функции учителя в современной школе
статья
В данной статье описаны функции преподавателя, которые он выполняет в современных изменившихся реалиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsii_uchitelya_v_sovremennoy_shkole.docx | 14.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Функции учителя в современной школе.
Сегодня мир меняется и мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Естественно, что роль учителя по-разному определялась в каждую конкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то время педагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностей молодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личности обучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональной близости между педагогом и учеником.
Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации».
Учитель современной школы осуществляет различные функций: – является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; – обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей; – выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. – создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей; – осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы; – выполняет функцию классного руководителя .
Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях . Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе.
В разные исторические эпохи изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись всё новые требования. Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения.
В чем же новизна функций учителя в условиях введения стандарта второго поколения? У учителя появились новые роли:
– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;
– учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;
– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;
– учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.
В учебном процессе учитель:
– чаще организует индивидуальные и групповые формы работы; – систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
– использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
– планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое.
Также в школе преобладают субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, в то время как раньше были субъект-объектные отношения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится формирование «умения учиться», то есть способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. У учителя современной начальной школы появились новые роли: модератора, тьютора, консультанта, психолога. Учитель играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель в современной школе
Учитель в современной школе...
Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....
Личность учителя в современной школе
Личность учителя в современной школе.Каким должен быть учитель в современной школе....
Какой учитель нужен современной школе.
Статья - результаты исследования работы с учениками. Основной вопрос - каким должен быть учитель в современной школе.? Ребята выбрали основные критерии сами. Какими они хотят нас видеть, можно п...
Структура педагогической деятельности учителя в современной школе
В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....
Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.
Статья по теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...