Статья - "Технология формирующего оценивания, как фактор мотивации обучающихся на занятиях ОДОД
методическая разработка
ФГОС требует проводить оценивание не только для того, чтобы зафиксировать конечные результаты учащихся, но и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений. Так же очень важно оценивать динамику индивидуальных достижений обучающихся.
Таким образом, изменение подходов к процессу оценивания влечет за собой разработку системы оценивания, которая позволяет не только управлять качеством получаемых знаний и транслировать результаты освоения учебного материала, но и обеспечит возможность проследить личный прогресс конкретного ребенка. Педагогической технологией, позволяющей учесть все эти факторы, на мой взгляд является формирующие оценивание.
Данная технология успешно применяется на занятиях ОДОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГОС требует проводить оценивание не только для того, чтобы зафиксировать конечные результаты учащихся, но и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений. Так же очень важно оценивать динамику индивидуальных достижений обучающихся.
Таким образом, изменение подходов к процессу оценивания влечет за собой разработку системы оценивания, которая позволяет не только управлять качеством получаемых знаний и транслировать результаты освоения учебного материала, но и обеспечит возможность проследить личный прогресс конкретного ребенка. Педагогической технологией, позволяющей учесть все эти факторы, на наш взгляд является формирующие оценивание.
Сравнение результатов ученика с его же предыдущими результатами позволяет снизить психологический страх оказаться «худшим» в группе. Постановка образовательных целей и определение путей их достижения на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев приводит к мотивированию учащегося к дальнейшему обучению. К тому же использование данной стратегии позволяет не только проводить диагностику сформированности образовательных результатов обучающихся, но и провести учителю самоанализ для того, чтобы выявить ошибки в своей работе и скорректировать их в дальнейшем.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта на ступени основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов школьников.
«Традиционно под оценкой понимается процесс соотношение реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями»{1}. На практике в школе оценке часто, к сожалению, придаются карательные функции, что приводит к снижению у учащихся не только мотивации к обучению по отдельным предметам, но и появлению дискомфорта, а иногда и страха по отношению не только к школе, но и к самому процессу получения знаний.
Это изменение подходов заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса, и, следовательно, педагоги должны владеть такими методами и приемами, которые позволят им это сделать.
Специфика образовательного процесса в основной школе заключается в том, что в рамках своего учебного предмета учитель пользуется набором определенных заданий, оценивает только отдельные метапредметные результаты учащегося. Учитель, применяя приемы и методы проверки уровня сформированности навыков и умений в рамках определенной предметной области, не имеет полного объема информации, во-первых, о достижениях во внеурочной деятельности, а во-вторых, об уровне освоения метапредметных результатов учащегося.
Таким образом, цель оценивания, требуемая ФГОС – формирование предметных и метапредметных результатов учащегося – учителем не достигается.
Преодолеть разногласие между требованиями ФГОС и существующей практикой оценивания позволяет использование на уроках нового подхода к оцениванию, которое предусматривает:
- возможность оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся;
- непрерывный процесс оценивания образовательных результатов обучающихся;
- оценивание индивидуального прогресса каждого обучающегося.
Технологией, позволяющей эффективно оценить результаты обучающихся, на наш взгляд, является формирующее оценивание.
Формирующие оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также проведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения».{2}
Для проведения формирующего оценивания является неважным какие формы, приемы и методы будут использованы. Для данной технологии является принципиальным не применение определенных заданий, а цель проведения – индивидуальный прогресс обучающегося в обучении.
Стратегию формирующего оценивания можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе определяются цели в освоении предметных и метапредметных умений учащихся. Производится выбор наиболее значимых для участников образовательного процесса метапредметных результатов, которые в дальнейшем будут подлежать оценке.
На втором этапе определяются уровни достижения образовательных результатов. Для каждого уровня создаются критерии оценивания и отбираются необходимые инструменты и приемы оценивания (наблюдение, постановка целей, интервью; дебаты, выступление ораторов проекты викторины).
На третьем этапе самооценка и взаимооценка учащимися работ позволяет осуществить их анализ и выявить достижения учеников и их проблемы в освоении учебного материала.
На четвертом этапе проводится анализ полученных данных, определение проблем каждого ученика и отбор наиболее оптимальных технологий, методов и приемов для дальнейшего развития предметных и метапредметных образовательных результатов.
Для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:
- Задания, предлагаемые для оценивания, соответствуют содержанию изученного материала;
- Формы заданий, которые предлагаются обучающимся, знакомы им и соответствуют их возрасту. Целью заданий является выявление проблем, которые возникают у каждого обучающегося.
Важно, чтобы учителю был понятен ход размышления, который в процессе выполнения заданий привел именно к такому результату и не был случайным или непонятным самому ребенку;
- Результаты оценивания доступны для участников образовательного процесса сразу же после проведения. Учитель и обучающийся, в этом случае, имеют возможность по результатам оценивания планировать необходимые действия, направленные на повышение качества знаний;
- Процесс формирования знаний должен быть непрерывным и проводиться не только по итогам, но и во время изучения отдельных тем, разделов;
- Результаты обучающихся рассматриваются в динамике, т.е. происходит сравнение данной отметки с предыдущими результатами.
Для реализации стратегии формирующего оценивания необходимо следовать определенному алгоритму:
- определить место и роль формирующего оценивания в своей практике;
- определить метапредметные результаты:
- определить шкалу измерений достижения обучающимися метапредметных результатов;
- выбрать оптимальные, с точки зрения предмета, инструменты и приемы оценивания;
- объяснить обучающимся важность процесса взаимопроверки и самооценки;
- продумать обратную связь и способы корректировки процесса обучения.
Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.
Девять шагов технологии формирующего оценивания:
- спланировать образовательные результаты учащихся по темам;
Использование данной технологии предполагает предварительную подготовку к работе с ней на этапе разработки рабочей программы. В разделе «Тематическое планирование» необходимо представить поурочное распределение образовательных (предметных, метапредметных и личностных )результатов учащихся.
Пример: Приложение №1
- спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся;
Необходимо сформулировать цель с точки зрения деятельности обучающегося, а не учителя.
Пример: Тема урока: Условные предложения II типа.
Цель урока: Рассказать об использовании условных предложений II типа.
Данная формулировка описывает деятельность учителя. В этом случае, если учитель на уроке рассказал об использовании и построении условных предложений II типа, то, несомненно, цель урока была достигнута. При этом остается невыясненным усвоили ли обучающиеся данную информацию.
Чтобы цель урока было возможно диагностировать следует сформулировать таким образом: «Научить учащихся использовать условные предложения II типа в устной и письменной речи».
Возможно формулирование двух целей: для учителя – результат, которого он собирается достичь в ходе урока и для обучающихся – то, к чему они будут стремиться в ходе работы.
- сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся;
Пример: Тема урока: Условные предложения II типа.
Цель урока: научить учащихся использовать условные предложения II типа в устной и письменной речи.
Цель урока должна быть трансформирована в задачи урока , которые содержат конкретные действия обучающихся на уроке. Решение предложенных задач приводит, в конечном итоге, к достижению цели.
Задачи урока:
• Изучить структуру условных предложений II типа;
• Определить особенности употребления данной структуры;
• Изучить структуру условных предложений II типа;
• Составить примеры использования условных предложений II типа;
• Закрепить изученную структуру в работе с текстом.
- сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке;
Очень важно, чтобы обучающиеся заранее знали критерии оценивания выполнения любого задания. Критерии могут быть разработаны как самим учителем, так и вместе с обучающимися.
- Критерии оценивания должны обладать следующими характеристиками;
- Не зависеть от личности того кто проверяет и кого проверяют – быть однозначными;
- Быть ясными и понятными всем участникам образовательного процесса (важно при самопроверке и взаимопроверке);
- Не содержать абстрактных формулировок – быть конкретными: смог привести три примера использования условных предложений.
