Структура разработки Дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка (6 класс)

Павлова Любовь Анатольевна

Структура разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы, в соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербургаот 25.08.2022г № 1676-р

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_struktura.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

протокол от _______г. № ________

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы № ___

Санкт-Петербурга

____________________

приказ от __________г. № ___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«_______________________________»

Направленность: _____________

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: _____ лет

Разработчик:

______________________________,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022 г.

Разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:  

Нормативные акты

Основные характеристики программ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».

Порядок проектирования

Условия реализации

Содержание программ

Организация образовательного процесса

Пояснительная записка

Направленность: 

Адресность программы:

Актуальность:

Целесообразность: Отличительные особенности, Новизна: если есть

Цель программы: 

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Условия реализации программы определяются на основании уровня и освоения, и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требования СанПиН 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Образовательная деятельность в 2022-2023 учебном году будет осуществляться в соответствии со «Стандартом санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)».

Исходя из сложившихся условий и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, в целях организации безопасного образовательного пространства предполагается, что реализация дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «_____________________» будет осуществляться как в аудиторной (очной), так и внеаудиторной форме (прогулки на территории образовательного учреждения), а также с использованием возможностей электронного обучения и дистанционных технологий.

Формы проведения аудиторных занятий остаются традиционными: комбинированное занятие, практическое занятие, мастер-класс, занятие-экскурсия.

Внеаудиторные занятия с использованием электронных образовательных форм:

- видеоуроки, лекции, мастер-классы; видеопросмотр занятий,

- цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры;

- адресные консультации со стороны педагога;

- видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата.

Теоретическое содержание программы реализуется в основном с использованием электронных образовательных форм.

Предполагается широкое использование организации разнообразных форм самостоятельной работы, направленной на выполнение учебных и творческих заданий педагога.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с требованиями Роспотребнадзора с целью обеспечения режима социальной дистанции одновременно в учебном помещении могут находиться обучающиеся из одного класса.

Возможно проведение занятий по модульному расписанию по подгруппам, когда подгруппа численностью до 8 человек занимается с педагогом аудиторно, вторая подгруппа выполняет самостоятельную работу по заданию педагога внеаудиторно.

Режим занятий

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год:

  • ___ часов, ___ раза в неделю по ___ часа аудиторные занятия в штатном режиме;
  • во внештатном режиме ___ раз в неделю по ___ часу - аудиторные занятия для каждой подгруппы, остальное внеаудиторные занятия с использованием электронных форм обучения и организации самостоятельной работы.

Наполняемость: 1 год – 15 человек.

Количество обучающихся в группе: списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: на 1-м году обучения - не менее 15 человек; на 2-м году обучения - не менее 12 человек; на 3-м и последующих годах обучения - не менее 10 человек, в соответствии с локальным актом организации. Необходимо дать обоснование уменьшенного количества обучающихся в группе, например, меньшего количества учащихся в объединениях технической направленности.

Условия набора: Группы обучающихся формируются на основании заявления родителей или законных представителей (до 14 лет) и самостоятельно заполненного заявления в возрасте от 14 лет.

Условия набора в коллектив: принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности. При проведении отбора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов в соответствии с локальными актами организации. Условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения и на какой основе (тестирование, прослушивание, собеседование в соответствии с локальными актами организации).

Уровень освоения программы:

1 год: Общекультурный – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации.

2-3 года: Базовый – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне района, города. Участие обучающихся в районных, городских мероприятиях, наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.

от 3 лет: Углубленный – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне города, участие обучающихся в городских и всероссийских мероприятиях, наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях, наличие выпускников, продолживших обучение по профилю.

Организационно-педагогические условия реализации:

  1. Образовательная деятельность образовательная деятельность может осуществляться на государственном языке Российской Федерации (далее - РФ), на государственных языках республик РФ, на языках народов РФ, на иностранном языке в соответствии с ДОП и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными актами организации.
  2. Форма обучения; очная, очно-заочная, заочная, семейное образование, самообразование. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Особенности реализации ДОП:

В этом разделе можно указать: возможность реализации ДОП в каникулярное время: предусмотрен ли краткосрочный модуль/программа для каникулярного периода или иное содержание образовательной деятельности (полевая практика, конный поход); сведения об организации и проведении массовых мероприятий, создании необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации ДОП (при наличии).

