Статья - "Технология формирующего оценивания, как фактор мотивации обучающихся на занятиях ОДОД
методическая разработка

ФГОС требует проводить оценивание не только для того, чтобы зафиксировать конечные результаты учащихся, но и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений. Так же очень важно оценивать динамику индивидуальных достижений обучающихся.

        Таким образом, изменение подходов к процессу оценивания влечет за собой разработку системы оценивания, которая позволяет не только управлять качеством получаемых знаний и транслировать результаты освоения учебного материала, но и обеспечит возможность проследить личный прогресс конкретного ребенка. Педагогической технологией, позволяющей учесть все эти факторы, на мой взгляд является формирующие оценивание.

Данная технология успешно применяется на занятиях ОДОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ФГОС требует проводить оценивание не только для того, чтобы зафиксировать конечные результаты учащихся, но и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений. Так же очень важно оценивать динамику индивидуальных достижений обучающихся.

        Таким образом, изменение подходов к процессу оценивания влечет за собой разработку системы оценивания, которая позволяет не только управлять качеством получаемых знаний и транслировать результаты освоения учебного материала, но и обеспечит возможность проследить личный прогресс конкретного ребенка. Педагогической технологией, позволяющей учесть все эти факторы, на наш взгляд является формирующие оценивание.

       Сравнение результатов ученика с его же предыдущими результатами позволяет снизить психологический страх оказаться «худшим» в группе.  Постановка образовательных целей и определение путей их достижения на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев приводит к мотивированию учащегося к дальнейшему обучению. К тому же использование данной стратегии позволяет не только проводить диагностику сформированности образовательных результатов обучающихся, но и провести учителю самоанализ для того, чтобы выявить ошибки в своей работе и скорректировать их в дальнейшем.

       Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта на ступени основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов школьников.

       «Традиционно под оценкой понимается процесс соотношение реальных результатов образования учащихся с планируемыми целями»{1}. На практике в школе оценке часто, к сожалению, придаются карательные функции, что приводит к снижению у учащихся не только мотивации к обучению по отдельным предметам, но и появлению дискомфорта, а иногда и страха по отношению не только к школе, но и  к самому процессу получения знаний.

        Это изменение подходов заключается в том, что оценивать необходимо не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса, и, следовательно, педагоги должны владеть такими методами и приемами, которые позволят им это сделать.

       Специфика образовательного процесса в основной школе заключается в том, что в  рамках своего учебного предмета учитель пользуется набором определенных заданий, оценивает только отдельные метапредметные результаты учащегося. Учитель, применяя приемы и методы проверки уровня сформированности навыков и умений в рамках определенной предметной области, не имеет полного объема информации, во-первых, о достижениях во внеурочной деятельности, а во-вторых, об уровне освоения метапредметных результатов учащегося.

       Таким образом, цель оценивания, требуемая ФГОС – формирование предметных и метапредметных результатов учащегося – учителем не достигается.

      Преодолеть разногласие между требованиями ФГОС и существующей практикой оценивания позволяет использование на уроках нового подхода к оцениванию, которое предусматривает:

  • возможность оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся;
  • непрерывный процесс оценивания образовательных результатов обучающихся;
  • оценивание индивидуального прогресса каждого обучающегося.

       Технологией, позволяющей эффективно оценить результаты  обучающихся, на наш взгляд, является формирующее оценивание.

        Формирующие оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также проведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения».{2}

Для проведения формирующего оценивания является неважным какие формы, приемы и методы будут использованы. Для данной технологии является принципиальным не применение определенных заданий, а цель проведения – индивидуальный прогресс обучающегося в обучении.

Стратегию формирующего оценивания можно разделить на несколько этапов.

       На первом этапе определяются цели в освоении предметных и метапредметных умений учащихся. Производится выбор наиболее значимых для участников образовательного процесса метапредметных результатов, которые в дальнейшем будут подлежать оценке.

       На втором этапе определяются уровни достижения образовательных результатов. Для каждого уровня создаются критерии оценивания и отбираются необходимые инструменты и приемы оценивания (наблюдение, постановка целей, интервью;  дебаты, выступление ораторов проекты викторины).

       На третьем этапе самооценка и взаимооценка учащимися работ позволяет осуществить их анализ и выявить достижения учеников и их проблемы в освоении учебного материала.

