Статья: "Организация и проведения образовательных интенсивов в дистанционном формате"
статья

Сибирцева Ирина Янисовна

Дистанционный режим взаимодействия имеет ряд своих особенностей: удаленность, опосредованность общения, добровольность (участник в любой момент может выйти из он-лайн-общения), ограниченность сенсорного опыта и способов эмоционального выражения, необходимость высокого уровня самоконтроля и мотивированности участников.

В своей работе педагог, использующий дистанционные технологии, сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности детей, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации участия, создания благоприятного социально-психологического климата в он-лайн-группе. При дистанционном формате чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями участников (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников.

При организации интернет-коммуникации педагогу важно уделять значительное внимание системе обратной связи, удобной и комфортной для всех: чаты и онлайнконференции для непосредственного общения и видео, фото, аудио запись результатов заданий.

Вся эта система работы не очень хорошо знакома, поэтому мы решили составить методические рекомендации по организации и проведению образовательных интенсивов в дистанционном формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников»

     

Аттестационная работа

     

«Организация и проведения образовательных интенсивов в дистанционном формате»

     

     

     

Автор:

Сибирцева Ирина Янисовна

Методист

Куратор:

Нагавкина Людмила Серафимовна,

кандидат педагогических наук, доцент, методист

        

Санкт-Петербург

2020 год

Оглавление

Введение

Глава 1

  1.  Концепция дистанционного обучения

1.2. Средства и методы дистанционного обучения

1.3. Дидактические особенности и структура дистанционных образовательных интенсивов

Глава 2

2.1. Формы и методы интернет-коммуникации и возрастные особенности детей.

2.2. Общий алгоритм организации занятости обучающихся в летний период с применением дистанционных технологий 

2.3. Структурная модель и разработка программ образовательных интенсивов

Заключение

2.4 Online образовательный интенсив РДШ СПБ.

Список использованной литературы

Введение

Дистанционный режим взаимодействия имеет ряд своих особенностей: удаленность, опосредованность общения, добровольность (участник в любой момент может выйти из он-лайн-общения), ограниченность сенсорного опыта и способов эмоционального выражения, необходимость высокого уровня самоконтроля и мотивированности участников.

В своей работе педагог, использующий дистанционные технологии, сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности детей, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации участия, создания благоприятного социально-психологического климата в он-лайн-группе. При дистанционном формате чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями участников (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников.

При организации интернет-коммуникации педагогу важно уделять значительное внимание системе обратной связи, удобной и комфортной для всех: чаты и онлайнконференции для непосредственного общения и видео, фото, аудио запись результатов заданий.

Вся эта система работы не очень хорошо знакома, поэтому мы решили составить методические рекомендации по организации и проведению образовательных интенсивов в дистанционном формате.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.

Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями. Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в учебный процесс.  Перед системой образования встает глобальная задача - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде, а также нового, целостного информационного мировоззрения. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

Нельзя сказать, что дистанционный формат обучения - это новое явление. Уже много лет широко распространено заочное обучение. Но на заре века информационных технологий дистанционное обучение выходит на качественно новый уровень.

Цель работы: Проанализировать особенности организации и проведения образовательных интенсивов в дистанционном формате


ГЛАВА 1

  1. Концепция дистанционного обучения

Исследование содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение" (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.

В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование  - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО  является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

В решении коллегии Госкомвуза 1993 года "О создании системы дистанционного образования в РФ" говорится: "Дистанционное образование - это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения".

Дистанционное обучение -  совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио-, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Анализ приведенных определений позволяет прийти к выводу, что наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".

Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение - это двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим об обучении, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения. В этих образовательных интенсивах пользователь может рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ "Об образовании" дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения

1.2. Средства и методы дистанционного обучения

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и др. причины.

Исследования показали, что для дистанционного обучения, так же как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.

Учебно-материальная подсистема - это важная составная часть ДО, неразрывно связанная с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Она находится в подчиненном положении по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения - непременное условие нормального функционирования образования, повышения его экономической и социальной роли.

Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа "соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе" и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает.

