Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умные ладошки»
рабочая программа
Модульная дополнительная общеобразовательная программа «Умные ладошки» имеет техническую направленность. В данной программе используется моделирование и конструирование из пластичных материалов.Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Лепка – это один из видов творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Она дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Раннее приобщение детей к практической технической и художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Программа является синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, направлена на развитие личности ребёнка, его любознательности, расширение кругозора, произвольной деятельности, двигательных навыков и умений, эмоционально-волевой сферы личности ребенка.
Цель программы: формирование и развитие интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей у обучающихся, освоение элементов основных базовых навыков по трёхмерному моделированию и расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
- овладение приемами лепки из разных пластичных материалов;
- обогатить словарный запас обучающихся, на основе использования соответствующей терминологии;
- формирование базовых понятий и практических навыков в области 3D – моделирования
- пробудить интерес к техническому творчеству у детей;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие творческих способностей каждого ребенка;
- развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу;
- формирование у обучающихся интереса к моделированию и конструированию;
- формирование устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
- создание условий для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnye_ladoshki.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета от ________________ г. протокол № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО «ЦДТ» __________Т.С. Никитина Приказ № от _________22 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Умные ладошки»
Направленность: художественная
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
г.Лянтор
2022
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «УМНЫЕ ЛАДОШКИ» |
Направленность программы | художественная |
Классификация программы | общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1год-168часов |
Возраст обучающихся | 5-7 лет, группа одновозрастная |
Количество обучающихся по программе | 10-15человек |
Ф.И.О. составителя Программы | Сербина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования |
Год разработки | 2022 |
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор |
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628433, Сургутский район, гп. Белый Яр, ул. Лесная, 8б |
Контакты | Телефон: 8 (3462) 7456-01, 8 (3462) 7486-30 е-mail: rcdt61@mail.ru, lcdo777@mail.ru |
Цель | Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка. |
Задачи | Обучающие: -овладение приемами лепки из разных пластичных материалов; Развивающие: -развить творческую активность через индивидуальное раскрытие творческих способностей каждого ребенка; развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу. Воспитательные: -формирование у обучающихся интереса к моделированию и конструированию; - формирование устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству. |
Документы, послужившие основанием для разработки проекта | -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; -Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)». -Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества». |
Образовательные форматы | - очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; - заочно - обучающиеся получают задание, после выполнения отправляют готовый результат; - дистанционно - выполнение заданий с постоянной технической поддержкой. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 1 года. Режим занятий:2 раза в неделю по 30 минут. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, наблюдение, результаты конкурсов и олимпиад, личные достижения учащегося. |
Требования к условиям организации образовательного процесса | -компьютер; -музыкальный центр; -парты, стулья; -оборудование для практических работ. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Личностные результаты: - сформирована коммуникативная культура; -сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям; - сформирована толерантность; развита творческая активность, инициативность и любознательность. Метапредметные результаты: -сформировано умение планировать свои действия с помощью педагога; сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению; -сформирована активная жизненная позиция в условиях инклюзивного образования; -сформировано умение к использованию знаково-символических, речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; -умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками. |
Формы занятий | индивидуальная, в парах, коллективная очная или дистанционная |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | -Пластилин, рамки, иллюстрированные пособия, образцы готовых изделий. -Соленое тесто, кисти, краски, иллюстрации игрушек, посуды.
|
Пояснительная записка
Модульная дополнительная общеобразовательная программа «Умные ладошки» имеет техническую направленность. В данной программе используется моделирование и конструирование из пластичных материалов.
Программа разработана на основании законодательных инормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
- Конвенция о правах ребенка.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
- Постановление от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467.
- Типовая модель «Социос» (Москва. 2020) в рамках нацпроекта «Образование» (Федеральный проект «Успех каждого ребёнка»).
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Лепка – это один из видов творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Она дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Обучение по программе технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.
Раннее приобщение детей к практической технической и художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Программа является синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, направлена на развитие личности ребёнка, его любознательности, расширение кругозора, произвольной деятельности, двигательных навыков и умений, эмоционально-волевой сферы личности ребенка.
Педагогическая целесообразность. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные и трудоёмкие приёмы изготовления изделий из солёного теста, пластилина, красной глины, побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы из соленого теста по мотивам народного творчества.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что мультипликация открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному».
Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях ребята не только лепят из солёного теста, пластилина, но и овладевают техникой росписи изделий, составления композиций, оформления панно.
Дополнительной общеобразовательной программы является взаимосвязь занятий по лепке и анимации. Пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И лепка, и мультипликация имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, но так как современный мир активно использует анимацию в различных сферах жизни, то и для учащихся 5-7 лет создание мультфильмов должно быть интересным процессом. Работа с различными материалами и в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Актуальность программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику кистей рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.
