Современные образовательные технологии в управлении образовательной организацией
статья
Управленческая деятельность включает в себя реализацию различного рода функционала: аналитическую деятельность, планирование, организацию работы, делегирование полномочий, контроль и коррекцию деятельности объекта управления, мотивацию персонала и стимулирование его деятельности. Обучение сотрудников организации также является одним из направлений управления организацией. Образовательные организации в этом плане не являются исключением, скорее наоборот, профессиональное и личностное развитие преподавательского состава является фундаментом и залогом совершенствования и конкурентоспособности услуг, оказываемых образовательной организацией. Данные услуги являются интеллектуалоемкими и требуют непрерывного роста человеческих ресурсов организаций отрасли образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._tehnologii_krutin_n.v.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в управлении образовательной организацией
Крутин Николай Викторович,
Методист СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»
Управленческая деятельность включает в себя реализацию различного рода функционала: аналитическую деятельность, планирование, организацию работы, делегирование полномочий, контроль и коррекцию деятельности объекта управления, мотивацию персонала и стимулирование его деятельности. Обучение сотрудников организации также является одним из направлений управления организацией. Образовательные организации в этом плане не являются исключением, скорее наоборот, профессиональное и личностное развитие преподавательского состава является фундаментом и залогом совершенствования и конкурентоспособности услуг, оказываемых образовательной организацией. Данные услуги являются интеллектуалоемкими и требуют непрерывного роста человеческих ресурсов организаций отрасли образования.
На сегодняшний день существует множество форм, методов и технологий образовательной деятельности, которые не только направлены на развитие тех или иных навыков персонала, но и достижение сопутствующих задач. Так, например, использование метода мозгового штурма позволяет познакомить персонал (например, из разных методических объединений) друг с другом, способствует командообразованию и творческому развитию коллектива, а также позволяет создавать и открыто обсуждать идеи для решения тех или иных проблем. Например, формат проведения мероприятий для школьников, идеи для повышения их дисциплины и пр.
Дискуссии или дебаты практикуются для развития у сотрудников ораторского мастерства, в том числе аргументации своей точки зрения, расширения понятийно-категориального аппарата, работе с возражениями.
Проведение тренингов и мастер-классов способствует усвоению персоналом новых знаний, умений и навыков, а также их апробации на образовательной площадке. Практика кейс-методов, ролевых и деловых игр создает искусственные условия той или иной проблемной ситуации, в рамках которых отрабатываются определенные навыки у персонала.
Проектная работа, в том числе в малых группах, направлена не только на командообразование, но также позволяет оперативно решать производственные задачи через разработку и реализацию проектов, и кроме того, повышает мобильность персонала и его готовность с другими членами коллектива выполнять порученную работу.
Все более распространенную практику в образовании получают онлайн-технологии, например, использование облачных сервисов, вебинары, технологии e-learning, виртуальные лаборатории и тренажеры и пр. Данная практика, в первую очередь, позволяет значительно экономить рабочее время сотрудников, не отрывать их от педагогического процесса, а также наращивает их навыки использования современными гаджетами и технологиями.
Таким образом, образовательных форм и технологий достаточно много и все они могут быть использованы под те или иные нужды и цели менеджмента. Но в данной работе я рассмотрю такой метод обучения, как коучинг.
Понятие «коучинга» появилось еще в 1830 г. В период становлении и распространении коучинга, как инструмента, важную роль сыграли труды Тимоти Голви, который определил суть понятия через взаимосвязь с методами воздействия на внутренний потенциал индивида. Цель коучинга в тот период состояла в «раскрытии способностей для достижения максимальной эффективности в работе» [1]. Соответственно, в период становления раскрытие потенциала индивида не рассматривалось, как конечная цель коучинга, а на первый план выходили интересы системы образования и бизнеса.
В настоящее время коучинг рассматривают в качестве системы принципов и приемов, направленных на развитие людей с целью повышения эффективности их деятельности, максимального раскрытия и качественной реализации их потенциала. Именно раскрытие потенциала индивида и качественная его реализация и есть конечная цель деятельности коуча. Э. Грант видит сущностное предназначение коучинга в содействии позитивным изменениям [2] и определяет сам коучинг, как целенаправленный, ориентированный на результаты, систематический процесс, в котором один человек фасилитирует устойчивые изменения в другом человеке или группе людей, способствуя самостоятельному научению и личностному росту клиента коучинга [2]. ICF Russia дает определение коучингу, как процессу, направленному на достижение целей в различных областях жизни [3]. Данные определения максимально концентрируются на коучинге, как на направленном процессе воздействия.
Следовательно, коучинг представляет собой достаточно универсальный инструмент психологического воздействия и обучения. При этом отличие коучинга от других психологических инструментов направленного воздействия (например, психоаналитики, тренинга и др.) состоит в следующих аспектах [4]:
- обеспечивается предельно индивидуальный подход к обучаемому и его проблеме;
- цель состоит не в обучении, а в стимулировании самообучения;
- коуч постоянно сопровождает клиента/обучающегося и контролирует воплощение новых моделей поведения в жизни клиента;
- коучинг направлен на развитие навыков, не на умения или знания;
- работа ориентирована не на причину проблемы, а на поиск решения;
- коуч ориентирован на перспективу будущего и не работает с прошлым.