Контроль усвоения обучающимися учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДО. Дистанционное обучение обусловливает как повышение требований к системе контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, так же как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Особенностью ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценивание знаний, ориентаций и мотивов поступающего; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.

В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.

Для того чтобы дистанционный образовательный интенсив достиг своей цели. Необходимо при его разработке учитывать дидактические особенности и структуру дистанционных образовательных интенсивов.

1.3. Дидактические особенности и структура дистанционных образовательных интенсивов

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования образовательного интенсива, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный образовательный интенсив дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором интенсива, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю интенсива в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному образовательному интенсиву, если он претендует быть эффективным: 

- более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

- максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

-  наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

-  мотивация - также важнейший элемент любого интенсива дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование интенсива дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или интенсивы снижают заметно мотивацию обучения;

- особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной интенсив, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик образовательного интенсива предполагает, что интенсив будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов интенсива, то его структура и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

В любом случае, какие бы образовательные интенсивы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие :

1.      Общие сведения о интенсиве, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления. Часто бывают открыты и сами интенсивы, но лишь регистрация дает право получить собственный пароль, свою Web-страницу на сервере и стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя с перспективой, при условии успешного окончания образовательного интенсива, получить соответствующий сертификат обучающей организации.

2.      Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области образовательного интенсива.

3.      Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.

4.      Собственно, обучающий интенсив, структурированный по более или менее автономным модулям.

5.      Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления.

6.      Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).

Успешное создание и использование дистанционных интенсивов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных образовательных интенсивов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в интенсивов ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких интенсивов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.

Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных интенсивов, разработка дидактических основ ДО.

Глава 2

2.1. Формы и методы интернет-коммуникации и возрастные особенности детей.

При организации образовательного интенсива в дистанционном режиме необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности детей и подростков, специфику взаимодействия в дистанционном формате.

Младший школьный возраст (7 – 11 лет). 

Основной вид деятельности – учебная. Это период освоения новых навыков, развивается внимание и мышление ребенка, саморегуляция поведения возрастает. Организация деятельности, внешний контроль и поддержание мотивации со стороны взрослого (педагога, родителя) все еще играют значительную роль.

Важным мотивационным стимулом для младшего школьника является личная успешность. Для решения этой задачи используются соревновательные игры с набором баллов, многоуровневые задания (чтобы каждый участник мог быть успешным), присвоение различных званий («самый быстрый», «самый веселый», «самый оригинальный» и др.).

Условия успешности онлайн-занятий для младших школьников:

- четкие и понятные правила и инструкция для самостоятельного выполнения;

- система самоконтроля (баллы, смайлики, цветовые жетоны);

- понятные и прозрачные критерии оценки успешности;

- личная включенность педагога в общение как с ребёнком отдельно, так и с группой в целом. Записать обращение и слова поддержки.

- формирование групповой принадлежности (название, девиз, значки участникам на аватарку, коллективный портрет, монтаж видео и фотоколлаж работ).

Основным организующим взаимодействие взрослым является не родитель, а педагог. Роль родителя – организовать время, место и техническую возможность. Отличие – большая самостоятельность и соревновательность.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Необходимо использовать в презентации эффекты анимации, менять цветовой фон. Поддерживать мотивацию. Но в то же время им интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с интересом, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное. Поэтому младшим школьникам интересны исследовательские проекты и эксперименты, которые можно делать в обычной жизни. Темп деятельности нужно держать достаточно высокий, чередовать виды активности. Проблемные ситуации, квесты, игры-путешествия, загадки, рисунки, танцы и физкультура повышают интерес участников дистанционного формата общения.

Подростковый возраст (12 – 15 лет).

Основной вид деятельности подростков - межличностное общение. При дистанционном общении участники получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений. Поэтому желательно создавать мероприятия, направленных на командообразование с целью сплочения дистанционной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что будет обогащать эмоциональные переживания участников, повышать эффективность взаимодействия между ними. Ощущение собственной значимости и ценности среди сверстников для подростка является ведущей потребностью. Квесты и многоуровневые игры, челенджи, которые нужно проходить как личное, так и командное первенство будут ведущими активностями. Коммуникативные игры из серии «Расскажи мне обо мне» об индивидуальных особенностях участников группы, изучение собственных качеств и черт характера лучше проводить в закрытых группах общения.

