Какой учитель нужен современной школе.
статья на тему
Статья - результаты исследования работы с учениками. Основной вопрос - каким должен быть учитель в современной школе.? Ребята выбрали основные критерии сами. Какими они хотят нас видеть, можно прочитать в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_uchitel_nuzhen_sovremennoy_shkol1.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой учитель нужен современной школе.
Автор – Балина Т. И. – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РПТ МО. (Раменский политехнический техникум.)
Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.
Какие же факторы больше всего влияют на успех педагога? Определенные способности (1).
1) конструктивные (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей);
2) организаторско – коммуникативные (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками);
3) гностические (способность приобретать и использовать знания).
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и исследовательская:
3) организаторская и коммуникативная;
4) самосовершенствование.
Профессионализм и педагогическое мастерство учителя.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям
На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
Говоря о фундаментальности педагогического образования, мы имеем в виду не только предметную область, но и область психолого-педагогическую, поскольку они неразделимы в подготовке учителя. Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и профессионально значимые личностные качества творческого плана. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В нашей отечественной традиции образование понимается как двуединый процесс обучения и воспитания. Формирование готовности выпускников к осуществлению задач воспитания — это одна из первоочередных проблем. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживало наше Отечество, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. А сегодня школа — один из немногих социальных институтов, уроки жизни в котором проходят все граждане нашей страны.
Требования к компетентности современного педагога.
Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.
Самой главной составляющей профессионализма является компетентность (способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова (2) выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- Специальная или деятельностная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
- Социальная характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества.
- Личностная характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Умение планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
- Индивидуальная характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:
Допрофессионализм, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока.
Собственно профессионализм, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз.
Суперпрофессионализм или мастерство – приближение к вершине профессиональных достижений.
«Послепрофессионализм», когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов.
Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову (3):
- Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
- Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
- Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности
Выделим следующие компоненты профессиональной компетентности педагога:
Мотивационно – волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный ( от лат. – исполнение) проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный ( от лат. – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиск личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствование мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер,
Какими хотят нас видеть родители и ученики?
Учебное заведение может привлекать абитуриента разными сторонами. Это может быть сам процесс приобретения знаний и навыков, который приводит к расширению горизонтов и жизненных возможностей ребенка. Это может быть чувство радости от пребывания в коллективе от общения со сверстниками. Это может быть волнение от общения с педагогом, открывающее для его духовного мира нечто новое.
Понятно, что педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.
Каждый день, входя в класс, преподаватель или мастер становится объектом внимания. Впечатления об образовательном учреждении, сложившегося у подростков, часто остаются неизменными на всю жизнь. Уже превратившись в родителей, они рассказывают своему ребенку, про математичку, историка и физрука с теми самыми чувствами, которые сформировались еще тогда, в юношеские годы.
Отношения учителя и ученика, как правило, неравноценны. По праву «сильного» учитель всегда может высказать ученику (и высказывает) все, что он о нем думает. А вот ученику практически никогда не удается во всеуслышание заявить о своей «оценке» учителя.
Вот выдержки из сочинений детей лицея № 103 г. Раменское Московской области: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения, чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким» (Учащаяся гр. 709 Власенко А.). « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении» (Учащаяся гр. 802 Хорошева А.). « Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам» (Учащаяся гр. 713 Мельникова Е.). «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне» ( Учащийся гр.825 Пугачев П.).
Недавно в нашем лицее прошел педагогический совет на тему: «Личность педагога в современной школе», на котором выступила психолог Мещерякова Юлия Николаевна. Она провела исследование среди учащихся на данную тему и пришла к выводу, что для ребят важно в педагоге:
- Доброта – 65 %
- Знание предмета – 25 %
- Внимательность – 24 %
- Понимание – 23%
- Вежливость – 17 %
- Ответственность – 16%
- Ум – 14%
- Строгость – 13 %
- Терпеливость – 11%
- Уравновешенность – 11%
- Опрятность – 7 %
- Культура – 8%
- Грамотность – 6%
- Честность – 5 %
- Скромность – 5%
На вопрос: « Что не должен делать современный педагог?» Были получены следующие результаты:
- Повышать голос – 78 %
- Оскорблять – 26 %
- Бить – 17 %
Таково мнение наших студентов относительно качеств идеального педагога. Но, как мы все знаем, идеального человека нет. Но в любом случае, учителю, как представителю творческой профессии, всегда есть к чему стремиться.