Цель программы: формирование и развитие интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей у обучающихся, освоение элементов основных базовых навыков по трёхмерному моделированию и расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Задачи программы:
- овладение приемами лепки из разных пластичных материалов;
- обогатить словарный запас обучающихся, на основе использования соответствующей терминологии;
- формирование базовых понятий и практических навыков в области 3D – моделирования
- пробудить интерес к техническому творчеству у детей;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие творческих способностей каждого ребенка;
- развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу;
- формирование у обучающихся интереса к моделированию и конструированию;
- формирование устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
- создание условий для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности.
Программа состоит из одного модуля: «Мир открытий»
Раздел 1.«Пластилиновая страна» способствует приобщению обучающихся к конструированию, лепке, формирует умения и навыки приемов лепки из пластичного материала, аппликации из бумаги.
Дети знакомятся с пластичным материалом, узнают предназначение инструментов и материалов для изготовления изделий. Осваивают несколько приемов работы с пластилином.
Изучать основные принципы работы с 3D – объектами, а также использование основных методов моделирования.
Раздел 2. «Солёное тесто» формирует знания в области пластичного материала,
Моделирования и конструирования. В рамках данного модуля дети знакомятся с историей солёного теста, как вида прикладного искусства. Узнают о свойствах и особенностях соленого теста, технологии окрашивания соленого теста. Изучают виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста, учатся их смешивать. Выполняют изделия из пластичного материала солёного, составляют и оформляют композиции, аппликации.
Программа обучения рассчитана: на 1 год (168 часов)
Режим занятий:
4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).
Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей возраста 5-7 лет.
Программа ориентирована на дошкольный возраст детей 5-7 лет с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми младшего возраста предлагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей. Занятия строятся по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Состав группы 10-15 человек позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы обучения– словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, проектный.
Основные методы работы: 1)объяснительно-иллюстративный метод (педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации опытов, экскурсии);
2) репродуктивный метод (воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов);
3) метод проблемного обучения (реализуется в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, моделирования объектов и процессов); 4) частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении практических работ, работа с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
-выставки.
Виды контроля: предварительный, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: наблюдение, выставки, собеседование.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого раздела и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение познаний у детей.
Критерии оценки уровня обученности обучающихся:
Высокий уровень – обучающиеся знают названия и назначение инструментов и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки; правила техники безопасности; основные приемы лепки из пластилина, солёного теста, способы и приемы соединения деталей в поделках. Самостоятельно изготавливают плоские и объемные фигуры 3д моделирования из пластилина, самостоятельно определяют технологию изготовления поделки; анализировать готовое изделие; творчески подходить к выполнению работы.
Средний уровень– обучающиеся знают на достаточном уровне названия и назначение инструментов и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки;правила техники безопасности; основные приемы лепки из пластилина, солёного теста,способы и приемы соединения деталей в поделках. технологию раскрашивания изделий; технологию сушки изделий из теста; особенности скульптурной лепки.
Низкий уровень обученности – обучающиеся слабо владеют уровнем знаний. Не знают названия и назначение инструментов и материалов, их использование, применение и доступные способы обработки;
Слабо знаеттехнологическую последовательность выполняемой работы; состав, особенности и технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного); не могут передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, солёного теста.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и умение использовать их на практике, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников, это: участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Планируемые результаты
К концу освоения модуля обучающиеся овладевают знаниями:
- история и свойства пластилина;
- способы и приёмы лепки из пластилина;
- способы и приёмы лепки на плоскости;
- способы создания композиций из пластилина;
- способы и приёмы пластилинографии;
- технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций.
- основные принципы работы с 3D - объектами;
- история и свойства солёного теста;
- основы технологии приготовления соленого теста;
- техника изготовления изделий из солёного теста;
- технология раскрашивания изделий из теста;
- технология выполнения объемных лепных фигур;
- техника изготовления цветного теста.
К концу освоения модуля обучающиеся погружаются в практики и смогут:
- соблюдать технику безопасности в работе;
- правильно организовать свое рабочее место;
- пользоваться различными стеками и приспособлениями для лепки;
- лепитьизделия из пластилина;
- использовать приемылепки на плоскости;
- создавать композицию из пластилина;
- использовать способы и приёмы пластилинографии.
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
- создавать 3D - объекты;
- самостоятельно (при минимальной помощи взрослого) готовить соленое тесто;
- выполнять несложные изделия из солёного теста;
- раскрашивать изделия из теста;
- выполнять объемные лепные фигуры;
- работать с цветным тестом;
- самостоятельно (при минимальной помощи взрослого) выполнять несложные изделия и мини-композиции с использованием теста и природных материалов.
