Методические разработки занятий по флористике
методическая разработка
Освоение данного курса способствует закреплению специальных и общепрофессиональных знаний при изучении таких дисциплин, ботаника с основами физиологии растений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no1.docx | 19.03 КБ |
zanyatie_no2.docx | 19.54 КБ |
zanyatie_no3.docx | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. «Осенний букет» составление композиции.
Направленность: декоративно-прикладное творчество
Возраст детей: 7-12 лет.
Количество детей на занятии: 10 человек.
Продолжительность: 45 минут.
Педагог дополнительного образования: Трофименко И.В.
Цель занятия: познакомить с историей флористики, научить работать с инструментами, научить подготавливать материал для работы.
Задачи занятия:
Образовательные:
· выявить имеющиеся у детей знания о флористике.
· дать обучающимся представление о флористике познакомить с разнообразными природными и флористическими композициями.
Развивающие:
· развивать чувства цвета и гармонии, фантазию и зрительное воображение, формировать художественное видение.
· развивать мелкую моторику пальцев и рук.
Воспитательные:
· воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
· воспитать у детей дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Форма проведения: теоретическое занятие, практическая деятельность.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Здравствуйте ребята!. Я очень рада вас видеть. А знаете ли вы, чем мы сегодня будем заниматься? Я сегодня вам расскажу об истории флористике.
2. Основная часть.
Теоретическая часть.
Флористика от лат. Слова Flora — “цветок”, т.е. аранжировка цветов. Флора- это богиня цветов, весны и плодородия. Во флористики можно использовать любые природные, сухоцветные, искусственные цветы и разнообразные аксессуары.
И все-таки родиной флористики считается Япония — страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений — деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана», что переводится как «оживление цветов».
Флористика сегодня
В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно — будь то плоскостные картины, выполненные из цветов и природных материалов или букеты. Принято выделять четыре стиля флористики: вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный.
Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из срезанных цветов и зелени, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, среды обитания, формы роста. Такие композиции выглядят очень гармонично, естественно и поражают природным очарованием используемых компонентов и мастерством флориста, сумевшего уловить и передать это очарование.
Декоративный стиль направлен на создание из большого количества различных цветов, единой композиции, которая будет смотреться как целое, вобрав в себя индивидуальность компонентов и явив миру нечто новое, необычное.
Форма-линейный стиль проповедует, как правило, асимметричную расстановку. В отличие от декоративного стиля, форма-линейный ставит во главу угла особенности всех используемых материалов, причем их количество минимально. Что касается форм, используемых при создании форма-линейных композиций, то здесь имеет место и плоскость листа, и различные геометрические фигуры (шар, куб).
Параллельный стиль предполагает создание композиций из срезанных цветов и трав, расположенных рядами (горизонтально или вертикально). Каждый из рядов составляется из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах или плошках.
Выделяют также такие направления как бизнес-, свадебная, ритуальная флористика. Цветы сопровождают всю жизнь человека — и так будет до тех пор, пока они растут на Земле.
В прошлом люди не знали определенных технологий по изготовлению букетов. Они просто ставили цветы в вазу. Но со временем мода менялась и все усложнялось. И по сей день ежегодно появляется много новых открытий в волшебном мире флористики и фитодизайна. А чтобы успеть за всеми новинками мы с вами будем посещать международные выставки, показы, выезжать на экскурсии, в музеи, участвовать в окружных, городских и международных конкурсах-выставках.
Для работы с цветами нужны и инструменты.
Приспособления и инструменты для создания композиции
Цветочная губка (оазис) — основа многих цветочных композиций. Её применяют для размещения и закрепления стеблей растений под разными углами. Есть две разновидности губки: зелёная — используется во влажном виде для композиций из срезанных живых цветов, серая — для сухих и искусственных цветов . Любую губку можно резать ножом, чтобы придать нужную форму . При аранжировке срезанных живых цветов губку предварительно пропитывают водой. Клейкую ленту используют для фиксации губки в контейнере. Её клеят к сухим и чистым поверхностям контейнера, при этом она остаётся липкой при намокании.
Проволока играет важную роль во флористике, так как помогает придавать форму стеблям, укреплять их, если они гнутые и слабые. C её помощью можно поворачивать головки цветков, закреплять композиции в контейнере. Проволока для флористики обычно зелёного или серебристого цвета различной толщины. Из неё можно изготавливать шпильки для прикрепления к оазису мха и листьев.
Кроме того, работа флориста немыслима без множества верёвочек, ниток, шпагата, рафии (волокна пальмы), резиновой ленты.
