Научно-исследовательская работа «Содержание и организация проведения занятий с преимущественным применением имитационных упражнений лыжника»
опыты и эксперименты (10 класс)
Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся, оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников. Лыжные гонки, являясь одним из самых массовых видов спорта, представляют собой эффективное средство воспитания волевых качеств, т.к. с преодолением многочисленных внешних и внутренних препятствий различной степени трудности воспитываются воля, настойчивость и целеустремленность.
Объект исследования- процесс физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования- содержание и организация, методика проведения занятий по лыжной подготовке на уроках физической культуры в бесснежный период.
Цель исследования- повышение эффективности процесса воспитания физических качеств, гармоничного физического развития школьников и обучении их технике передвижения на лыжах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_organizatsiya.docx | 62.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан» МР Алданский район
Научно-исследовательская работа
«Содержание и организация проведения занятий с преимущественным применением имитационных упражнений лыжника»
Тренер-преподаватель по лыжным гонкам
Сафронов Дмитрий Евгеньевич
г. Алдан, 2022 г.
Введение
Лыжная подготовка в общеобразовательной школе занимает одно из ведущих мест по значимости для физического развития учащихся, оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников. Лыжные гонки, являясь одним из самых массовых видов спорта, представляют собой эффективное средство воспитания волевых качеств, т.к. с преодолением многочисленных внешних и внутренних препятствий различной степени трудности воспитываются воля, настойчивость и целеустремленность (Ермошкаев И.Н., 1978; Боген М.М., 1981).
В научно-методических работах авторов: Капланского и др, предлагается непосредственно начинать готовиться к урокам лыжной подготовки в осенний период, в 1-й и 2-й четверти, применяя в основном имитационные упражнения лыжника (Шимановский Ю.Д., 1991, Люберецкий В.Н., 1994; Антонов А.М., 1996).
Анализ данных научно-методической литературы, опыт работы в школе позволили выявить, следующие: несмотря на то, что многие педагоги широко применяют имитационные упражнения при обучении технике лыжных ходов, влияние данных упражнений на техническую и физическую подготовленность учащихся изучено не достаточно глубоко, нет четких рекомендаций по методике применения имитационных упражнений лыжника и их соотношения с другими разделами учебной программы. В этой связи особую актуальность приобретает поиск новых путей, направленных на качественное обучение технике лыжных ходов с применением имитационных упражнений в осенний период подготовки.
Гипотеза - лимит времени, отведенный учебной программой в школе на прохождение лыжной подготовки, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно осуществлять обучение технике лыжных ходов, а тем более воспитывать необходимые лыжникам физические качества. Предполагается, что научное обоснование и применение методики обучения технике лыжных ходов с использованием имитационных упражнений в комплексе с другими основными средствами физического воспитания позволят повысить эффективность процесса воспитания основных физических качеств, способствовать гармоничному физическому развитию школьников и обучению их технике передвижения на лыжах.
Объект исследования- процесс физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования- содержание и организация, методика проведения занятий по лыжной подготовке на уроках физической культуры в бесснежный период.
Цель исследования- повышение эффективности процесса воспитания физических качеств, гармоничного физического развития школьников и обучении их технике передвижения на лыжах.
Задачи исследования:
- Выявить особенности применения подготовительных и имитационных упражнений при обучении школьников различным видам спорта к преимущественную их направленность при прохождении раздела лыжной подготовки в школе;
- Изучить влияние применения имитационных упражнений лыжника на проявление физических качеств, показатели физического развития и уровень технической подготовленности школьников;
- Разработать содержание и определить наиболее эффективную форму применения имитационных упражнений лыжника на уроках осеннего периода в комплексе с другими разделами учебной программы;
- Экспериментально обосновать методику применения имитационных упражнений лыжника на уроках физической культуры в старших классах общеобразовательной школы.
