство восходят не только обороты со значением «в качестве», но и приложения.
Оборот, оформленный как приложение (помещенный в середину предложения), представляет с точки зрения говорящего информацию менее значимую. Более значимая информация отмечается фразовым ударением и сосредоточена в другом компоненте предложения.
От приложений и оборотов со значением «в качестве» сравнительные обороты отличаются тем, что исходная для них конструкция содержит сравнительное значение:
Писатели, как подросшие и оперившиеся дети, вечно спорили, роптали, делались непокорно устойчивым семейным порядкам.
Эта конструкция представляет собой редукцию сложного предложения.
Писатели ведут себя так, как ведут себя подросшие и оперившиеся дети.
Существующие правила предлагают не обособлять сравнительный оборот в двух случаях:
- Если он входит в состав фразеологического оборота. Например: Он сказал, что он придумает какую-нибудь штучку и тогда все будут сидеть как пришитые. (Н.Носов)
- Если его можно заменить творительным падежом, имеющим значение сравнения. В качестве иллюстраций обычно приводятся два примера:
Как дым развеялись мечты. (Лермонтов).
Как град посыпалась картечь. (Лермонтов)
Неудобство последнего решения состоит в том, что в результате замены часто получаются неправильные предложения, а это снижает ценность самой процедуры.
К тому же языковая практика часто противоречит этим предписаниям. Примеры, когда запятая ставится в случаях возможной замены оборота творительным падежом, являются более многочисленными:
Например: Как _длинная белая лента, летели они (лебеди) друг за другом.
Сравним: Летели длинной белой лентой.
Предложение «Как дым развеялись мечты» можно комментировать так: данным, известным в этом высказывании является знание о том, что мечты развеялись.
Мечты развеялись представляет собой фразеологизированное сочетание, глагольный компонент в составе такого сочетания не может принимать на себя логическое ударение. Выразителем новой информации здесь может быть компонент как дым.
Такой способ актуального членения предложения на письме передается отсутствием запятой перед сравнительным оборотом.
Сравним другой пример:
У Юльки глаза как пленкой подернуты, будто в тумане.
В том случае, когда ударение падает на глагольный компонент (сообщение о действии так же, как и качественная характеристика действия, представляет собой новую информацию), запятая ставится. Например:
Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатал глаза, как пьяный... (Бунин).
Точно так же можно объяснить пунктуацию во фразах типа:
Он жил, как мог; Он жил, как все.
И вот, во всей своей красе,
В один прекрасный день сорвался,
Пришел в себя. Живёт как все.
(В. Соколов)
Сравнительный оборот может не обособляться, если информация, выраженная в глаголе, не является новой, а повторяет то, что содержалось в предшествующем компоненте. Однако такое встречается крайне редко: язык требует экономного выражения мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
Сороковые, роковые,свинцовые,пороховые
Учитель: 9 мая 2013 года в шестьдесят восьмой раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет. Всё яснее и ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины, посвященного Дню Победы. Тема: "Сороковые, роковые..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для проведения заочной исторической викторины среди обучающихся школы с 1 по 11 класс (вопросы и задания представлены разного уровня слож...
Сороковые-роковые...
прецентация к уроку литературы в 6 кл....
Образовательная программа « Сороковые, роковые, военные и фронтовые» (Тема Великой Отечественной войны в литературе и музыке)
Программа рассчитана на обучение воспитанников 4-9 классов в возрасте от 9 до 15 лет.Срок реализации программы-1 год.Условия приема: по результатам собеседования и прослушивания, а т...
Урок литературы в 6 классе: "Сороковые - роковые..."
Урок по стихотворениям о ВОв...