Конспект занятия "Молочные продукты"
план-конспект
Данный конспект предназначен для изучения темы "Молочные продукты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_-_molochnye_blyuda.docx | 89.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ -
Тема урока: | «Молоко, молочные продукты. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.» |
Цель: Задачи: | Ознакомить обучающихся с питательной ценностью молока и молочных продуктов. Научить приготавливать блюда из этих продуктов. Развивать самостоятельные навыки в работе с дополнительной информацией, умение работать с инструкционными картами. Воспитывать культуру труда, чувство ответственности за выполненную работу. |
Тип урока: | Комбинированный. |
Оборудование: | Таблица «Сроки хранения молока и молочных продуктов», плакат «Правила безопасности и гигиены на уроках технологии», инструменты и приспособления для выполнения практической работы; инструкционные карты, рабочая тетрадь , учебник. |
Межпредметные связи: | Биология , литература. |
Ход урока
I. Организационный момент. (3-5 мин.)
II. Повторение и закрепление пройденного материала. (5-7 мин.)
Учитель: «Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить» - этот афоризм древних философов коротко, но ясно объясняет, почему проблемы питания во все времена и у всех народов были первостепенными. Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. А что относится к питательным веществам, мы с вами узнали на прошлом уроке.
Как вы усвоили материал прошлого урока, мы сейчас выясним, ответив на вопросы.
- Вставьте пропущенную часть фразы:
Витамин ________ укрепляет защитные силы организма.
Витамин _________ способствует росту, улучшает зрение.
Минеральное вещество ___________ играет большую роль в формировании костной ткани.
Прекрасным источником легкоусвояемого кальция является ______________________
- Какое минеральное вещество участвует в процессе кроветворения, в работе сердечно-сосудистой системы.
а) кальций;
б) железо;
в) натрий.
- Назовите, какие элементы относятся к:
Назовите, какие элементы относятся к:
а) макроэлементам ___________________________________________________.
б) микроэлементам___________________________________________________ - Перечислите содержащиеся в продуктах питательные вещества:
а) жиры;
б) ___________
в) ___________
г) витамины;
д) ________________________
а) йод; б) фтор; в) калий. III. Сообщение темы и цели урока. (20 мин.) Учитель: Отгадайте загадку. Жидко, а не вода, бело, а не снег? (Молоко). А какие ассоциации вызывает это слово у вас? ( Игра «Ассоциативное солнышко». «МОЛОКО» напишите в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово. III. Сообщение темы и цели урока. (20 мин.) Учитель: Отгадайте загадку. Жидко, а не вода, бело, а не снег? (Молоко). А какие ассоциации вызывает это слово у вас? ( Игра «Ассоциативное солнышко». «МОЛОКО» напишите в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово. При этом обсуждаем, почему именно эта ассоциация пришла в голову.) Итак, тема нашего урока сегодня, как вы уже догадались, «Молоко и молочные продукты». Мы изучим с вами питательную ценность молока и молочных продуктов, познакомимся с технологией приготовления блюд из молока, научимся их готовить. IV. Изучение нового материала. Молоко – ценный пищевой продукт. Давайте вспомним, что вы знаете о молоке? Молоко уникальный, созданный самой природой продукт питания. Его называют «эликсир жизни», так как в молоке содержатся все основные пищевые вещества, необходимые растущему организму. Молоко исцеляет от недугов. В Индии с древних времен известна пословица: «Хочешь жить долго - пей кислое молоко». Умение заквашивать молоко, получать кефир, кумыс, брынзу принадлежит народам древнего Востока, Средней Азии и Кавказа. Многие ученые и врачи России изучали свойства молока и применяли его для лечения различных заболеваний. В Египте молоком лечили оспу. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что коровье молоко излечивает от малокровия. И в наше время молоко все так же считается незаменимым продуктом, полезным людям всех возрастов. Питательная ценность молока Благодаря своей пищевой ценности молоко может заменить любой продукт, но ни один продукт не может заменить молоко. В молоке обнаружено более 160 полезных веществ, которые полностью усваиваются организмом человека. Ценность молока определяется химическим составом и легкой усвояемостью входящих в него веществ. В молоке содержится жиры, белки, молочный сахар, минеральные соли, макро- и микроэлементы, витамины. В молочном жире содержатся низкомолекулярные и полиненасыщенные жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты представляют особую ценность, т. | |
