Программа "Культура и быт народов России"
рабочая программа
В современном мире, когда так обостряются национальные конфликты, стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций. Направление данной программы: знакомство с народами, населяющими территорию Российской Федерации, с их бытом и культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
"Культура и быт народов России"
Составитель:
Вельма Евгения Викторовна
учитель истории
2021-2022 г.
Пояснительная записка
Экономические и политические изменения, которые произошли в России за последнее десятилетие, привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
В современном мире, когда так обостряются национальные конфликты, стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций.
Направление данной программы: знакомство с народами, населяющими территорию Российской Федерации, с их бытом и культурой.
Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.
Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры страны.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего и других этносов, населяющих территорию Российской Федерации.
Цель: формирование у учащихся этнического самосознания и культуры межэтнических отношений.
Новая предметность позволяет решать задачи адаптации субъектов образовательного процесса к реальному социальному многообразию, преодолеть отчуждение процесса образования от состояний социокультурной среды, включить учащихся в систему поликультурного взаимодействия.
Для формирования и интеграции знаний необходимо решить следующие задачи:
- поиск эффективных форм и способов представления культур в образовательном процессе;
- включение в содержание образования способов присвоения форм взаимодействия культур различных этносов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13-14 лет.
Сроки реализации программы «Культура и быт народов России» 1 год. Количество часов в программе отведено 1 час в неделю, 35 часов в год.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, коллективные.
Формы организации образовательного процесса: лекции, трудовые дела, праздники, беседы, конкурсы, выставки, экскурсии, творческие дела, игры; работа в библиотеке с дополнительной литературой; практические занятия; итоговой концерт.
Режим занятий: занятия проводятся во внеурочное время, продолжительность занятия – 40 минут.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся должны знать свою историю, национальную культуру, сравнивать ее с другими культурами; беречь и развивать народные традиции; взаимодействовать и реализовывать гражданскую, патриотическую позицию, взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважительно относиться к традиционным религиям.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название занятия | Форма проведения | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Раздел I. Введение в этнографию. | |||||
1. | Источники по этнографии | 1 | 1 | ||
2. | Расы и народы | 1 | 1 | ||
Раздел II. Удмуртия – частица России. | |||||
3 | Этнография удмуртского народа. | 1 | 1 | ||
4 | Традиции, обряды и обычаи удмуртского народа. | 1 | 1 | ||
5 | Удмуртская национальная кухня. | 1 | 1 | ||
6 | Костюмы народов Удмуртии. | 1 | 1 | ||
7 | Декоративно - прикладное искусство. | 1 | 1 | ||
8 | Фольклор удмуртского народа | 1 | 1 | ||
Раздел III. Татарстан. | |||||
9 | Этнография татарского народа. | 1 | 1 | ||
10 | Народные праздники и народные традиции. | 1 | 1 | ||
11 | Татарская национальная кухня | 1 | 1 | ||
12 | Костюмы народов Татарстана. | 1 | 1 | ||
13 | Декоративно - прикладное искусство. | 1 | 1 | ||
14 | Фольклор татарского народа | 1 | 1 | ||
Раздел IV. Башкортостан. | |||||
15 | Этнография башкирского народа. | 1 | 1 | ||
16 | Народные праздники и народные традиции. | 1 | 1 | ||
17 | Башкирская национальная кухня | 1 | 1 | ||
18 | Костюмы народов Башкортостана. | 1 | 1 | ||
19 | Декоративно - прикладное искусство. | 1 | 1 | ||
20 | Фольклор башкирского народа. | 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ V . ПРИКАМЬЕ – ЧАСТЬ РОССИИ. | |||||
21 | Этнография народов Прикамья. | 1 | 1 | ||
22 | Народные праздники и народные традиции. | 1 | 1 | ||
23 | Национальная кухня. | 1 | 1 | ||
24 | Костюмы народов Прикамья. | 1 | 1 | ||
25 | Декоративно - прикладное искусство. | 1 | 1 | ||
26 | Фольклор народов Прикамья. | 1 | 1 | ||
РАЗДЕЛ VI. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА | |||||
27 | Этнография народов Северного Кавказа. | 1 | 1 | ||
28 | Народные праздники и народные традиции. | 1 | 1 | ||
29 | Кавказская национальная кухня. | 1 | 1 | ||
30 | Костюмы народов Северного Кавказа. | 1 | 1 | ||
31 | Декоративно - прикладное искусство. | 1 | 1 | ||
32 | Фольклор народов Северного Кавказа. | 1 | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. | Презентации | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | Выставка прикладного искусства. | 1 | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | Концерт. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 22 | 13 | 35 |
Содержание программы
Раздел I. Введение в этнографию.
Что такое этнография, чем занимается, что изучает, актуальность предмета, историчность предмета и пр.
Материалы по археологии, музеи, летописи (письменные источники; архивы; переписка и пр.; полевой материал; семья и ее быт, традиции и пр.).
Расы и их отличия, основной ареал обитания, переходные группы, языковые семьи – группы и пр. Некоторые особенности народов в расовом и языковом плане, традиции и обряды.
Раздел II. Удмуртия – частица России.
Этнография удмуртского народа. Знакомство с расположением Республики Удмуртия; языковая семья удмуртов, родственники народа. Символика.
Традиции, обряды и обычаи удмуртского народа. Знакомство с фрагментами удмуртских обрядов, обычаев, традиций.
