Рефлексивные приемы педагогической деятельности
статья
В статье "Рефлексивные приёмы педагогической деятельности" дано опрределение рефлексии, основные рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии, классификация и примеры рефлексии, а также параметры, которые следует учитывать при разработке своей методики рефлексии. Статья будет полезна педагогам, методистам при организации образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексивные приёмы педагогической деятельности | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия по информации с разных источников - это
- в переводе с лат. – «обращение назад»;
- словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;
- толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой);
- в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии:
- Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
- При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и сложность учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию рефлексии:
Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния, например, «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».
В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения, поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на занятии. Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой, потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее цели на конкретном учебном занятии.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения бланков. Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:
- возрастные особенности учащихся и состав класса. Например, методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;
- особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, углубленное изучение математики, информационных технологий требуют рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности;
- необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности для учебного успеха ученика
В данной статье рассматриваются некоторые приемы педагогической техники, которые могут повысить познавательную активность ученика....
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности учителя
В данной работе рассматриваются технологии, применяемые для оптимизации образовательного процесса...
Семинар-тренинг по теме "Роль рефлексивной практики в педагогической деятельности" с рефлексией
Дата проведения: 2 ноября 2015г. Тренер – преподаватель: Сиротенко Марина Сергеевна, учитель англ.языкаТема семинара – тренинга: «Роль...
Место технологий, методов и приемов в процессе педагогической деятельности
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-познавательного процесса. Отсутствие педагогических технологий трудно представить себе в современной педагогике. Но м...
Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности
технологии и приемы , применяемые в педагогической деятельности...
Рефлексивные приемы в педагогической деятельности
Предлагается вариант проведения этапа урока "Рефлексия" на уроках информатики в виде электронного опроса...
Рефлексивные приемы педагогической деятельности
Приѐмы рефлексии Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной ...