Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
рабочая программа
Летний оздоровительный лагерь - это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для его позитивной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnyshko-2022_god.docx | 802.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
г.УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Россия, Сахалинская область, г.Углегорск, ул. Лейтенанта Егорова, д.20
тел /факс: (8-42432) 45-496 Е-mail: dom-tvorchestv@yandex.ru
Принята на заседании | Утверждаю Директор ДДТ г. Углегорска | |
педагогического совета | ________________ А.В. Дудин | |
от «04» апреля 2022г. Протокол №2 | Приказ № 50-А от 04.04.2022г. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Адресат программы: учащиеся 6,6-12 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Разработчик программы:
Горенко Ольга Федоровна
методист
г. Углегорск
2022 год
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Актуальность программы
Лето является наиболее благоприятным периодом для продуманного, организованного вовлечения детей и подростков в социально-значимую деятельность, в которой ребенок успешно осваивает различные социальные роли. В Углегорском районе удобной традиционной формой организации детей и подростков в период летних каникул стал летний городской лагерь с дневным пребыванием детей, который ежегодно создается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества г. Углегорска в июле месяце в соответствие с планом управления образования Углегорского муниципального района. Создание лагеря является одним из звеньев комплексной районной программы «Летний отдых». Здесь под руководством опытных и заинтересованных педагогов ребята отдыхают, вовлекаются в разнообразные мероприятия, занимаются спортом, общественно – полезными делами, общаются друг с другом.
Лагерь располагается в здании ДДТ г. Углегорска, оснащенном необходимым оборудованием: мебелью, звуковой и видеоаппаратурой. В здании имеются спортивный, тренажерный, актовый залы, бытовая комната, отдельные туалетные комнаты и учебные кабинеты, в летний период предназначенные под комнаты отдыха детей. Во дворе здания имеется спортивная площадка, летняя игровая площадка. Несмотря на то, что здание находится в центре города, оно достаточно удалено от центральной городской проезжей части. Недалеко от ДДТ находятся городские учреждения культуры: кинотеатр «Авангард», городской музей, детская центральная библиотека, РДК «Октябрь», городской стадион, что помогает расширить культурное пространство лагеря.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень сложности программы: стартовый
Адресат программы
Программа актуальна для учащихся 6,6-12 лет. Условия набора детей: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся должны быть общительными, отзывчивыми, доброжелательными, трудоспособными. При комплектовании группы особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Состав: 5 групп по 14 человек. Общее количество учащихся – 70 человек.
- Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);
- наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);
- практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).
Типы занятий:
- занятия комбинированного типа.
Виды занятий:
- теоретическое занятие;
- практическое занятие;
- подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
- опросы;
- беседы;
- конкурсы, праздники;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- занятие-игра;
- занятие-сказка;
- занятие-путешествие;
- экскурсии;
- дискуссия.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- фронтальная (тренинговый формат).
Режим занятий: 5 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность пребывания в лагере - 6 часов в день.
Объем программы – 45 часов.
Срок реализации программы – 21 календарный день (15 рабочих дней).
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение периода летней оздоровительной кампании.
- Цели и задачи
Цель реализации программы: обеспечение содержательного и полезного досуга детей в летнем лагере дневного пребывания.
Задачи:
- способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик познавательных процессов;
- обучить учащихся новым играм, в высокой степени способствующим развитию в досуговой деятельности;
- обеспечить эмоциональный комфорт и интерес учащихся, занимающихся по программе;
- способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в некоторых (тематических) областях действительности.
- способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.
- Планируемые результаты
В результате освоения программы «Солнышко» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:
- актуализировать, систематизировать, приобрести определенные знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;
- познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;
- совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- получить опыт эмоционального общения со сверстниками.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Открытие лагеря | 3 | 1 | 2 | Беседа |
1.1. | День знакомства «Здравствуй, лето!». Техника безопасности. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Сундук сокровищ | 9 | 1 | 8 | Наблюдение, конкурс, игра |
2.1. | Сундук сокровищ. Шифрование и кодирование. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2.2. | Игры на листе бумаги | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2.3. | Необитаемый остров | 3 | 3 | ||
3. | Вопрос на засыпку | 6 | 1 | 5 | Соревнование, игра, викторина |
3.1. | Прогулки с динозаврами | 3 | 0,5 | 2,5 | |
3.2. | Командные игры-викторины | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4. | Тематические дни | 24 | 4 | 20 | Соревнования, наблюдения |
4.1. | День безопасности «Берегиня» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.2. | День дружбы «Вместе весело шагать» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.3 | День экологии «Зеленая планета» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.4 | День волшебства «Копилка чудес» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.5 | День спорта «Сильные, смелые, ловкие!» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.6 | День России «Вперед. Россия!» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.7 | День народных игр «Игротека» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4.8 | День юмора «Фантазеры» | 3 | 0,5 | 2,5 | |
5. | Закрытие смены | 3 | 1 | 2 | Беседа, анкетирование, презентация |
5.1. | «Прощальный звездопад». | 3 | 1 | 2 | |
Всего часов: | 45 | 8 | 37 |
2.2. Содержание учебной программы
Раздел 1. Открытие лагеря
Тема 1.1. День знакомства «Здравствуй, лето!».