Удмуртская кухня. Ознакомление с национальной кухней удмуртов, связь с кухней других народов (русской, татарской, марийской, восточной.)
Народная одежда удмуртов.
Декоративно - прикладное творчество (роспись по дереву, вышивка, аппликация). Знакомство с элементами удмуртского орнамента, роспись по дереву, рукоделие: вышивание крестом, бисером, монистами. Особенности изображения природы и животных.
Фольклор удмуртского народа (поэзия, проза, былины, пословицы, поговорки, сказки, потешки, игры, песни). Знакомство и изучение с поэзией, прозой, былинами, пословицами, поговорками, народными сказками, потешками, играми, песнями.
Раздел III. Татарстан.
Этнография татарского народа. Знакомство с расположением Республики Татарстан; языковая семья, родственники народа. Символика.
Традиции, обряды и обычаи татарского народа. Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.
Татарская национальная кухня: традиции и обычаи. Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.
Костюмы народов Татарстана. Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.
Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.
Татарский фольклор. Устное народное творчество.Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.
Раздел IV. Башкортостан.
Этнография башкирского народа. Знакомство с расположением Республики Башкортостан. Символика. Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана. Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой. Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях. Названия дней недели и месяцев у башкир. Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи. Элементы театра в обрядах, народном творчестве.
Башкирская национальная кухня: традиции и обычаи. Самобытные черты, особенности башкирской кухни.
Костюмы народов Башкортостана. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.
Виды декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву, тиснение на коже, ковроткачество, вышивка, художественная и ювелирная обработка металла. Истоки декоративно-прикладного искусства, его связи с бытовым укладом жизни башкир. Яркость и самобытность изделий. Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца. Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот, фронтонов, наличников.
Понятие о народном творчестве как части культуры. Сказочный мир башкир. Виды народных сказок. Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Шуточные сказки, кулямасы.
РАЗДЕЛ V . ПРИКАМЬЕ – ЧАСТЬ РОССИИ.
Этнография народа. Знакомство с расположением Пермского края. Символика. Народы, населяющие край.
Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой. Древний календарь тюркских народов, основанный на верованиях. Названия дней недели и месяцев у башкир. Регулирование общественных отношений. Народные традиции и обычаи. Элементы театра в обрядах, народном творчестве.
Пермская национальная кухня: традиции и обычаи. Самобытные черты, особенности кухни.
Костюмы народов Пермского края. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.
Виды декоративно-прикладного искусства. Яркость и самобытность изделий. Декоративно-прикладное искусство в оформлении жилья. Украшение бревенчатых домов. Интерьер жилища. Архитектурная резьба ворот, фронтонов, наличников.
Понятие о народном творчестве как части культуры. Виды народных сказок.
РАЗДЕЛ VI. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Этнография северокавказских народов. Знакомство с расположением республик на территории Северного Кавказа. Символика. Народы, населяющие Северный Кавказ. Многонациональная культура народов Северного Кавказа.
Характеристика материальной культуры северокавказских народов. Семейный уклад горцев. Свадебный цикл кавказских народов. Выбор невесты. Умыкание. Сватовство, калым, регистрация, застолье. Рождение ребёнка. Обрезание. Обряды и обычаи, связанные с воспитанием ребёнка. Траурные обряды. Праздники как отражение быта народов Северного Кавказа. Религиозные праздники и их значение в жизни многоконфессионального населения Северного Кавказа.
Система питания народов Северного Кавказа. Зависимость пищи от времени года, основных хозяйственных занятий. Основные блюда повседневного рациона. Праздничная и обрядовая пища. Основные кулинарные направления, их история и особенности.
Одежда. Мужской, женский, детский комплекты одежды. Одежда повседневная и праздничная. Эволюция форм одежды, взаимные заимствования. Мода и символика цветовой гаммы одежды. Обувь, головные уборы, украшения, прически.
Развитие промыслов и ремесел. Металлообработка. Оружие в повседневной жизни горцев Кавказа. Сакральное отношение к оружию у горских народов. Военный уклад. Центры производства и украшение оружия. Холодное и огнестрельное оружие Типология оружия. Ювелирное дело. Приёмы обработки металла: чернение, гравировка, литье, зернение, штампы и пуансоны. Резьба по камню. Деревообработка. Гончарное искусство. Ковроделие. Войлочный и бурочный промыслы. Орнаментация. Обработка кости и рога. Вышивка золотом и серебром.
Фольклор народов Кавказа. Нартский эпос. Лирика северокавказских народов. Сказки: общее и особенное. Притчи. Пословицы и поговорки. Клятвы, проклятия и пожелания. Музыкальный фольклор и танцевальное искусство северокавказских народов.
Использованная литература:
Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. – М., 1991.
Загурский Л.П. Этнологическая классификация кавказских народов // Кавказский календарь на 1888 год.- Тифлис, 1887.
Каракетов М.Д. Из традиционной обрядно-культовой жизни карачаевцев. – М., 1995.
Синицына, К.Р. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ “Хэтер”, 2007.
Страницы истории Земли Пермской (Прикамье с древнейших времён до начала XVIII века) – Пермь: Книжный мир, 1995.
Тхайцухов М.С. 2000 лет на исторической родине: расселение абазин и адыгов на Северо-Западном Кавказе в древности и средневековье по данным историко-этнографических карт. – Ставрополь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...
БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"
laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...