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
- самостоятельного изготовления шаблонов.
Система условий реализации программы основана на следующих принципах:
- Принцип сознательности – основательное знание фактов, определений, осмысление выводов и обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи.
- Принцип активности – поиск и подбор новых педагогических приемов, форм и методов обучения и воспитания.
- Принцип оптимальной результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой образовательной и воспитательной помощи, педагогической поддержки; гарантия положительного результата независимо от возраста, возможностей и физического развития воспитанников.
Условия реализации
Материально-техническое оснащение процесса обучения
Техническая платформа
- Пластилин, рамки, иллюстрированные пособия, образцы готовых изделий.
- Мука,соль.(солёное тесто),технологические карты, образцы готовых изделий из солёного теста, иллюстрации.
- Кисти, краски, иллюстрации изделий,
- Разные виды бумаги, аппликации из различных материалов.
- Образцы готовых изделий, технологические карты, иллюстрации и фотографии поделок, картин, панно, иллюстрации к сказкам, иллюстрации диких и домашних животных, цветов, деревьев, иллюстрированные книжные издания о поделках из соленого теста.
Характеристика педагогического состава
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: Сербина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Стаж работы – 12 лет, образование – высшее, квалификационная категория – высшая, пройдено повышение квалификации в 2019 году.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
- реализация дополнительной программы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
- побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
- информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Модуль 1. «Мир открытий» | |||||
Раздел 1. «Пластилиновая страна» | 68 | 26 | 42 | Опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, тестирование, конкурсы, защита проекта, выставки | |
Раздел 2. «Солёное тесто» | 100 | 40 | 60 | ||
ИТОГО: | 168 | 66 | 102 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (Приложение)
Раздел 1 «Пластилиновая страна»
Раздел «Пластилиновая страна» способствует приобщению обучающихся к лепке, формирует умения и навыки приемов лепки из пластичного материала. Дети знакомятся с пластичным материалом, узнают предназначение инструментов и материалов для изготовления изделий. Усвоят необходимые правила техники безопасности в процессе конструирования. Осваивают несколько приемов работы с пластилином. В процессе обучения учащиеся осваивают приемы: скатывания, раскатывания, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. На каждом занятии создаётся изделие в освоенной технике.
Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благодарно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Научатся следовать устным инструкциям, читать схемы; по картинке проектировать свои изделия; создавать самостоятельно и коллективно сложные композиции. Научатся работать в команде.
Образовательная задача раздела: способствовать приобщению обучающихся к лепке, формировать умения и навыки владения приемами лепки из пластичного материала.
Учебные задачи:
Обучающие:
- формировать умения и навыки владеть приемами лепки из пластичных материалов;
- научить свободно пользоваться необходимыми для лепки инструментами и материалами;
Развивающие:
- развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму предметов живой и неживой природы;
- развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер;
- Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, умения работать в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания;
- прививать детям интерес и уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству.
Формы организации занятий:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛА
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются умения работы с пластилином.
Учащиеся знакомятся с:
- техникой безопасности и пожарной безопасности на рабочем месте,
- охраной труда;
- историей пластилина;
- видами пластилина;
- принципом работы пластилинографии;
- основными свойствами пластилина;
- характеристика пластилина;
- понятия аппликация, композиция
Базовый уровень: учащиеся совместно с педагогом получают основные навыки пластилинографии.
Учащиеся знакомятся с :
- видами пластичного материала;
- особенностями пластилина;
- особенностями пластилина;
- основными приёмами лепки пластилина;
- использованием различных материалов;
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно смоделировать изделия.
Учащиеся изучают и выполняют:
- моделируют изделия;
- составляют самостоятельно композицию ;
- грамотно работают с пластичным материалом;
- оформляют готовое изделие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы, уровни | теория | практика | всего |
Стартовый уровень | 6 | 14 | 20 | |
1. | Инструктаж по ОТ и ТБ. История пластилина | 1 | 2 | 3 |
2. | Свойства пластилина.. | 1 | 2 | 3 |
3 | Простые базовые формы | 1 | 2 | 3 |
4 | Способы лепки из пластилина | 1 | 2 | 3 |
5 | Приёмы лепки из пластилина | 2 | 6 | 8 |
Базовый уровень | 6 | 18 | 24 | |
6 | Композиции из пластилина | 2 | 6 | 8 |
7 | Модульная лепка | 2 | 6 | 8 |
8 | Аппликация «Мозаика» | 2 | 6 | 8 |
Продвинутый уровень | 6 | 18 | 24 | |
9 | Лепка на плоскости | 2 | 6 | 8 |
10 | 3Д Моделирование | 2 | 6 | 8 |
11 | Сюжетная картина из пластилина | 2 | 6 | 8 |
ИТОГО: | 18 | 50 | 68 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля:
- знания об истории пластилина;
- знания о видах пластилина;
- знания о видах пластики;
- приёмы и методы работы.
Образовательные результаты:
- учащиеся понимают процесс работы с пластилином;
- учащиеся анализируют свои работы;
- у учащихся формируется художественное видение мира;
- учащиеся получают возможность развить мышление при построении рисунка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА
Тема 1.1. Вводное занятие. Свойства пластичного материала
Теория: Комплектование группы. Знакомство с общеобразовательной программой, с режимом работы объединения, правилами поведения в объединении. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда. Правила пожарной безопасности.
История и свойства пластилина. Историческая справка о пластилине. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Виды пластилина(парафиновый, восковой, флуоресцентный), его свойства и применение. Организация рабочего места. Правила работы с пластилином.
Практика: Работа с бруском пластилина, смешивание разных цветов пластилина. Изготовление тонких колбасок и шариков одинакового размера.
Тема 1.2. Способы и приёмы лепки из пластилина
Теория: Разнообразие техник работ с пластилином. Простые базовые формы. Приемы использования пластилина: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение путем примазывания одной части изделия к другой.
Практика: Работа с бруском пластилина. Различных приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение путем примазывания одной части изделия к другой.
Тема 1.3.Композиции.Аппликации.
Теория: Знакомство с понятием «композиция», «аппликация» и цвет в расположении элементов на поверхности. Изучение приёма «вливания одного цвета в другой».
Практика:Подготовка эскиза, основы, фона, подбор цветовой гаммы, контрастность и сочетание цветов. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием приемов раскатывания, скатывания, сплющивания, прищипывания, надавливания. Заполнение рисунка пластилином. Составление аппликации из цветной бумаги.
Тема 1.4. Лепка на плоскости.
Теория: Аппликация на пленке. Пластилиновые картины. Технология изготовления аппликации из пластилина на стекле.
Практика: Выбор сюжета, рисунка, подбор цветовой гаммы. Работа в технике мазок пластилином. Оформление работы в рамку.
Тема 1.5. Моделирование 3д.
Теория: Знакомство с 3д моделированием (принцип и особенности работы). Техника конструирования модели 3д.
Практика: Выбор фигуры для 3дмодели.
Методическое обеспечение занятий: Пластилин, зубочистки, иллюстрированные пособия, образцы готовых изделий.
Форма занятий: Традиционные, практические, творческие занятия.
Форма подведения итогов: Выставка творческих работ. Просмотр с обсуждением.
Раздел 2 «Солёное тесто»
При изучении раздела «Солёное тесто» способствует приобщению обучающихся к лепке, формирует умения и навыки приемов лепки из пластичного материала. Дети знакомятся с пластичным материалом, узнают предназначение инструментов и материалов для изготовления изделий. Усвоят необходимые правила техники безопасности в процессе конструирования. Осваивают несколько приемов работы с солёным тестом. В процессе обучения учащиеся осваивают приемы: скатывания, раскатывания, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. На каждом занятии создаётся изделие в освоенной технике.
Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благодарно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Образовательная задача - Формировать знания в области солёного теста, практические умения и навыки при изготовлении поделок из теста. Развить творческие способности обучающихся в процессе приготовления и оформления декоративных изделий.
Учебные задачи:
Обучающие:
- формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных материалов;
- научить свободно пользоваться необходимыми для лепки инструментами и материалами;
Развивающие:
- развивать навыки работы над изделием по собственному замыслу и уметь передавать характерные особенности объектов, пропорцию, комбинацию содержание и форму предметов живой и неживой природы;
- развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию, творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, умения работать в коллективе, создавать атмосферу взаимопонимания;
- прививать детям интерес и уважительное отношение к декоративно-прикладному искусству.
Формы организации занятий:
- практические;
- словесные;
- учебно-игровые.
Методы организации занятий (по степени активности познавательной деятельности):
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛА
Стартовый уровень: под руководством педагога учащиеся изучают способы составления аппликации.
Учащиеся знакомятся с:
- пластичными материалами;
- основными свойствами материала;
- подбор цветовой палитры;
- созданием новой композиции;
- понятием композиции, аппликации;
- подбором инструментов при работе с материалом;
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся изучают возможности пластичного материала.
Учащиеся знакомятся с:
- инструментами
- цветовой гаммой изображения;
- созданием фонов и текстур;
- основными способами работы с материалом;
- правильным исправлением ошибок;
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно изучить и выполнить творческую работу, создать коллаж, аппликацию.
