Применение рисунка в современной хореографии
методическая разработка
Любой простейший рисунок может настолько ярко обогатить и разнообразить танцевальную композицию, что даже самый утонченный зритель окажется в восторге от увиденного. Рисунок танца организует движения танцующих, способствует более яркому выявлению на сцене и других выразительных средств хореографии: танцевальной лексики, музыки, костюма танцора, декораций, светового оформления и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_risunka_v_sovremennoy_horeografii.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение рисунка в современной хореографии
Современный танец - танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы современной действительности, использующий при этом основные хореографические системы, приемы и пластические навыки, свойственные и употребляемые в конкретное время.
Искусствовед Хейли Эйнасто сказала: «Современный танец — это не только танец, это еще и современность».
Педагог-хореограф Анна Чернецова говорит о том, что современный танец - «это мир резких и мягких жестов, ритмики движения, объемной пластики и импровизации...».
Современный танец как таковой появился лишь в начале 20 века в Америке. Это была необходимость выразить новые чувства в искусстве того тяжелого для государства периода. Сегодня танец, прежде всего, позволяет вернуться к первооснове человеческого существования, к своей целостности. Таким целостным человеком был, конечно, человек в пору своего рождения. Он позволяет сохранить неделимость чувства, показать его подлинность. Позволить услышать свое «я» достаточно сложно в нашей суете, поэтому каждый человек должен найти свой способ, чтобы полноценно выразить себя и свою личность.
Современная хореография имеет множество стилей и направлений, большинство из них возникли благодаря балету или классическому танцу. Именно классический танец провозгласил танец высоким искусством, которое способно существовать самостоятельно без использования музыки, театрального искусства и т.д. Балет сформировал международную терминологию и педагогическую систему. И поэтому, системы изучения современных танцевальных направлений - не что иное как заимствованная балетная образовательная система.
Все существующие на сегодняшний день направления современной хореографии схожи между собой лексикой, музыкой, костюмом и другими выразительными средствами хореографии. Это объясняется тем, что современный танец еще находиться в стадии развития и поэтому направления современного танца еще не приобрели свою характеристику, четко отличающую ее от других танцевальных стилей, существующих сегодня. Также стили современного танца имеют общие особенности в применении танцевального рисунка.
Модерн-танец - одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце 19-нач. 20 вв. в США и Германии. Название появилось как термин в сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Основные принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Основоположницей считается Айседора Дункан, также яркие представители Француа Дель Сарт, Жан Жак - Делькроз. В современном танце модерн чаще всего используются самые простейшие виды танцевального рисунка: линия, круг, полукружье, ряд, колонна, квадрат, «расчески» и т.д. Это обуславливается тем, что в танце данного направления больший упор делается на технику исполнения, а не на композиционное перестроение в нем.
Джаз-танец - называется род профессионального танцевального искусства, сложившегося на рубеже 19-20 веков в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур и утвердившегося, прежде всего в США. Основные черты джаз-танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Профессионально изучать джаз-танец и совершить первые попытки проникновения в его символику и знаковую систему со стороны выдающихся танцовщиков попробовал Жак Коле. Танцевальный бум вызвал интерес публики к таким направлениям, как соул, бит, афро-джаз, степ. Позже появляются такие направления джаз-танца как бродвей-джаз, флеш, стрит, слоу (лирический) и фанк. Для джаза характерно тесное сплетение движений с ритмом самой музыки. При этом акцент стоит не на толчке вверх, а на ноге, и все движения направлены к полу. Потому джазовый танец не выглядит таким же воздушным и легким как классический. В джаз-танце применяются все возможные композиционные построения, какие существуют на сегодняшний день, от простых до замысловатых и координационно сложных. Выбор танцевального рисунка зависит от фантазии и художественного вкуса балетмейстера. dance - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. В направлении contemporary dance популярен одноплановый рисунок, так как очень часто в данном стиле танцуют сольно и массовые танцы встречаются редко. Это обуславливается разнообразием художественных образов, применяемых в этом направлении и, конечно, индивидуальностью каждого артиста: его манера исполнения движений и поведения на сценической площадке. Также в представленном направлении можно увидеть применение простых танцевальных рисунков: линия, круг, диагональ и т.д.
Клубный танец — это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных одним направлением и применением, их танцуют в ночных клубах, на дискотеках и вечеринках.
Клубный танец включает в себя большое количество подстилей: Electro (Электро), Electrobit, R'n'B, House (Хаус), Trance (Транс), Тектоник, Strip-dance, Go-Go (Клубное Гоу), JumpStyle (Джампстайл), Melbourne Shuffle (Шаффл) и DnB step.
В данном направлении большее значение уделяется технике исполнения движений и артистичной игре танцора, нежели применению танцевального рисунка. Именно поэтому в клубном танце часто используют самые простейшие виды рисунка танца: круг, полукруг, линия, шеренги и другие.
Уличный танец подобен народному танцу (более широкий термин), используется для описания танцевальных стилей, развивающихся за пределами танцевальных студий: на улице, в школе и ночных клубах. Танцоры часто импровизируют, в уличных танцах поощряется взаимодействие и контакт с публикой и другими танцорами.
Уличный танец основывается на уникальном стиле или на эмоциях, выраженных через танец, обычно связанных с определенным жанром музыки. Новые танцевальные движения выявляются на основе ощущений, танец постоянно развивается, и если ощущения начинают изменяться, то это, возможно, породит на свет новый танцевальный стиль. Уличный танец подразделяется на: Hip-Hop, Hip-Hop LA-Style, NewStyle, Break Dance (Брейк данс), Поппинг, C-walk и Krump.
О танцевальном рисунке в уличном танце можно сказать, что как таковой композиционный рисунок танца в нем используется довольно-таки редко и если применяются, то это опять же самые несложные перестроения. Данная особенность объясняется частотой включения импровизации танцором в уличный танец. В другом случае, если в постановке рисунок танца заранее сочинен, то, танцующие не станут от него отклоняться и будут соблюдать все перестроения.
Обобщив выше описную информацию, можно сделать вывод, что чаще всего, в современной хореографии и во всех ее стилях и направлениях, применяются самые простые виды танцевального рисунка. Современный танец развивается и, может быть, в будущем рисунок танца станет более разнообразен и варианты его использования в танцевальных композициях усовершенствуются качественным и количественным образом. Но пока рисунок танца — это не самое главное для современной хореографии. Сегодняшняя хореография находиться в ситуации поиска новых способов и возможностей выразить себя и поэтому большее уделяется технике движений, артистизму танцоров и его «эмоциональному поведению» на сцене, а также различным, актуальным сегодня, технологиям: световое оформление, спецэффекты и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"
Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения...
[7] п.3.1 Методика применения народного танца в хореографии спортивной аэробике
1. Структура народно-характерного урока.Народно—характерный урок делится на три достаточно самостоятельные части:1) Ехегсiсе (экзерсис) у станка. Народно-характерный экзерсис базируе...
Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»
Данная образовательная программа - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии. Программа является одной из составляющей компле...
Технологическая карта занятия по программе «Современная хореография» стартового уровня
Содержание:Тема годаТема занятияТип занятияВид занятияЦель занятияЗадачи занятияФормы работы обучающихсяМетоды обученияПрименяемые педагогические технологииПланируемые результаты обучения по программе...
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Современная хореография"
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности разработана с учетом:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российск...
Методическая разработка занятия по хореографии Тема: «Импровизация в современной хореографии»
Предлагаемое занятия может быть полезное педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры. Во время занятия участники познакомятся с импровизацией в хореог...