проект музейного клуба (автор Мельникова М.С., соавтор Кибирева Е.Н.
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_muzeyu_na_konkurs.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Подойницынская средняя общеобразовательная школа
Смотр- конкурс музеев общеобразовательных организаций, посвященный 75- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
Наименование музея по профилю - школьный краеведческий
Дата оформления представления- 10 февраля 2019
Информационная карта музея
- Полное наименование музея- школьный краеведческий музей
- Дата основания и дата открытия- 15 мая 1997 года
- Номер паспорта музея и дата последней паспортизации- нет
Наименование общеобразовательной организации, в которой работает музей- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Подойницынская средняя общеобразовательная школа.
- Почтовый адрес- 673446. С Подойницыно, ул. Советская, 21, Балейский район, Забайкальский край
- Телефон 8023254142. E-mail podoin_sosh@mail.ru
- ФИО руководителя общеобразовательной организации – Кочева Оксана Николаевна
- ФИО руководителя музея- Мельникова Марина Спиридоновна, тел. 89141222783
Историческая справка о создании музея
Начало создания музея связано с 60 летием образования Читинской области в 1997 году. В нашей школе к этому событию проводились разные мероприятия: смотры художественной самодеятельности и выставка прикладного искусства и народного творчества. В оформлении выставки принимали участие учителя школы- Мельникова м.С., Троегубова И.М., Рощин С.В., библиотекарь села Подойницыно Малафеева Л.Л. НА выставке были представлены старинные вещи, деньги, предметы быта и другое
Присутствующим выставка очень понравилось и поступило предложение открыть краеведческий уголок. Директор школы Макарова н.А. для краеведческого уголка выделила небольшую комнату. За весну и осень 1997 года ученики школы приняли активное участие в сборе экспонатов для школьного музея. Экспонатов оказалось много, и было решено увеличить площадь музея. Учитель технологии Рощин С.В. на уроках с учащимися изготовили полки для экспонатов. Таким образом площадь музея 35 м2.
В дальнейшем свой вклад стали вносить жители села и выпускники школы, родители учащихся. Нужно отметить народного умельца села Усова Анатолия Афанасьевича, который изготовил шкаф. Вывеску, подарил музею экспонаты .
Был создан совет музея и актив, в который вошли учителя и учащиеся школы. Работали кружки прикладного искусства (Рощин с.В), Рукодельница- учитель технологии Баранова А.М., краеведение Забайкалья- Мельникова м.С,
В 2016 году в нашей школе в связи с реконструкцией помещений музей был перенесен в другое помещение на территории школы(бывшие мастерские). Директор школы Кочева О.Н. выделила средства на ремонт музея. В настоящее время музей представляет собой отдельное помещение со специально организованными выставками. Сейчас в музее создано несколько отделов, проводятся уроки, экскурсии и внеклассные мероприятия.
Нормативно- правовая документация музея
Описание экспозиции
- Название разделов экспозиции:
- История и традиции школы
- История села и природа родного края
- Древний (археология)
- Нумизматика
- Предметы быта
- Военный отдел
- Наличие в музее передвижных выставок, альбомов, используемых на уроках:
- Учителя школы- выставка к Дню Учителя
- Труженики тыла- к празднику 9 мая
- Пионерская и комсомольская организация- к Дню Пионерии
- Выставки, посвященные народным праздникам, например, Святая Пасха, Новый год и Рождество Христово, Крещение и.т.д
- Выставки творчества детей
Альбомы о выпускниках школы .
Краткая характеристика раздела экспозиции, посвященного подвигу забайкальцев в годы Великой Отечественной Войны. Использование экспозиции на уроках истории и других массовых мероприятиях.
- Файловые папки с фотографиями участников ВОВ, тружеников тыла
- Фотографии для акции «Бессмертный Полк»
- Исследовательские работы и проекты учащихся по теме «След войны в моей семье»
- Полотнище 3 м. по акции « Солдатский платок»
Данный материал используется на уроках истории по теме Забайкалье в годы ВОВ, а так же на митинге, посвященному Дню Победы 9 мая, в месячнике по военно- патриотическому воспитанию (февраль)
Информационная картотека о ветеранах Великой Отечественной Войны, тружениках тыла и детях войны
Краткая характеристика фондов музея
- Количество экспонатов- 700
- Подлинных -25
- Характеристика музейного помещения и обеспечение условий сохранности фондов музея.
