Шахматы в школе в дистанционном формате
материал

В статье рассматриваются вопросы возможности занятия в дистанционном формате во внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах с учётом требований СанПин при работе с компьютером. Автор делится опытом, проблемами и их решениями при организации дистанционной  работы на примере своей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alvarovv_dist_pedsovet.docx220.66 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы в школе в дистанционном формате

Алваров Л.Р. , педагог-организатор

МБОУ «Школа №3»

Анонс

В статье рассматриваются вопросы возможности занятия в дистанционном формате во внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах с учётом требований СанПин при работе с компьютером. Автор делится опытом, проблемами и их решениями при организации дистанционной  работы на примере своей школы.

Для того чтобы определить, как организовать внеурочные занятия курса «Шахматная азбука» в дистанционном формате, обратимся к  требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Рассмотрим пункт 4.

4. Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;

- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;

- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;

- для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся  I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в II - V классах - не более 60 мин.;

- для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II - V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия [1].

 Новые требования СанПиН для начальной школы устанавливают, что непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4-х классах не должна превышать 5 мин, в 5-11-х классах – 10 мин [2].

Ст. 10.18. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой составляет 15 минут. Для 1-2 классов. 

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах [4]. 

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.

Эксперты Роспотребнадзора напомнили, что важно не пересиживать за компьютером [3].  А как же не пересиживать, если все уроки на дистанционном обучении проходят исключительно за компьютером? Возвратимся к длительности уроков и занятий в 1-м классе. Не более 20 мин в день, т.е. при 4-х уроках в день длительность одного урока, проводимого за экраном монитора, составит  не более 5 минут. Театр абсурда. Какое дистанционное обучение? Одна надежда, что ребёнок в 1-м и 2-м классе не будет смотреть на монитор, если эту функцию у него заботливо «перетянет на  себя», любящий своё чадо, родитель.

В каком же формате можно проводить занятия? Что нужно для дистанционного обучения?

Оказывается всё просто. Всего-то две палочки-выручалочки: большое желание учиться и доступ в Интернет.

Рассмотрим это на примере занятий шахматами в нашей школе.

Детям рассылаются по почте файлы с занятиями. Вся нагрузка по работе с ПЭВМ ложится на родителей. Последние зачитывают задания. Допустим - это викторина, взятая на сайте в Интернете. Первоклассники отвечают на вопросы викторины, а родители сверяют правильность ответов детей с ответами, данными  в конце викторины на указанном сайте. Новый материал для изучения на занятии учителю можно взять в готовом виде из Ютуба, давая ссылки в задании. Отчёт о проведённом занятии родители присылают на сайт учителя в виде одного скриншота. В конце занятия родители самостоятельно подводят итоги занятия. В свободное от занятий время детям рекомендуется посмотреть тематическое видео или художественный фильм по шахматной тематике.  Вариант внеурочного занятия  по курсу «Шахматная азбука» приведён в Приложении 1. Рекомендации для родителей на период дистанционного обучения приведены в Приложении 2.

Можно ли назвать наши дистанционные занятия онлайн обучением? Да. Поскольку дети, решая шахматные задачи в Интернете в реальном времени, сразу же видят результаты своего решения и сами находят правильный ответ. Игра в шахматы также проходит в реальном времени в Интернете в режиме онлайн. Новая тема и видео по сноске приводят нас на огромное количество шахматных сайтов. Здесь важно правильно выбрать нужный. Если родитель, брат или сестра умеют играть в шахматы, тогда  тур игры в шахматы  проходит непосредственно за деревянной шахматной доской, а не за экраном монитора, что только приветствуется.

        Вполне безвредны шахматные турниры онлайн на базе университетов. Как правило, они проводятся в семь туров, где каждому участнику даётся по 10 минут плюс дополнительное время от ноля до нескольких секунд. Так, воспитанники нашего шахматного клуба «Флёровец», находясь у себя дома за компьютерами,  принимали активное участие в онлайн турнире на кубок Анатолия Карпова по быстрым шахматам 26 и 28 апреля 2020 года, проводимого Московским Городским Университетом. Василию Финакову, ученику 5 «В» класса, удалось пробиться в финал кубка турнира.