Коучинг считается одной из разновидностей психологического консультирования, поскольку коуч все же применяет в практике при разработке программ и реализации сессий фундаментальные и актуальные знания из области общей психологии, психоаналитики, консультирования, педагогической психологии [1]. Многие авторы, говоря о коучинговых технологиях, в первую очередь, обращают внимание на психологические факторы. Так, Н. Самоукина трактует коучинг, как построение внутренней психотехники существования человека, формирование его осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, его способности по-настоящему любить себя и свою жизнь [5].
Можно выделить следующие виды коучинга [6, 7]:
- индивидуальный коучинг (направлен на решение конкретных задач индивида);
- групповой коучинг (направлен на развитие конкретной команды за счет наиболее полного раскрытия потенциала каждого обучаемого именно, как члена конкретной команды);
- организационный коучинг (направлен на развитие руководителя в конкретной организации с задействованием в обучающем процессе других сотрудников);
- специализированный коучинг (направлен на развитие индивида в определенной сфере, на решение конкретной задачи в узкоочерченной области).
Следует понимать, что коучинг при всем методологическом единстве подходов к его трактовке, не является однородным явлением. В частности, наиболее изменчивыми и разнообразными его составляющими являются технологии коучинга. Так, только в последнем сборнике статей российских практикующих коучей можно насчитать 21 новую (или выдаваемую автором за новую) технологию коучинга [7]. Основной, фундаментальной технологией коучинга при всем разнообразии и изменчивости подходов следует считать технологию GROW, разработанную еще Дж. Уитмором, название которой представляет собой аббревиатуру из следующих этапов: goal - постановка цели, reality - анализ реальности, options - определение возможностей к действиям, will - воспитание воли к действию.
Данная базовая технология получила дальнейшее развитие в виде двух производных технологий: I-GROW и RE-GROW. В технологии I-GROW первая буква означает здесь issues - проблемные вопросы. Применение этой модели полезно в том случае, когда клиент слишком фокусируется на проблеме. Здесь все же присутствует нетрадиционная для коучинга как инструмента тенденция к ретроспективе и анализу проблем, поскольку в этом случае коучу требуется больше времени сначала уделять решению проблем, прежде чем переходить к определению целей. Технология RE-GROW применяется преимущественно для отслеживания (review) прогресса клиента.
В России популярность коучинга и его общедоступность негативно влияют на уровень профессионализма коучей, в целом, на качество предлагаемых коучами услуг, на степень авторства, проработанности и эффективности программ, а также на методологии применения коучинга, как инструмента. В частности, в ряде случаев организационные психологи смешивают понятия коучинга, наставничества и тренерства и т.п., что ошибочно и ведет к неэффективному применению коучинга, как инструмента.
Тем не менее, коучинг направлен на развитие профессионального и личностного потенциала сотрудников и коллектива организации в целях совершенствования деятельности самой организации и повышения ее результативности и конкурентоспособности. При этом, стоит отметить, что при организации обучения сотрудников необходимо учитывать следующие аспекты:
- обучать тем навыкам, которые, действительно, необходимы для повышения эффективности работы сотрудника и деятельности организации, в целом. В обратном случае это будет нерационально и нецелесообразно (в том числе по финансовым и временным потерям) для организации и оскорбительно для самого сотрудника;
- создавать условия для реализации новых, приобретенных навыков сотрудников. Это позволит получить отдачу от расходов, направленных на образование сотрудников.
Таким образом, в современном быстроменяющемся мире профессиональные навыки и личностные характеристики сотрудников – необходимый и важный актив любой организации. Поэтому наращивание этого актива является одной из приоритетных направлений управленческой деятельности.
Список использованных источников:
- Задворная О. Л., Борисов К.Н., Ершов А. А. Коучинг как инструмент развития управленческих кадров здравоохранения. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017; 8(3). С. 416-423.
- Grant A. (2017). Coaching as Evidence-Based Practice: The View Through a Multiple-Perspective Model of Coaching Research. In Bachkirova, T., Spence, G. & Drake, D. (Eds.), The SAGE Handbook of Coaching, (pp. 62-84). Los Angeles: Sage Publications Ltd.
- ICF Russia/ Что такое коучинг, 2017
- Grant A. (2012). An integrated model of goal-focused coaching: An evidence-based framework for teaching and practice. International Coaching Psychology Review, 7(2), 146165.
- Самоукина Н. В. Карьера без стресса. М. Феникс, 2015. 350 с.
- Томашевская Ю. Н. Коучинг как основа инновационного способа развития и управления. В сб.: Материалы международной научной конференции «Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования». СПб, 2013. С. 56-64.
- Мирцало А. Коучинг в консультировании/ сост. А. Мирцало. М. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением
В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен опыт научной организации труда заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...
Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты
Приемы использования инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе....
Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОдной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную о...
Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в ходе повторения и подготовки к экзаменам по математике.
В общеобразовательных школах при пенитенциарной системе учащиеся – осужденные, в основном, имеют низкую мотивацию, большие пробелы в знаниях, длительный перерыв в учебе.Для тог...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
Современные формы, технологии, методы и средства организации образовательного процесса в классе гитары
Современные, технологии, методы и средства организации образозовательного процесса в классе гитары....
Реферат по дисциплине: «Информационные технологии в управлении образовательной организации» По теме: «Дистанционное обучение в предметной области»
Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта...