Разработка урока на тему: Изучение народного праздника "Жаворонки"
план-конспект

Панкратова Арина Олеговна
Предмет (дисциплина): Народное ансамблевое пение Возраст обучающихся:5-7 лет Продолжительность занятия: 45 минут Тема занятия: Изучение народного праздника «Жаворонки» Тип занятия: Формирование новых знаний Вид занятия: Путешествие Форма занятия: групповое занятие Цель занятия: Ознакомление детей с традициями, обрядами празднования праздника «Жаворонки» Задачи: Образовательные: Сформировать представление о обрядах праздника «Жаворонки» Усвоить предложенный музыкальный материал праздника «Жаворонки» Сформировать навык речепения на примере фольклора весеннего цикла Воспитательные: Стимулировать интерес к народному фольклору Воспитать уважительное отношение к культуре своего народа 3. Развивающие: Способствовать развитию наблюдательности Развить музыкальную память Методы обучения: Словесный, практико-ориентированный, обьяснительно-иллюстративный Активные и интерактивные формы обучения: Ролевая игра Необходимое оборудование: учебная аудитория, фортепиано, куклы-перчатки, свистулька. Образовательные ресурсы: интернет ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_5-7_let._praktika.docx521 КБ

Предварительный просмотр:

                          Урок №1.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Какие вы все красивые, нарядные!

Поскорее встанем в круг,

(Встают в круг)

Ты-мой друг, и я твой друг!

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Мы в ладоши хлопнули

(Хлопают в ладоши)

Каблучками топнули

(Топают ногами)

Вместе к солнцу потянулись

И друг другу улыбнулись!

Педагог: Ребята, в вы любите волшебные сказки?

Дети: Да.

Педагог: Хорошо. Тогда я приглашаю вас сегодня самим побывать в волшебной сказке. А, про что будет сказка угадайте.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла?

Дети: Весна.

Педагог: Правильно, ребята. Весной на солнце начинает таить снег, прилетают из тёплых краёв птицы, появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листочки, а в лесу животный мир пробуждается от спячки. И наша сказка тоже будет про весну. А что бы вы внимательно слушали, нужно подготовить наши ушки. (Педагог показывает упражнение)

  Дыхательная гимнастика:

Упражнение № 1: Ушки

Поочерёдно делаются наклоны головы, к правому и левому плечу. Одновременно с каждым покачиванием головой производится короткий шумный вдох.

Упражнение направлено на активизацию дыхательного аппарата, короткий активный вдох и выдох.

Педагог: Молодцы, ребята!

Педагог: Ой, забыла я совсем ребята, в сказке то мы будим волшебным языком разговаривать, для этого нужно подготовить наш ротик. Будет разогревать наш болтливый язычок, губки.

Артикуляционная гимнастика:

№1 Кружок.

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг. Затем язык двигается в обратном направлении. Нарисовать по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

№2 Покусаем язычок

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Во время выполнения упражнения можно произносить: «Та-та-та». Упражнение направлено на расслабление мышц языка.

№3 Лошадка

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка.

Упражнение направлено на активизацию сонорного звука (л), на укрепление мышц языка.

Педагог: Молодцы, ребята! Вот теперь мы готовы сказку начинать.

Раз, два, три!

Сказка, двери отвори!

Педагог: Ой, как-то холодно стало! Вам как ребята не холодно?

Дети: Отвечают

Педагог: И никого не видно, тишина вокруг. Странно. А, кажется, я поняла, что случилось. Весна ходила, ходила по свету: распускались почки на деревьях, появлялись первые листочки – оживала природа. Но, вдруг весна устала от своего труда, присела на пенек, да и заснула. Поэтому, так и холодно здесь, природа стала замирать. Ребята, давайте поможем обитателям этой сказки. Разбудим весну!

Дети: Давайте!

Педагог: Я знаю один секрет. У каждого из нас внутри спрятаны волшебные колокольчики – это наши голосочки. Если всем вместе дружно в них позвенеть может весна и проснётся! Ну, что попробуем?

