Методическая разработка учебного занятия «Графика. Материалы»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шаврова Елена Петровна

В методической разработке представлен опыт проведения учебного занятия «Графика. Материалы» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Студия творчества "Индиго" (РИСОВАНИЕ)». Приведен подробный план-конспект занятия. Занятие направлено на развитие способностей художественного понимания мира, расширение кругозора обучающихся, умение воспринимать и анализировать цветовое многообразие окружающего мира, на овладение навыками и возможностями для проявления свободы и самостоятельности в творческой работе. Воспитательный аспект занятия связан с развитием познавательного интереса к освоению техники графического рисования, оттачиванию базовых навыков и работы с материалами. Проведение занятия по освоению традиционной техники рисования способствует повышению самооценки обучающегося, развитию мотивации достижения успеха, тренируется координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества  

Колпинского района Санкт-Петербурга

Шаврова Елена Петровна

Методическая разработка учебного занятия

«Графика. Материалы»

Аннотация

В методической разработке представлен опыт проведения учебного занятия «Графика. Материалы» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Студия творчества "Индиго" (РИСОВАНИЕ)». Приведен подробный план-конспект занятия. Занятие направлено на развитие способностей художественного понимания мира, расширение кругозора обучающихся, умение воспринимать и анализировать цветовое многообразие окружающего мира, на овладение навыками и возможностями для проявления свободы и самостоятельности в творческой работе. Воспитательный аспект занятия связан с развитием познавательного интереса к освоению техники графического рисования, оттачиванию базовых навыков и работы с материалами. Проведение занятия по освоению традиционной техники рисования способствует повышению самооценки обучающегося, развитию мотивации достижения успеха, тренируется координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям.

Введение

Тема учебного занятия «Графика. Материалы».

В ходе занятия, обучающиеся знакомятся с особенностью техники графического рисования, закрепляют знания о традиционном рисовании и знакомятся с возможностями для проявления свободы и самостоятельности в творческой работе. Изучение материала проходит в форме знакомства со средством выразительности рисунка – линией, видами линий, техниками штриха и штриховки. Дети осваивают «правила работы с карандашом» в собственной художественно-творческой деятельности. 

Для организации занятия применяется интерактивная доска или мультимедиапроектор, школьная доска для работы мелом или учебный мольберт с закреплённым листом (фА3 или фА2), наглядные пособия-плакаты.

Основной дидактической задачей занятия является изучение и освоение нового материала и навыков в техниках рисования, повторение и практическое применение ранее изученного материала, и включение его в систему уже имеющихся знаний и умений.

Методическая разработка занятия

Год обучения: 1

Тема занятия: «Графика. Материалы».

Место проведения занятия: учебный кабинет

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Продолжительность занятия: 2 академических часа (45+45 минут)

Тип занятия: занятие освоения новых навыков и знаний

Форма проведения: практическое занятие

Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная, индивидуальная (практическая работа)

Цель: развитие познавательного интереса к освоению творческих умений и навыков создания графического изображения, оттачиванию базовых техник штриховки и работы с графическими материалами, закрепить понятия: тон и монохромная градация. Воспитывать художественный вкус и эстетическое восприятие. Развить творческую фантазию.

Задачи:

Обучающие

-Дать элементарные знания основ изобразительного искусства:

-Ознакомить с основными приемами изобразительных техник

-Ознакомить с различными средствами художественной выразительности, развить цветовосприятие

-Сформировать представление о выразительных свойствах композиции, света и тени, цвета и полутонов

-Научить пропорциональному поэтапному рисованию

-Научить экономному и разумному использованию расходных материалов

Развивающие:

-Развить творческие способности детей

-Развить пространственное и образное мышление, внимание, память, воображение и фантазию

-Способствовать развитию художественного вкуса

-Развить у детей эстетическое восприятие окружающего мира

-Способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера

-Способствовать развитию креативного мышления, умению проявлять свою индивидуальность в работе, способности к поиску и эксперименту

-Способствовать развитию навыков межличностного сотрудничества в каждом ребёнке

Воспитательные:

-Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, трудолюбие и самостоятельность

-Способствовать воспитанию настойчивости в достижении цели, терпения и упорства, умения доводить начатое дело до конца

-Способствовать воспитанию уважения к работе людей творческих профессий и приобщению учащихся к системе культурных ценностей

-Способствовать овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения

-Способствовать воспитанию уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности

-Способствовать формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Оборудование:

 - ПК, мультимедиапроектор,

- школьная доска для работы мелом или учебный мольберт с закреплённым листом (фА3 или фА2)

-столы общие для принадлежностей, столы ученические, стулья, штатив или стенд для демонстрации наглядных пособий,

-бумага для рисования фА-3, чернографитовые карандаши (НВ, В, 3В), ластики;

 

Дидактические материалы к занятию:

-Наглядные пособия-плакаты: «Хроматические и Ахроматические цвета», «Цветы в графике», «разнообразие мира Цветов»;

-Репродукции картин художников-графиков.