Дистанционное общение может давать ощущение анонимности, и подростки представляют не реальную, а виртуальную личность, пробуют провокационные способы общения. Для эффективной организации дистанционного формата с подростками важно:

- договориться о совместных правилах коммуникации и неукоснительно им следовать всем участникам;

- предоставить возможность самоорганизации от планирования до стадии контроля (выбор направленности и темы занятий, уровня сложности, темпа выполнения);

- привлекать подростков к определенным видам деятельности на общее благо – собрать ответы членов команды, записать музыку, подготовить материал к заданиям по определенной теме, сделать коллаж и т.п.

Использовать такие формы, как мозговой штурм, аукцион идей;

- предлагать темы для исследования и обсуждения.

Юношеский возраст (16 - 18 лет).

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования.

В этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего «Я», своей индивидуальности, своей личности. Повышается интерес к художественной и философской литературе. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Необходимо помнить, что участниками событий могут быть воспитанники, незнакомые друг с другом, соответственно, необходимо организовать знакомство в группе, обеспечить психологический настрой на результат, использовать психологические игры и несложный диагностический инструментарий. Для формирования психологического завершения каждого дня профильной смены ежедневно необходимо проводить рефлексию. В начале и конце дня в качестве рефлексивного инструмента можно использовать методику «Облако тегов».

С учетом того, что реализация дистанционных образовательных технологий предполагает высокую долю взаимодействия ребенка с техническими средствами обучения (компьютер, мобильные устройства и т.д.) максимальная рекомендуемая продолжительность видов деятельности с привлечением подобных средств составляет для обучающихся 1-2 классов не более 20 минут, 3-4 классов – не более 25 минут, 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут одномоментно. Чтобы не допустить перегрузки обучающихся следует избегать рекомендаций к просмотру длительных видеолекций, выполнения объемных заданий, сосредоточившись на основных, принципиальных элементах содержания. В качестве профилактики утомляемости и перегрузки воспитанников в план проведения мероприятий следует включать физкультминутки, физкультурные паузы, спортивные разминки, зарядку для глаз и т.д.

Для младшего и среднего школьного возраста рекомендуется игровая форма подобной профилактики. При разработке программы образовательного интенсива следует учитывать и режим дня участников. Под режимом понимается обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в периоды с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. В период с 14 до 16 часов ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня. Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка. В каникулярный период работоспособность в течение недели не является цикличной по сравнению с учебным периодом. Построение режима может быть на основе биологического ритма функционирования организма.

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Повышение уровня познавательной активности решается за счет геймификации. Например, выполнение какого-либо задания стоит определенное количество баллов, его своевременное выполнение приносит дополнительный бонус. Разрабатывается определенная система градации, при которой есть такая знакомая для подростков ситуация как переход на новый уровень, например с «новичка» на «продвинутый», с «продвинутого» на «эксперта». Возможно промежуточное подведение итогов в виде рейтинга лучших. Эта система работает хорошо, т.к. в удаленном процессе участник видит только свои достижения, и для дальнейшего продвижения ему необходимы некоторые ориентиры.

2.2. Общий алгоритм организации занятости обучающихся с применением дистанционных технологий

1.Создание рабочей группы по реализации он-лайн форм занятости.

- Координатор проекта (начальник лагеря)

- Методист - IT специалист

- Преподаватели образовательного модуля

- Тьютор (вожатый) 1 на группу (10-15 детей).

2. Разработка программы он-лайн образовательного интенсива.

3. Издание приказа о проведении он-лайн образовательного интенсива с закреплением обязанностей педагогов и утверждением программы.

4. Информирование обучающихся и их родителей о реализации программ дистанционной занятости, в том числе знакомство с программой, с расписанием активностей. Информирование родителей может быть подтверждено письменным заявлением родителя (законного представителя) о выборе формы занятости, либо согласием о реализации дистанционных программ занятости или их частей с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в удобном для родителя (законного представителя) формате.

