Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Робототехника", 5 класс (35 часов)
рабочая программа (5 класс)

Никитина Мария Игоревна

Программа внеурочной деятельности по робототехнике и программированию «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Программа рассчитана на 1 года обучения и дает объем технических и естественно-научных компетенций, которыми вполне может овладеть современный школьник, ориентированный на научно-техническое и/или технологическое направление дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тальжинская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

технической  направленности

«Робототехника»

для 5 класса

на  35 часов

 2022-2023 учебный год

        Составитель: учитель технологии

Никитина Мария Игоревна

        

        Новокузнецкий МО, 2022.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОБОТОТЕХНИКА" 

Программа внеурочной деятельности по робототехнике и программированию «Робототехника» включает в себя изучение ряда направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач.

Программа «Робототехники» имеет техническую направленность. Программа рассчитана на 1 года обучения и дает объем технических и естественно-научных компетенций, которыми вполне может овладеть современный школьник, ориентированный на научно-техническое и/или технологическое направление дальнейшего образования и сферу профессиональной деятельности. Программа ориентирована, в первую очередь на ребят, желающих основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и программировании робототехнических устройств.

Актуальность и практическая значимость применения робототехники в образовательном процессе заключается в том, что данный подход позволяет:

  • формировать технологическую и проектную культуру обучающихся;
  • развивать междисциплинарные компетенции и интегрировать профильное                        инженерное образование в научно-техническое творчество молодежи;
  • осуществить методическую и организационную поддержку научно-технического творчества и инновационных инициатив школьников;
  • реализовать раннюю профильную ориентацию обучающихся, начиная со школьников основной школы;
  • формировать технические компетенции.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РОБОТОТЕХНИКА»

Формирование современной политехнической компетенции обучающихся через обучение основам конструирования и программирования.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • осуществлять технологическую подготовку учащихся основной школы:
  • формирование и развитие у обучающихся системы технологических знаний и умений, необходимых для осваивания разнообразных способов и средств работы с образовательными конструкторами для создания роботов и робототехнических систем;
  • формирование современных результатов образования (личностных, метапредметных, предметных) в рамках обучения робототехнике;
  • стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка;
  • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
  • способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков;
  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
  • познакомить с основными принципами механики;
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи;
  • развивать умения довести решение задачи до работающей модели;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • развивать умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
  • подготовить к соревнованиям и конкурсам по робототехнике.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обучение отводится 34 часа – 1 час в неделю.

В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового набора, основами теории автоматического управления. Изучают интеллектуальные и командные игры роботов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТ

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; формирование и развитие технического мышления;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебно-исследовательской, игровой деятельности;
  • формирование политехнической компетенции обучающихся

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; выявление потребностей,
  • проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение в робототехнику (9 ч).

Введение в робототехнику. Организация рабочего места. Техника безопасности. История робототехники. Классификация роботов. Знакомство с конструктором Lego. Как работать с инструкцией. Проектирование моделей роботов. Программное обеспечение Lego Spike Prime. О сборке и программировании.

Первые шаги (10 ч).

Начало работы. Подключение смартхаба к компьютеру. Знакомство с моторами. Большой и малые моторы. Знакомство с датчиками. Датчик силы. Знакомство с датчиками. Датчик расстояния. Знакомство с датчиками. Датчик цвета. Знакомство с датчиками. Датчик наклона. Создай свою модель робота. Сборка модели «Блоха». Учим робота двигаться. Программирование собранной модели. Испытание прототипа.

Отряд изобретателей (11 ч).  

Соревнования, самая быстрая «Блоха». Сборка и программирование модели «Помогите». Сборка и программирование модели «Захват мусора». Сборка и программирование модели «Устраните поломку». Модель для друга, проектирование + конструирование. Модель для друга, программирование. Сборка и программирование модели «Инструктор Лео». Сборка и программирование модели «Синоптик». Сборка и программирование модели «Умный велосипедист». Сборка велосипеда. Сборка и программирование модели «Умный велосипедист». Сборка велосипедиста. Соревнование «Велогонка».

Итоговый проект (3 ч).

Итоговый проект. Проектирование. Итоговый проект. Конструирование. Итоговый проект. Конструирование Итоговый проект. Презентация.

