Социальный проект:« Финансовая грамотность каждому школьнику»
проект (7 класс)
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект:« Финансовая грамотность каждому школьнику» | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект:« Финансовая грамотность каждому школьнику»
Науменко Ольга Владимировна
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Финансовая грамотность каждому школьнику» |
Номинация проекта | Социальные проблемы |
Данные об авторе проекта | Науменко О.В.- руководитель проекта, члены курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамоты»: Акиндинов Юрий, Еремеев Илья, Елшин Владимир, Полежаев Валерий |
Цель проекта | повышение уровня финансовой грамотности школьников |
Основные задачи проекта | - познакомить учащихся с экономическими понятиями; - формировать навыки самостоятельности, аккуратности, ответственности в финансовых отношениях. - формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной финансовой безопасности; - формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения. |
Этапы и сроки реализации проекта | I этап (организационный): сентябрь 2020 г. II (реализационный): октябрь – декабрь 2021г. - (поэтапно) III (аналитический) –январь 2021 года |
Транслируемость проекта | сайт МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова, выступление на региональном семинаре в онлайн-формате «Подготовка учащихся к образовательным событиям по финансовой грамотности», наружная реклама, личное оповещение, трансляция опыта работы над проектов в рамках сетевого взаимодействия с МКОУ Октябрьская СОШ Бобровского района |
Место реализации проекта | МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова Бобровского района Воронежской области |
Ресурсное обеспечение проекта
Виды ресурсов | Перечень действий |
Нормативно-правовые | Создание пакета документов по реализации проекта и их утверждение. |
Программно-методические | Сделать подборку элективных курсов, методических разработок классных часов, внеклассных мероприятий Издать памятки, закладки, буклеты. Организовать освещение мероприятий в СМИ, интернете. |
Финансовые | Данный проект больших вложений не потребует |
Кадровые | Назначить ответственного за реализацию проекта. Создание инициативной группы |
Нажить много денег – храбрость;
Сохранить их - мудрость,
а умело расходовать – искусство
Бертольд Авербах
Актуальность и важность данной проблемы
Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят о том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации (документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан). В соответствии с письмом Департамента образования, науки и молодежной политики от 10.10.2017 года наша школа была включена в список пилотных школ по внедрению основ финансовой грамотности. Формирование нового экономического, политического мышления – важная задача школы.
Совместно с ребятами была выбрана тема проекта «Финансовую грамотность каждому школьнику». Все ребята согласились с тем, что реализация данной идеи возможна, проект осуществим. Такой проект интересен не только детям, но и взрослым.
Социальный проект «Финансовая грамотность каждому школьнику» поможет реализовать еѐ в рамках нашей школы.
Проблема:
- Низкий уровень финансовой грамотности школьников
Цель нашего проекта:
- Повышение уровня финансовой грамотности школьников.
Задачи проекта:
- определить уровень финансовой грамотности учащихся;
- сформировать первичные экономические понятия;
- формирование ответственного отношения к личным финансам;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
- оформить уголок по финансовой грамотности;
- издать памятки, закладки, буклеты;
- совместно с родителями сделать поделки по финансовой грамоте;
- создание видеоролика «Финансовая грамотность – путь к успеху».
Гипотеза:
- уровень финансовой грамотности школьников влияет на их материальное благополучие в будущем.
Новизна данного проекта заключается в системном подходе к решению задач, обозначенных в проекте, в отборе и сочетании различных игровых и информационных технологий. Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности учащихся и социальных партнеров.
Участники проекта: учащиеся МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова, учителя, родители, широкий круг специалистов различных ведомств и организаций: отдела образования, пенсионного фонда, налоговой службы, службы занятости, банков, страховых компаний.
Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме
1.Опрос обучающихся 5-8 классов. Анкетный опрос был проведен в виде тестов-заданий, которые позволили проверить наличие правильной установки, знаний и навыков обучающихся в области личных финансов. (Приложение)
2.Выявлена потребность обучающихся в дополнительных знаниях по финансовой грамотности.
3.Учащиеся 8 класса проявили большую заинтересованность в дополнительных знаниях об управлении личными денежными средствами – 47% хотели бы знать больше об этой сфере.
4.Результаты анализа материалов показали средний уровень информированности детей о бюджете семьи, тем самым подтвердили действенность УМК по финансовой грамотности.
3. Разработка варианта решения проблемы
Программа действий.
1.Постановка целей и задач проекта.
2. Составление плана реализации проекта
3.Распределение обязанностей между участниками проекта:
- исследовательская группа
- группа статистов
- группа оформителей
- группа аналитиков
4. Сбор и изучение материалов.
5. Проведение запланированных мероприятий.
6. Оформление портфолио и презентации проекта.
7. Создание уголка по финансовой грамотности.
8. Награждение активных участников проекта.
9. Создание видеоролика «Финансовая грамотность – путь к успеху».
Реализация плана действий и доказательная база выполненных работ
План реализации проекта:
- Проведение анкетирования учащихся «Моё отношение к финансовой грамотности»
- Сбор макулатуры участниками проекта совместно с учащимися школы
- Проведение онлайн – уроков
- Издание памятки, закладки, буклеты.
- Буклет «История денег»
- Проведение научно – практической конференции «Финансовая грамотность – путь к успеху»
- Проведение мероприятия для учащихся «Быть финансово грамотным – это круто!»
- Оформление книжной выставки «История денег»
- Инсценирование сказки «Буратино»
- Проведение классного мероприятия: «Бюджет семьи и бережное потребление»
- Проведение викторины: «Путешествие в страну Капиталия»
- Проведение правовой игры «Потребитель и его права»
- Размещение информации на школьном сайте
- Проведение круглого стола «Взрослая жизнь и важные финансовые решения»
- Создание памятки «Финансовая грамотность в каждую школу»
- Участие в олимпиадах по финансовой грамотности
- Проведение «Недели финансовой грамотности»
- Проведение круглого стола «Финансы и их роль в жизни общества»
- Экскурсия в Сбербанк.