Недостатки системы дистанционного обучения.

Как быть многодетным семьям с одним компьютером? А если в семье компьютера вообще нет? А если ребёнка отвезли в деревню, где нет Интернета? Как быть, если не все родители присылают скриншоты в качестве  отчёта о проведённом занятии? Вопросов много. Ответ один: ни одна страна в мире, даже такая продвинутая, как Япония, не готова к обучению в дистанционном формате, что идёт вразрез с планами господина Германа Грефа. А ведь ребёнок может ещё и впасть в компьютерную зависимость!

Желаю всем нам достойно пережить время этого дистанционного обучения и не допустить потерю здоровья ребёнка от долгого сидения за компьютером.

 Родители, а ещё больше дети, особенно младших классов, очень устали от дистанционного обучения и ждут не дождутся, когда же закончится это свалившееся на нас дистанционное «не про нас» явление и начнётся нормальная школьная жизнь.

Приложение 1

Занятие № 4 по внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах

Скандинавская защита. Игра в шахматы онлайн

Длительность занятия 45 минут,

 под обязательным контролем родителей

  1. Исполнение шахматного гимна:

Шахматный гимн «Пешки – крепкие орешки»

Сл. В. Крючкова                                                        Муз.  Г.А. Струве

Король упал, и это значит

Сражаться дальше – смысла нет и сил,

И королева горько плачет,

И конь понуро гриву опустил.

Припев:                 Пешки, пешки, что же скажут пешки?

Каждая пешка знает свою роль.

Если пешки крепкие орешки,

Непобедим наш шахматный король.

Опять е2 – на е4

Всегда вперед веди войска свои.

Нас ждут бои в суровом мире,

И надо нам выигрывать бои.

Припев.       

У нас в боях растет отвага,

Мы учимся науке побеждать,

Всегда вперед, назад ни шагу,

Ведь пешки не умеют отступать.

  1. Соревнование на быстроту раскладывания шахматных фигур в начальной позиции.
  2. Решение задач на постановку мата в один ход. https://www.shahimat.org/zadachi/mat-v-1-hod/ в течение 5 минут. Задание: кликните мышкой   диаграмму; громко объявите,  куда идёт Ваша фигура. Фигурки на доске передвигать не надо. Под диаграммой – правильный ответ хода в краткой записи.
  3. Задачи на постановку мата за два-три хода или выигрыш фигуры https://www.chess.com/ru/puzzles/rated. Слева нажимаете на слово: Задачи. Далее – Начать. Время выполнения -5 минут.
  4. Сицилианская защита https://chesswood.ru/video/v-poiskax-bobbi-fishera.html - изучение первых трех ходов. Задание: идёте вниз по странице сайта до его середины, останавливаетесь у  шахматной доски перед выводами. Правой кнопкой курсора нажимаете на стрелочку         и идёте пошагово. Смотрим первые три  хода. Справа от доски на сайте - запись ходов шахматной нотации в краткой записи. Теперь попробуем воспроизвести три хода развития сицилианской защиты на своей шахматной доске.

Вы помните, какой ход называется сицилианской зашитой? Покажите его на шахматной доске.

Итак, этот первый ход:  1. Е2-Е4 С7-С5 в полной записи и есть дебют «сицилианская защита».

На сайте нами было рассмотрено начало партии мальчика Джошуа Вайцкина. Если Вам стало интересно, можете в свободное время посмотреть фильм о нём «В поисках Бобби Фишера» по сноске

 https://onfilmz.site/films/v_poiskakh_bobbi_fishera/2016-11-24-23436

  1. Скандинавская защита https://www.youtube.com/watch?v=-Ce7YwJmCK0

Смотреть первые полторы минуты. Попробуйте  повторить на шахматной доске эти первые три хода. Это любимая защита нашей экс чемпионки мира по шахматам среди женщин Александры Костенюк в детстве.

  1. Самостоятельная игра в шахматы с родителями или игра Онлайн с компьютером. Если играете с родителями, разыграйте скандинавскую защиту до третьего хода. Далее продолжаете уже свою партию.  При самостоятельной игре с компьютером  кликните ссылку lichess • Бесплатные онлайн-шахматы 

 и далее нажимаем по очереди:  Партии с компьютером. Классические шахматы; Мастерство 1; Белый король.