Дети: Да.

Педагог: Хорошо. Но, звенеть мы будим непросто так, а как в настоящем оркестре. Вы будите музыкантами, а я дирижёром. Итак, разделимся на две группы. Первая группа будет называться Донами. Встаньте, пожалуйста с левой стороны. А вторая Динами. Вы встаньте, пожалуйста с правой стороны.

Дикционное упражнение: 

Первая группа будет звенеть так: Дон, дон, дон.

(При произношении выполняется ногами ритмический рисунок четвертями)

А вторая группа будет звенеть так: Динь, динь, динь, динь,

(При произношении выполняется ногами ритмический рисунок восьмыми)

Педагог: я по очереди буду называть группу, которая звенит.

(Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем ускоряя)

Упражнение направлено на подвижность артикуляционного аппарата, четкость произношения звонких согласных (д-н) и отработку ритмической координации.

 Педагог: Какие молодцы настоящие музыканты! Только, весну мы не пробудили. Спит, не хочет просыпаться. Постойте, я знаю, чем мы ещё можем разбудить её-балалайкой! Давайте все вместе дружно на ней поиграем.

Педагог: Готовы?

Дети: Да

Распевочный материал:

№ 1. Балалайка, балалайка по бренчи-ка, по играй-ка.

Данное упражнение направлено на активизацию речевого аппарата, на создание эмоционального тонуса. Исполняется на двух звуках с последующим пропеванием по полутонам вверх и вниз в диапазоне терции.

           Педагог: Играть, будем так (Показывает мелодию, движение кистью верх вниз)

            Педагог: Что-то, наша балалайка не очень хочет играть. Давайте, на неё посердимся, может испугается и начнёт играть. (Поют с сердитой интонацией)

        Педагог: Так, всё равно не хочет играть. А может мы её просто попросим. (Поют с просительной интонацией)

Педагог: Вы слышите балалайка наша, как заиграла! Давайте, теперь весело, задорно на ней поиграем.

 Педагог: Ох, как мы хорошо мы поиграли! Да только весна и не думает просыпаться, а становится всё холоднее.  Может быть спеть ей песенку, позвать её.

Педагог: Давайте, попробуем, ребята!

Дети: Давайте.

№ 2. Весна, весна ясная

         Приди весна красная!

 

Данное упражнение направлено на развития навыка речепения и отработку ритмической координации. При исполнении упражнения необходимо следить за правильным произношением ударения в словах. Исполняется на трёх звуках с последующим пропеванием по полутонам вверх и вниз в диапазоне терции.

Педагог: Только звать мы её будем ласково, нежно.

Педагог: А что бы она лучше услышала, давайте похлопаем. (При пении хлопками выполняют т.р. рисунок)

 

Педагог: А теперь потопаем. (При пении ногами выполняется т.р. рисунок)

Педагог: Молодцы! А теперь похлопаем по коленочкам. (Выполняется т.р. рисунок)

Педагог: Молодцы, какие! Любой соня давно бы уже проснулся от нашего пения. А весна, всё спит. Может быть её зима заколдовала, тогда нам просто так её не разбудить. Ох, солнышка уже совсем спряталось. Ребята, давайте попросим солнышко выйти к нам, иначе мы все замёрзнем.

Педагог: Будем петь солнышку такую песенку:

№ 3. Ярче, солнышко, сияй,

(Дети поднимают руки вверх, затем в сторону, рисуют круг)

          Землю нашу согревай.

  Данное упражнение направлено на развитие навыка речепения, на отработку пропевания интервала терции, на координацию движения при пении. Исполняется на трёх звуках с последующим пропеванием по полутонам вверх и вниз в диапазоне терции.