Учащиеся изучают и выполняют:
- художественную образ;
- преобразование картины ;
- самостоятельно создают рамки;
- создания коллажей и открыток.
Диагностическая оценка уровня: выставка творческих работ .
По окончании обучения учащиеся награждаются дипломами, грамотами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы, уровни | теория | практика | всего |
Стартовый уровень | 6 | 18 | 24 | |
1. | История и свойства солёного теста | 1 | 3 | 6 |
2. | Основы технологии приготовления соленого теста | 2 | 6 | 8 |
3 | Сушка изделий из солёного теста | 1 | 3 | 6 |
4 | Техника изготовления изделий из солёного теста | 2 | 6 | 8 |
Базовый уровень | 12 | 36 | 48 | |
4 | Технология раскрашивания изделий из солёного теста | 2 | 6 | 8 |
5 | Лакирование изделий. | 1 | 3 | 4 |
6 | Композиции из цветочных мотивов | 3 | 9 | 12 |
7 | Технология изготовления цветного теста и поделок из него | 3 | 9 | 12 |
8 | Декоративные рамки | 3 | 9 | 12 |
Продвинутый уровень | 7 | 21 | 28 | |
9 | Объемные лепные фигурки | 3 | 9 | 12 |
10 | Композиции «В гостях у сказки» | 3 | 9 | 12 |
11 | Подготовка к выставке | 1 | 3 | 4 |
ИТОГО: | 24 | 72 | 100 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения обучающиеся должны
знать:
- технику тестопластики;
- особенности скульптурной лепки;
Уметь:
- творчески создать каждое изделие, используя объём знаний, умений, навыков;
- создавать работы с натуры, по представлению, передавать динамику движения, выразительность образа;
- создавать игрушки на каркасе;
- лепить картины;
- передавать свое отношение к изображенному предмету, используя возможности композиции;
- выполнять работу различной сложности с применением различных вспомогательных материалов;
- работать над композицией по собственному замыслу;
- использовать колорит и гармонию цвета;
- уметь выполнять коллективные композиции;
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы: собеседование, викторина, вопросник по программе, учебно-исследовательские конференции, проведение выставок работ обучающихся: в объединении, в школе, в ЦДТ, участие в городских, районных, окружных выставках, фестивалях детского декоративно-прикладного творчества, участие в различных интернет-конкурсах декоративно-прикладного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛА
Тема 2.1. Свойства соленого теста.
Теория: Исторические сведения о лепке из солёного теста, как вида прикладного искусства. Демонстрация готовых изделий из солёного теста. Свойства соленого теста. Материалы и приспособления, применяемые при работе с соленым тестом.
Практика: Подготовка рабочего места. Ознакомление и работа с тестом. Применение инструментов и материалов для изготовления изделий из соленого теста (кисти, формочки, стеки).
Тема 2.2.Основы технологии приготовления солёного теста.
Теория: Состав и особенности солёного теста, как материала для лепки. Основной рецепт приготовления солёного теста: соль, мука и вода. Другие рецепты приготовления соленого теста(с добавлением растительного масла, молока, крахмала, клея обойного).Способы сушки: сушка в духовом шкафу, воздушная сушка, комбинированная сушка. Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности.
Практика:Замес теста, определение степени пластичности теста, раскатывание и выдавливание изделий при помощи формочек. Нанесение декоративных узоров на изделие при помощи подручных материалов (карандаш, расчёска и т.п.). Приготовление соленого теста. Подготовка поделок к сушке.
Тема 2.3. Аппликация из пластичного материала.
Теория:Базовые формы изделий. Разновидности базовых форм: шар, круглая лепешка, овальная лепешка, валик, колбаска, косичка, баранка. Освоение технологии их изготовления. Знакомство с рисунком-планом.
Практика: Применение рисунка-плана на практике. Изготовление изделий при помощи основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. Применении аппликации из бумаги и пластичного материала. Конструирование из бумаги.
Тема 2.5.Объемные лепные фигурки
Теория: Виды животных, особенностях поведения, строении и пропорциях тела. Понятие «каркас». Виды каркасов, способы крепления каркаса. Способы соединения составных частей фигур на каркасе. Последовательность изготовления фигурок животных из теста на каркасе. Правила сборки отдельных деталей. Соединение деталей.
Практика: Приготовление соленого теста. Лепка фигурок животных на каркасе из солёного теста. Изготовление каркаса из фольги и проволоки. Изготовление и сборка отдельных деталей. Сушка, раскрашивание, оформление фигурок животных.
Методическое обеспечение занятий: Пластилин, зубочистки, иллюстрированные пособия, образцы готовых изделий.