        Каждая новая партия играется фигурами другого цвета (Например, если Вы играли белыми фигурами, то в новой партии играете чёрными. Для  этого следует нажать кнопку «Чёрный король»).

Если компьютер у Вас выигрывает, попробуйте сыграть в более лёгкой версии: https://chess-samara.ru/play/with_computer/game - нажимаете кнопку  «играть».

Домашнее задание

1. Играете в шахматы Онлайн или с домашними.

2. Решаете задачи. Количество задач не ограничено. Минимум 10 в один ход и 10 в два-три хода.

3. Повторяете три хода скандинавской защиты.

4. Что из занятия Вам понравилось больше всего?

5. В качестве отчёта о проведённом занятии вы должны прислать один скриншот на почту ovas.99@mail.ru

6. В свободное время можете  посмотреть

А). Видео: «Игра Билла Гейтса – самого богатого человека, по версии журнала «Форбс» и Магнуса Карлсена» – действующего чемпиона мира по шахматам. Фильм длится 8 минут: https://www.youtube.com/watch?v=_ktQvjvWAB8&list=RDCMUC3iij-d5i4MyEEoFBomvz8w&index=5

Б). Художественный фильм, указанный выше, «В поисках Бобби Фишера»

 https://onfilmz.site/films/v_poiskakh_bobbi_fishera/2016-11-24-23436

Приложение 2

Рекомендации для родителей, чьи  дети особо увлечены шахматами

Как заниматься шахматами на удлинённый период дистанционного обучения?

1. Читать шахматные книги.

  - А. Костенюк, Н. Костенюк, «Как научить шахматам», «Школьный шахматный учебник» - 2008. (По ней мы проводим занятия внеурочной деятельности «Шахматная азбука»).

   - Журавлев Н. "Шахматы. Шаг за шагом"

- Авербах Ю., Бейлин М. "Шахматный самоучитель"

- Барский В. "Шахматы от новичка к III разряду" Книга 1

  - Костьев А., Калинин А. "Уроки юным шахматистам"

 - В.И. Линдер,  И.М. Линдер, «Шахматная энциклопедия». – М., 2004.

 - А.Н. Костьев «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере». – М., 1980.

 - Д.В.Неверова, «Учебник шахматной игры для начинающих». – М. 2007.

 - Р.Я. Горенштейн, «Подарок юному шахматисту». – М., 1994.

 - В.Хенкин, «Шахматы для начинающих». - М., 2002.

 -  Я. Сейраван, «Шахматный учебник. Как играть дебют». – М., Астрель, 2007.

2. Решать задачи по шахматным книгам. Например:

- Иващенко С., Chess School Класс 1А.

- Полгар Л. "Шахматы. 5334 задачи, комбинации и партии"

- Дорофеева А. "Шахматная радуга тактических приёмов. Книга 1"

- Конотоп В., Конотоп С. "Тесты по тактике"

-  Блох М. "Комбинационные мотивы"

3. Решать задачи на мат в 1 ход по ссылке: https://shahmaty.info/chess-puzzle/mat-v-1-hod/ -кликните мышкой прямоугольничек  «Мат в 1, 2  хода» и решайте задачи. Если не получается, используйте подсказки.

4. Смотреть обучающие видео в интернете.  Список рекомендуемых  каналов на Ютубе:

- Защита двух коней https://www.youtube.com/watch?v=kEje_XwXJ68&feature=emb_rel_end

- Шахматы для Всех https://www.youtube.com/channel/UCWXkvKfkwiO65olOv1RN1mA

- Шахматы с Олесей.  https://www.youtube.com/channel/UC_vf87jIIdoewV7gcBeAFGQ

- ЯрСаныч  https://www.youtube.com/channel/UC1bKAWFJWStQ5COj1kzwH6Q

- Игорь Немцев  https://www.youtube.com/channel/UCkvVQ19j7t30eRSDWeJCbUg

- Шахматы для начинающих! 

