Рефлексивные приемы педагогической деятельности
методическая разработка

Приѐмы рефлексии Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни, умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnye_priemy_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Рефлексивные приемы педагогической деятельности»

Приѐмы рефлексии Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни, умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению.

Классификация рефлексии:

• Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом;

• Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.

Типы рефлексии:

• Кооперативная рефлексия. Рефлексивные упражнения данного типа обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности;

• Коммуникативная рефлексии. Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком;

• Личностная рефлексия. Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов;

 •Интеллектуальная рефлексия. Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач;

•Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.

 Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии: Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель занятия; содержание и сложность учебного материала; тип занятия; способы и методы обучения; возрастные и психологические особенности учащихся. При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию рефлексии: Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои цели и задачи: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Самый простой вариант – показываем учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и рисуют лучики. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах. Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты. Рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности для учебного успеха ученика

В данной статье рассматриваются некоторые приемы педагогической техники, которые могут повысить познавательную активность ученика....

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности учителя

В данной работе рассматриваются  технологии, применяемые для оптимизации образовательного процесса...

Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией

Дата проведения: 2 ноября 2015г.         Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...

Место технологий, методов и приемов в процессе педагогической деятельности

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-познавательного процесса. Отсутствие педагогических технологий трудно представить себе в современной педагогике. Но м...

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности

технологии и приемы , применяемые в педагогической деятельности...

Рефлексивные приемы в педагогической деятельности

Предлагается вариант проведения этапа урока "Рефлексия" на уроках информатики в виде электронного опроса...

Рефлексивные приемы педагогической деятельности

В статье "Рефлексивные приёмы педагогической деятельности" дано опрределение рефлексии, основные рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии, классификация и пример...