Площадь помещения- 30 кв. м. Состоит из 2-х частей: экскурсионная и архив. В центре помещения стоят учебные столы и стулья для проведения мероприятий. Освещение- одно окно и лампы дневного света. Экспонаты хранятся в шкафах под стеклом и на полках. В целях сохранности имущества окно зарешечено. Охраняется сторожем школы. Наиболее ценные экспонаты хранятся в сейфе в архивном отделе.
Направления, концепция, задачи работы музея.
Основные направления работы музея:
1.совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
2.проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания школьников;
3.формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
4.утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
5.воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
6.развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей,
7.проведение системы мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Работа музея опирается на соблюдение следующих принципов:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Педагогическое и методическое обеспечение работы музея предполагает:
- Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.
- Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта.
- Активное использование метода коллективно-творческого дела.
метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование).
ВНЕШНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МУЗЕЯ ЗА 5 лет.(подробнее можно ознакомиться в приложении)
Участие в краевых конкурсах Забайкальского детско-юношеского центра, - грамот1ы-2014-2015
Участие в региональном смотре-конкурсе Мы помним8 мы гордимся- грамоты-2016
Участие в Забайкальском образовательном форуме- 2018, победа в номинации Патриотическое воспитание ,2 место, диплом и планшет
ВНУТРЕННИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ МУЗЕЯ
Внутренний мониторинг
- Участие в проведении различного рода краеведческих, исторических и военно-патриотических акций и проектов, самостоятельное инициирование образовательных событий и их проведение.
- Проявление креативности. Самовыражение через выполнение творческих задач, умение работать с аудиторией, умение проявлять инициативу.
Внешний мониторинг.
Результативность обучающихся отслеживается через участие их в конкурсах: научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
1 этап – Подготовительный ( 2014-2015 год)
- изучение нормативно- правовой базы
- анализ и изучение педагогической, психологической и иной литературы
- разработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
- этап – Проектировочный (2015-2016 гг).
- создание историко-патриотического Клуба, разработка программы, Устава Клуба.
- создание школьного музея по истории села и школы .
- разработка методических рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования села и района.
-вовлечение в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной организации;
- участие в конкурсах и различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию разных уровней.
3 этап- Практический (с 2014г по настоящее время)
-выполнение учебно-исследовательских работ обучающихся под руководством учителей;
- участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах;
- подготовка и проведение спортивных, историко-патриотических, культурно-массовых мероприятий
- подготовка и проведение интегрированных уроков, экскурсий, оформление тематических экспозиций в школьном музее
4 этап- Обобщающий( с 2017 года по 2020 год).
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.
2. Публикация материалов проектной деятельности и методических разработок учителей.
3. Использование собранного материала в учебном процессе.
4. Обобщение опыта работы.
5 этап – Информационно-просветительский( в течение всей работы музея)
Распространение в СМИ информации о деятельности учащихся и учителей МКОУ «Подойницынская СОШ» по реализации проекта
Форма работы взрослых и детей
Индивидуальные, групповые, массовые
Формы работы, используемые в работе музея:
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
- мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и
круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
- коллективные творческие дела.
- возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
- военно-спортивные состязания.
- встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
- экскурсии.
- презентации.
Мероприятия по реализации историко-патриотического проекта «Наследие».
Название Мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Создание историко-патриотического клуба «Наследие». Принятие в члены историко-патриотического клуба «Наследие». | Комплекс мероприятий: Разработка программы, устава, эмблемы, девиза клуба. Концертная программа | Администрация. Руководитель историко-патриотического клуба «Наследие». | |
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса. | ежегодно | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные руководители. |
Акция «Забота». | ежегодно | Администрация, классные руководители. | |
Встречи с почётными гражданами села и ветеранами труда. | ежегодно | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные руководители |
День учителя «Учителями славится Россия».