Техника безопасности
Теория
Знакомство с тематикой, смены. Инструктаж по технике безопасности.
Практика
Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы. Рисование цветными мелками на асфальте «Юные художники».
Раздел 2. Сундук сокровищ
Тема 1.2. Сундук сокровищ. Шифрование и кодирование
Теория
Шифрование и кодирование
Практика
Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ. Подвижные игры на воздухе.
Тема 2.2. Игры на листе бумаги
Теория
Правила игр на листе бумаги
Практика
Обучение и игры «Крестики-нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр. Поход в кино.
Тема 2.3. Необитаемый остров
Практика
Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей - дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь.... Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове - кто больше. Спортивное мини- соревнование.
Раздел 3. Вопрос на засыпку
Тема 3.1. Прогулки с динозаврами
Теория
Далекое прошлое планеты Земля.
Практика
Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится......» Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка
Тема 3.2. Командные игры-викторины
Теория
Правила викторин: вопрос-ответ.
Практика
Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий. Поход в РДК «Октябрь» на развлекательно-игровую программу.
Раздел 4. Тематические дни
Тема 4.1. День безопасности «Берегиня»
Теория
Минутки здоровья: «Безопасность в доме», «Мойте руки перед едой!».
Практика
Квест-игра «Моя безопасность». Интерактивная игра «Поле чудес «Пожарная безопасность». Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4.2. День дружбы «Вместе весело шагать»
Теория
Минутка здоровья «Дружи с водой».
Практика
Квест- игра «Тропа доверия». Участникам даётся общая установка на игру, объясняются ее правила. Ребята выполняют задания ведущего. Ведущий оценивает активность команды, ее сплоченность и правильность ответов по пятибалльной системе. Игры на сплочение.
Тема 4.3. День экологии «Зеленая планета»
Теория
Минутка здоровья «Безопасность в лесу».
Практика
Час юного натуралиста «Экологическая тропа». Акция «Планета чистая моя и все зависит от меня!». Поход в РДК «Октябрь» на игровую-развлекательную программу.
Тема 4.4. День волшебства «Копилка чудес»
Теория
Минутка здоровья «Чтобы зубы были здоровы».
Практика
Квест- игра «Путешествие в страну волшебства». Показ фокусов. Игры на детской площадке.
Тема 4.5. День спорта «Сильные, смелые, ловкие!»
Теория
Минутка здоровья «Как избежать отравлений».
Практика
Спортивный час «Малые Олимпийские игры». Экскурсия в библиотеку.
Тема 4.6. День России «Вперед, Россия!»
Теория
Круглый стол «Символы России»
Практика
Мастерская коллажа: творческая работа «С чего начинается Родина?». Спортивный час «Богатырские забавы».
Тема 4.7. День летних именинников. Подарки своими руками (3часа)
Теория
Как появилась традиция праздновать день рождения.
Практика
Изготовление подарков для именинников лагерной смены. Подвижные игры: «Заботливые родители», «Подари букет». Поход в кино.
Тема 4.8. День юмора «Фантазеры»
Теория
Минутка здоровья «Личная гигиена».
Практика
Игровое путешествие «Передай добро по кругу». Досуг на свежем воздухе.
Раздел 5. Закрытие смены
Тема 5.1. «Прощальный звездопад»
Теория
Час мужества «Юные герои войны».
Практика
Конференция «Что нам лето подарило» - отзывы, пожелания. Мастер- класс «Чудо- дерево» (оформление чудо-дерева: цветы с отзывами, пожеланиями). Огонёк «Звездопад» - награждение активных участников. Вручение подарков. Заключительный форум.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Программа рассчитана на 21 календарный день обучения. В течение данного периода учащиеся получают определенные практические умения и теоретические знания. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводится итоговая аттестация.
