Карл Роджерс_ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ
учебно-методический материал

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Карл Роджерс

 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ

 

В статье одного из основоположников гуманистической ориентацииклассика мировой психологии КРоджерса анализируются такие стороны деятельности учителя и его взаимоотношений с ученикамикоторые выступают на первый план в случае признания за учеником права на свободный выбор направления своего развитияТакой подход отрицает практику «привития» способностей за счет обезличивания индивидуальности учеников.

 

 

Ко мне обратились с просьбой выступить от имени гуманистической психологии и рассказатьчто мы можем сегодня дать тем детямкоторых обычно называют «способными» или «талантливыми». Однако думаюточто мне удастся сегодня сказатьбудет относиться ко всем детямЯ убежденчто каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностейПравдая не исключаючто присутствующим здесь в зале повезлои они работают с детьмиу которых этот потенциал вышечем у других.

Во многих отношениях я не тот человеккоторый готов высказать нечто очень полезное по данной проблемеЯ никогда не был школьным учителем и имею относительно небольшой опыт обучения студентов университетаТаким образомя не знаю той ситуациис которой вы сталкиваетесь каждый день лицом к лицу в школьном классеПоэтому я выбрал следующий путья попытался представитькакие вопросы я бы задал себеесли бы внезапно стал учителем любых детейодаренных и самых обычных.

Вопрос первый. Что значит быть ребенкомкоторый сам учится чему-то «не по программе»?

Пожалуйэто первый вопроскоторый я задал бы себе перед темкак идти к детямЯ стал вспоминать свое детствотакую ситуациюкогда я чему-то учился бы в подлинном смысле этого словаучился творческиОднаждыкогда мне было лет тринадцатья случайно набрел на книжку о ночных мотылькахВ это же время я обратил внимание на очень красивую ночную бабочку с удивительными зелеными крыльями с красной окантовкойЯ до сих пор вижу этого мотылькакак тогдаглазами ребенканечто удивительноесияющее зеленым золотомс великолепными пятнами цвета лавандыЯ был покоренНашел коробку и стал устраивать жилище для этой бабочкиСемья мотыльков вывела личинкии я стал кормить маленьких гусеницПостепенно я научился ухаживать за нимипрошел через опыт выращивания всего поколения ночного мотылькаЯ видел чудона моих глазах крошечныевеличиной с ноготькрылья вырастали до пяти-семи дюймовЭто было фантастически захватывающеНо по большей части это была работатяжелаяпо сутиработакоторой я занимался самникем не принуждаемыйКаждый день я собирал для своих питомцев свежие листьяотыскивая подходящие породы деревьевв течение долгой зимы поддерживал жизнь коконовПостепенно я оказался включенным как бы в большую исследовательскую работуВ свои пятнадцать лет я стал специалистом по этому виду мотыльковнеплохим специалистомЯ знал многое о питании этого видаусловияхв которых мотыльки живутлегко определял по виду деревона котором всегда можно найти мотылькаи тд.

Но вот что главноея никогда не рассказывал учителям о своем увлеченииЗанятиекоторое поглощало меня целикомдля меня не было частью моего официального образованияОбразованием было точто начиналось в стенах школыУчителям мое увлечение было неинтересноКроме тогоя знал по этому вопросу гораздо больше ихно ведь именно они должны были учить меняа не я ихВ школе было несколько учителейкоторые мне нравилисьно точто интересовало менябыло чем-то личным и не входило в отношения с учителямине должно было входить.

Итаку меня было делобыло настоящее делокоторому я отдал несколько летЭто дело требовало работыдисциплинызнанийпрактических навыковНо для того мальчикакоторый реально училсяотдавая себя такому настоящему делудля него это не было учением.

Я уверенчто подлинное учение всегда очень индивидуальнооно не бывает одинаковым у мальчиков и девочеку отстающего ребенка инаобороту ребенка успевающегоИесли бы я был учителемя бы очень серьезно думал над темчто значит учение вот для этого конкретного ребенкачто оно значит для другогоЯ попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мирв котором он сам учитсянечто усваиваетИ самое меньшеечто бы я сделалэто попытался бы превратить школу в дружелюбный домкуда каждый мог бы естественно внести этот свой мир учения.

Вопрос второй. Я спросил бы себяосмелился бы я не закрываться от своих ученикова быть с ними такимкак я есть, — человекомчасто чего-то не знающимколеблющимсяошибающимсяищущим?Сумел бы я пойти на такой риск и что бы это дало?

Дариск в таком деле естьНо есть одна вещькоторая стоит этого рискаЯ приведу примерВ одном фильме участвовали учительмальчик-наркоман и полицейскийВ фильме была воспроизведена реальная ситуация в одной из психотерапевтических группПосле окончания работы группы один из ее участников сказал (это был старшеклассник): «Я никогда не думалчто учительполицейский и наркоман — это люди со своими желанияминадеждамицелямисо своим миромЯ никогда бы раньше в это не поверил!» И действительнов опыте своей школьной жизни этот подросток никогда не сталкивался с такими открытыми отношениямикак в этой группе.

Мы проводили широкий эксперимент по гуманизации производственных отношений в одном из медицинских учрежденийИ одним из наших общих открытийоткрытий для каждого из насисследователей и их помощниковбыло следующеемы обнаружиличто наше начальстводеканычлены совета факультета — все они такие же личностикак и мыНам показалось тогда это невероятнымУ нас был аналогичный опыт при проведении такого же эксперимента в одном из колледжейИ там мы тоже обнаружиликакие перспективы несет в себе неролевоегуманизированное общение и для студентови для школьникови для учителейДля тех и других это был совершенно новый опыт общенияновый тип осознания себя и других.

Знаючто навряд ли в каждой школев любой группе я рискнул бы вступить в такие отношениясойти с привычного пьедестала «учителя» и стать одним из техкто помогает учиться и учится сам у техкому помогаетНо в глубине души уверенчто где-то сделал бы такЯ шел бы на риски в итоге выиграли бы всеЭто заразительно — сам опыт гуманистического общения людей друг с другом.

Вопрос третий. Что интересует моих учеников?

Возможноя ошибаюсьно думаючто узнатьчем более всего интересуется ученикне так уж трудноЭто можно сделать и прямоспросив егои косвенноНо лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчествав которой интересы проявятся естественным образом.

Я помнюкак однажды в детстве на полях одного из моих сочинений (кажетсяя писал о своей собакеобнаружил вопрос учителяобращенный ко мне: «ПочемуКарл?» Прошло много летя многое забыла вопрос учителя помню до сих порМоего учителя искренне заинтересовалопочему я что-то сделалПрошло шестьдесят лета искреннийнеформальный интерес учителя к делукоторое касалось только меня одногоя хорошо помнюЭто показываетнасколько учителя редко задают вопросыдействительно интересуясь каким-то событием в жизни ребенкаа не преследуя некоторую дидактическую цельи как это воспринимается!

Вопрос четвертый. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известночто по мере школьного обучения дети теряют любопытствостановятся менее любознательнымиЭто один из самых тревожных показателей школьного неблагополучияРектор Калифорнийского университета однажды сказал мнечто он отбирал бы студентов только по одному-единственному показателю — любознательностиЯ часто думаю о томчто из-за некоторых странных обстоятельств школа как бы делает все возможноечтобы забить в детях живоеестественное любопытствопоиск необычного в мирев котором они живут.

Не раз замечалосьчто пятилетний ребенок моментально овладевает иностранным языкомесли оказывается в другой странеи чувствует себя тамкак домаНо попробуйте обучать ребенка иностранному языкуи вы увидитечто процесс усвоения языка будет невероятно долгимВ этом случае утеряно главное — желание найти в ситуации что-то для себя новое.