Форма занятий: Традиционные, практические, творческие занятия.
Форма подведения итогов: Выставка творческих работ. Просмотр с обсуждением.
Информационное обеспечение
- К.Силаева, И.Михайлова. Большая книга поделок «Соленое тесто». Москва, 2015г.
- Ольга Чибрикова, «Азбука соленого теста». Москва 2016г.
- БрижитКазагранда, «Поделки из соленого теста». Москва 2015г.
- И.Лыкова, Л. Грушина, «Интерьер из соленого теста». Москва 2017г.
- СкребцоваТ.О. , Л.А. Данильченко. «Солёное тесто: идеи для интерьера.»
- Феникс, 2015.
- Зимина Н.В. « Шедевры из солёного теста». – М. «Издательство Мир книги», 2016.
- «Лепка». Горная И.М., Даниэль С.М., Донцова Т.Б
- Лепим с мамой (Азбука лепки) И.А Лыкова из-во ИД «Каприз»
- Лепка из пластики Enjoy из-во Amos
- Интернет ресурсы
- Журналы по лепке POTES .Biscuit, - электронныйвид.
- Шорохов Е.В. «Основы композиции», м., 2016г.
- Ирина Лыкова Журнал «Мастерилка» ООО Издательский дом «Цветной мир».2017г.
- Крылова Е.А.«Поделки из бумаги»ООО Издательский дом РИПОЛ-КЛАССИК 2020г.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| Сентябрь |
|
|
| 18 |
|
|
|
1 | 01.09.22 07.09.22 | 10.30-12.00 | Лекция, Практикум | 4 | История и свойства пластилина | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Наблюдение, собеседование | |
2 | 08.09.22 14.09.22 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 4 | Поделки на плоскости | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | тестирование | |
3 | 15.09.22 21.09.22 | 10.30-12.00 | Индивидуальная самостоятельная работа | 4 | Пластилинография | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
4 | 22.09.22 28.09.22 29.09.22 | 10.30-12.00 | дискуссия, практическое занятие | 6 | Декоративное панно | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | выставка | |
Октябрь | 18 | |||||||
5 | 05.10.22 06.10.22 | 10.30-12.00 | Лекция, Практикум | 4 | Композиции из пластилина | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Наблюдение, собеседование | |
6 | 12.10.22 13.10.22 | 10.30-12.00 | Игра Самостоятельная работа | 4 | Модульная лепка | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | тестирование | |
7 | 19.10.22 20.10.22 | 10.30-12.00 | Индивидуальная самостоятельная работа | 4 | Аппликация «Мозаика» | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
8 | 26.10.22 27.10.22 | 10.30-12.00 | дискуссия, практическое занятие | 4 | Создание композиции из отдельных деталей | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
9 | 02.11.22 | 10.30-12.00 | Практическое занятие, творческая работа | 2 | Оформление работ | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | |
Ноябрь | 16 | |||||||
10 | 03.11.22 09.11.22 | 10.30-12.00 | Лекция, Практикум | 4 | Лепка на плоскости | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Устный опрос, | |
11 | 10.11.22 16.11.22 17.11.22 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 6 | Сюжетная картина из пластилина | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Проверочная творческая работа | |
12 | 23.11.22 24.11.22 30.11.22 | 10.30-12.00 | Индивидуальная самостоятельная работа | 6 | Скульптурная лепка | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | |
Декабрь | 16 | |||||||
13 | 01.12.22 07.12.22 | 10.30-12.00 | Индивидуальная работа | 4 | Пластилиновая живопись | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Наблюдение, собеседование | |
14 | 08.12.22 14.12.22 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 4 | 3д Моделирование | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Тестирования | |
15 | 15.12.22 21.12.22 | 10.30-12.00 | Ролевые игры, самостоятельная работа | 4 | Сюжетная картина на плоскости | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Проверочная творческая работа | |
16. | 22.12.22 28.12.22 | 10.30-12.00 | Групповая дискуссия, практическое занятие | 4 | Оформление работ | г.Лянтор, мкр6, стр.50,каб.107 | Выставка | |
Январь | 14 | |||||||
17. | 11.01.23 12.01.23 14.01.23 | 10.30-12.00 | Индивидуальная практическое занятие | 6 | История и свойства солёного теста | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Наблюдение, собеседование | |
18. | 18.01.23 19.01.23 | 10.30-12.00 | Лекция, практические занятия | 4 | Основы технологии приготовления соленого теста | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
19 | 25.01.23 26.01.23 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 4 | Техника изготовления изделий из солёного теста | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | |
Февраль | 16 | |||||||
20 | 01.02.23 02.02.23 08.02.23 09.02.23 15.02.23 16.02.23 22.02.23 23.02.23 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 8 | Технология раскрашивания изделий из солёного теста | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Собеседование,Творческая работа | |
21 | 10.30-12.00 | Исследование, Групповая работа | 8 | Композиции из цветочных мотивов | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | ||
Март | 18 | |||||||
22 | 01.03.23 02.03.23 04.03.23 09.03.23 15.03.23 16.03.23 22.03.23 23.03.23 29.03.23 | 10.30-12.00 | Исследование, Групповая работа | 10 | Технология изготовления цветного теста и поделок из него | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