5. Направление анонса. Анонс должен содержать следующую инфомацию:

- профиль (естественно-научный, физкультурно-спортивный, социальнопедагогический, туристско-краеведческий, художественный и т.п.);

- целевая аудитория (возраст участников «от», «до»);

- сроки проведения;

- необходимое техническое оборудование;

- краткая программа (описание основных мероприятий);

- ожидаемые результаты;

- порядок подключения участников (регистрация и т.п.).

6. Разработка памяток, рекомендаций, инструкций для участников. Участников и родителей необходимо проинформировать о том, что для участия в мероприятиях необходимо иметь постоянный высокоскоростной интернет, навыки использования различных интернет платформ (Вконтакте, Zoom, Skype, и т.п. – при необходимости), наличие работающих видеокамеры и микрофона в гаджетах.

Участие в он-лайн мастер-классах программы может потребовать наличия у ребенка ряда канцелярских принадлежностей: пластилина, красок, ножниц, кисточек, карандашей и т.п. – об этом также необходимо проинформировать участников и родителей.

 7. Набор и формирование групп участников. Назначение каждой группе тьютора. Для набора групп целесообразно использовать Google формы – заполненные сведения автоматически формируется в таблицу.

8. Формирование расписания активностей на каждый день в соответствии с планом программы по каждому профилю программы.

9. Регулярное информирование родителей и обучающихся о реализации программы с использованием общедоступных информационных ресурсов (сайт учреждения, официальные группы учреждения в социальных сетях и др.).

В первую очередь реализация дистанционных форм занятости – это техническая сторона, поэтому из числа педагогов образовательного учреждения необходимо назначить ответственного за техническое сопровождение процесса, который согласно расписанию помогает организовать он-лайн форматы и выступает их техническим модератором, при этом этот педагог подключается как участник такого процесса. Второй вариант – использование наиболее мотивированных участников в качестве модераторов. Очень многие подростки обладают компетенциями, необходимыми для организации он-лайн трансляций и их опыт при грамотной организации процесса нужно использовать.

2.3. Структурная модель и разработка программ образовательных интенсивов

Программа дистанционной формы занятости (образовательного интенсива) должна быть построена в соответствии с рядом факторов: логика развития программы, логика эмоционального развития, наличие закрытых (внутри групп) и «общих» мероприятий.

По логике развития программу также можно разделить на 3 периода:

- Организационный (1день) – формирование групп, знакомство внутри групп, знакомство в используемыми ресурсами и т.п.

- Основной (3-5 дней) - реализация программы.

- Заключительный (1 день) подведение итогов.

Наполняемость каждого дня должна быть единообразна и включать образовательный и коммуникативный модуль.

Проанализировав основные режимные моменты обычной лагерной смены, помимо основных моментов (зарядка, завтрак, обед, ужин, сон и т.п.), нужно включить и 2 вышеуказанные модуля в режим дня участников.

Примерный режим работы дистанционных форм занятости:

Режимный момент

Возможные пути реализации

Зарядка

Общая он-лайн-трансляция либо совместная зарядка с группой

Коммуникативный модуль. Работа в

группе (макс. 30 минут)

Видеоконференция, обсуждение вопросов

в чате

Образовательный модуль (макс. 30 минут)

Видеолекция, вебинар, практикум по

выбранному профилю

Коммуникативный модуль. Работа в

группе.

Подведение итогов дня (макс. 30 минут)

Видеоконференция, обсуждение вопросов

в чате

Всего: 3-4 часа в день.

Разработка программ образовательных интенсивов

Прежде чем приступить к разработке образовательных интенсивов, рекомендуем проанализировать стандартную программу лагеря и по возможности вычленить теоретические, практические, творческие занятия (мероприятий), которые возможно провести в дистанционном формате. В случае невозможности перевести программу на дистанционный формат - разработка новой программы с использованием дистанционных технологий.

- Поиск и выбор центрального ресурса программы или разработка нового, для реализации программы (размещения анонсов программы, режимных моментов, проведения конкурсов и т.п.)