Один из профессоров Калифорнийского университета пишет мне: «Я хочу поделиться своим опытомкак я пытался применить в своей студенческой группе те принципы гуманистического обучениякоторые вы описываете в книге «Свободное учение» (1969). Я поступил следующим образомподробно рассказал студентам о принципахна которых будет построено наше обучениесказал такжечто посещение эксперимента — добровольноеВ группе было шестьдесят учащихсяИ это был для меня самый восхитительный курс из всехкакие прежде довелось проводитьНо оказалосьчто студенты были не менее меня увлечены атмосферой наших занятийИ работы моих студентов были на таком высоком творческом уровнекакой я раньше встречал редкоот случая к случаюЗдесь же шел поток хороших творческих работдокладысообщениясамостоятельные исследованияпроекты и тдЭта приподнятость передалась студентам других группОни подходили к моим «испытуемым» и просили поделиться той радостью открытийкоторые несли в себе мои студенты.

А вот оценки самих студентов: «Ни в одном из прежних курсов обучения я не научился столь многомукак на этот раз...» Или: «Первый раз в жизни учитель спрашивал менячто я хочу учитьи было удивительно хорошо самому обнаружить в себечто я сам хочу». Новозможносамым приятным для меня были отзывы студентов после окончания наших занятий: «Я не научился очень многомукак мог быно это была моя ошибка...» И главноеКарлудивительно приятно было находиться в ситуациив которой студенты имели возможность учиться таккак им самим казалось наиболее правильнымИ как свободно чувствовал себя я сам в роли не учителяа человекакоторый помогает учиться и учится сам

Вопрос пятый. Как обеспечить поступление таких материалов для моих учениковкоторые были бы интереснымизахватывающимиотвечали бы разным склонностям и способностяммогли бы обеспечить свободный выбор на свой вкус тогочто хочетсячто посильно усвоить именно сейчас и именно мне иможет бытьникому другому?

Думаючто это самая серьезная проблемакоторой хороший учитель должен уделять 90 процентов времениотведенного на подготовку к занятиямобеспечить поток материаловизбыток их.

Считаючто не так уж важно учить детейкак важно создать ситуациюв которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствиемИ один из путей — создание богатогоразвивающего воображение материала.

Мой сын — врачПочемуОднаждыкогда он учился в старшем классевсем учащимсякак обычнодали несколько недель на точтобы они сами подобрали себе где-нибудь работу и постажировалисьпопробовали свои силы в каком-нибудь делеМой сын сумел добиться расположения к себе одного врачаи тот эти несколько недель водил его в палатына операциив приемный покойДейв как бы на короткое время погрузился в подлинную медицинскую практикуи она его захватилапревратила временный интерес в постоянныйКто-то помог емуи я хотел бы быть на месте этого человека.

Вопрос шестой. Достаточно ли у меня мужества и терпения для тогочтобы помогать зарождению творческих идей у моих учениковДостаточно ли у меня терпения и человечностичтобы часто переносить раздражающиенадоедающие поступкинередкое сопротивлениеа иногда и странности теху кого чаще всего возникают творческие мыслиМогу ли я «дать простор» творческому человеку?

Мне кажетсяв каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Творческие мысли в начале своего зарождения столь же малы и беспомощныкак только что родившийся ребенокони слабынезащищенылегко уязвимыВсякая новая идея всегда проигрывает перед идеей уже устоявшейсяпризнаннойДети полны подобных новых небольших творческих идейно эти идеикак правилозабивает школьная рутина.

Естькак верно пишут американские психологи Гизел и Джексонбольшая разница между темикто просто умныйи темикто умен и умеет творитьТворческие люди менее предсказуемыболее беспокойныСмогу ли я в качестве учителя позволить им обнаруживать и проявлять свои творческие способностине дергать иха помогать имА ведь большинство великих мыслей появлялось и заявляло о себекогда все вокруг утверждаличто они тривиальнынеинтересныТомас Эдисон считался глупым.