Особенности организации образовательного процесса: особое построение содержания и хода освоения ДОП, описание этапов, модулей, ступеней прохождения обучения. Особенности организации образовательного процесса для различных категорий учащихся характеризуются с учетом их психолого-педагогических особенностей, особых образовательных потребностей.

Формы организации занятий: занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Необходимо указать, в каких случаях используется та или иная форма.

ДОП могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные, в том числе самостоятельные, занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Формы проведения занятий. Занятие может быть построено как традиционно, так могут быть использованы и другие формы: акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, репетиция, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка. 

Формы организации деятельности учащихся на занятии с указанием конкретных видов деятельности в рамках данной ДОП: фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно); индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

2.

Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

2.

3

4.

5

6.

ИТОГО:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел, тема

Форма заня

тий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методичес

кий и дидактичес

кий материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов по каждой теме, разделу

1.

2.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое оснащение ДОП включает в себя сведения (в том числе количественные) о наличии оборудованных учебных кабинетов для проведения теоретических и практических занятий, средств обучения и воспитания (оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, специальное и спортивное снаряжение, программное обеспечение (компьютерное)), о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Кадровое обеспечение указывается, если для реализации ДОП необходим дополнительный узкопрофильный специалист, например, концертмейстер.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года, и также на втором году обучения.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основные формы - устный опрос и контроль освоения навыков практической деятельности.

Итоговый контроль: итоговый контроль проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию). Основной формой проведения итогового контроля является презентация творческих работ обучающихся, организация выставок. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Оценочные материалы. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по ДОП проводятся: входной (при необходимости) и текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговый контроль (итоговое оценивание). Оценочные материалы — перечень и краткое описание: форм, порядка и периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и итогового оценивания; диагностических методик, критериального аппарата и других материалов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов; форм фиксации результатов.

Критерии оценок

Условия реализации программы

Планируемые результаты.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

Должны уметь:

Формы проведения итогов реализации образовательной программы: 

Знания и умения детей проверяются с помощью тестирования, проведения зачетов по каждой теме. В течение учебного года оформляются выставки творческих работ.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Содержание каждого года обучения раскрывается через описание разделов и тем в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей.

В блоке «Теория» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.

В блоке «Практика» описывается практическая деятельность учащихся.

Список литературы, используемый педагогом

Список литературы для детей и родителей

Интернет-источники

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 

Рабочая программа составляется на каждый год обучения и включает следующие структурные компоненты:

Особенности организации образовательного процесса конкретного года обучения (при наличии);

Задачи конкретного года обучения (обучающие, развивающие, воспитательные); Содержание конкретного года обучения;

Планируемые результаты конкретного года обучения (личностные, метапредметные, предметные);

Календарно-тематический план конкретного года обучения на каждую учебную группу (составляется и утверждается ежегодно в соответствии с локальным актом образовательной организации).

Задачи (обучающие, развивающие и воспитательные) и планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения ДОП прописываются на каждый год обучения в динамике развития знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности, социально-значимых компетенций.

Содержание каждого года обучения раскрывается через описание разделов и тем в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей.

В блоке «Теория» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.

В блоке «Практика» описывается практическая деятельность учащихся.

При планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии.

Содержание ДОП должно соответствовать: направленности ДОП; достижениям мировой культуры, науки и техники, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; возрастным и психолого-физиологическим особенностям учащихся; уровню освоения ДОП; современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения, формах, методах и средствах обучения, методах контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

Презентация к педагогическому совету на тему "Новые подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ"

В презентации помещена информация о нормативных и методических требованиях и рекомендациях при составлении дополнительной общеобразовательной программы. Даны основные формулировки и приведена структур...

Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий

Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...

"Требования к содержанию, структуре и оформлению дополнительной общеобразовательной программы"

Презентация "Требования к содержанию, структуре и  оформлению дополнительной общеобразовательной программы"  предназначена для руководителей, методистов и педагогов дополнител...

Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная программа "Радость"

Дополнительная общеобразовательная программа "Радость". по хору. 1 и 2 год обучения....

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...