Рабочая программа "Малый бизнес" 10-11 класс
рабочая программа (11 класс)

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyy_biznes_10-11.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

02-02

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

 

Рабочая программа

 дополнительного образования

социально-педагогического направления

 «Малый бизнес»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс) 10 -11

___________________среднее общее___________________________

 (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ______66_________

Учитель: Копосова Светлана Викторовна______

Программа разработана на основе Примерной программы по шахматам

Издательство «Просвещение», Москва., 2014

           (указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)     

      Рабочая программа  дополнительного образования составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2012 № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного  и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях с кадетским  и казачьим компонентом»
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (с изменениями на 30 сентября 2020 года №533)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Календарный учебный график на 2022-2023  учебный год.

Цели:

Создание научно-учебно-методического, социально-психологического обеспечение условий формирования у обучающихся (общеобразовательной школы) компетенций в области основ предпринимательской деятельности, обеспечивающих успешность их будущей самостоятельной деятельности в сферах малого и среднего  предпринимательства.

Задачи:

1. Содержательное обеспечение формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

2. Технологическое обеспечение  процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

3. Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Общая характеристика программы: Развитие сферы малого и среднего бизнеса является одним из важнейших направлений модернизации экономики в Российской Федерации. Этот экономический сектор имеет целый ряд преимуществ: является существенным фактором повышения доходов населения, способствует развитию самозанятости населения и снижает безработицу, создает "средний класс", тем самым  гарантирует социальную стабильность в обществе; противодействует монополизму крупных структур в сфере взаимодействия с наемными работниками,   расширяет спрос на рынке труда  и т.д.

Выступая фактором обеспечения  высокого уровня занятости населения, предпринимательство (бизнес) так же способствует реализации творческого потенциала личности, самораскрытию ее социально-психологических качеств предприимчивости, поскольку отличительными чертами предпринимателя являются самостоятельность, активность, ответственность, новаторство и т.д.

В развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится около 70 процентов занятых, 60 процентов добавленной стоимости, действует целая система институциональной модернизации данной сферы. В российской экономике малое и среднее предпринимательство составляло в докризисный период около 20 процентов занятых, в Ростовской области этот процент несколько выше. Таким образом, на современном этапе кризисного и посткризисного развития отечественной экономики активизация предпринимательской деятельности является важнейшим направлением экономического развития страны, решения целого ряда ее социально-экономических проблем.

Как показывают эмпирические обследования, серьезным препятствием развития самого предпринимательства и создания вокруг него более благоприятной социально-информационной среды является недостаток знания у населения об основах предпринимательской деятельности. На действующих мелких и средних предприятиях   профессиональное образование и обучение имеет свои особенности и трудности, главные из них – недостаточное внимание к обучению работников по причинам финансовых и иных затруднений, отсутствия возможности использования традиционного обучения с отрывом от производства и т.д.

Важнейшей составляющей успеха предпринимательской деятельности является «человеческий капитал», формирование у будущего предпринимателя творческого свободного экономического сознания, которое основывается на опыте и деловой культуре предпринимательства, традициях рационализма и т.д. В Ростовской области треть ее жителей – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития области, может стать важным средством самореализации молодежи. В этой связи, проблема своевременного обучения кадров для самостоятельной предпринимательской деятельности имеет ключевое значение. В развитых странах предпринимательские способности формируются практически с детства окружающей средой, системой школьного образования, не говоря уже о профессиональной подготовке. В РФ, как и в РО, образованию в сфере экономики и предпринимательства не уделяется еще должного внимания. Во многих школах экономика практически не изучается, то же можно сказать и о курсах предпринимательства  в учреждениях начального и среднего образования, отменена Всероссийская олимпиада школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительским знаниям, сложное положение в учебных заведениях с преподавательскими кадрами этого направления и т.д. Вместе с тем, интерес учащихся и их родителей к рассматриваемым сферам, как показывают обследования, весьма значительный.  

Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования в области экономики и предпринимательства. Одним из направлений реализации внедрения изучения экономики и предпринимательства в школьную  подготовку и систему начального и среднего профессионального образования является разработанная по инициативе Администрации Ростовской области региональная образовательная программа по предмету «Малый бизнес».

Предлагаемая региональная образовательная программа по основам предпринимательства представляет собой комплексный план преподавания основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Программа учитывает необходимость совершенствования системы образования в сфере экономики и предпринимательства, восполнения возникшего недостатка компетенций у учащихся в этой области, подготовки их к последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона. В курсе «Малый бизнес» системно, с учетом требований учреждений школьной и начальной, средней профессиональной подготовки представлены теоретические, нормативно-правовые и практические вопросы предпринимательства. Использование этой программы позволит учителям и преподавателям учебных заведений комплексно обеспечить подачу учебно-методического материала учащимся.

Программа курса «Малый бизнес» является вариативной, поскольку предполагает модуль общетеоретических и практических знаний в области основ предпринимательской деятельности и вариативный модуль, разрабатываемый и используемый учителями и преподавателями с учетом специфики содержания обучения в средней общеобразовательной школе, в ее профильных экономических классах, в системе начального и среднего профессионального образования различной отраслевой и региональной направленности.

Программа исходит из имеющегося опыта экономического образования в Ростовской области. В то же время она ориентирована на реализацию концепции совершенствования непрерывного процесса образования, на реальные шаги по созданию условий для развития интереса и повышения квалификации будущих предпринимателей с учетом особенностей современных кризисных и посткризисных условий социально-экономического развития страны и региона.

  Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования   является  принцип защиты  и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента  содержания образования в  МБОУ Багаевской СОШ №3  со статусом «казачье».  Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия, закономерности обосновываются на основе местного материала.  Это даёт возможность помочь обучающимся  войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения Донского края и основными вехами истории донского казачества.