Для работы над цветочной композицией у флориста должен иметься набор необходимых инструментов. Кроме ножа для подрезания стеблей, необходимы ножницы для растений, ножницы для ткани, секатор, кусачки для проволоки, клеевой пистолет.
Физкульминутка:
Игровая часть.
1.Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
2.Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)
3.Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне.
(Герань)
4.Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
5.Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа.
Нарисовать в тетради цветочную композицию, учитывая выразительные средства цветочной композиции и придумать её название.
Из вырезанных бумажных заготовок составить цветочную композицию, учитывая выразительные средства цветочной композиции и придумать её название.
Итог занятия.
– Ребята, вам было интересно на занятии?
Что вы сегодня узнали?
До свидания.
Предварительный просмотр:
Тема: Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке»
Направленность: декоративно-прикладное творчество
Возраст детей: 7-12 лет.
Количество детей на занятии: 10 человек.
Продолжительность: 45 минут.
Педагог дополнительного образования: Трофименко И.В.
Цель: научить обучающихся приемам технологии изготовления панно из засушенных растений.
Задачи:
Обучающие:
-ознакомить обучающихся с историей появления флористики;
-способствовать формированию у обучающихся знаний об основах композиционного
решения на плоскости (фон, цветовая сочетаемость);
-изучить приемы и способы составления композиции из природного материала.
Развивающие:
-развивать творческие способности обучающихся на основе создания панно из засушенных растений;
-развивать у обучающихся умение не только чувствовать и видеть прекрасное в окружающем -нас мире, но и отражать увиденное в своих работах.
Воспитывающие:
формировать у обучающихся бережное отношение к природе;
прививать обучающимся эстетическую, коммуникативную культуру.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная практическая работа.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Формы контроля: наблюдение, опрос, контроль за выполнением практической работы.
Оборудование, инструменты и материалы: основа для выполнения работы (картон – ткань, картон – цветная бумага), клей ПВА, ножницы, засушенные растения.
Дидактическое обеспечение: раздаточные карточки, наглядные пособия, фотографии изделий, образцы готовых изделий.
Новые понятия: творческая работа коллаж, прессованные цветы, гербарий, симметрия, асимметрия, композиция, ритм, орнамент, пропорции.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: 1) Что вы должны были приготовить к занятию?
Проверка готовности обучающихся к занятию:
1. основа для выполнения работы (картон – ткань, картон – цветная бумага);
2. клей ПВА;
3. ножницы;
4. клеёнка;
5. засушенные растения.
2) Какой материал вы выбрали для изготовления творческой работы?
3) Почему вы выбрали именно этот материал?
2. Сообщение темы и цели занятия. Создание эмоционального настроя, положительной мотивационной ситуации.
Педагог: Сегодня на нашем занятии мы будем работать над творческими работами под названием «Увидеть чудо в лепестке» станем флористами. За вас будет рисовать природа. Каждый цветок, каждый листик – готовое произведение. Ваше дело – увидеть и суметь показать эту красоту.
На этом занятии мы с вами будем делать панно из сухих растений.
4. Теоретическая часть. Основные термины и приемы.
Композиция – это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию.
Основными средствами композиции, которые служат для более полного выражения в идеи произведения, являются: ритм, симметрия, пропорции, орнамент. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных.
Чтобы выполнить композицию, нужно знать приемы составления и иметь представление о композиции. Каждая работа по приемам составления композиции может быть симметричной или ассиметричной.
Рассмотрим приемы составления композиций:
Симметрия и асимметрия.
Симметрия - это принцип, основанный на зеркальном отражении. Построение рисунка может быть выполнено с одной осью симметрии, по двум и нескольким осям, когда ось симметрии скрыта (круг).
Асимметрия – это принцип построения композиции несимметрично друг другу.
Орнамент – чередование элементов или групп элементов.
В зависимости от формы изделия и замысла исполнителя может меняться форма и расположение элементов рисунка.
Педагог демонстрирует образцы готовых изделий, природный материал (засушенные листья, цветы). Педагог и обучающиеся провели анализ образцов готовых изделий.
Показ природного материала
Беседа с детьми о хрупкости природного материала, природы в целом. Обращение внимания обучающихся на аккуратное и бережное использование данного материала.
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним о правилах безопасной работы с инструментами изучим технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами.
Правила безопасной работы, добавив, где необходимо, частицу «не».
