Шахматы в школе в дистанционном формате
материал
В статье рассматриваются вопросы возможности занятия в дистанционном формате во внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах с учётом требований СанПин при работе с компьютером. Автор делится опытом, проблемами и их решениями при организации дистанционной работы на примере своей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alvarovv_dist_pedsovet.docx | 220.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы в школе в дистанционном формате
Алваров Л.Р. , педагог-организатор
МБОУ «Школа №3»
Анонс
В статье рассматриваются вопросы возможности занятия в дистанционном формате во внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах с учётом требований СанПин при работе с компьютером. Автор делится опытом, проблемами и их решениями при организации дистанционной работы на примере своей школы.
Для того чтобы определить, как организовать внеурочные занятия курса «Шахматная азбука» в дистанционном формате, обратимся к требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Рассмотрим пункт 4.
4. Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста
4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:
- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;
- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;
- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;
- для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.
4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.
4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- для обучающихся в II - V классах - не более 60 мин.;
- для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II - V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия [1].
Новые требования СанПиН для начальной школы устанавливают, что непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4-х классах не должна превышать 5 мин, в 5-11-х классах – 10 мин [2].
Ст. 10.18. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках.
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой составляет 15 минут. Для 1-2 классов.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах [4].
СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется.
Эксперты Роспотребнадзора напомнили, что важно не пересиживать за компьютером [3]. А как же не пересиживать, если все уроки на дистанционном обучении проходят исключительно за компьютером? Возвратимся к длительности уроков и занятий в 1-м классе. Не более 20 мин в день, т.е. при 4-х уроках в день длительность одного урока, проводимого за экраном монитора, составит не более 5 минут. Театр абсурда. Какое дистанционное обучение? Одна надежда, что ребёнок в 1-м и 2-м классе не будет смотреть на монитор, если эту функцию у него заботливо «перетянет на себя», любящий своё чадо, родитель.
В каком же формате можно проводить занятия? Что нужно для дистанционного обучения?
Оказывается всё просто. Всего-то две палочки-выручалочки: большое желание учиться и доступ в Интернет.
Рассмотрим это на примере занятий шахматами в нашей школе.
Детям рассылаются по почте файлы с занятиями. Вся нагрузка по работе с ПЭВМ ложится на родителей. Последние зачитывают задания. Допустим - это викторина, взятая на сайте в Интернете. Первоклассники отвечают на вопросы викторины, а родители сверяют правильность ответов детей с ответами, данными в конце викторины на указанном сайте. Новый материал для изучения на занятии учителю можно взять в готовом виде из Ютуба, давая ссылки в задании. Отчёт о проведённом занятии родители присылают на сайт учителя в виде одного скриншота. В конце занятия родители самостоятельно подводят итоги занятия. В свободное от занятий время детям рекомендуется посмотреть тематическое видео или художественный фильм по шахматной тематике. Вариант внеурочного занятия по курсу «Шахматная азбука» приведён в Приложении 1. Рекомендации для родителей на период дистанционного обучения приведены в Приложении 2.
Можно ли назвать наши дистанционные занятия онлайн обучением? Да. Поскольку дети, решая шахматные задачи в Интернете в реальном времени, сразу же видят результаты своего решения и сами находят правильный ответ. Игра в шахматы также проходит в реальном времени в Интернете в режиме онлайн. Новая тема и видео по сноске приводят нас на огромное количество шахматных сайтов. Здесь важно правильно выбрать нужный. Если родитель, брат или сестра умеют играть в шахматы, тогда тур игры в шахматы проходит непосредственно за деревянной шахматной доской, а не за экраном монитора, что только приветствуется.
Вполне безвредны шахматные турниры онлайн на базе университетов. Как правило, они проводятся в семь туров, где каждому участнику даётся по 10 минут плюс дополнительное время от ноля до нескольких секунд. Так, воспитанники нашего шахматного клуба «Флёровец», находясь у себя дома за компьютерами, принимали активное участие в онлайн турнире на кубок Анатолия Карпова по быстрым шахматам 26 и 28 апреля 2020 года, проводимого Московским Городским Университетом. Василию Финакову, ученику 5 «В» класса, удалось пробиться в финал кубка турнира.