«Моя любимая учительница. | Ежегодно Октябрь октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа конкурс рисунков | Администрация, педагог -организатор, классные руководители. |
«Край родной». «Я живу в России». Цикл уроков, классных часов: « Моя родина- Балейский район». | Ежегодно Ежегодно | Комплекс мероприятий: Концертная программа Конкурс рисунков Классный час Урок | Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учителя предметники. |
КТД « Наш школьный двор» | ежегодно | Акция «Веснянка»: озеленение и украшение школьного двора | Администрация, педагог- организатор, классные руководители, учителя технологии, родители. |
Цикл внеклассных занятий по теме военно-патриотического воспитания. | Ежегодно | 30 минутные занятия игры, беседы, встречи. | Педагоги, учитель ОБЖ, классные руководители. |
День народного единства. Годовщина Великой Октябрьской Революции 1917 г Внеклассные мероприятия | Ноябрь | 30 минутное занятие | Учитель истории |
День защитника Отечества: Праздник « Песни и строя» «А ну- ка, мальчики». | Ежегодно Февраль Февраль | комплекс мероприятий: -конкурс стенгазет; - инсценировки; - конкурс чтецов; . | Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учителя физкультуры. ОБЖ, музыки. Администрация, педагог- организатор, классные руководители, учитель физической культуры. |
День космонавтики .
«Через тернии к звёздам»- презентация. | Апрель | Комплекс мероприятий: общешкольное мероприятие выставка рисунков конкурс презентаций | Администрация, педагог организатор, классные руководители, учитель ИЗО, учитель физики, информатики |
«День Пионерии». | Май | Общешкольное спортивное мероприятие | Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учитель физкультуры |
День Победы «Этот праздник со слезами на глазах».
| Ежегодно | Комплекс мероприятий: Концертная программа. Участие в общем митинге. Возложение венков к памятнику погибшим в годы ВОВ. Вахта Памяти | Администрация, педагог-организатор, классные руководители, учитель истории, учителя-предметники, родители, администрация, активные граждане села |
- Ожидаемые результаты работы музея
1.решение задач государственной политики в области патриотического воспитания молодежи;
2.повышение уровня заинтересованности молодежи к изучению героической истории нашей страны;
3- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся
ежегодная организация волонтерского отряда школы для помощи пожилым людям-ветеранам труда и детям войны;
5.повышение и пропаганда духовно-нравственной культуры обучающихся;
6.создание «Альбома Памяти» героев Великой Отечественной войны;
7.облагораживание территории, прилегающей к памятнику , посвященному памяти земляков, павших в ВОВ;
8. создание благоприятных условий для сохранения и укрепления активной гражданской позиции учащихся школы.
.
- Анализ устойчивости работы школьного музея
Риски и ограничения | Пути предотвращения |
Неосведомленность педагогического коллектива об инновационных формах организации военно-патриотического воспитания | Организация и проведение педагогических советов, методических объединений, изучение методической литературы и Интернет-ресурсов по данной проблеме. |
Низкий уровень мотивации учащихся школы к участию в создании военно-патриотического клуба. | Привлечение к участию в проекте различных категорий учащихся, путем морального стимулирования, привлечение людей авторитетных профессий к реализации проекта. |
Научная новизна проекта музея.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации военно-патриотического воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности военно-патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы , позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Теоретическая значимость результатов работы музея заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития военно-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере;
разработанная и апробированная на практике модель военно-патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Перспективы развития работы музея
- опыт создания историко-патриотического клуба, а в частности механизм его создания, результаты деятельности могут стать ориентиром в создании подобных объединений в других общеобразовательных учреждениях.
- авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.
- предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи военно-патриотического воспитания.
Показатели оценки результатов работы музея.
Результативность участия в конкурсах и акциях различного уровня.
Наличие фото - и видеоматериалов о деятельности музея.
Трансляция опыта работы школы военно-патриотического воспитания.
Количество мероприятий военно-патриотической направленности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Школьный клуб – Музейное дело»
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.
Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год
Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...
Лекция в музейном клубе "Истоки" "Без права забыть. Ценности и смыслы исторической памяти"
laquo;Сохранение исторической памяти –задача государственной важности. Историческая память важна для любого народа, она определяет, что есть народ, что есть нация» Президент Р.Ф. В. В Пут...
Статья- «Воспитание патриотизма через искусство» автор: Ларина Т.А., соавторы :Кошелева О.Н., Николаева Л.О.
Дэниел Уэбстер: "Патриотизм — это не просто осознание того, что нравится или не нравится, а твердая преданность своей стране и ее принципам"...
Статья- «Подбор материалов и ресурсов для работы по воспитанию патриотизма через искусство» автор:Ларина Т.А., соавторы:Кошелева О.Н., Николаева Л.О.
Жан Жак Руссо: "Образование — это искусство учить, а не насаждать знания"...