- входной контроль: анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере – 1 день смены;
- текущий контроль: ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (отрядный уголок) – в течение смены;
- мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену – в течение смены;
- итоговый контроль: анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий – 15 день смены;
-антропометрические измерения - 1-2 день смены,14-15 день смены (медработники);
- динамика списочного состава замененных детей по состоянию здоровья – в течение смены.
Механизм оценки получаемых результатов. Формы подведения итогов реализации программы.
Основной формой подведения итогов освоения программы является участие детей в различных мероприятиях.
Для отслеживания результативности в процессе обучения проводится:
- наблюдение (эмоциональное самочувствие ребенка, включенность ребенка в деятельность отряда и лагеря в целом);
- игры на взаимодействие, выявление лидеров;
- беседы с родителями и детьми (удовлетворенность детьми пребыванием в лагере)
- анализ проведенных воспитательных мероприятий с педагогическим коллективом и с детьми;
- ежедневные сборы отрядов, анализ деятельности;
- участие учащихся (выявление «роста» ребенка, новые знания, умения, включенность ребенка в деятельность отряда и лагеря в целом) в мероприятиях.
2.4. Календарный учебный график
Дата начала лагерной смены | Дата окончания лагерной смены | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим работы лагерной смены |
27.06.2022 | 15.07.2022 | 15 +7 выходных дней | 45 | 3 часа в день (занятия); 6 часов в день (продолжительность пребывания в лагере), 5 дней в неделю, С 9.00 до 15.00 часов |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Нормативно-правовое обеспечение программы
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и законодательными актами в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021г. № 3.12-1170–р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Приказ Минтруда России от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28;
- Устав ДДТ г. Углегорска (утвержден распоряжением начальника управления образования Углегорского городского округа от 22.12.2017 г. № 1211).
- Методическое обеспечение программы
Летний оздоровительный лагерь рассматривается не только как временное местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям.
Главным направлением в работе педагогов летнего лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включаются психологическая, социальная, оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в снятии тревожности, что способствует обретению внутренней свободы, раскованности в проявлении эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Виды деятельности ребят чередуются и правильно дозируются; организация пребывания детей выстроена так, чтобы большую часть времени ребята проводили на свежем воздухе: на игровой поляне, спортивной площадке, экскурсиях на природу, с использованием условий и возможностей ДДТ г. Углегорска для развития самостоятельности, трудовой деятельности.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
- Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. - Москва : Методический центр «Вариант», 1997. - 112 с.
- Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. / В.И. Коваленко. - Москва: Эксмо, 2007. - 336 с.
- Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – Москва : Владос, 2001. - 215 с.
- Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. - Москва : Эксмо-Пресс, 2013. - 80 с. - (Логические игры).
- Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин - Москва : Просвещение, 1990. - 160 с.
- Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем - помечтаем: книга для развития воображения. / Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. - Волгоград : Учитель, 2001. - 76 с. - (Школа развития памяти и воображения).
- Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин - Москва : Дрофа, 2009. - 156 с.
- Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 224 с. - (Серия «Здравствуй, школа!»).
- Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 288 с. - (Серия «Здравствуй, школа!»).
- Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. - Москва: Новая школа, 1995. - 80 с.
- . Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
- игровые комнаты, оснащенные необходимым оборудованием;
- комнаты отдыха, бытовая комната, отдельные туалеты;
- мультимедийная проекционная установка;
- цифровой фотоаппарат;
- принтер черно-белый, цветной;
- часы или секундомер;
- игровые реквизиты для организации игр;
- различные настольные игры;
- счетные палочки, прищепки;
- мячи разные для игр, скакалки, канат для перетягивания, кегли, фишки, стойки;
- клубок ниток, мягкие игрушки.
- материалы для творчества: краски, бумага, картон, клей, ватманы, наборы карандашей, ножницы и др;
- сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.
3.5. Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» обеспечивается педагогами дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее социально-гуманитарной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по оздоровительному плаванию
Общеразвивающая программа создана для детей с нарушением осанки с целью коррекции асимметричной осанки...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол»
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГРАЦИЯ»
Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать и развить физические возможности обеспечивает сохранение и укрепление физич...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «БАСКЕТБОЛ»
Обоснование необходимости программы: необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «ОФП»
Программа рассчитана на школьников 7-11лет. Она носит физкультурно-спортивную направленность и предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение кон...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию «Адаптивное плавание»
Программа является основой в формировании и укреплении растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения изменений в развитии основных функций опорно-двигатель...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "БАСКЕТБОЛ".
Доп.образования по Баскетболу....