Недостатки системы дистанционного обучения.
Как быть многодетным семьям с одним компьютером? А если в семье компьютера вообще нет? А если ребёнка отвезли в деревню, где нет Интернета? Как быть, если не все родители присылают скриншоты в качестве отчёта о проведённом занятии? Вопросов много. Ответ один: ни одна страна в мире, даже такая продвинутая, как Япония, не готова к обучению в дистанционном формате, что идёт вразрез с планами господина Германа Грефа. А ведь ребёнок может ещё и впасть в компьютерную зависимость!
Желаю всем нам достойно пережить время этого дистанционного обучения и не допустить потерю здоровья ребёнка от долгого сидения за компьютером.
Родители, а ещё больше дети, особенно младших классов, очень устали от дистанционного обучения и ждут не дождутся, когда же закончится это свалившееся на нас дистанционное «не про нас» явление и начнётся нормальная школьная жизнь.
Приложение 1
Занятие № 4 по внеурочной деятельности курса «Шахматная азбука» в 1-х классах
Скандинавская защита. Игра в шахматы онлайн
Длительность занятия 45 минут,
под обязательным контролем родителей
- Исполнение шахматного гимна:
Шахматный гимн «Пешки – крепкие орешки»
Сл. В. Крючкова Муз. Г.А. Струве
Король упал, и это значит
Сражаться дальше – смысла нет и сил,
И королева горько плачет,
И конь понуро гриву опустил.
Припев: Пешки, пешки, что же скажут пешки?
Каждая пешка знает свою роль.
Если пешки крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный король.
Опять е2 – на е4
Всегда вперед веди войска свои.
Нас ждут бои в суровом мире,
И надо нам выигрывать бои.
Припев.
У нас в боях растет отвага,
Мы учимся науке побеждать,
Всегда вперед, назад ни шагу,
Ведь пешки не умеют отступать.
- Соревнование на быстроту раскладывания шахматных фигур в начальной позиции.
- Решение задач на постановку мата в один ход. https://www.shahimat.org/zadachi/mat-v-1-hod/ в течение 5 минут. Задание: кликните мышкой диаграмму; громко объявите, куда идёт Ваша фигура. Фигурки на доске передвигать не надо. Под диаграммой – правильный ответ хода в краткой записи.
- Задачи на постановку мата за два-три хода или выигрыш фигуры https://www.chess.com/ru/puzzles/rated. Слева нажимаете на слово: Задачи. Далее – Начать. Время выполнения -5 минут.
- Сицилианская защита https://chesswood.ru/video/v-poiskax-bobbi-fishera.html - изучение первых трех ходов. Задание: идёте вниз по странице сайта до его середины, останавливаетесь у шахматной доски перед выводами. Правой кнопкой курсора нажимаете на стрелочку и идёте пошагово. Смотрим первые три хода. Справа от доски на сайте - запись ходов шахматной нотации в краткой записи. Теперь попробуем воспроизвести три хода развития сицилианской защиты на своей шахматной доске.
Вы помните, какой ход называется сицилианской зашитой? Покажите его на шахматной доске.
Итак, этот первый ход: 1. Е2-Е4 С7-С5 в полной записи и есть дебют «сицилианская защита».
На сайте нами было рассмотрено начало партии мальчика Джошуа Вайцкина. Если Вам стало интересно, можете в свободное время посмотреть фильм о нём «В поисках Бобби Фишера» по сноске
https://onfilmz.site/films/v_poiskakh_bobbi_fishera/2016-11-24-23436
- Скандинавская защита https://www.youtube.com/watch?v=-Ce7YwJmCK0
Смотреть первые полторы минуты. Попробуйте повторить на шахматной доске эти первые три хода. Это любимая защита нашей экс чемпионки мира по шахматам среди женщин Александры Костенюк в детстве.
Самостоятельная игра в шахматы с родителями или игра Онлайн с компьютером. Если играете с родителями, разыграйте скандинавскую защиту до третьего хода. Далее продолжаете уже свою партию. При самостоятельной игре с компьютером кликните ссылку lichess • Бесплатные онлайн-шахматы
и далее нажимаем по очереди: Партии с компьютером. Классические шахматы; Мастерство 1; Белый король.