В программу включен модуль «Занятие кружка дополнительного образования» в рамках Программы воспитания школы  который направлен на реализацию воспитательного потенциала занятия, а именно:

  • применение на занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Место предмета в плане дополнительного образования:

Учебный  план  дополнительного образования МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает изучение особенностей малого бизнеса на уровне среднего общего образования - 68 часов (2 часа в неделю). Но в связи с тем, что  23.02 и 24.02  являются праздничными  днями (основание календарный учебный график)  программный материал  будет пройден за 66 учебных часов.

РАЗДЕЛ - I

Содержание дополнительного образования:

Раздел 1: Бизнес и предпринимательство  (14 часов) Сущность предпринимательства, типология предпринимательства, предпринимательские среды, факторы успеха бизнеса, разработка бизнес-идеи, виды конкуренции, общая характеристика ресурсов.

Раздел 2: Маркетинг (8 часов) Оценка средств фирмы, нематериальные активы, факторы риска, финансовые ресурсы,

эффективность персонала, планирование безубыточности, факторы снижения затрат

Раздел 3: Бизнес –план (44 часа) Содержание процесса планирования, структура бизнес-плана, прибыль фирмы, рентабельность, сравнение денежных сумм в разные моменты времени, дисконтирование, как использовать рынок для получения доходов.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. 

 Формы организации дополнительного образования:

 кружки, экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, общественный труд, социальные акции, коллективный проект, досугово-развлекательная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество , спортивно-оздоровительная деятельность, олимпиады, поисковые и научные исследования.

-  основные виды дополнительного образования:

  • общественно полезные практики, исследовательская деятельность,
  • учебные проекты, экскурсии,
  • соревнования,
  • посещение объектов бизнеса.

РАЗДЕЛ-II

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

По плану

фактически

Раздел 1: Бизнес и предпринимательство (14 часов)

Сущность предпринимательства.

1

01.09

Типология предпринимательства.

1

02.09

Предпринимательские среды.

1

08.09

Принципы создания бизнеса.

1

09.09

Факторы успеха бизнеса.

1

15.09

Факторы дохода бизнеса.

1

16.09

Правовые формы бизнеса.

1

22.09

Разработка бизнес-идеи. Бизнес в регионе.

1

23.09

Лицензирование.

1

29.09

Ликвидация бизнеса.

1

30.09

Виды конкуренции.

1

06.10

Антимонопольное законодательство.

1

07.10

Факторы риска.

1

13.10

Общая характеристика ресурсов.

1

14.10

Раздел 2: Маркетинг (8часов)

Оценка средств фирмы.  Амортизация.

1

20.10

Нематериальные активы.

1

21.10

Состав персонала.

1

27.10

Эффективность персонала.

1

28.10

Оплата труда. Доходы в регионе.

1

10.11

Финансовые ресурсы.

1

11.11

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг в области.

1

17.11

Кредитоспособность.

1

18.11

Раздел 3: Бизнес-план (44 часа)

Содержание процесса планирования.

1

24.11

Структура бизнес-плана.

1

25.11

Планирование безубыточности.

1

01.12

Классификация расходов.

1

02.12

Факторы снижения затрат.

1

08.12

Прибыль фирмы.

1

09.12

Рентабельность. Производство в регионе.

1

15.12

Эффективность деятельности фирмы.

1

16.12

Виды налогов. Налоговая ответственность.

1

22.12

Сущность маркетинга. Реклама.        

1

23.12

Государственное регулирование.

1

12.01

Виды ответственности.

1

13.01

Распределение продукта.

1

19.01

Деньги: что это такое.

1

20.01

Что может происходить с деньгами.

1

26.01

Финансы семьи. Областной бюджет.

1

27.01

Какие бывают источники доходов.

1

02.02

От чего зависят личные и семейные доходы.

1

03.02

Как контролировать семейные расходы.

1

09.02

Что такое семейный бюджет и как его построить.

1

10.02

Как оптимизировать семейный бюджет.

1

16.02

Что такое банк и чем он может быть полезен.

1

17.02

Польза и риски банковских карт.

1

02.03

Что такое бизнес. Предпринимательство в регионе.

1

03.03

Как создать своё дело.

1

09.03

Что такое валютный рынок и как он устроен.

1

10.03

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1

16.03

Простые и сложные проценты по вкладу.

1

17.03

Сложно-простые проценты.

1

23.03

Сравнение денежных сумм в разные моменты времени.

1

24.03

Дисконтирование.

1

06.04

Ценные бумаги.

1

07.04

Фондовый рынок. Фондовый рынок в области.

1

13.04

Как использовать рынок для получения доходов.

1

14.04

Риски финансовых решений.

1

20.04

Основные понятия теории вероятностей.

1

21.04

Сущность и типология предпринимательства.

1

27.04

Организация собственного дела.

1

28.04

Конкуренция предпринимателей.

1

04.05

Ресурсы. Ресурсы Ростовской области.

1

05.05

Факторы производства.

1

11.05

Факторные доходы.

1

12.05

Прибыль и зарплата. Рента.

1

18.05

Итоговое занятие.

1

19.05

РАЗДЕЛ III

Планируемые результаты освоения дополнительного образования

В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- знать экономические термины:

- освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

овладение базовыми понятиями: предпринимательство, бизнес, рынок, фирма, доход, выручка, прибыль, менеджмент, маркетинг, формы предпринимательской деятельности, издержки, бизнес-план;

овладение базовыми знаниями по разделам программы.        

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

от  29.08.2022 года  № 1

Руководитель МС__________/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ / Некрасова С.В. /

«29»  августа  2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....