23 | 10.30-12.00 | Самостоятельная работа | 8 | Декоративные рамки | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | ||
Апрель | 18 | |||||||
24 | 30.03.23 05.04.23 06.04.23 12.04.23 13.04.23 19.04.23 20.04.23 26.04.23 27.04.23 | 10.30-12.00 | Практические занятия | 6 | Изготовление изделий ко дню космонавтики | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
25 | 10.30-12.00 | Индивидуальная работа | 12 | Цветное тесто | г.Лянтормкр.6, стр.50,каб.107 | Выставка | ||
Май | 16 | |||||||
26 | 03.05.23 04.05.23 13.05.23 17.05.23 18.05.23 24.05.23 25.05.23 31.05.23 | 10.30-12.00 | Лекция, Практические занятия | 8 | Объемные лепные фигурки | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
27 | 10.30-12.00 | Ролевые игры, самостоятельная работа | 8 | Композиции «В гостях у сказки» | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | ||
Июнь | 18 | |||||||
28 | 01.06.23 07.06.23 08.06.23 14.06.23 15.06.23 21.06.23 22.06.23 28.06.23 29.06.23 | 10.30-12.00 | Лекция, Практические занятия | 6 | Использование каркаса | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | |
29 | 10.30-12.00 | Лекция, Практические занятия | 6 | Подготовка к выставке | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Творческая работа | ||
30 | 10.30-12.00 | Практическая Групповая работа | 6 | Выставка | г.Лянтор мкр.6, стр.50, каб.107 | Выставка | ||
Итого: | 168 |
ДИАГНОСТИКА
образовательного уровня обучающихся
Механизмом промежуточной оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, являются: диагностика и мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
В Центре детского творчества Сургутского района был разработан инструментарий – листы контроля знаний, умений, навыков (уровня обученности), которые заполняются по полугодиям (2 раза в год).
Данная диагностика позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов каждого обучающегося, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения обучающегося за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных, но и проследить развитие личностных качеств обучающихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы объединения.
Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности обучающихся, педагог должен определить следующее:
- какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично, сколько - не освоили совсем;
- сколько детей стали за текущий учебный год победителями, призерами конкурсов различного уровня;
- сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;
- каково количество обучающихся, переведенных на следующий этап обучения;
- каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе.
Методика Г. Девиса на определение творческих способностей обучающихся
Для выявления спектра интересов ребёнка проводится определение творческих способностей обучающихся по методике Г.Девиса. Опросник взят без изменений, основополагающим методом исследования является тестирование. Данная методика дает представление о наличии творческих способностей у детей на начальном этапе обучения, что отчасти облегчает понимание, общение и взаимодействие педагога с ребёнком. Так же есть возможность проследить динамику развития этих способностей ребёнка в дальнейшем.
Опросник
1. Я думаю, что я аккуратен(тна).
2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
1 — принятие беспорядка
2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
3 — рискованность
6 — недовольство собой
5 — альтруизм
7 — полный любопытства
11 — любовь к одиночной работе
8 — не популярен
13 — независимость
9 — регресс на детство
14 — деловые ошибки
10 — отбрасывание давления
15 — никогда не скучает
12 — самодостаточность
8 — активность
16 — чувство предназначенности
20 — стремление к риску
17 — чувство красоты
21 — потребность в активности
19 — спекулятивность
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предложить наличие творческих способностей у обучающегося.
Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся
С точки зрения Т. Элерса, мотивация достижения может развиваться в любом возрасте в первую очередь, за счет обучения. Кроме того, «она может развиваться в контексте трудовой деятельности, когда люди непосредственно ощущают все преимущества, связанные с достижениями…»
Инструкция к тестовому материалу
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет".
1.Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом.
2. Если замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание, я легко раздражаюсь.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все.
4. Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних.
5. Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. Я более требователен к себе, чем к другим.
8. Я доброжелательнее других.
9. Если я отказываюсь от сложного задания, впоследствии сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие — это не основная моя черта.
12. Мои достижения в работе не всегда одинаковы.
13. Другая работа привлекает меня больше той, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее похвалы.