Методы исследований:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос (анкетирование) учителей физической культуры: педагогический эксперимент;
- метод педагогических контрольных упражнений (оценка уровня физического развития, проявления физических качеств и технической подготовленности);
Научная новизна:
- Теоретически обоснована эффективность применения имитационных упражнений лыжника для обучения технике лыжных ходов учащихся старших классов;
- Получены новые данные по воздействию имитационных упражнений лыжника на физическое развитие и техническую подготовленность учащихся;
- Разработана и внедрена (технология) процесса обучения технике лыжных ходов на уроках физической культуры осеннего периода с применением имитационных упражнений лыжника в комплексе с другими средствами физического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана (технология) обучения старшеклассников технике лыжных ходов с применением имитационных упражнений в комплексе с другими средствами физического воспитания. Предлагаемая программа проведения учебных занятий по лыжной подготовке в бесснежный период может быть использована в старших классах общеобразовательных школ. Применение экспериментальной технологии в практических занятиях по разделу «Лыжная подготовка» в осенний период позволяет существенно повысить уровень технической подготовленности учащихся к началу лыжного сезона.
Апробация работы
Исследование было организовано на базе Спортивной школы г. Алдан (п. Лебединый) Алданского района Республики Саха Якутия. Дети группы Этапа начальной подготовки 3-го года обучения.
Организация исследования:
Для определения степени разработанности исследуемой проблемы было проанализировано более 20 методических источников по направлениям: «Лыжной подготовки в системе физического воспитания», «Методики применения имитационных упражнений лыжника на уроках физической культуры в старших классах общеобразовательной школы».
Структура и объём работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе, дается теоретическое обоснование исследуемой проблемы.
Повышение общего уровня работоспособности и развития физических качеств у старших школьников на уроках лыжной подготовки. В следующих параграфах раскрыты факторы, влияющие на физиологические изменения организма при выполнение имитационных упражнений с другими средствами.
И подошли к выводу: Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса.
Первый параграф раскрывает цель, задачи, методы и организацию исследования.
Педагогические наблюдения осуществлялись в процессе учебно-тренировочных занятий по лыжной подготовке, которые проходили в Спортивной школе Алданского района п. Лебединого. Предметом наблюдения явилась техническая подготовка школьников в старших классах по разделу лыжная подготовка, особое внимание уделялось на имитационные упражнения лыжника на уроках физической культуры.
Организация исследования
Настоящее исследование осуществлялось в период с августа 2021 г. по май 2022 г. в 3 этапа:
1 этап – обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование;
2 этап – педагогический эксперимент с применением на уроках физической культуры средств подготовки лыжника в бесснежный период;
3 этап – исследование влияния имитационных упражнений лыжника и их применения в осенний период на технику передвижения на лыжах и результат в лыжных гонках;
На формирующем этапе эксперимента, нами был проведен анкетный опрос учителей физической культуры диаграмма № 1 Алданского района (25чел), в результате которого было выявлено, что 12% учителей проводят лыжную подготовку в школе, 88% в зависимости от условий проводят от 8 до 12 уроков на лыжах за зиму. Из числа опрошенных респондентов, только 6% на первое место по значимости для физического воспитания школьников ставят лыжную подготовку. Остальные же более значимыми называют легкую атлетику (47%), гимнастику (41%), спортивные игры (6%). Все педагоги считают, что применение средств лыжной подготовки в бесснежный период на уроках осенью позволит повысить уровень технической подготовленности к передвижению на лыжах. Однако, применяют их на практике 16%.
В зависимости от погодных условий каждому учителю приходится переносить уроки физической культуры зимой в спортивный зал. На этих уроках часть учителей занимается диаграмма № 2 общей физической подготовкой (54%), часть спортивными играми (40%), легкой атлетикой (6%). При прохождении раздела лыжной подготовки зимой диаграмма №3 20% - учителей больше уделяют внимание технике передвижения на лыжах, а 80% - воспитанию основных физических качеств.
Разработка экспериментальной программы.
В связи с этим был проведен поисковый эксперимент.
Задачами поискового эксперимента являлось:
- Выявить влияние имитационных упражнений лыжника на уровень проявления основных физических качеств у учащихся старших классов;
- Определить наиболее эффективные формы применения имитационных упражнений лыжника для физического воспитания школьников.