       На четвертом этапе проводится анализ полученных данных, определение проблем каждого ученика и отбор наиболее оптимальных технологий, методов и приемов для дальнейшего развития предметных и метапредметных образовательных результатов.

Для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:

  1. Задания, предлагаемые для оценивания, соответствуют содержанию изученного материала;
  2. Формы заданий, которые предлагаются обучающимся, знакомы им и      соответствуют их возрасту. Целью заданий является выявление проблем, которые возникают у каждого обучающегося.

Важно, чтобы учителю был понятен ход размышления, который в процессе выполнения заданий привел именно к такому результату и не был случайным или непонятным самому ребенку;

  1. Результаты оценивания доступны для участников образовательного процесса сразу же после проведения. Учитель и обучающийся, в этом случае, имеют возможность по результатам оценивания планировать необходимые действия, направленные на повышение качества знаний;
  2. Процесс формирования знаний должен быть непрерывным и проводиться не только по итогам, но и во время изучения отдельных тем, разделов;
  3. Результаты обучающихся рассматриваются в динамике, т.е. происходит сравнение данной отметки с предыдущими результатами.

       Для реализации стратегии формирующего оценивания необходимо следовать определенному алгоритму:

  • определить место и роль формирующего оценивания в своей практике;
  • определить метапредметные результаты:
  • определить шкалу измерений достижения обучающимися метапредметных результатов;
  • выбрать оптимальные, с точки зрения предмета, инструменты и приемы оценивания;
  • объяснить обучающимся важность процесса взаимопроверки и самооценки;
  • продумать обратную связь и способы корректировки процесса обучения.

       Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Девять шагов технологии формирующего оценивания:

  1. спланировать образовательные результаты учащихся по темам;

Использование данной технологии предполагает предварительную подготовку к работе с ней на этапе разработки рабочей программы. В разделе «Тематическое планирование» необходимо представить поурочное распределение образовательных (предметных, метапредметных и личностных )результатов учащихся.

Пример: Приложение №1

  1. спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся;

Необходимо сформулировать цель с точки зрения деятельности обучающегося, а не учителя.

Пример:  Тема урока: Условные предложения II типа.

 Цель урока: Рассказать об использовании условных предложений II типа.

Данная формулировка описывает деятельность учителя. В этом случае, если учитель на уроке рассказал об использовании и построении условных предложений II типа, то, несомненно, цель урока была достигнута. При этом остается невыясненным усвоили ли обучающиеся данную информацию.

Чтобы цель урока было возможно диагностировать следует сформулировать таким образом: «Научить учащихся использовать условные предложения II типа в устной и письменной речи».

Возможно формулирование двух целей: для учителя – результат, которого он собирается достичь в ходе урока и для обучающихся – то, к чему они будут стремиться в ходе работы.

  1. сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся;

Пример: Тема урока: Условные предложения II типа.

Цель урока: научить учащихся использовать условные предложения II типа в устной и письменной речи.

Цель урока должна быть трансформирована в задачи урока , которые содержат конкретные действия обучающихся на уроке. Решение предложенных задач приводит, в конечном итоге, к достижению цели.

Задачи урока:

•        Изучить структуру условных предложений II типа;

•        Определить особенности  употребления данной структуры;

•        Изучить структуру условных предложений II типа;

•        Составить примеры использования условных предложений II типа;

•        Закрепить изученную структуру в работе с текстом.

  1. сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке;

Очень важно, чтобы обучающиеся заранее знали критерии оценивания выполнения любого задания. Критерии могут быть разработаны как самим учителем, так и вместе с обучающимися.

  • Критерии оценивания должны обладать следующими характеристиками;
  • Не зависеть от личности того кто проверяет и кого проверяют – быть однозначными;
  • Быть ясными и понятными всем участникам образовательного процесса (важно при самопроверке и взаимопроверке);
  • Не содержать абстрактных формулировок – быть конкретными: смог привести три примера использования условных предложений.