15. Знаю, что коллеги считают меня деловым человеком.
16. Преодоление препятствий способствует тому, что мои решения становятся более категоричными.
17. На моем честолюбии легко сыграть.
18. Если я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19.Выполняя работу, я не рассчитываю на помощь других.
20.Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
21.Нужно полагаться только на самого себя.
22.В жизни немного вещей важнее денег.
23.Если мне предстоит выполнить важное задание, я никогда не думаю ни о чем другом.
24.Я менее честолюбив, чем многие другие.
25.В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро школа.
26.Если я расположен к работе, делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27.Мне проще и легче общаться с людьми, способными упорно работать.
28.Когда у меня нет работы, мне не по себе.
29.Ответственную работу мне приходится выполнять чаще других.
30.Если мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.
31.Иногда друзья считают меня ленивым.
32.Мои успехи в какой-то мере зависят от других.
33.Противодействовать воле руководителя бессмысленно.
34.Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35.Если у меня что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.
36.Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.
37.Если я работаю вместе с другими, моя работа более результативна, чем у других.
38.Не довожу до конца многое, за что берусь.
39.Завидую людям, не загруженным работой.
40.Не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41.Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры.
Ключ опросника
По 1 баллу начисляется за ответ "да" на вопросы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41 и "нет" — на следующие: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются.
Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.
От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;
более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Тестирование на основе материалов Р. В. Овчаровой
«Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся»
Вопросы
1.Часто ли вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
4.Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Отработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребёнка:
- низкий уровень – 0,1 - 0,45;
- ниже среднего - 0,46 -0, 55;
- средний уровень- 0.56 – 0,65;
- выше среднего - 0,66 -0,75;
- высокий уровень -0,76 -1.
Анкетирование для родителей обучающихся
«Выявление степени удовлетворённости образовательным
процессом и оценки результатов обучения»
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с ними. Это могут быть открытые занятия по окончании полугодия, отчетные мероприятия студии и всего Центра, чтобы родители могли по итоговым творческим работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Для выявления степени удовлетворённости образовательным процессом и оценки результатов обучения детей их родителями проводится анкетирование.
АНКЕТА
Группа № ______
1.Понравилось ли Вам открытое занятие?
3- понравилось
2- не очень понравилось
1- совсем не понравилось
- Виден ли творческий рост группы в целом?
3- виден хороший рост
2- не очень хороший рост
1- не виден рост
3.Оцените степень творческого роста своего ребенка.
3- очевиден рост
2- малозаметный рост
1- не заметен вовсе
- Выполнял ли Ваш ребёнок подобные упражнения дома?
3- постоянно
2- изредка
1- никогда
5.Считаете ли Вы, что поставленные задачи носят посильный характер?
3- посильный
2-частично посильный
1-не посильный
Ответы на дополнительные вопросы анкетирования:
- Группа, в которой занимается мой ребенок, можно назвать дружной.
- Педагог проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.
- В группе мой ребенок чувствует себя комфортно.
- Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с педагогами и администрацией центра детского творчества, в котором занимается мой ребенок.
- Мой ребёнок проявляет творческую инициативу, педагог помогает ему в этом.
- Педагог справедливо оценивает достижения моего ребенка.
- Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями по техническому творчеству.
- Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребенка.
- В коллективе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.
10. Педагоги дает моему ребенку глубокие и прочные знания.
11. В коллективе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.
12. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.
13. Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.
14. Коллектив помогает ребенку поверить в свои силы.
15.Коллектив помогает ребенку учиться решать жизненные проблемы.
16. Коллектив помогает ребенку учиться преодолевать жизненные трудности.
17. Коллектив помогает ребенку учиться правильно, общаться со сверстниками.
18. Коллектив помогает ребенку учиться правильно общаться со взрослыми.
Цель:выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога и коллектива в целом.
Высказывания 1-13
Обработка результатов.Удовлетворенность родителя работой коллектива(коэффициент Х)определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).
Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности.
Высказывания 14-18
Обработка результатов.Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель получится меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.
Утверждения, представленные в анкете,оцениваются от0до4-х баллов:
4- совершенно согласен;
3- скорее согласен;
2-трудно сказать;
1-скорее не согласен;
0- совершенно не согласен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...
Дополнительная общеобразовательная программа "Умный дом с Arduino"
Среда обитания современного человека насыщена разнообразными электронными устройствами, которыебудут и в дальнейшем развиваться и совершенствоваться. Другая сторона этого явления - упроще...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные каникулы. Погружение в ботанику"
В программе представлены способы формирования экоцентрического мировоззрения на основании интереса обучающихся к использованию на практике методов изучения живой природы. Программа предпола...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «Цветные ладошки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...