Я бы хотелчтобы в моем классе создалась атмосфера,

которой часто боятся воспитатели, — взаимного уважения и свободы самовыраженияОна непременно позволит творческому человеку писать стихирисовать картиныпробовать новые рискованные ситуации без страхачто еготакого ребенкаосудят и придавятЯ бы хотел быть учителемкоторый его обережет.

Вопрос седьмой. Смог ли бы я обеспечить своим ученикам развитие не только в сфере познанияно и чувств?

Все мы прекрасно понимаемчто одна из трагедий существующей системы обучения состоит в томчто в ней признается в качестве основного только интеллектуальное развитиеЯ рассматриваю книгу Девида Хеберстена «Лучшие и талантливые» как выражение этой трагедииЛюдикоторые окружали Кеннеди и Джонсонабыли все талантливы и способныНокак пишет Хеберстенв те годы этих людей связывало и определяло способ их работы одно мнениетолько интеллект и рациональность могут разрешить любую проблемувставшую перед человекомКонечнотакое убеждение сформировалось нигде большекак в школеЭта абсолютизированная опора только на интеллект была причиной тех военных и других последствийк которым привела страну эта группа людейстоявшая тогда у власти.

Компьютерык мнению которых они прибегалине учитывали ни чувствни эмоциональной преданности своему делу людей в темных костюмахкоторые жили и боролись во ВьетнамеИ недоучет этих человеческих факторов обернулся поражениемЧеловеческий фактор не был заложен в компьютерыпоскольку Макнамара и другие не придавали значения эмоциональной жизни этих людей.

Я бы хотелесли бы был учителемсделать такчтобы в моем классе происходило обучениевтягивающее в себя всего человекавсю его личностьЭто трудноно это необходимо.

Позвольте мне суммировать ответы на вопросыкоторые я поставил бы перед собойесли бы был учителеми выразить их в несколько иной форме.

Вот вопросыкоторые я задал бы себеесли бы взял на себя ответственность за детейк которым пришел в классчтобы помочь им учиться.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человекакоторый учится и взрослеетСмог ли бы я отнестись

к этому миру без предрассудковбез предвзятых оценоксмог ли бы я личностноэмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытыеэмоционально насыщенныенеролевые взаимоотношения с моими ученикамиотношенияв которых все участники учатсяХватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересамкуда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интереслюбопытство по отношению к самим себекумирукоторый их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогоечем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человеккоторый сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миромс книгамивсеми видами источников знаний — с темчто действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учениковэтих посланников будущих творческих форм учения и активностиСмог ли бы я принять тех творческих детейкоторые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человекомчувства которого порождают идеиа идеи — чувства?

Если бы я мог совершить чудо и ответить «да» на эти вопросытогда бы я решился — стать не темкто учита темкто способствует подлинному усвоению новогопомогает ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karl_rodzhers.docx177.12 КБ

Предварительный просмотр:

Карл Роджерс

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ

В статье одного из основоположников гуманистической ориентацииклассика мировой психологии КРоджерса анализируются такие стороны деятельности учителя и его взаимоотношений с ученикамикоторые выступают на первый план в случае признания за учеником права на свободный выбор направления своего развитияТакой подход отрицает практику «привития» способностей за счет обезличивания индивидуальности учеников.

Ко мне обратились с просьбой выступить от имени гуманистической психологии и рассказатьчто мы можем сегодня дать тем детямкоторых обычно называют «способными» или «талантливыми». Однако думаюточто мне удастся сегодня сказатьбудет относиться ко всем детямЯ убежденчто каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих возможностейПравдая не исключаючто присутствующим здесь в зале повезлои они работают с детьмиу которых этот потенциал вышечем у других.

Во многих отношениях я не тот человеккоторый готов высказать нечто очень полезное по данной проблемеЯ никогда не был школьным учителем и имею относительно небольшой опыт обучения студентов университетаТаким образомя не знаю той ситуациис которой вы сталкиваетесь каждый день лицом к лицу в школьном классеПоэтому я выбрал следующий путья попытался представитькакие вопросы я бы задал себеесли бы внезапно стал учителем любых детейодаренных и самых обычных.