В эксперименте приняло участие две группы: контрольная и экспериментальная (всего 45 уч-ся 10-11 классов, из них 20 юноши и 25 девушек). В контрольной группе на осеннем этапе было проведено 24 занятия в соответствии с программой физического воспитания (Лях В.И., Мейксон Г.Б., 2002), в экспериментальной группе было также проведено 24 занятия, в ходе которых учащиеся занимались только изучением техники лыжных ходов с применением имитационных упражнений лыжника. Процентное соотношение времени, отводимого на различные виды имитации приведено в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение времени, отводимого на уроках для обучения разным способам имитации при проведении занятий в экспериментальной группе
№ | Способы имитации | Время, % |
1 | Имитация на месте | 10 |
2 | Шаговая и прыжковая имитация | 10 |
3 | Кросс с имитацией | 30 |
4 | Имитация с отягощением | 10 |
5 | Передвижение на лыжероллерах | 40 |
Анализ результатов поискового эксперимента позволил установить некоторые особенности в воспитании основных физических качеств у школьников контрольной и экспериментальной групп. Так, мы установили, что у юношей в контрольной группе за данный период не произошло достоверных приростов по уровню проявления выносливости (бег 3000 м) и гибкости (наклон вперед из положения сидя).
У учащихся экспериментальной группы не произошло достоверного прироста показателя быстроты (бег 100 м), а показатели гибкости ухудшились на 2.85%, при сравнении динамики показателей по другим физическим качествам позволили выявить, что у учащихся экспериментальной группы также ниже показатели прироста силы (подтягивание в висе на перекладине), 12.5% при, против 13.6% при в контрольной группе.
У девушек в контрольной группе не установлено достоверных приростов за исследуемый период по силе (подтягивание, в висе лежа), скоростно-силовым качествам (сгибание-разгибание туловища за 1 мин.) и выносливости (бег 2000м).
У учащихся экспериментальной группы наблюдалось так же, как и у юношей, ухудшение гибкости (наклоны вперед из положения, сидя) на 2.99% при.
Результаты проведенных нами исследований позволили сделать следующие заключения: применение имитационных упражнений лыжника на уроках физической культуры в старших классах может оказывать неблагоприятное воздействие на уровень воспитания некоторых физических качеств: быстроты, силы и гибкости у юношей и гибкости у девушек.
Наряду с уровнем физической подготовленности, одним из основных показателей, определяющих результат в лыжных гонках, является техническая подготовленность. На основе литературных данных, с целью подтверждения данной гипотезы, в ходе поисковою эксперимента оценивался уровень технической подготовленности учащихся в начале и в конце лыжного сезона.
В результате проведенных исследований было установлено, что в начале лыжного сезона учащиеся, не обучившиеся технике с применением имитационных упражнений лыжника в осенний период (контрольная группа), очень слабо владели техникой передвижения на лыжах, и в результате оценивания экспертами получили в начале сезона в среднем от 2,8 до 3,0 баллов, а учащиеся экспериментальной группы имели более высокий уровень технической подготовленности – от 3,1 до 3,4 балла.
Вывод: результаты анализа динамики технической подготовленности учащихся в течение лыжного сезона свидетельствует о том, что применение имитационных упражнений лыжника в осеннем периоде подготовки дает возможность существенно повысить ее уровень к началу лыжного сезона. Разработанная технология предусматривает применение основных групп имитационных упражнений учителями физической культуры в учебно-воспитательном процессе. Распределение времени и обучение технике лыжных ходов в осенний период при помощи имитационных упражнений лыжника осуществляется в следующем соотношении, обучение имитации на месте – 10%, обучение шаговой и прыжковой имитации – 10%, выполнение кросса с имитацией – 30%, имитация с отягощением и сопротивлением – 10%, передвижение на лыжероллерах – 40%.
Диаграмма № 1
Анкетный опрос учителей физической культуры
Диаграмма № 2
Диаграмма №3
Лыжная подготовка зимой на уроках физической культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся...
«Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»
Научно-исследовательская деятельность на уроках английского языка различные виды деятельности....
Методическое пособие к занятиям по лыжной подготовке. "Имитационные упражнения".
Методическое пособие к занятиям по лыжной подготовке. "Имитационные упражнения"....
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Методическое пособие Применение имитационных упражнений при подготовке лыжников-гонщиков
Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов - это упражнения без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода или ход в целом. Освоив эти упражнения, отработа...
Научно-исследовательская работа "Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников- гонщиков на их спортивный результат"
Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности органи...
Исследовательская работа "Содержание и организация проведения занятий с преимущественным применением имитационных упражнений лыжника"
Данная методика может быть применена тренерами-преподавателями ДЮСШ на тренировочных занятиях по лыжным гонкам...