Каждая новая партия играется фигурами другого цвета (Например, если Вы играли белыми фигурами, то в новой партии играете чёрными. Для этого следует нажать кнопку «Чёрный король»).
Если компьютер у Вас выигрывает, попробуйте сыграть в более лёгкой версии: https://chess-samara.ru/play/with_computer/game - нажимаете кнопку «играть».
Домашнее задание
1. Играете в шахматы Онлайн или с домашними.
2. Решаете задачи. Количество задач не ограничено. Минимум 10 в один ход и 10 в два-три хода.
3. Повторяете три хода скандинавской защиты.
4. Что из занятия Вам понравилось больше всего?
5. В качестве отчёта о проведённом занятии вы должны прислать один скриншот на почту ovas.99@mail.ru
6. В свободное время можете посмотреть
А). Видео: «Игра Билла Гейтса – самого богатого человека, по версии журнала «Форбс» и Магнуса Карлсена» – действующего чемпиона мира по шахматам. Фильм длится 8 минут: https://www.youtube.com/watch?v=_ktQvjvWAB8&list=RDCMUC3iij-d5i4MyEEoFBomvz8w&index=5
Б). Художественный фильм, указанный выше, «В поисках Бобби Фишера»
https://onfilmz.site/films/v_poiskakh_bobbi_fishera/2016-11-24-23436
Приложение 2
Рекомендации для родителей, чьи дети особо увлечены шахматами
Как заниматься шахматами на удлинённый период дистанционного обучения?
1. Читать шахматные книги.
- А. Костенюк, Н. Костенюк, «Как научить шахматам», «Школьный шахматный учебник» - 2008. (По ней мы проводим занятия внеурочной деятельности «Шахматная азбука»).
- Журавлев Н. "Шахматы. Шаг за шагом"
- Авербах Ю., Бейлин М. "Шахматный самоучитель"
- Барский В. "Шахматы от новичка к III разряду" Книга 1
- Костьев А., Калинин А. "Уроки юным шахматистам"
- В.И. Линдер, И.М. Линдер, «Шахматная энциклопедия». – М., 2004.
- А.Н. Костьев «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере». – М., 1980.
- Д.В.Неверова, «Учебник шахматной игры для начинающих». – М. 2007.
- Р.Я. Горенштейн, «Подарок юному шахматисту». – М., 1994.
- В.Хенкин, «Шахматы для начинающих». - М., 2002.
- Я. Сейраван, «Шахматный учебник. Как играть дебют». – М., Астрель, 2007.
2. Решать задачи по шахматным книгам. Например:
- Иващенко С., Chess School Класс 1А.
- Полгар Л. "Шахматы. 5334 задачи, комбинации и партии"
- Дорофеева А. "Шахматная радуга тактических приёмов. Книга 1"
- Конотоп В., Конотоп С. "Тесты по тактике"
- Блох М. "Комбинационные мотивы"
3. Решать задачи на мат в 1 ход по ссылке: https://shahmaty.info/chess-puzzle/mat-v-1-hod/ -кликните мышкой прямоугольничек «Мат в 1, 2 хода» и решайте задачи. Если не получается, используйте подсказки.
4. Смотреть обучающие видео в интернете. Список рекомендуемых каналов на Ютубе:
- Защита двух коней https://www.youtube.com/watch?v=kEje_XwXJ68&feature=emb_rel_end
- Шахматы для Всех https://www.youtube.com/channel/UCWXkvKfkwiO65olOv1RN1mA
- Шахматы с Олесей. https://www.youtube.com/channel/UC_vf87jIIdoewV7gcBeAFGQ
- ЯрСаныч https://www.youtube.com/channel/UC1bKAWFJWStQ5COj1kzwH6Q
- Игорь Немцев https://www.youtube.com/channel/UCkvVQ19j7t30eRSDWeJCbUg
- Шахматы для начинающих!
https://www.youtube.com/channel/UCUZWxBB6toxXCTdEQuc9ACA
- Шахматная Академия https://www.youtube.com/channel/UCYXbXl8nBtBE9mL6Ea2tPnQ
5. Играть в интернете тренировочные партии на следующих игровых зонах:
- Шахматная планета. ChessPlanet.ru
- Chess.com
- Playchess.com
- https://www.chessclub.com официальные шахматы США
6. Найти сайты в интернете, где можно решать шахматные задачи, играть против компьютерной программы, найти много интересного и полезного на шахматном материале:
- http://shahmaty.info/chess-puzzle/
- https://lichess.org/ - раздел обучения на сайте Личесс.
