«Развитие духовно – нравственных ценностей на уроках хора».
статья
Духовные и нравственные законы сопровождают любого из нас от первого и до последнего вздоха - без этого общество обречено на гибель.Образование отвечает за сохранение, передачу и развитие общечеловеческих ценностей и знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия№3
«Развитие духовно – нравственных ценностей на уроках хора».
Педагог дополнительного образования
Румянцев Г. В.
г. Южно-Сахалинск
2022 г.
Для того чтобы начать освещать заявленную тему и моё видение этого вопроса, позволю себе небольшое вступление, почему возникла необходимость высказать свои мысли.
Вот уже почти четверть века моя жизнь связана с Русской Православной Церковью, хотя знакомство с ней произошло многие годы назад, ещё в детстве.
На Сахалине первый православный приход появился в 1990 году, и возможности хотя бы заглянуть в храм, до этого времени на острове не было, и в храмы островитяне попадали, только выезжая на материк.
« Все мы родом из детства», и первое осознанное знакомство с великой православной святыней произошло в шесть лет. Успенский кафедральный собор Смоленска считается одним из красивейших храмов Европы, в нём находится икона Смоленской Божьей Матери – Одигитрия (путеводительница). Попробуйте представить себе состояние ребёнка, который преодолевая крутую лестницу, попадает в прекрасный собор, защищающий древний Смоленск около 400 лет, видит великолепное внутреннее убранство, богатый многоярусный резной иконостас, несколько десятков метров в высоту, инкрустированный сусальным золотом, скульптуры ангелов, старые иконы, картины, раки с мощами, пол, выстланный чугунными плитами, на которых виднеются выщерблены, оставленные прихожанами за сотни лет. И, конечно же, икона Богородицы, больше человеческого роста, к которой нужно подниматься по ступеням.
И ещё одно – уже в сознательном возрасте я сделал для себя открытие и был поражён смелостью военачальников, руководивших освобождённым Сахалином. Ведь им ничто не мешало, заменяя японские названия населённых пунктов, переименовывать их в угоду времени и политической ситуации 1945 года. Однако, юг Сахалина оказался под защитой Владимировки, Троицкого, Христофоровки, Петропавловского - это значит, что не зависимо от должностей и партийной принадлежности, люди были высоконравственными и духовными.
Духовные и нравственные законы сопровождают любого из нас от первого и до последнего вздоха - без этого общество обречено на гибель. И помогают человеку в этом церковь, семья и образование в самом широком смысле этого общественного института. Образование отвечает за сохранение, передачу и развитие общечеловеческих ценностей и знаний. Вообще трудно себе представить, чтобы в наших школах воспитание и обучение было – бы бездуховным и безнравственным. Исторические события, поступки литературных персонажей и личностей, оказавших влияние на мировую цивилизацию, открытия и изобретения – всё это подвергается духовно – нравственному анализу.
Обучение и воспитание с самого раннего возраста должно быть духовно – нравственным. Ребёнок должен понимать, что есть хорошо и, что есть плохо, что такое добро и, что такое зло, и к чему может привести тот или иной поступок или действие, к благу или опасности для него и окружающих. Воспитать ответственность за себя и окружающих – значит воспитать поистине свободную личность!
В начале обучения, в первом классе мы изучаем песенку « Кузнец», музыка И. Арсеева. Вот текст этой песни:
Эй, Кузнец, молодец!
Расковался жеребец!
Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать!
Вот - гвоздь, вот - подкова!
Раз, два, и готово!
Может быть, кто-то посчитает эту песню устаревшей и несовременной, особенно в мире, где рынок определяет не только экономические, но и человеческие отношения. Научить ребёнка хорошо петь и правильно попадать в нужные звуки – необходимо, но есть более серьёзные вещи, осознание того о чём ребёнок поёт, и чему песня может научить. Обратите своё внимание на то, что наезднику понадобилась помощь, и он её получает, т.е. один человек помогает другому. И ещё на один ОЧЕНЬ важный момент хочу обратить ваше внимание – кузнец не требует ничего взамен сделанной работы! Я вижу в этой простенькой песенке пример духовно – нравственного воспитания.
Всем известно это философское изречение, что « жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Не может быть полноценного духовно – нравственного воспитания без такого общественного института, как церковь.