- Формирование наполняемости программы дистанционных форм занятости. Для структурирования и логичности программы рекомендуем программу изложить в плане-сетке, обозначив основные мероприятия на каждый день.

Период

Задачи

Содержательные этапы

Формы работы

Подготовительный период

- Методическое наполнение программы;

- Подготовка педагогов и иных работников к реализации программы.

1. Организационный этап.

2. Подготовка педагогического состава к реализации программы.

- Составление необходимой документации;

- Подготовка педагогического состава;

- Подготовка методических материалов для реализации программы.

Организационный период

- Выявление интересов и потребностей детей и подростков;

 - Мотивация обучающихся на включение в различные виды деятельности.

3. Коммуникативный этап. Знакомство участников друг с другом, выявление интересов и способностей.

- Встреча детей в онлайнпространстве;

 - Приветственное мотивирующее выступление педагогов.

Основной период

- Развитие познавательной активности и приобретения новых знаний у обучающихся;

- Поддержка мотивации детей и подростков к поисковоисследовательской деятельности;

- Поддержание и развитие образовательной активности.

4.Информационнообучающий этап. Реализация основной идеи программы предполагает получение новых знаний, развитие интеллектуальных способностей.

5.Коммуникативнодеятельностный этап. Предполагает закрепление и реализацию полученных знаний и навыков.

- Ключевые мероприятия программы (работа над кейсами);

- Знакомство с рекомендованным вспомогательным обучающим материалом;

формирование идеи собственного исследования на основе сформулированной в кейсе задаче;

оформление результатов исследовательской работы в формате конкурсной заявки;

- Конкурсы по каждому кейсовому направлению

Итоговый период

- Подведение итогов, отслеживание результативности программы;

- закрепление знаний, умений и навыков приобретённых обучающимися в течение смены.

6. Демонстративноаналитический этап.

Демонстрация полученных знаний, умений, навыков и компетенций участниками программы.

- Защита проектов;

- Подведение итогов лагерной смены.

Аналитический период

- Составление отчетов о реализации программы;

- Анализ полученных результатов;

- Обработка отзывов в социальных сетях о программе

7. Аналитический этап. Подведение итогов реализации программы. Выработка перспектив деятельности.

- Анализ отчетов педагогического состава по реализации программы;

- Составление итоговых отчетов

Период последействия

Успешная интеграция участников смены в образовательный процесс в рамках постпрограммного сопровождения обучающихся

8. Этап последействия. Активное участие в различных мероприятиях естественнонаучного профиля, мотивированное желание участвовать в дальнейшей исследовательской и проектной деятельности.

Предоставление участникам программы информации о мероприятиях естественнонаучной направленности; участие в мероприятиях.

С учетом вышеуказанных рекомендаций Региональным ресурсным центром поддержки деятельности Российского Движения Школьников детских общественных объединении и инициатив разработаны и апробированы он-лайн образовательные интенсивы по направленностям системы дополнительного образования в целях обеспечения занятости обучающихся и организации их свободного времени в дистанционном формате с использованием ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования (рекомендации министерства просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»).

Предлагаемые программы проведения он-лайн образовательных интенсивов возможно реализовывать как дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие образовательные программы.

В настоящее время разработано Региональным ресурсным центром поддержки деятельности Российского Движения Школьников детских общественных объединении и инициатив следующие он-лайн образовательные интенсивы. Предлагаемые программы могут быть взяты за основу при проведении дистанционных образовательных интенсивов.  Кроме того, возможно доработать данные программы с учетом опыта работы образовательных организаций в той и иной направленности.

2.4. Online образовательный интенсив РДШ СПБ.

Основные платформы для взаимодействия:

Специальная группа в ВК

Платформа ZOOM для каждого вожатого и отряда свой канал

Для проведения общих сборов и Online трансляций профессиональная версия ZOOM.

Для взаимодействия с родителями задействованы мессенджеры:

Telegram

Сроки:

Организаторы:

Вожатые:

Результат участия в интенсивах: получение сертификата участника смены РДШ СПБ об участии в смене и прохождении образовательной программы по теме интенсива.

