Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
материал по истории по теме
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса». Программа определяет новую модель образовательного процесса, которая заключается в признании высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся в лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.77 КБ |
vystuplenie_pr.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
__1 слайд_____________________________________________________
Коренные преобразования в обществе требуют воспитания социокультурной элиты, которая будет определять перспективы развития государства. Необходимо не только выявить способности учеников на олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках и конкурсах, но и реализовывать современные цели образования через научно-исследовательский подход к проблеме активизации форм и методов работ с одаренными детьми.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса». Программа определяет новую модель образовательного процесса, которая заключается в признании высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся в лицее.
Изучение мнения педагогов лицея, позволило установить, что внедрение инициативы активизации творческого потенциала учеников, дало возможность повысить качество образования, обеспечило ученику возможность выбора деятельности, родителям - увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Каждый учитель, который ориентируется в своей работе на проектную деятельность в форме научного исследования, в первую очередь выстраивает конструктивное пространство возможной реализации творческих замыслов учеников.
_2 слайд_____________________________________________________
Мое образовательное пространство, сфера применения моих педагогических идей и отражение совместного с учениками творчества, определяется ежегодно, сохраняя проверенное сотрудничество и приобретая новые структурные элементы. В этом учебном году выглядит так:
1.Досуг – ДАНЮИ, научно-практические конференции
2. Управление образования– краеведческая конференция
3.ДГТУ – научно-практические конференции
4.Администрация Красносулинского района – «Банк проектов будущих специалистов»
5.Методический клуб «1-е сентября» - «Фестиваль исследовательских и творческих работ»
6.РАО – Конкурс старшеклассников «Идеи Лихачева и современность»
7.Интернет-конкурс – «Лучший ученик 2012 года»
8.Социальная сеть работников образования.
Определив пространство деятельности, я вычерчиваю пути индивидуальной реализации учеников. Это важный момент, так как Различные конкурсы и фестивали имеют возрастной ценз, а начинать заниматься исследовательской работой с учениками я начинаю с 12-летнего возраста, т.е. 6-7 класс.
3слайд ______________________________________________________
Логично, в виду специфики предмета, который я преподаю, выстроить формы исследовательской работы следующим образом:
проект
Проблемное эссе Научно-исследовательская работа
на выбранную или заданную тему
Классический вариант научно-исследовательской работы учащихся давно определен и апробирован. Существует четкий алгоритм работы, этапы, структура. И по сути интересным моментом в этой форме организации проектной деятельности является, конечно, содержание, т.е. проблема. Научить ребенка критически мыслить, определять проблематику как исторических событий, так и повседневных явлений, это значит вооружить навыком работы с проблемой и с точки зрения научного познания.
На мой взгляд, наибольший интерес на сегодняшний день представляет и у учителей, и у учеников овладение навыками написания проблемного эссе. Более того и основная масса конкурсных работ и формы обучения и контроля на социально-гуманитарных факультетов в ВУЗАХ, требуют умения владения навыком изложения и исследования проблемы в виде эссе.
Как же должен быть организован образовательный процесс, чтобы научно-исследовательская деятельность ученикам служила показателем их результативной учебной деятельности и удовольствие от процесса познания?
4 слайд_____________________________________________________
Изначально определяю основы будущей совместной творческой деятельности. Что хочет ученик? Что хочет учитель? И становится ясно, что мы в основном существуем в разных галактиках.
Понятно, что учитель – это вечный двигатель идей и вечного оптимизма и вытягивать ученика на свой уровень без предварительной кропотливой работы нереально. Но и, безусловно, уровень ученика не устраивает учителя. Как решать извечные вопросы «золотой середины»
5 слайд______________________________________
Я в своей деятельности использую систему, которую условно назвала «3 И» - интересно, интерактивно, информационно».
6 слайд_____________________________________
Учитывая, что фундаментом исторического образования являются Критическое мышление, Интеграция, Проблематичность, Анализ, Исследование, моделирование, реализация системы «З- И» срабатывает, практически идеально.
Используя сущность проектной технологии: Стимулирую интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Информационность в работе с учениками осуществляется через
изложения теоретического материала в быстром темпе и крупными блоками;
использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
подробное объяснение алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
активная взаимопомощь
урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);
парный взаимоконтроль
Использование интерактивных технологий формирует у учеников не только информационную компетентность, но и навыки успешной подачи наработанного материала и ораторского мастерства.
7 слайд___________________________________________
В результате чего были созданы научно-исследовательские проекты «Современное экономическое развитие г. Красный Сулин», Социальный проект, « Чтобы помнили», опубликованные на сайте газеты 1-е сентября, и в сборнике творческих исследовательских работ этого же издания.
Исследовательский проект «Новейшая история: перспективы развития агротуризма в Красносулинском районе» успешно заявлен на краеведческой конференции и после доработки будет представлен на научно-исследовательской конференции в ДАНЮИ и в ДГТУ.
12 моих учеников зарегистрированы на участие в интернет-конкурсе «Лучший ученик 2012 года», последним туром которого является написание проблемного исследования в виде эссе.
5 учеников 11 класса заявили о своем участии в Конкурсе старшеклассников «Идеи Лихачева и современность». Победители лучшей работы по проблемам нравственности не только награждаются денежными призами, но и имеют льготы при поступлении в Санкт-Петербургский университет.
8 слайд__________
Таким образом «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»
Идея научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса выполняет Федеральный Закон РФ «Об образовании», когда в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности 9 слайд__________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАО конкурс для старшеклассников «Идеи Лихачева и современность» Методический клуб «1-е сентября» Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся» Администрация Красносулинского района «Банк проектов будущих специалистов Социальная сеть работников образования ДГТУ - Научно-практические конференции Управление образования «Краеведческая конференция Интернет – конкурс «Лучший ученик 2012 года» Научно-практическая конференция ДАНЮИ
формы исследовательской работы научно-Исследовательская работа Проблемное эссе ПРОЕКТ
Глобальные вопросы лицейского масштаба Что хочет ученик? Что хочет учитель?
Решение проблемы 3 «И» И нтересно И нформационно И нтерактивно Инновационные технологии
Фундамент исторического образовательного процесса Критическое мышление Интеграция Проблема Исследование моделирование Анализ
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло» В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»)
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»
Задачи исследования: Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;Сп...
Научно - исследовательская работа "Английские пословицы и идиомы в учебном процессе школьника"
Тезисы Исследовательская работа «Английские идиомы и пословицы в учебном процессе школьника» выполнена ученицей МБОУ СОШ имени М.Н. Костина посёлка Новосёлки Мелекесского района Зубченко Натальей по...
«Внедрение научно-исследовательского проекта на ступени основной школы»
Анализ и обобщение опыта введения проектной деятельности учеников основной школы...
Научно-исследовательская работа "История школьной формы"
Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 8 класса.Цель работы: выяснить, каковы перспективы возможного возврата формы в российские школы. Задачи: - выяснить существов...
Научно-исследовательская работа «Определение основных форм и видов лишайников села Отказного»
Актуальность и значимость моей работы заключается в изучении основных форм и видов лишайников села Отказного.Объект исследования: Лишайники Цель исследования: выяснить каковы в...
Научно-исследовательская работа обучающегося "Межличностные отношения в группе в процессе командообразования" (научное общество учащихся "Эврика - 48" )
Работа обучающегося на НОУ "Эврика - 48"...