Пример: Критерии для оценки, самооценки и взаимооценки по теме «Пассивный залог» 10 класс
Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Могу объяснить разницу в использовании пассивного и активного залога; | Могу объяснить разницу в использовании пассивного и активного залога; | Понимаю разниц в использовании пассивного и активного залога; | Не понимаю разниц в использовании пассивного и активного залога; |
Знаю структуру предложений в пассивном залоге; | Знаю структуру предложений в пассивном залоге; | Знаю структуру предложений в пассивном залоге; | Не знаю структуру предложений в пассив. залоге; |
В устной и письменной речи использую все типы изученных пассивных залогов с незначительными ошибками (допускается 10% ошибок, 1 задание из 10) | В устной и письменной речи делаю правильно 70-90% заданий (7-9 заданий из 10) | В устной и письменной речи делаю правильно 50-60% заданий (5-6 заданий из 10) | В устной и письменной речи правильные ответы являются случайностью. |
- оценивать деятельность учащихся по критериям;
После того как критерии оценивания сформированы и доведены до сведения всех участников образовательного процесса, крайне важно оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с ними.
- осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель;
Для формирующего оценивания важным фактором является организация разнонаправленной обратной связи.
- от учителя к ученику;
- от ученика к ученику;
- от ученика к учителю.
Для того, чтобы обучающийся мог осмыслить ошибки и вместе с учителем выработать рекомендации по их преодолению необходима организация обратной связи, которая обеспечивает механизм педагогической поддержки.
От учителя к ученику
Данная обратная связь необходима в следующих случаях:
- При оценивании обучающихся на отдельных этапах урока, чтобы указать на ошибки и пути их исправления. Возможно осуществить в виде комментариев письменных или устных, при помощи условных обозначений.
- По итогам изучения тем. Учитель анализирует ошибки и дает рекомендации по их устранению.
Пример:
В результате изучения темы «Музыка» я научился | Хорошо могу | Могу частично | Не могу |
Знанию лексики по теме «Музыка» | |||
Находить в тексте и понимать лексические единицы по теме «Музыка» | |||
Рассказать о своих предпочтениях в музыке | |||
расспросить собеседника о его любимых музыкальных жанрах, исполнителях | |||
Использовать лексические единицы в письменной речи | |||
Воспринимать лексические единицы на слух и при аудировании | |||
Могу себя похвалить за ….. | |||
Отметка за контрольную работу________ Вывод о достижении запланированных результатов: | |||
Над какими умениями продолжу работать: | |||
Общие выводы и рекомендации учителя: |
От ученика к ученику
Данный вид оценивания осуществляется на отдельных этапах урока в ходе взаимного оценивания работ.
Пример: Проверка знаний слов по теме «Музыка» 9 класс.
Слова должны быть распределены в определенные ячейки матрицы в зависимости от их значения и использования. Работы проверялись путем взаимооценки по критериям, приведенным в таблице.
Матрица запоминания
Работу выполнил:
Работу оценил:
Нужную клетку отмечаем «V»
В каждой клетке не менее 8 слов | В каждой клетке 7-5 слов | В каждой клетке е менее 5 слов |
Все слова написаны без ошибок | Есть 2-3 ошибки в написании слов | Более 3 ошибок в написании слов |
Все слова помещены в нужную клетку | 2-3 слова помещены не в ту клетку | Более 3 слов помещены не в ту клетку |
От ученика к учителю
С помощью обратной связи от ученика к учителю возможно определить проблемы, с которыми сталкивается обучающийся на отдельных этапах урока и лучше определить те методы и приемы , которые приведут к оптимальным результатам в обучении. Взаимодействие учителя и обучающегося , в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях обучающегося, обязательно должно стать заключительным этапом обратной связи.
Матрица запоминания
Учитель предлагает заполнить таблицу с целью анализа количества верных и неверных ответов в каждой ячейке (в одну ячейку можно записать только один ответ: или верный или неверный). Таким образом, анализ матрицы позволяет выявить неверные ответы и предложить пути их исправления.
Пример: Проверка знаний слов по теме «Цивилизация и прогресс» 10 класс
Распределите слова в соответствующие ячейки и заполните пустые графы
существительное | глагол | прилагательное | |
inventive | |||
evolve | |||
advanced | |||
develop | |||
civilised | |||
require | |||
describe | |||
humanity |
- при оценивании сравнить данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений;
Смысл формирующего оценивания состоит именно в том, что результаты обучающегося сравниваются с его собственными достижениями, а не с некими стандартами или результатами других учеников. Разница между тем, что умел ребенок на момент прошлого оценивания и того, что он умеет на данный момент и является «образовательным ростом» обучающегося. Чем больше разница между «настоящими» и «прошлыми» знаниями и навыками, тем выше отметка или оценка.