Обязательные технические условия для участия в онлайн смене

1. Устройство с выходом в интернет (ПК, ноутбук, планшет, смартфон)

2. Быть зарегистрированным на сайте vk.com.

3. Установить на своё устройство программу «ZOOM» (ссылка для скачивания программы https://zoom.us/download)

Технические характеристики для установки программы

 https://support.zoom.us/hc/ru/articles/201362023-System-Requirements-for-PC-Mac-and-Linux 

4. Обязательное наличие микрофона и камеры для видеоконференций (ПК). Если камера и микрофон встроены в устройство (ноутбук, планшет, смартфон), необходимо проверить их исправную работу.

Примерный режим работы

Время

Действие

Платформа

Кто проводит

10:00-10:30

Общий круг.

Выдача чек-листов с заданиями на день

ВК (информационный пост для каждого отряда)

Организаторы/вожатые  

10:30-10:45

Зарядка

Прямая трансляция на платформе Instagram или прямая трансляция через специальную группу ВК

Организаторы/вожатые  

11:00-13:30

Мастер-класс.

Встреча общая для всего потока

Прямая трансляция на платформе Instagram или прямая трансляция через специальную группу ВК

Организаторы/вожатые  

13:30-14.30

Обед

14:30-15:30

Отрядное дело (тематическая встреча/мастер-класс/игра и др.)

Прямая трансляция на платформе Instagram или прямая трансляция через специальную группу ВК

Вожатые

15:00-15:30

Полдник – прогулка

15:30-16:30

Игровой интенсив в группе

Прямая трансляция на платформе Instagram или прямая трансляция через специальную группу ВК

Организаторы/вожатые

17:00-18:00

Итоговый вечерний сбор отрядов

Игровой интенсив с вожатыми

Zoom, ВК, общие чаты

Вожатые


Online интенсив

«#ВКЛЮЧАЙСЯ»

Возраст: от 13 лет

Количество человек на смене: 3 отряда по 20 человек

Цель: Создание команды подростков для помощи в реализации летней форумной on-line кампании «ПРОдвижение».

1 отряд: Вожатые-стажеры

Итог: станут помощниками вожатых на On-line-сменах, сменах Регионального отделения РДШ в ЗЦДЮТ «Зеркальный» в 2020-2021 учебном году


2 отряд: SMM-журналисты

Итог: ведение информационного блога смены. Участники войдут в состав организаторов осеннего выезда в ЗЦДЮТ «Зеркальный»

3 отряд: Геймификаторы

Итог: ведение интерактивного блога смены. частники войдут в состав организаторов осеннего выезда в ЗЦДЮТ «Зеркальный»

 День 1

Время

Действие

Платформа

Кто проводит

10:00-10:45

Торжественная Online линейка открытие смены

Представление вожатых и организаторов

ВК прямая трансляция через ZOOM

Организаторы/ вожатые  

11:00-13:30

ОТРЯДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Блок игр на знакомство и командообразование «#В_контакте»

Подготовка к вечернему представлению отрядов

Индивидуальные чаты в ВК, работа в ZOOM

Вожатые  

13:30-14.30

Обед

14:30-15:30

ОТРЯДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Подготовка к представлению отрядов

ВК прямая трансляция через ZOOM

Вожатые

15:00-15:30

Полдник – прогулка

15:30-16:30

Мастер-Классы по направлениям Деятельности Отрядов

1 Отряд: Вожатые Стажеры – работа с командой в режиме online: возрастные особенности школьников.

2 Отряд: SMM Журналисты – Интернет платформы, что где можно публиковать

3 Отряд: Геймификаторы – Виды online активностей (Квизы, викторины, квесты)

ВК, прямая трансляция через ZOOM

Приглашенные спикеры

17:00-18:00

Концерт открытия программы «#Включайся»

Представление отрядов

Прямой эфир в региональной группе РДШ СПБ

Вожатые

 День 2

Время

Действие

Платформа

Кто проводит

10:00-10:45

Общий круг #В_режиме_online

Выдача чек-листов на день  

ВК прямая трансляция через ZOOM

Организаторы/ вожатые  

11.00 – 11.30

Утренняя зарядка

ВК прямая трансляция через ZOOM

Организаторы/ вожатые  

11:30-13:30

Образовательный блок от «Лиги вожатых»

«Создаем online пространство»  

ВК прямая трансляция через ZOOM

Вожатые  

13:30-14.30

Обед

14:30-15:30

1 Отряд: Вожатые Стажеры –работа с командой в режиме online: дети интернета.