План занятия

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Сообщение темы и цели (2 мин)
  3. Изучение нового материала – просмотр урока на платформе CORE и знакомство с графическими материалами (10 мин)
  4.  Практическое задание (26 мин)
  5. Перерыв-переменка (5 мин)
  6. Изучение нового материала – просмотр урока на платформе CORE и знакомство с графическими материалами (10 мин)
  7. Практическое задание (30 мин)
  8. Подведение итогов занятия и рефлексия (5 мин)

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог приветствует обучающихся, организует подготовку к занятию

  1. Сообщение темы и цели

Сегодня мы с вами узнаем:

  1. что такое «Графика»: оригинальная графика - рисунок (в единичном экземпляре) и печатная графика (разные техники гравюры).
  2. Понятия выразительно-изобразительных средств графики:

Точка. Линия. Штрих. Пятно.

  1. Особенности работы в графических техниках: «правила работы с карандашом», виды линий, техника штриха и штриховки, тон и тонировка.
  2. Использование разнообразных изобразительных графических материалов:

- мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел),

- твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки),

- жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).

5.   Закрепим на практике знания о традиционном графическом рисовании: 

Практическое задание №1 -  упражнения по зарисовке различных видов линий

(по форме, фактуре и структуре),

Практическое задание №2 - выполнить штрихом тональную растяжку,

Практическое задание №3 - составить ахроматическую палитру тона различной светосилы от белого до черного,

Практическое задание №4 - монохромная цветочная композиция с тональной растяжкой в карандаше

  1. Изучение нового материала

Изучение нового материала – просмотр урока на платформе CORE и знакомство с графическими материалами (10 мин)

Графика, как вид искусства, характеризуется ярко выраженными визуально тональными контрастами (тёмное и светлое), а также такими выразительно-изобразительными средствами, как точка, линия, штрих, пятно.

Основа графики - линия: изображение может быть полностью линейным, сочетать в себе линии и пятна разной конфигурации, насыщенности, фактуры или линия остаётся только границей между контрастными пятнами.

Графика - это вид изобразительного искусства, подразделяющийся на:

- оригинальную графику рисунок (в единичном экземпляре) и

- печатную графику (разные техники гравюры).

Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).

Первый шаг художника-любителя - это знакомство, прежде чем приступить к работе, с разными техниками штриха, овладение техникой и приёмами штриховки.

Графика в чистом виде несет с собой множество трудностей: художник должен передать переход тонов и фактуру, не прибегая ни к сгущению, ни к ослаблению тона.

Под рукой талантливого художника линия сама по себе способна создать практически любые визуальные эффекты, доступные рисунку.

Прежде чем приступить к практическим упражнениям, выполнение которых поможет добиться непринужденного штриха, используя разные техники: линии, завитки, спираль, круг и овал, необходимо научиться владеть рукой! Существует три основных способа держать карандаш в зависимости от требуемого графического эффекта.

Разберём основные виды штриха:

- параллельная штриховка,

- штриховка жирными линиями,

- штриховка пересекающимися линиями,

- рисуем петли и спирали,

- штриховка завитками.

Умение работать карандашом заключается в основном в грамотном применении таких технических приёмов, как штриховка, тонировка, растяжка.

  1. Практическое задание (26 мин)

Освоив основные виды штриха, обратимся к упражнениям, которые помогут вам перейти к рисунку: Практическое задание №1:

Зарисовать различные виды линий (по форме, фактуре и структуре) - упражнения по штриховке и линиям. Задача: научиться проводить непрерывные линии, не отрывая карандаш от бумаги и не останавливаясь, нарисовать сетку из пересекающихся вертикальных и горизонтальных линий. Нарисовав несколько простых геометрических фигур определенного размера и заштриховать их теми способами, которые были рассмотрены, а также с помощью кривых и закругляющихся линий. Эти упражнения открывают дорогу к овладению линией, которая имеет начало и конец и которая необходима, чтобы потом получился рисунок с четкими контурами.

Различия в тонах достигаются с помощью штриховки - благодаря комбинированию линий, образующих сетку; больший или меньший интервал соответствует светлому, среднему или темному тону. Интенсивность тона определяется нажимом на карандаш. Штриховка параллельными и пересекающимися линиями встречается наиболее часто.

Существует много способов штрихования, выбор одного из них зависит от намерения рисующего придать тот или иной вид рисунку. На одном и том же рисунке можно использовать разные типы штриховки для передачи особенностей распределения тени и цветовых различий. Этому необходимо учиться, так как разные типы штриховки способны изменить общий вид рисунка.