Пример: Критерии для оценки, самооценки и взаимооценки по теме «Пассивный залог» 10 класс

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Могу объяснить разницу в использовании пассивного и активного залога;

Могу объяснить разницу в использовании пассивного и активного залога;

Понимаю разниц в использовании пассивного и активного залога;

Не понимаю разниц в использовании пассивного и активного залога;

Знаю структуру предложений в пассивном залоге;

Знаю структуру предложений в пассивном залоге;

Знаю структуру предложений в пассивном залоге;

Не знаю структуру предложений в пассив. залоге;

В устной и письменной речи использую все типы изученных пассивных залогов с незначительными ошибками (допускается 10% ошибок, 1 задание из 10)

В устной и письменной речи делаю правильно 70-90% заданий (7-9 заданий из 10)

В устной и письменной речи делаю правильно 50-60% заданий (5-6 заданий из 10)

В устной и письменной речи правильные ответы являются случайностью.

  1. оценивать деятельность учащихся по критериям;

После того как критерии оценивания сформированы и  доведены до сведения всех участников образовательного процесса, крайне важно оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с ними.

  1. осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель;

Для формирующего оценивания важным фактором является организация разнонаправленной обратной связи.

  • от учителя к  ученику;
  • от ученика к ученику;
  • от ученика к учителю.

Для того, чтобы обучающийся мог осмыслить ошибки и вместе с учителем выработать рекомендации по их преодолению необходима организация обратной связи, которая обеспечивает механизм педагогической поддержки.

От учителя к  ученику

Данная обратная связь необходима в следующих случаях:

  • При оценивании обучающихся на отдельных этапах урока, чтобы указать на ошибки и пути их исправления. Возможно осуществить в виде комментариев письменных или устных, при помощи условных обозначений.
  • По итогам изучения тем. Учитель анализирует ошибки и дает рекомендации по их устранению.

Пример:

В результате изучения темы «Музыка» я научился

Хорошо могу

Могу частично

Не могу

Знанию лексики по теме «Музыка»

Находить в тексте и понимать лексические единицы по теме «Музыка»

Рассказать о своих предпочтениях в музыке

расспросить собеседника о его любимых музыкальных жанрах, исполнителях

Использовать лексические единицы в письменной речи

Воспринимать  лексические единицы на слух и при аудировании

Могу себя похвалить за …..

Отметка за контрольную работу________

Вывод о достижении запланированных результатов:

Над какими умениями продолжу работать:

Общие выводы и рекомендации учителя:

От  ученика к ученику  

       Данный вид оценивания осуществляется на отдельных этапах урока в ходе взаимного оценивания работ.

Пример: Проверка знаний слов по теме «Музыка» 9 класс.

Слова должны быть распределены в определенные ячейки матрицы в зависимости от их значения и использования. Работы проверялись путем взаимооценки по критериям, приведенным в таблице.

Матрица запоминания

Работу выполнил:

Работу оценил:

Нужную клетку отмечаем «V»

В каждой клетке не менее 8 слов

В каждой клетке 7-5 слов

В каждой клетке е менее 5 слов

Все слова написаны без ошибок

Есть 2-3 ошибки в написании слов

Более 3 ошибок в написании слов

Все слова помещены в нужную клетку

2-3  слова помещены не в ту  клетку

Более 3  слов помещены не в ту клетку

От ученика к учителю

      С помощью обратной связи от ученика к учителю возможно определить проблемы, с которыми сталкивается обучающийся на отдельных этапах урока и лучше определить те методы и приемы , которые приведут к оптимальным результатам в обучении.  Взаимодействие учителя и обучающегося , в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях обучающегося, обязательно должно стать заключительным этапом обратной связи.

Матрица запоминания

Учитель предлагает заполнить таблицу с целью анализа количества верных и неверных ответов в каждой ячейке (в одну ячейку можно записать только один ответ: или верный или неверный). Таким образом, анализ матрицы позволяет выявить неверные ответы и предложить пути их исправления.

Пример: Проверка знаний слов по теме «Цивилизация и прогресс» 10 класс

Распределите слова в соответствующие ячейки и заполните пустые графы

существительное

глагол

прилагательное

inventive

evolve

advanced

develop

civilised

require

describe

humanity

  1. при оценивании сравнить данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений;

Смысл формирующего оценивания состоит именно в том, что результаты обучающегося сравниваются с его собственными достижениями, а не с некими стандартами или результатами других учеников. Разница между тем, что умел ребенок на момент прошлого оценивания и того, что он умеет на данный момент и является «образовательным ростом» обучающегося. Чем больше разница между «настоящими» и «прошлыми» знаниями и навыками, тем выше отметка или оценка.