2 Отряд: SMM Журналисты – создание информационного поля события

3 Отряд: Геймификаторы – 12 шагов КТД онлайн события

Индивидуальные чаты в ВК, работа в ZOOM

Вожатые

15:00-15:30

Полдник – прогулка

15:30-16:.

1 Отряд: Вожатые Стажеры – работа с командой в режиме online: командообразование.

2 Отряд: SMM Журналисты – специфика работы в разных социальных сетях

3 Отряд: Геймификаторы – платформы для создания online контента  

ВК прямая трансляция через ZOOM

Приглашенные спикеры

17:00-18:00

Итоговый вечерний сбор отрядов

Подведение итогов дня  

Zoom, ВК, общие чаты

Вожатые

 День 3

Время

Действие

Платформа

Кто проводит

10:00-10:45

Общий круг #В_действии_online

Выдача чек-листов на день  

ВК прямая трансляция через ZOOM

Организаторы/ вожатые  

11.00 – 11.30

Утренняя зарядка

ВК прямая трансляция через ZOOM

Организаторы/ вожатые  

11:30-13:30

 Поколение X, У, Z

ВК прямая трансляция через ZOOM

Вожатые  

13:30-14.30

Обед

14:30-15:30

1 Отряд: Вожатые Стажеры – практикум по проведению отрядных дел

2 Отряд: SMM Журналисты – создаём привлекательный контент

3 Отряд: Геймификаторы – создание игр на интерактивных платформах

Zoom, ВК, общие чаты

Вожатые

15:00-15:30

Работа в отрядах по подготовке к презентации итогового продукта отрядов

Zoom, ВК, общие чаты

Вожатые, кураторы смен

15:30-16:30

Online презентация #В_действии_online

ВК прямая трансляция через ZOOM

Приглашенные спикеры

17:00-18:00

Закрытие Online интенсива, вручение электронных сертификатов  

Zoom, ВК, общие чаты

Вожатые

«Кинофорум online»

Возраст: от 12 лет

Количество человек на смене: 5 отрядов по 20 человек

Цель: проведение образовательного интенсива по формированию навыков киномастерства (съемки, монтажа, основ мультипликации, написания сценария, актерского и ораторского мастерства).

Участники смены смогут научиться работать с современными редакторами, в т.ч. при помощи мобильного телефона.

Итог – участие в конкурсе на лучший сценарий в рамках Всероссийского проекта «Перерыв на кино» с возможностью снять короткометражный фильм при сотрудничестве с Ленфильмом. «КАДР РДШСПБ» – кинофестиваль короткометражных роликов с прямой трансляцией в региональной группе РДШ СПБ

Темы образовательных интенсивов:

  • как написать сценарий для видео ролика
  • основы мультипликации
  • раскадровка для съемок
  • мобильная съемка и монтаж
  • социальные сети – продвижение своих идей в интернет пространстве
  • авторское право
  • 3D моделирование
  • социальная реклама
  • саундтрек для авторского кино
  • про тех, кто в кадре
  • про тех, кто за кадром
  • ораторское искусство
  • я – актер (основы актерского мастерства)

Формы проведения активностей:

-Викторина по истории кино

-online квиз по советским фильмам

-«Классные встречи» с актерами кино и музыкантами

-просмотр и обсуждение фильмов

«Свое дело»

Возраст: от 12 лет

Количество человек на смене: 5 отрядов по 20 человек

Цель: проведение образовательного интенсива по формированию навыков проектного мышления, созданию и реализации авторских проектов, в том числе планированию бизнес-стратегий.

Участники смены получат навыки публичных выступлений, ведения переговоров и работы в команде.