 https://www.youtube.com/channel/UCUZWxBB6toxXCTdEQuc9ACA

- Шахматная Академия  https://www.youtube.com/channel/UCYXbXl8nBtBE9mL6Ea2tPnQ

5. Играть в интернете тренировочные партии на следующих игровых зонах:

- Шахматная планета. ChessPlanet.ru

- Chess.com

- Playchess.com

https://lichess.org

https://www.chessclub.com официальные шахматы США

6. Найти сайты в интернете, где можно решать шахматные задачи, играть против компьютерной программы, найти много  интересного и полезного на шахматном материале:

 - http://shahmaty.info/chess-puzzle/

http://chesswood.ru

https://lichess.org/ - раздел обучения на сайте Личесс.

Здесь рекомендуются задачи: 2-3 ходовая тактика, которая очень подходит для уровня от безразрядника и выше с удобным интерфейсом. При установке приложения lichess для планшета даже после отключения его от Интернета в этом приложении остаётся загруженными 50 задач.

-  для развития комбинационного зрения для планшетов и телефонов - платные приложения ChessKing.

7. Играть тренировочные партии против компьютера.

Игровую программу можно скачать в сети плей Магнус или другие программы, но можно и купить на диске в шахматном магазине:

http://shop.chessok.ru Шахматный магазин

Ссылка на раздел игровые шахматные программы: 

http://shop.chessok.ru/index.php?categoryID=578

8. Можно посмотреть фильмы о шахматах и шахматные мультфильмы: https://www.youtube.com/channel/UC_vf87jIIdoewV7gcBeAFGQ

9. По окончании временного карантина рекомендуется  самостоятельно с родителями съездить на турниры в близлежащие города: Железнодорожный - в шахматный  клуб «Орион», в мкр. Кучино, в торговый центр «Новое Измайлово», в Москву и другие города Подмосковья.

Вот список сайтов, на которых можно найти информацию о будущих детских шахматных турнирах:

http://www.chessmoscow.ru/ Москва шахматная

http://moscowchess.org/ Федерация шахмат Москвы

http://mosoblchess.ru/ Федерация шахмат Московской области

http://www.chessarea.ru/ Клуб «Шахматное королевство»

http://vphs.ru Педагогический Шахматный Союз

http://chessrussian.ru/tournament/moscow/

Список использованной литературы

  1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Министерство здравоохранения Российской Федерации Главный государственный Санитарный врач Российской Федерации. от 3 июня 2003 г. N 118 О Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Интернет ресурс [режим доступа]: https://clubtk.ru/docs/sanpiny/sanpin-222-24134003 [дата обращения 19.05.2020].
  2. СанПиН для начальной школы: объем недельной нагрузки Интернет ресурс [режим доступа]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/03/26/sanpin-dlya-nachalnoy-shkoly [дата обращения 20.05.2020].
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Интернет ресурс [режим доступа]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/16/sanpin-dlya-nachalnoy-shkoly [дата обращения 20.05.2020].
  4. В Роспотребнадзоре назвали допустимое количество уроков в школах Интернет ресурс [режим доступа]:
     https://www.m24.ru/news/obshchestvo/20082019/86963?utm_source=CopyBuf?utm_source=CopyBuf  [дата обращения 20.05.2020].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ. ПОЛОЖЕНИЕ о III районной выставке-конкурсе детского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА» (г.Александровск-Сахалинский)

ПОЛОЖЕНИЕо III районной выставке-конкурседетского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА»(дистанционный формат)...

Как проводить обучение в дистанционном формате

Как проводить обучение в дистанционном формате...

Статья: "Организация и проведения образовательных интенсивов в дистанционном формате"

Дистанционный режим взаимодействия имеет ряд своих особенностей: удаленность, опосредованность общения, добровольность (участник в любой момент может выйти из он-лайн-общения), ограниченность сенсорно...

Обучение в дистанционном формате: опыт преподавателя колледжа.

В условиях развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным. ЯКласс — эффективный вспомогательный инструмент для работы дистанционно. ЯКласс помогае...

Презентация к занятию в дистанционном формате

Материал для исползования на дистанционном уроке с помощью графического планшета...

Преподавание математики в старших классах в дистанционном формате

Статья о практике дистанционного обучения математики в старших классах...

Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения

Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....