Эти результаты можно сравнить с официальными исследованиями (2):
- Широкая эрудиция.
- Склонность замечать в людях доброе и хорошее.
- Преподавательское мастерство.
- Любовь к детям.
- Любовь к профессии.
- Умение доводить начатое дело до конца.
- Творчество в работе.
- Доброта, терпимость.
- Требовательность к детям.
- Коммуникативность.
- Использование нового, передового в работе.
- Скромность.
- Самостоятельность.
- Привлекательность.
Ученики и родители ожидают от педагога мудрых действий, умений разрешать различные ситуации спокойно и справедливо, отличных знаний, любви к детям и профессии.
Учителем может быть только тот, кто является личностью.
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Социальная структура личности.
(по Г. Смирнову (5))
Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли таких школьных предметов, как русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка. Им принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, «наставника разумного и сердечного», сможет тот, кто сам является личностью. Какой учитель нужен современной школе и что надо изменить в подготовке и переподготовке педагогических кадров, с тем чтобы они в большей степени отвечали запросам современного общества?
Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении (хотя, как мы знаем, еще много неясностей даже с определением профилей, не говоря об их содержательном наполнении). От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:
Профессиональной направленности;
Профессиональной компетентности;
Профессионально – важных качеств личности.
Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.
Профессионально – важные качества– это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств: идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм.
Педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому на первом месте – наличие педагогических способностей. Успех в воспитании каждого человека зависит от многих факторов и условий. Педагог выступает своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнять будучи разносторонне образованным человеком. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.
П. Вайнцвейг (6) предложил 10 заповедей творческой личности:
- Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои отношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своем здоровье.
- Старайся мыслить позитивно.
- Сочетай свое материальное благополучие с духовным удовлетворением.
- Повышай культурный уровень.
Каким должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя?
- Высокая результативность.
- Высокий уровень познавательной активности учащихся.
- Развитие познавательных способностей и творчества учащихся.
- Высокий уровень культуры учебного труда.
- Самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.
- Высокий организационно – методический уровень занятий.
- Индивидуализация процесса обучения.
- Рефлексия.
- Компетентность педагога и учащихся.
- Взаимодействие педагога и учащихся.
Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.
Литература:
- О. В. Симен – Северская. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя. Серия «Гуманитарная наука», выпуск 6.
- А. К. Маркова. Психология профессионализма. М. «Международный гуманитарный фонд знаний», 1996 г.
- Ю. В. Поваренков. Развитие коммуникативной компетентности педагога. М., 2002 г.
- Г. М. Смирнов. Содержание профессиональной компетентности педагога профессионального обучения. М. 2010г.
- П. Вайнцвейг. Десять заповедей творческой личности. М. «Прогресс», 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель в современной школе
Учитель в современной школе...
"Какой учитель нужен новой школе?"
Выдержка из ЭССЕ на конкурс....
эссе "Каким должен быть учитель в современной школе"
Вот уже, который год канун первого сентября для меня является временем размышлений, поиска истины. Каждый год я задаю себе одни и те же вопросы. Смогу ли я войти во внутренний мир ребенка без предрасс...
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....
«Какой должна быть современная школа»
Школа – начальная ступенька в образовательном процессе и в становлении личности. Основная ее задача – дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизн...
Какой должна быть современная школа?
Как для родителя мне нужна такая школа, где мой ребенок будет чувствовать себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком. Современная школа должна создавать условия для проявления и ра...
Выступление по теме "Какой педагог нужен современной школе?"
Круглый стол...