Для реализации проекта «Финансовая грамотность каждому школьнику» был разработан и утвержден план мероприятий.
В анкетировании «Моё отношение к финансовой грамотности», приняли 53 учащихся школы.
1. На вопрос как Вы считаете, что означает понятие "финансовая грамотность"?
- умение грамотно вести учет своих доходов и расходов -43чел.
- затрудняюсь ответить – 10 чел.
2. Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?
да – 42чел, нет – 11 чел.
3. Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?
да – 49чел, нет – 4 чел.
4. Как Вы считаете, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
- да, это крайне важно и необходимо сейчас -51 чел.
- нет, в этом нет необходимости – 2 чел
5.Как часто Вы интересуетесь вопросами финансовой ситуации в стране и мире?
- постоянно интересуюсь этими вопросами – 4 чел.
- иногда, эпизодически интересуюсь – 32 чел.
- не интересуюсь, в этом нет необходимости -17 чел.
6. Как Вы считаете, насколько важно для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать свой бюджет?
- да, необходимо – 25 чел.
- нет, в этом нет необходимости – 28 чел.
7.Ведете ли Вы учет своих личных денежных средств?
- да, постоянно веду учет и фиксирую все поступления и расходы -11чел.
- не веду учет, т.к. у меня нет своих личных финансовых средств -18 чел.
- не веду учет, считаю это нецелесообразно – 14 чел.
Результаты анкетирования показали, о необходимости дополнительной работы с учащимися по финансовой грамотности, применяя различные формы деятельности.
Обучающиеся приняли участие в цикле вебинаров «Онлайн-уроки финансовой грамотности» по темам: "С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?", "Твой безопасный банк в кармане", "Все про кредит или четыре правила, которые помогут достичь цели", "Путешествие в историю страхования", "Вклады: как сохранить и приумножить".
Участниками проекта организован сбор и сдача макулатуры на сумму 8620 рубля. Составлена смета расходов на реализацию проекта. Были приобретены бумага, краски, фломастеры для издания памяток, закладок, буклетов по финансовой грамотности
«Есть одна вещь на свете, которая необходима практически всем людям. Без нее очень трудно жить, зато при ее наличии многое становится доступным. Эта вещь может принять любой облик – превратиться в куклу, конструктор, ноутбук, поездку за границу… И никакого волшебства здесь нет! Эта вещь есть и у твоих родителей, и ты ее получаешь время от времени, и ее название, я уверена, тебе прекрасно известно – это ДЕНЬГИ».
Для чего нужны деньги?
- Деньги нужны для того, чтобы осуществлять расчеты между разными людьми, компаниями и даже между разными странами. Ведь ты же не будешь за покупку мобильного телефона расплачиваться, скажем, пряниками? Или, например, чтобы через год купить себе компьютер, ты же не будешь копить шариковые ручки или фломастеры, а потом пытаться обменять их в магазине на нужный тебе компьютер? Думаем, что ты будешь копить именно деньги.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
Группой оформителей был создан буклет «История денег»
Проведена муниципальная научно – практическая конференция «Финансовая грамотность – путь к успеху» и мероприятие для учащихся «Быть финансово грамотным – это круто!».
В сентябре проведен День финансиста. В мероприятии принимала участие руководитель финансового отдела администрации Бобровского муниципального района Попова Екатерина Александровна !
Экскурсия в Сбербанк и проведение занятия с участием сотрудника банка по теме «Банковская карта и как обеспечить надежность операций с ней».
Участники проекта инсценировали сказку «Буратино» для учащихся школы.
Группой аналитиков было организовано проведение круглого стола «Финансы и их роль в жизни общества»
Эффективным средством формирования финансовой грамотности у школьников являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. В школе проведена игра «Потребитель и его права».
Проектная группа совместно с учащимися среднего звена оформила уголок финансовой грамотности
В период с 19 по 23 октября прошла неделя финансовой грамотности.
В рамках сетевого взаимодействия с МКОУ Октябрьская СОШ в период с ноября по декабрь 2020 года проведены онлайн- занятия по финансовой грамотности с учащимися
Заключение
Работая над проектом, школьники повысили свой уровень финансовой грамотности.
В ходе реализации проекта был оформлен уголок «Юные экономисты», в котором разместились: денежные деревья; копилки, макеты банкоматов; лэпбуки по финансовой грамотности школьников; музей денег; полочка занимательных книг, где собраны сказки, загадки, пословицы, стихи, поговорки, интересные истории и удивительные факты о деньгах, специальные упражнения, дидактические и развивающие игры; атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Банк», «Аукцион», «Рекламное агентство» и др.
В проекте приняло участие 212 учащихся из общеобразовательных учреждений района. Результат итогового анкетирования показал, что возрос интерес у учащихся в сфере финансовой грамотности.
Результатом проектной деятельности является снятый ролик «Финансовая грамотность – путь к успеху».
Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для школьников.Вводное занятие.
КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»для школьников.Вводное занятие...
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
финансовая грамотность...
Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....
Финансовая грамотность для школьников
Урок Финансовой грамотности для школьников в рамках V Всероссийской недели фининсовой грамотности для детей и молодежи 2019...
Финансовая грамотность для школьников УРОК 1
История возникновения денег в России...
ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности» НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности ...
Презентация к социальному проекту:« Финансовая грамотность каждому школьнику»
Дополнение к социальному проекту: "Финансовая грамотность каждому шкоьнику. Цель, задачи, гипотеза, этапны и описание реализации проекта. Продукт проекта....