Сила линий. Контурный рисунок красив сам по себе и он замечательно смотрится с добавлением тонировки карандашами.

Практическое задание №2: Выполнить штрихом тональную растяжку в пределах простых геометрических фигур, используя переход тонов разной протяженности, а также меняя направление по диагонали, горизонтали и вертикали.

Тон в рисунке — рисунок обычно одноцветен (монохромен), поэтому тон в нем является одним из ведущих художественных средств. Тон зависит от интенсивности цвета и его светосилы. При помощи отношений различных тонов передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном также передается то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала.

Практическое задание №3: составить ахроматическую палитру тона различной светосилы от белого до черного.

Для решения тоновых задач в рисунке составляем ахроматическую палитру тона различной светосилы: рисуем ряд квадратов и последовательно заштриховываем их от белого до черного. С помощью разного нажима достигается определенный тон. При более сильном нажиме тон более темный, при меньшем - более светлый. Штриховка получается тем темнее, чем она чаще и чем сильнее нажим на карандаш. Можно получить целую гамму тонов, изменяя нажим для каждого тона, но при этом следуя определенной логике.

Характер линии зависит от твердости карандаша: чем мягче карандаш, тем интенсивнее тон.

- Мы с вами составили ахроматическую палитру тона, выполнили практические упражнения по штриховке, линиям и тональной растяжке. Переходим к практике –графическим зарисовкам.

  1. Перерыв-переменка (5 мин)

  1. Изучение нового материала 

Продолжаем изучение нового материала – просмотр урока на платформе CORE и знакомство с графическими материалами (10 мин)

Графические зарисовки - один из лучших способов научиться рисовать быстро.

Присмотритесь к изображениям цветов!  Обратите внимание, какими приёмами художники стараются передать строение цветка и листочков, тональные и цветные переливы и особенности световых и теневых участков в линейной графике и тональном рисунке!! Любое растение можно нарисовать за пять шагов. Несмотря на легкость рисования, растения получаются оригинальными и интересными. За пять минут можно набросать много «зелени» и почувствовать себя мастером.

  1. Практическое задание (30 мин)

Практическое задание №4: монохромная цветочная композиция с тональной растяжкой в карандаше.

- Давайте посмотрим видеоролик как выполняется графическая работа в карандаше по зарисовке цветка с натуры (4мин 20сек)

-Теперь приступим к работе:

Используем свою фантазию и воображение в работе над композицией.  Допускается работа с натурой или с фото-визуализацией.

Важно последовательное, поэтапное пропорциональное изображение. Соблюдаем законы композиции на листе!

 Выполнение графической зарисовки композиции из цветов:

1. сначала делаем набросок композиции - определяем место для крупных и малых цветков и листьев на рисунке.

2. потом можно сделать эскиз на отдельные элементы будущей композиции

3. затем приступаем к работе над композицией - прорисовываем детально элементы рисунка и приступаем к тональному оформлению.

4. завершаем работу над композицией: прорисовываем тени и детали.

Цветочную композицию оформить в штриховке полностью, чтобы детали были понятны и не сливались в единый серый цвет!

Обязательно слегка подчеркнуть тени - это придаст объем всем элементам.

Следите за техникой и нажимом карандаша!

- В процессе занятия (2 академических часа (45+45 минут)), необходимо включить не менее 2х физкультминуток (через 20-25мин) и 5 минутный перерыв!

В ходе работы ведётся рассказ о истории возникновения графических техник и художниках-графитистах, об особенностях техники рисования разнообразными графическими материалами: мягкими, твёрдыми и жидкими.

Обязательно нужно показать детям примеры выполнения работы карандашом и другими материалами: 

- мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел),

- твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки),

- жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).

  1. Подведение итогов занятия и рефлексия

-Обратите внимание на плакат (или слайд).

-Мы замечательно поработали на этом занятии и, чтобы подвести итог нашей работы на занятии, оценить эффективность, вашу активность, увлекательность темы и форм работы, предлагаю продолжить одну из предложенных фраз:

-Каждый, по очереди, даст свою оценку, чтобы подвести итог нашей работы на занятии, его эффективность, вашу активность, увлекательность темы и форм работы.

Предложены фразы на слайде:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Я понял, что……

Я научился….

Я выполнял задания…..

Меня удивило…..

Мне захотелось….

Спасибо за работу, до следующего занятия!

  1. Список литературы

Электронныe образовательные ресурсы и наглядные средства обучения,

Публикация урока «Занятие 45. Графика. Материалы» в рамках образовательной общеразвивающей программы «Студия творчества"Индиго" (РИСОВАНИЕ)» (Группа №111-1

28.03.2022) на образовательной платформе CORE:

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/623ecbe434b8e403876feaca


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...