Итог – создание собственных проектов с возможностью участия в конкурсе РСВ «Мой первый бизнес», подготовке проектных команд для участия в проектах РДШ.

Темы образовательных интенсивов:

  • проектирование
  • грантовая политика
  • финансовая грамотность
  • startup
  • методы генерации бизнес идей
  • публичные выступления
  • инструменты продвижения своего проекта в интернете
  • реклама виды и формы
  • способы получения финансовой поддержки
  • логотип проекта
  • работа в графическом дизайне, работа в редакторах
  • авторское право
  • ведение переговоров по технологии win win
  • работа с командой
  • интернет платформы для работы с командой
  • как привлечь ресурсы для реализации проекта

Формы проведения активностей:

КВИЗ по истории создании предметов/продуктов

дебаты

Публичная защита проектов

Ролевая «Бизнес игра»

«Классные встречи» с директорами фирм, финалистами конкурса Лидеры России, кураторами проекта «Мой первый бизнес»

Тренинги по личностному росту и командообразованию

Список литературы

1. Афанасьев С. Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел / С Афанасьев, С. Коморин. – Кострома, 1998.

2. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, Л.И. Тимонина, П.И. Тимонин. – Кострома, 1993.

3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Москва, 1991. - 223 с.

4. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., Питер, 2001. — 208 с.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. - 345 с.

6.Выготский Л. С. Психология. Сборник трудов. – М., 2000.

7. Енин А.В. Играй с нами / А.В. Енин, Г.А. Кириченков. – Воронеж, 1994. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – Москва, 1998.

8. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр (методические рекомендации для школ, внешкольных учреждениях, лагерей). – Москва, 1990.

9.Книга вожатого / [сост. Н.В. Максимова, О.В. Ромулус]. – Воронеж, 2003. Кузнецова И.Н. Педагогика солнца / И.Н. Кузнецова, В.М. Симонов. – Воронеж, 2001.

10. Ляпкина Т.Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в массмедиа //Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2015, Том 16, выпуск 2. – с. 286 – 293.

11.Плешакова Е.А. Организация отдыха детей в период летних каникул / Е.А. Плешакова, Т.Ю. Жегульская, Г.Я. Новикова. – Воронеж, 2002.

12. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей / [под ред. И.В. Макаренко]. – М., 2003.

13. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Н. В. Самоукина. - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2002. - 206 с.

14. Сартан Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.

15. Усачева А.В. Психологические особенности интернет - коммуникаций. // Вестник Университета, №1, 2014. с. – 277- 281.

16. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Издательство «Генезис», 2003. – 176 с.

17. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4.

18. Шурхут С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб., 2006.

19. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. – М., 1996.

20. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб., 2000.

21. Комплекс интерактивных игр и викторин https://vk.com/topic59899136_35292763 22. Подборка интерактивных игр https://vk.com/club59899136?w=wall59899136_18954 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Методика проведения практикума-интенсива по решению задач ЕГЭ по разделу "Основы информатики"

В данной  разработке излагается методика подготовки учащихся 10 класса физико-математического профиля к ЕГЭ. Описывается методика подготовки и проведения практикума-интенсива. Приводится опорный ...

Методика проведения практикума-интенсива по решению задач ЕГЭ по разделу "Алгебра логики"

Здесь изложена методика и приведены дидактические материалы для проведения практикума-интенсива по теме "Основы алгебры логики"6- обучающий тест для актуализации теоретических знаний по теме;- входной...

Из опыта проведения итогового занятия в дистанционном формате

Из опыта проведения итогового занятия в дистанционном формате по программе "Созвучие" (обучение игре на гитаре)...

Проведение районного этапа Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в дистанционном формате

В данной статье рассказывается об организации районного этапа Всерос.олимпиады школьникв по физкультуре в дистанционном формате....

Информационное письмо о проведении образовательного интенсива

О проведении образовательного интенсива для педагогов-психологв, социальных педагогов в рамках подготовки к конкурсу профессионального мастерства "Педагог-психолог"...

Дистанционный формат проведения занятий

Дистанционный формат работы в практике учителя-дефектолога....