- определить место учащегося на пути достижения цели;
Для того, чтобы ученик достиг намеченного прогресса необходимо насколько реально достижение намеченной ели в заданный отрезок времени с учетом того результата, который учащийся достиг на данном этапе.
Пример: Цель ученика – научиться использовать условные предложения
Критерии оценивания: Более 80% правильно – «5»; 65-79% - «4»;
50-64% - «3»; Менее 49% - неудовлетворительно
Время – 6 уроков (2 недели)
На третьем уроке было проведено формирующее оценивание, которое показало, что усвоено только 15% материала. Учитель, выявив проблему, еще раз объяснил тему и с помощью тренировочных упражнений закрепил с учеником изученный материал. При повторном формирующем оценивании – после 6 урока выяснилось, что усвоено 40% материала. Таким образом, стало ясно, что в установленный срок ученик не сможет достичь поставленной цели. Следовательно, учителю и ученику необходимо принять дополнительные меры: индивидуальные консультации, индивидуальное домашнее задание, работа в паре с более сильным учеником и т.д.
- откорректировать образовательный маршрут учащегося;
Из приведенного выше примера видно, что по результатам формирующего оценивания можно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут ученика с помощью:
- разнообразия заданий;
- разного темпа выполнения заданий;
- выбора внеклассных занятий.
Пример: Рефлексии после урока по теме «Музыка, которую я люблю».
Ученик ________________________
Задания | Трудно, много ошибок | Легко, ошибки исправил самостоятельно | Мое домашнее задание |
Основное домашнее задание - обязательно | |||
Написать сочинение | |||
Пересказать текст | |||
Дополнительное домашнее задание | |||
Запомнить написание новых слов | стр. 53 | ||
Использовать предложения в будущем ввемени | Правило стр.42 | ||
Мне нужна помощь с …… | |||
Могу помочь с …… |
Преимущества формирующего оценивания:
1.Результаты формирующего оценивания позволят учителю ответить на следующие вопросы:
1.1 Кто из учащихся не усвоил определенный материал?
1.2 Каковы слабые и сильные стороны учащихся?
1.3 Каковы наиболее распространенные категории ошибок учащихся?
1.4 Кто из учащихся может стать «наставником» и проконсультировать одноклассников?
1.5 Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цели урока?
1.6 Какие виды обратной связи необходимо применять?
1.7 Каким образом можно организовать учащихся в группы для реализации определенных учебных задач?
1.8 Какие дифференцированные задания для учащихся необходимо подготовить?
2. Учитель формулирует образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, организует свою работу, имея в виду определенный результат, и делает учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание повышает эффективность взаимодействия преподавателя и школьников: учитель, понимая особенности восприятия школьников, применяет новые технологии и методики с целью достижения образовательных результата, развитие навыков самооценки, самоопределения и самоорганизации.
Использование формирующего оценивания позволяет повышать мотивацию школьников и учить их вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, т. е. развивать навык умения учиться самостоятельно.
Использованная литература:
{1} А.Е. Бахматурский и др. под ред. А.П. Трипицыной Педагогика для бакалавров и специалистов – Санкт – Петербург: Питер, 2013, - 304с.
{2} И. Логвина, Л. Рождественская Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя – предметника: учебное пособие – Narva: TartuUliKool, 2012
О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова Технология формирующего оценивания: учебно – методическое пособие – Каро, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания
Урок технологии в 5 классе по разделу создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема " Выполнение подготовительных работ по изготовлению верхней части прихватки в лоскутной технике...
Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"
Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...
Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС
Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...
Статья "Технология формирующего оценивания на уроках бурятского языка в начальной школе"
Технология формирующего оценивания позволяет отследить прогресс каждого ученика....
Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные...
Мастер-класс на тему "Технология формирующего оценивания. Чек-листы как средство самооценки обучающихся и инструментарий обратной связи."
Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части мастер-класса дает возможность сообщест...
Возможности использования технологий 3D-визуализаций как фактор мотивации школьников к занятиям трехмерной графикой и анимацией
Бурное развитие 3D-технологий ставит перед образованием новые вызовы в виде появления новых мотивирующих возможностей. Компьютерная 3D-графика, инженерная 3D-графика, 3D-развертки моделей, 3D-анимация...