Педагог: Ах, солнышко вышло к нам. Так, понравилось ему как вы поёте!  И передало вам корзинку с гостинцами. Что же там такое? Да, это же печенье-жаворонки!    Ой, ребята как же я сразу не догадалась. Весну, нам поможет разбудить птичка жаворонок. Вы, ребята присаживайтесь на стульчики, а я вам немножко расскажу про этих необычных птиц. Оказывается, в честь жаворонков есть даже особый праздник. Празднуется он 22 марта. На Руси считалось, что именно в этот день прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. И поэтому именно 22 марта из теста выпекали печенье-жаворонки. Те, самые печенья, что вам солнышко передало. Их раздавали детям, которые выбегали сними на улицу, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. При этом дети зазывали жаворонков, пели специальные песенки-заклички. Ведь, жаворонки приносили на крыльях весну. Вот и нам нужно позвать жаворонка. С помощью волшебной заклички. Я вам сейчас её спою, а вы послушайте.

 (Первая песенка: Жаворонок Дуда.)

Педагог: А, теперь давайте все вместе споём. Приготовьте свои ладошки, я каждому полажу на них жаворонка.

Педагог: Ребята, слышите кто-то чудесно поёт.

(свистулькой имитируется пение жаворонка)

Ах, да это же жаворонок к нам прилетел. Чувствуете, как тепло стало! Это наверно весна проснулась!  Ребята, молодцы, весну мы разбудили! Теперь, будет снова тепло, проснутся все звери и птицы. А чтобы весна к нам пришла нужно ей открыть волшебные золотые ворота, через которые она к нам придёт. Ну, что дадим весне дорогу?

Дети: Да.

Игра «Золотые ворота»

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки-это ворота. Остальные игроки берутся за руки, образуя цепочку. Все дети поют:

Ходит матушка весна,

Отворяй-ка ворота!

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним апрель,

Отворяй окно и дверь!

А уж как пришёл май,

Сколько хошь теперь гуляй!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными становятся дополнительными воротами.

Педагог: тогда давайте я по считалочки выберу тех, кто у нас будет волшебными воротцами.

Считалка:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.  

(По считалочки выбираются двое ребят)

Педагог: Так, а ещё нам нужно выучить волшебную песенку,

которой мы будем встречать весну.

Сейчас я вам её напою, а вы послушайте.

Педагог: А теперь давайте все вместе её споём.

Молодцы! Итак, кто у нас за «золотые воротца» встаньте пожалуйста посередине, лицом друг к другу. Возьмитесь за руки и поднимите их вверх, как настоящие волшебные ворота. Остальные возьмитесь за руки. Вы будите проходить через ворота, и петь песенку про весну. А на её последние слова «сколько хошь теперь гуляй», воротца должны закрыться. Кто в них попал становятся, тоже воротами. Итак, раз два три весне двери отвори! (Начинается игра)

 

Педагог: Молодцы, ребята, теперь весна точно у нас в гостях останется.

Но, она может без нас снова заснуть. Теперь, скажите мне, что же мы будим тогда с вами делать?

Дети: Позовём жаворонка, а он разбудит весну.

Педагог: Правильно, а как называется праздник, в честь прихода весны?

Дети: Жаворонки.

Педагог: Молодцы! А как мы позовём жаворонка, что бы он прилетел к нам?

Дети: Жаворонок дуда,

           Прилети к нам сюда!

Педагог: Правильно! Запомните, ребята эти волшебные слова, чтобы весна никогда больше не засыпала. А, нашей сказочке конец, кто слушал молодец! Как понравилась вам сказка?

Дети:(отвечают)

Педагог: И мне тоже понравилась! Ну, что ж нам пора расставаться. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока физики в 9 классе, построенного на элементах исследовательской деятельности обучающихся с включением активных методов обучения....

Разработка урока по теме "Изучение колебаний математического маятника"

Разработка урока физики в 9 классе, построенного на элементах исследовательской деятельности обучающихся с включением активных методов обучения....

Методическая разработка открытого урока по теме: «День народного единства»

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Разработка урока по теме "Русские народные инструменты"

Разработка урока во втором классе "Русские народные инструменты", по учебнику Е.Д.Критской, Шмагиной....