  1. определить место учащегося на пути достижения цели;

Для того, чтобы ученик достиг намеченного прогресса необходимо насколько реально достижение намеченной ели в заданный отрезок времени с учетом того результата, который учащийся достиг на данном этапе.

Пример: Цель ученика – научиться использовать условные предложения

Критерии оценивания: Более 80% правильно – «5»; 65-79%  -  «4»;

50-64%   - «3»;        Менее 49% - неудовлетворительно

Время – 6 уроков (2 недели)

На третьем уроке было проведено формирующее оценивание, которое показало, что усвоено только 15% материала. Учитель, выявив проблему, еще раз объяснил тему и с помощью тренировочных упражнений закрепил с учеником изученный материал. При повторном формирующем оценивании – после 6 урока выяснилось, что усвоено 40% материала. Таким образом, стало ясно, что в установленный срок ученик не сможет достичь поставленной цели. Следовательно, учителю и ученику необходимо принять дополнительные меры: индивидуальные консультации, индивидуальное домашнее задание, работа в паре с более сильным учеником и т.д.

  1. откорректировать образовательный маршрут учащегося;

Из приведенного выше примера видно, что по результатам формирующего оценивания можно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут ученика с помощью:

  • разнообразия заданий;
  • разного темпа выполнения заданий;
  • выбора внеклассных занятий.

 Пример: Рефлексии после урока по теме  «Музыка, которую я люблю».

Ученик ________________________

Задания

Трудно, много ошибок

Легко, ошибки исправил самостоятельно

Мое домашнее задание

Основное домашнее задание - обязательно

Написать сочинение

Пересказать текст

Дополнительное домашнее задание

Запомнить написание новых слов

стр. 53

Использовать предложения в будущем ввемени

Правило стр.42

Мне нужна помощь с ……

Могу помочь с ……

Преимущества формирующего оценивания:

1.Результаты формирующего оценивания позволят учителю ответить на следующие вопросы:

1.1 Кто из учащихся не усвоил определенный материал?

1.2 Каковы слабые и сильные стороны учащихся?

1.3 Каковы наиболее распространенные категории ошибок учащихся?

1.4 Кто из учащихся может стать «наставником» и проконсультировать одноклассников?

1.5 Помогла ли выбранная методика преподавания достичь цели урока?

1.6 Какие виды обратной связи необходимо применять?

1.7 Каким образом можно организовать учащихся в группы для реализации определенных учебных задач?

1.8 Какие дифференцированные задания для учащихся необходимо подготовить?

2. Учитель формулирует образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, организует свою работу, имея в виду определенный результат, и делает учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

       Формирующее оценивание повышает эффективность взаимодействия преподавателя и школьников: учитель, понимая особенности восприятия школьников, применяет новые технологии и методики с целью достижения образовательных результата, развитие навыков самооценки, самоопределения и самоорганизации.

      Использование формирующего оценивания позволяет повышать мотивацию школьников и учить их вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, т. е. развивать навык умения учиться самостоятельно.  

Использованная литература:

{1} А.Е. Бахматурский и др. под ред. А.П. Трипицыной Педагогика для бакалавров и специалистов – Санкт – Петербург: Питер, 2013, - 304с.

{2} И. Логвина, Л. Рождественская Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя – предметника: учебное пособие – Narva: TartuUliKool, 2012

О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова Технология формирующего оценивания: учебно – методическое пособие – Каро, 2015

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания

Урок технологии в 5 классе по разделу создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Тема " Выполнение подготовительных работ по изготовлению верхней части прихватки в лоскутной технике...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС

Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...

Статья "Технология формирующего оценивания на уроках бурятского языка в начальной школе"

Технология формирующего оценивания позволяет отследить прогресс каждого ученика....

Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные...

Мастер-класс на тему "Технология формирующего оценивания. Чек-листы как средство самооценки обучающихся и инструментарий обратной связи."

Данный мастер-класс предназначен для учителей иностранного языка, занимающихся как урочной, так и внеурочной деятельностью. Содержание теоретической части мастер-класса дает возможность сообщест...

Возможности использования технологий 3D-визуализаций как фактор мотивации школьников к занятиям трехмерной графикой и анимацией

Бурное развитие 3D-технологий ставит перед образованием новые вызовы в виде появления новых мотивирующих возможностей. Компьютерная 3D-графика, инженерная 3D-графика, 3D-развертки моделей, 3D-анимация...