-не следует передавать ножницы острыми концами вперед;
- ножницы передают кольцами вперед, чтобы не поранить ими берущего;
- не кладите ножницы под руками, т.к. нечаянно задев, вы можете уронить их на ноги сидящего рядом человека;
- клей наносят на рабочую поверхность кисточкой;
- не следует сильно давить на пузырек с клеем, т.к. клей может попасть на окружающих;
- излишки клея следует удалять мягкой тряпочкой.
5. Практическая часть. Выполнение работы.
Педагог: Сегодня на занятие вы принесли заготовленные вами засушенные растения. Но прежде, чем мы приступим к созданию панно, вы должны будете выполнить эскиз вашей композиции. Все произведения рождаются по подсказке растительного материала. Также при создании панно следует учитывать цвет фона, на котором будет находиться ваша композиция. Она не должна сливаться с фоном.
Правила работы с засушенным материалом:
- при работе с засушенным материалом следует помнить, что они очень хрупкие;
- организуйте свое рабочее место так, чтобы не повредить растения.
- наносите клей тонким слоем, чтобы его излишки не выступали за край поверхности основы.
Педагог обращает внимание обучающихся на готовность рабочего места к практической работе, соблюдение детьми правил техники безопасности, на аккуратность при выполнении работы, на экономное расходование природного материала.
Практическая часть.
- готовим основу;
- задумываем композицию;
- подбираем природный материал;
- выбираем приемы составления композиции (по замыслу);
- собираем композицию в единое целое;
- оформляем панно.
6. Анализ выполненной работы и оценка.
Итак, работы выполнены. У каждого из вас на столе лежит оценочная карточка. Теперь сидящие рядом поменяйтесь своими работами друг с другом. Перед вами лежат работы ваших товарищей.
7. Закрепление. Опрос.
Педагог: Давайте вспомним, какие приемы мы изучили на занятии и какими приемами пользовались при изготовлении панно.
8. Подведение итогов работы.
Вы сегодня очень плодотворно потрудились.
Надеюсь используя эти знания и свою фантазию, вы сможете сделать новые оригинальные изделия.
Предварительный просмотр:
Тема: изготовление композиции «Березы»
Направленность: декоративно-прикладное творчество
Возраст детей: 7-12 лет.
Количество детей на занятии: 10 человек.
Продолжительность: 45 минут.
Педагог дополнительного образования: Трофименко И.В.
Цель: сделать композицию «Березы»
Задачи урока:
— расширение знаний о мире вещей, созданных руками человека из природных материалов;
— знакомство с новыми терминами: панно, флористика;
Выявление особенностей изделия в процессе его анализа; размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией);
-формирование нравственных качеств (бережное отношение кприроде).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся:
беседа, коллективное обсуждение конструкции, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся,
самостоятельная практическая работа.
Ход занятия.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического
Необычный материал — засушенные растения (цветы, листья, травинки, солому, тополиный пух и др.) в своей работе используют художники-флористы, а искусство создания оригинальных поделок из такого материала называется флористикой, в настоящее время этот вид творчества становится популярным и стремительно развивается.
Произведения флористов украшают жилые дома, школы, музеи, учреждения.
Рассмотрите образцы и придумайте свою композицию. Распределите работу по созданию деталей композиции между собой и выполните ее. Выделите основные детали, из которых сделано панно и материалы, из которых выполнены детали.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа.
Прежде чем приступить к созданию панно, надо решить, как будут располагаться цветы в букете — вертикально, как на первом и втором рисунках, или горизонтально, как на третьем рисунке.
если букет составляется из трех и более цветов, надо учитывать, что один из цветков должен быть основным (он более крупный), а другие — вспомогательными (они более мелкие). Цвет фона, на котором будет располагаться композиция, не должен сливаться с букетом.
сначала композицию выкладывают на плоскую поверхность рядом с картонной основой. на этом этапе можно поменять местами цветы, листья и травинки, если что-то не понравится.
далее букет переносят на основу. каждая деталь приклеивается к фону
густым клеем пва.
Работа с высушенными растениями требует осторожности, главное —
не повредить цветок и не испачкать клеем готовую композицию. Поэтому клей необходимо наносить только на чашечки цветков и смазывать им толстые плотные стебли и черенки листьев.
Организованное прерывание практической работы, обобщение усвоенного материала, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест.
Итог.
Просмотр готовых работ, оформление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
методическая разработка занятия по флористике
Занятие: декоративная композиция « Узор в полосе»При организации занятия очень важна эмоциональная настроенность детей перед практической работой. Для этого привлекается наглядный материал с цел...