Здесь рекомендуются задачи: 2-3 ходовая тактика, которая очень подходит для уровня от безразрядника и выше с удобным интерфейсом. При установке приложения lichess для планшета даже после отключения его от Интернета в этом приложении остаётся загруженными 50 задач.
- для развития комбинационного зрения для планшетов и телефонов - платные приложения ChessKing.
7. Играть тренировочные партии против компьютера.
Игровую программу можно скачать в сети плей Магнус или другие программы, но можно и купить на диске в шахматном магазине:
http://shop.chessok.ru Шахматный магазин
Ссылка на раздел игровые шахматные программы:
http://shop.chessok.ru/index.php?categoryID=578
8. Можно посмотреть фильмы о шахматах и шахматные мультфильмы: https://www.youtube.com/channel/UC_vf87jIIdoewV7gcBeAFGQ
9. По окончании временного карантина рекомендуется самостоятельно с родителями съездить на турниры в близлежащие города: Железнодорожный - в шахматный клуб «Орион», в мкр. Кучино, в торговый центр «Новое Измайлово», в Москву и другие города Подмосковья.
Вот список сайтов, на которых можно найти информацию о будущих детских шахматных турнирах:
http://www.chessmoscow.ru/ Москва шахматная
http://moscowchess.org/ Федерация шахмат Москвы
http://mosoblchess.ru/ Федерация шахмат Московской области
http://www.chessarea.ru/ Клуб «Шахматное королевство»
http://vphs.ru Педагогический Шахматный Союз
http://chessrussian.ru/tournament/moscow/
Список использованной литературы
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Министерство здравоохранения Российской Федерации Главный государственный Санитарный врач Российской Федерации. от 3 июня 2003 г. N 118 О Введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Интернет ресурс [режим доступа]: https://clubtk.ru/docs/sanpiny/sanpin-222-24134003 [дата обращения 19.05.2020].
- СанПиН для начальной школы: объем недельной нагрузки Интернет ресурс [режим доступа]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/03/26/sanpin-dlya-nachalnoy-shkoly [дата обращения 20.05.2020].
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Интернет ресурс [режим доступа]: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/01/16/sanpin-dlya-nachalnoy-shkoly [дата обращения 20.05.2020].
В Роспотребнадзоре назвали допустимое количество уроков в школах Интернет ресурс [режим доступа]:
https://www.m24.ru/news/obshchestvo/20082019/86963?utm_source=CopyBuf?utm_source=CopyBuf [дата обращения 20.05.2020].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ. ПОЛОЖЕНИЕ о III районной выставке-конкурсе детского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА» (г.Александровск-Сахалинский)
ПОЛОЖЕНИЕо III районной выставке-конкурседетского изобразительного творчества «РОДНЫЕ БЕРЕГА»(дистанционный формат)...
Как проводить обучение в дистанционном формате
Как проводить обучение в дистанционном формате...
Статья: "Организация и проведения образовательных интенсивов в дистанционном формате"
Дистанционный режим взаимодействия имеет ряд своих особенностей: удаленность, опосредованность общения, добровольность (участник в любой момент может выйти из он-лайн-общения), ограниченность сенсорно...
Обучение в дистанционном формате: опыт преподавателя колледжа.
В условиях развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным. ЯКласс — эффективный вспомогательный инструмент для работы дистанционно. ЯКласс помогае...
Презентация к занятию в дистанционном формате
Материал для исползования на дистанционном уроке с помощью графического планшета...
Преподавание математики в старших классах в дистанционном формате
Статья о практике дистанционного обучения математики в старших классах...
Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения
Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....