| они не могут синтезироваться в организме человека. Молочные белки содержат полный набор незаменимых аминокислот в требуемых нашему организму соотношениях. Из углеводов в молоке преобладает молочный сахар, которого нет ни в каких других продуктах, он является существенным источником энергии для организма человека. Минеральные соли молока представлены солями кальция, магния, фосфора. Причем нужно отметить благоприятное для организма количественное соотношение этих солей в молоке. В молоке содержатся такие ценные микроэлементы, как цинк, медь, марганец и др. И, наконец, в нем содержатся жирорастворимые витамины А, (3-каротин, Д и растворимые в воде Вь В2, В12 и др. Нужно только помнить, что некоторые витамины разрушаются под действием воздуха и солнечного света. Поэтому нельзя хранить молоко и молочные продукты в открытой посуде и при дневном свете. Ассортимент молочных продуктов Молоко - само по себе прекрасный продукт питания - служит сырьем для приготовления множества различных молочных продуктов, которые принято условно подразделять на следующие группы: цельно и кисломолочные продукты, масло, сыры, мороженое, молочные консервы, сухие молочные продукты и т. д. Эти продукты справедливо называют продуктами здоровья. Человек должен употреблять их в пищу с раннего детского возраста на протяжении всей жизни, чтобы быть здоровым и работоспособным. Одним из 160 замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. В промышленности из молока получают различные кисломолочные продукты, для чего используют различные закваски и биоорганизмы. Это сметана, творог, кефир, простокваша, ряженка, варенец и другие. Из козьего, овечьего, буйволиного молока готовят национальные кисломолочные продукты: кумыс, катык, мацун, курт. Хранение и обработка молочных продуктов Качество молочных продуктов можно определить по запаху, внешнему виду, цвету, вкусу, консистенции. Все несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается бугристой пленкой, становится скользкой. Меняется цвет, появляется кислый или горьковатый вкус. Консистенция становится тягучей, липкой. Все молочные продукты надо хранить в холодильнике и строго соблюдая сроки хранения, которые различны для разных продуктов. Например , при температуре +4....8 ºС молоко можно хранить - 20 ч, сметану-72 ч, творог- 36 ч, сл. масло- 10 дней, кефир- 3-5 дней, йогурт- 7 дней. Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, его кипятят. |
| |
На молокозаводах молоко пастеризуют или стерилизуют.
Пастеризованное молоко – это молоко, подогретое до температур, убивающих болезнетворные микробы, и выдержанное при этих температурах строго определенное время. Например: выдерживают при t 72–75 °С в течение 20–30 минут и при t 63–65 °С в течение 30 минут, а затем охлаждают до 6–8 °С.
Для более длительного хранения молока (до 20 суток) применяют стерилизацию. Стерилизованное молоко получают путем нагревания до 120–145 °С.
Молочные продукты не требуют первичной обработки, исключение составляет творог. Перед приготовлением блюд из творога из него удаляют лишнюю влагу, пропускают через мясорубку или протирают через сито.
Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке:
варке – супы, каши, ленивые вареники;
жаренью – сырники, блинчики с творогом;
запеканию – пудинги, запеканки и др.
Требования к приготовлению молочных блюд
При приготовлении блюд из молочных продуктов предъявляют следующие требования:
- Вкус супа или каши должен быть сладковатый, слабосолёный, без привкуса и запаха подгорелого молока.
- Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: каши – жидкие или вязкие, супы – жидкие, соусы – средней густоты.
- Цвет молочных супа или каши чаще всего белый.
- Форма продуктов входящих в суп, должна быть сохранена.
- У запеканки, пудинга поверхность должна быть ровная, без трещин, подрумянена, легко прокалываемая деревянной палочкой.
- Сырники имеют приплюснутую круглую форму с ровной румяной поверхностью.
V. Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Задание № 1
«Истинные и ложные высказывания».
Нужно рядом поставить + и -;
- Сливочное масло хранят в холодильнике в течение 14 дней.
- Все молочные продукты не требуют первичной обработки.
- Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке: варке, жаренью, запеканию.
- В состав молока входят белки, жиры, молочный сахар, вода, витамины A, B2, B12, E, D, K, РР, С, кальций, калий, железо, йод, фосфор и протеин.
- Молоко, полученное путём нагревания до 120-145 °, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы, называют пастеризованным.
- Молочные супы подают в мелких тарелках.
- Молоко и молочные продукты нельзя хранить в открытой посуде и при дневном свете.
- Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: каши – жидкие или вязкие, супы – жидкие, соусы – средней густоты.
- Качество молочных продуктов нельзя определить по консистенции.
- Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, его кипятят.
Восстановите текст.
- Молочные ___________ подают в мелких тарелках.
- Сливочное масло хранят в холодильнике в течение _______ дней.
- Все молочные продукты не требуют первичной обработки, кроме __________________.
- Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке: _________, жаренью, _____________.
- Молоко и молочные продукты _________ хранить в открытой посуде и при дневном свете.
- Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: _____________ – жидкие или вязкие, супы – __________, соусы – средней густоты.
- В состав молока входят _________, жиры, молочный сахар, ________, __________A, B2, B12, E, D, K, РР, С, кальций, калий, железо, йод, фосфор и протеин.
- Молоко, полученное путём нагревания до 120-145 °, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы, называют __________________________.
- Качество молочных продуктов определяют по консистенции, цвету, ____________, вкусу, _________________________.
- Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, _________________.
Задание № 2 «Зашифрованные слова»
Найдите в таблице зашифрованные названия молочных продуктов и блюд из них.
Запишите их.
Ответы: творог, пудинг, йогурт, простокваша, пасха,
сырок, сметана, молоко, соус.
VI. Практическая работа. "Приготовление блюд из молочных продуктов».(25-30 мин.)
Учитель:
Из творога в домашних условиях можно приготовить много разнообразных вторых и сладких блюд, начинок для мучных и кондитерских изделий.
Мы сегодня с вами будем готовить сырники
Технологическая карта.
Ингредиенты:
1.Творог 11% - 500 гр ,2. Яйцо куриное2 шт 3.соль –щепотка, 4. Мука 4 ст.л , 5.Сахар-песок - 4 ст.л ,6 - ванилин по желанию. Разрыхлитель 1 ч.л
Масло растительное для жарки на сковороду.
Мука для панировки
Творог должен быть сухим, если он влажный, тогда отцедите лишнюю жидкость, поместив творог под пресс в марле или же поместите его в сито на ночь. В миску выложите творог, к нему вбейте яйца, всыпьте сахар, соль и ванилин по желанию.
Массу перетрите вилкой или ложкой до однородности, пока она не станет полностью гладкой, а все комки не разойдутся. Попробуйте массу на вкус и добавьте сахар, если нужно.
Добавьте просеянную с разрыхлителем муку, размешайте тесто.
В чистую тарелку насыпьте муку для панировки и поставьте ее рядом, чтобы вам было удобно панировать свои творожные изделия.
Формуйте сырники, а потом обваливайте их немного в муке со всех сторон. Опытные хозяйки рекомендуют сначала слепить все сырники, а только потом начинать их жарить, иначе можно не уследить и первые сырники подгорят
1. Правила безопасной работы во время выполнения практической работы.
2. Самостоятельная работа по инструкционным картам.
3. Контроль учителя с целью выявления пропусков в знаниях и умениях обучающихся.
5. Текущий инструктаж.
6. Самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся.
7. Подведение итогов работы. Дегустация блюда.
VII. Подведение итогов занятия. Оценивание работы обучающихся. (5-7 мин.)
- Какое значение имеют молочные продукты в питании человека?
- Какие кисломолочные продукты вы знаете?
- Как приготовить творог в домашних условиях?
Выставление оценок. Анализ урока
VII. Домашнее задание (2-3мин.)
Подготовить сообщение «Традиционные блюда из молочных продуктов» (рецептура)
IX. Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по технологии "Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Сырники жареные." 6 класс
Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.Сырники жареные. В 6 классе....
Конспект урока английского языка " Полезные продукты."
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский язык учебник Для 3 класса общеобразовательных учреждений /...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ЗВУК И БУКВА С»
Интегрированное занятие по теме "Посуда. Продукты питания" в котором прослеживается интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, музыка, художественно-эстетическое восп...
план конспекта урока "Кисломолочные продукты и блюда из них"
Открытый урок 7 класса с применением открытые образовательные мультимедиа системы (ОМС)...
Конспект УОНЗ "Посуда. Продукты питания. Отрицательные глаголы 1 л ед.ч. с частицей «ог" во 2 классе.
Модель урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода,заложен механизм формирования УУД, учебной самостоятельности учащихся. Заложен культурологический комп...
конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему "Продукты питания"
Данный урок является повторением и закреплением лексики по теме "Food" . урок проходит в форме игры...