Вот уже более тысячи лет, как Россия была крещена. Наше государство уникально своим обществом. Страны так называемого западного мира раздираемы межконфессиональными конфликтами. В то время как на территории России столетиями мирно уживаются различные этнические группы людей, благодаря мудрым отношениям между главами, в том числе традиционных религий.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу вероисповедания. И глупо было бы думать, что все сто процентов населения будут исповедовать какую-нибудь веру. Конечно же, есть семьи с атеистическим образом жизни – это их право. Но так же было бы глупо не замечать того культурного, общечеловеческого наследия, которое возникло благодаря христианству – это живопись, литература и музыка.
Иногда приходится сталкиваться с отрицанием некоторыми учащимися разучивания православных песнопений, ведь государственные школы всё-таки светские учреждения. А так не хочется отказываться от прекрасных образцов церковного хорового наследия величайших русских композиторов, произведения которых ценят и любят во всём цивилизованном мире. Одна ученица категорически отказывалась разучивать произведение А. Архангельского « К Богородице прилежно», аргументируя это тем, что она не верующий человек. Однако на уроках МХК, знакомясь с православными иконами, такой реакции не было. Видимо зрительное восприятие живописных образцов и погружение в музыку с текстом (молитвой) по-разному воздействует на человека.
Для россиян запад очень давно является своеобразной « путеводной звездой», ведь мы редко находим « пророков в своём отечестве». Вот и в этой ситуации нас выручило произведение итальянского композитора эпохи барокко Дж. Перголези «Stabat Mater» - небольшой отрывок католической молитвы, положенный на очень красивую музыку. На сей раз никого не смутил ни сюжет, ни то, что это тоже молитва. Дети с интересом слушали мои пояснения об этом самом трагическом эпизоде из Евангелия – скорбящая мать проливает слёзы у распятия. Всевышний принёс себя в жертву во искупление грехов человечества и дал надежду на будущую жизнь.
Так же мы взяли на себя смелость включить в наш репертуар православное песнопение « Достойно есть» византийского распева (XV в.) на греческом языке. Это произведение не привычно для уха современного слушателя, но мы решили познакомить детей с этим прекрасным образцом средневекового искусства, « погрузить» их в ту далёкую эпоху, «окунуть» в стиль того времени.
Нельзя сказать, что произведения на светскую тематику не несут нравственной нагрузки, если это не «блатные» песни. Большинство художественных и музыкальных произведений, затрагивающие морально - этические вопросы - духовно – нравственные. Только те из них, которые создавались для культовых целей, являются как бы сконцентрированными в плане духовности.
Произведения о любви, войне, Родине, дружбе, природе и так далее несут в себе и воспитательный, и нравственный, и философский смысл, надо только вдуматься, вникнуть в него. И если исполнитель понимает, что он делает, он всегда сможет найти отклик в душе слушателя.…
На днях замечательному композитору и человеку А. Н. Пахмутовой исполнилось 85 лет. Всё её творчество – это образец служения высокому искусству. Конечно же, мы, в большей мере знаем её песни, среди которых нет проходных, вне зависимости от того, кому адресованы эти песни: малышам, юношеству или людям более взрослым.
В репертуаре нашего хорового коллектива есть песня А. Пахмутовой на стихи Р. Рождественского « Просьба», которая учит любить, ценить, жалеть и оберегать животный мир, природу, не губить бездумно, ради забавы или развлечения рыб, птиц и зверей. Человеку природные богатства даны в разумное пользование.
Работа с хором – это не только разучивание музыкального или литературного текста, это очень серьёзный, глубокий эмоциональный и умственный труд. Ведь ученик должен осознано относиться к исполняемому материалу.
Произведения искусства, созданные на протяжении всей истории человеческой культуры, в большинстве своём несут духовно – нравственные ценности, воспитательную функцию, функцию сохранения и приумножения морального здоровья нашей цивилизации.
И ещё один важный момент: хор - это коллектив, большое количество детей, которые все вместе исполняют музыкальные произведения разных эпох и жанров. Хористы должны научиться взаимодействовать друг с другом, подчинить своё личное общему, тем самым они воспитывают в себе чувство коллективизма, взаимовыручки и ответственности за общее дело, за общий результат. Это ли не один из главных принципов духовно – нравственного воспитания будущего гражданина и человека, способного ценить прекрасное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы с использованием ИКТ
Цели, задачи, практические советы, тематика пректов, творческих работ (Из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169637-1356360822.jpg)
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-443127-1560145821.jpg)
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-557290-1598352251.jpg)
Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....
Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"
Статья "Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературы"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063374-1538231722.jpg)
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»
В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/09/picture-1108012-1683653102.jpg)
Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках филологического цикла
Воспитание нравственности – это, конечно, не школьная дисциплина, не учебный предмет, по которому детям надлежит сдать экзамен, и в то же время это, может быть, самая главная цель, которой служи...