Виды деятельности: беседы, конструирование, программирование, проекты, презентация.

Резерв (1 ч).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество   часов

Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в робототехнику (9 ч).

Введение в робототехнику

1

Беседа, видеоролики

https://yandex.ru/video/preview/12236055219051346025

Организация рабочего места. Техника безопасности.

1

Беседа

https://yandex.ru/video/preview/516473204336569653

История робототехники.

1

Беседа, видеоролики

https://yandex.ru/video/preview/2611036702143721101

Классификация роботов

1

Беседа, видеоролики

https://yandex.ru/video/preview/15092215835525120995

Знакомство с конструктором Lego.

1

Беседа, видеоролики, демонстрация конструктора

https://yandex.ru/video/preview/2798370914982409010

Как работать с инструкцией.

1

Беседа

https://educube.ru/support/instructions/lego-education-spike-prime/

Проектирование моделей роботов.

1

Беседа, видеоролики

https://spike.legoeducation.com/

Программное обеспечение Lego Spike Prime.

1

Беседа, демонстрация

СП

https://spike.legoeducation.com/

О сборке и программировании.

1

Беседа, демонстрация

СП

https://spike.legoeducation.com/

Итого по разделу:

9 ч

Первые шаги (10 ч).

Начало работы. Подключение смартхаба к компьютеру.

1

Беседа, демонстрация конструктора

https://spike.legoeducation.com/

Знакомство с моторами. Большой и малые моторы.

1

Беседа, демонстрация моторов

https://spike.legoeducation.com/

Знакомство с датчиками. Датчик силы.

1

Беседа, демонстрация датчика

https://spike.legoeducation.com/

Знакомство с датчиками. Датчик расстояния.

1

Беседа, демонстрация датчика

https://spike.legoeducation.com/

Знакомство с датчиками. Датчик цвета.

1

Беседа, демонстрация датчика

https://spike.legoeducation.com/

Знакомство с датчиками. Датчик наклона.

1

Беседа, демонстрация датчика

https://spike.legoeducation.com/

Создай свою модель робота.

1

Беседа, демонстрация робота

https://spike.legoeducation.com/

Сборка модели «Блоха».

1

Беседа, демонстрация робота

https://spike.legoeducation.com/

Учим робота двигаться.

1

Беседа, демонстрация робота

https://spike.legoeducation.com/

Программирование собранной модели. Испытание прототипа.

1

Беседа, демонстрация робота

https://spike.legoeducation.com/

Итого по разделу:

10

Отряд изобретателей (11 ч).

Соревнования, самая быстрая «Блоха».

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Помогите

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Захват мусора».

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Устраните поломку».

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Модель для друга, проектирование + конструирование.

1

Беседы, конструирование.

https://spike.legoeducation.com/

Модель для друга, программирование.

1

Беседы, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Инструктор Лео».

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Синоптик».

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Умный велосипедист». Сборка велосипедиста.

1

Беседы, конструирование, программирование.

https://spike.legoeducation.com/

Сборка и программирование модели «Умный велосипедист». Сборка велосипедиста.

1

Беседы, конструирование, программирование.

Соревнование «Велогонка».

1

Беседы, соревнование.

https://spike.legoeducation.com/

Итого по разделу:

11

Итоговый проект (3 ч).

Итоговый проект. Проектирование.

1

Беседа, проект.

https://spike.legoeducation.com/

Итоговый проект. Конструирование.

1

Беседа, проект.

https://spike.legoeducation.com/

Итоговый проект. Презентация.

1

Беседа, проект.

https://spike.legoeducation.com/

Итого по разделу:        

3

Резерв

1

Итого

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов Д. Г. Копосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Лабораторные практикумы по программированию;
  2. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов»;

[Электронный ресурс] http://learning.9151394.ru/course/ view.php?id=280#program_blocks

  1. Программы для робота;

[Электронный ресурс] http://service.lego.com/ enus/helptopics/?questionid=2

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный проектор, ноутбук, конструктор Lego Spike Prime.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Ноутбук, конструктор Lego Spike Prime.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа курса "Основы конструктивного общения",68 часов, 8-11 класс.

     Курс направлен на то, чтобы помочь подросткам вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами совреме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа

Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграц...