Оформление научно-исследовательской работы
проект

Сербина Елена Анатольевна

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_proekta.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу

 


Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно – исследовательской работы являются:
-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
-
проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
-
проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
-
демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
-
привитие интереса к научной деятельности.

 

Организация выполнения работы

Выдвижение проблемы исследования.

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.
В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

Алгоритм работы над научной проблемой.

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:

  • выбор проблемы;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • главы основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.


Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

  • не включает в себя слишком много положений;
  • не содержит не однозначных понятий;
  • выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их
    объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
  • проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
  • не включает в себя ценностных суждений;
  • имеет правильное стилистическое оформление.

 Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

  • определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
  • изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
  • обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
  • перечислить особенности формирования (факторы, условия,
    механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

  • выводы должны являться следствием данного исследования
    и не требовать дополнительных измерений;
  • выводы должны соответствовать поставленным задачам;
  • выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
  • выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

 Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно - исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

Общие требования к оформлению научно-исследовательской работы.

Научно- исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.
Текст конкурсной работы представляется на русском языке (или с
обязательным переводом на русский язык) в электронном виде в формате Word, размер страниц А4, обязательные поля: слева – 2см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2 см в текстовом редакторе Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12 (кегль), междустрочный интервал:
множитель 1,15. Выравнивание по ширине страницы.
- Текст работы должен быть не более 30 страниц, машинописного текста.
- Если участников несколько, то на каждого участника готовится и высылается отдельный пакет документов в заархивированном виде (zip, rar).
-Отправленные документы не должны превышать объем более 10 Мб. Пакеты
- документов, превышающие объем 10 Мб, рассмотрению не подлежат.
-Фотографии или приложения, относящиеся к работе, должны быть вставлены в текст работы (не присылать отдельными файлами как приложение) и иметь минимальное разрешение.
-При заимствовании материала для работы из различного рода печатных или интернет источников необходимо приводить ссылки на данные источники с внесением их
в список использованной литературы.
При нарушении вышеперечисленных пунктов Положения, Оргкомитет при возможности информирует участников в ответном письме о необходимости переделать пакет конкурсных документов и прислать повторно.
-Ответственность за нарушение авторских прав несёт сам участник, а
также его научный руководитель.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА С ТЕЗИСАМИ.
Текст тезисов представляется в соответствии со следующими правилами
заполнения по представленному шаблону в пакете документов (шаблон тезисов);
Язык – русский
Формат текста - *doc, *docx.
Формат страницы - А4 (210х297 мм)
 Текст тезисов не должен превышать более 2 (двух) страниц
Ориентация - книжная
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое) – 20 мм
Шрифт: размер (кегль) - 12
Тип шрифта – Times New Roman
Выравнивание - по ширине
Межстрочный интервал – полуторный
Абзац – отступ первой строки (1,27 см)
Не допускаются в статьях разрывы разделов, страниц, колонки, переносы слов.

 Все рисунки должны быть в виде картинок или состоять из сгруппированных
объектов Word,
 Ссылки на источники литературы необходимо оформлять в квадратных скобках.
 Необходимо указать название секции.
Указать ФИО Научного руководителя полностью.
Указать дату отправки работы.
Обязательно указать знак защиты от копирования © и ФИО автора работы.
Наличие списка литературы обязательно. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ Р 7.0.5- 2008,
Не допускается нумерация страниц, использование разреженного или
уплотненного межбуквенного интервала.
При заимствовании материала для текста тезисов из различного рода
печатных или интернет источников необходимо приводить ссылки на данные источники с внесением их в список использованной литературы.
При нарушении оформления файла с тезисами, Оргкомитет при возможности информирует участников в ответном письме о необходимости переделать пакет конкурсных документов и прислать его повторно.
Ответственность за нарушение авторских прав несет сам участник, а
также его научный руководитель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...