Вопрос первый. Что значит быть ребенкомкоторый сам учится чему-то «не по программе»?

Пожалуйэто первый вопроскоторый я задал бы себе перед темкак идти к детямЯ стал вспоминать свое детствотакую ситуациюкогда я чему-то учился бы в подлинном смысле этого словаучился творческиОднаждыкогда мне было лет тринадцатья случайно набрел на книжку о ночных мотылькахВ это же время я обратил внимание на очень красивую ночную бабочку с удивительными зелеными крыльями с красной окантовкойЯ до сих пор вижу этого мотылькакак тогдаглазами ребенканечто удивительноесияющее зеленым золотомс великолепными пятнами цвета лавандыЯ был покоренНашел коробку и стал устраивать жилище для этой бабочкиСемья мотыльков вывела личинкии я стал кормить маленьких гусеницПостепенно я научился ухаживать за нимипрошел через опыт выращивания всего поколения ночного мотылькаЯ видел чудона моих глазах крошечныевеличиной с ноготькрылья вырастали до пяти-семи дюймовЭто было фантастически захватывающеНо по большей части это была работатяжелаяпо сутиработакоторой я занимался самникем не принуждаемыйКаждый день я собирал для своих питомцев свежие листьяотыскивая подходящие породы деревьевв течение долгой зимы поддерживал жизнь коконовПостепенно я оказался включенным как бы в большую исследовательскую работуВ свои пятнадцать лет я стал специалистом по этому виду мотыльковнеплохим специалистомЯ знал многое о питании этого видаусловияхв которых мотыльки живутлегко определял по виду деревона котором всегда можно найти мотылькаи тд.

Но вот что главноея никогда не рассказывал учителям о своем увлеченииЗанятиекоторое поглощало меня целикомдля меня не было частью моего официального образованияОбразованием было точто начиналось в стенах школыУчителям мое увлечение было неинтересноКроме тогоя знал по этому вопросу гораздо больше ихно ведь именно они должны были учить меняа не я ихВ школе было несколько учителейкоторые мне нравилисьно точто интересовало менябыло чем-то личным и не входило в отношения с учителямине должно было входить.

Итаку меня было делобыло настоящее делокоторому я отдал несколько летЭто дело требовало работыдисциплинызнанийпрактических навыковНо для того мальчикакоторый реально училсяотдавая себя такому настоящему делудля него это не было учением.

Я уверенчто подлинное учение всегда очень индивидуальнооно не бывает одинаковым у мальчиков и девочеку отстающего ребенка инаобороту ребенка успевающегоИесли бы я был учителемя бы очень серьезно думал над темчто значит учение вот для этого конкретного ребенкачто оно значит для другогоЯ попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мирв котором он сам учитсянечто усваиваетИ самое меньшеечто бы я сделалэто попытался бы превратить школу в дружелюбный домкуда каждый мог бы естественно внести этот свой мир учения.

Вопрос второй. Я спросил бы себяосмелился бы я не закрываться от своих ученикова быть с ними такимкак я есть, — человекомчасто чего-то не знающимколеблющимсяошибающимсяищущим?Сумел бы я пойти на такой риск и что бы это дало?

Дариск в таком деле естьНо есть одна вещькоторая стоит этого рискаЯ приведу примерВ одном фильме участвовали учительмальчик-наркоман и полицейскийВ фильме была воспроизведена реальная ситуация в одной из психотерапевтических группПосле окончания работы группы один из ее участников сказал (это был старшеклассник): «Я никогда не думалчто учительполицейский и наркоман — это люди со своими желанияминадеждамицелямисо своим миромЯ никогда бы раньше в это не поверил!» И действительнов опыте своей школьной жизни этот подросток никогда не сталкивался с такими открытыми отношениямикак в этой группе.

Мы проводили широкий эксперимент по гуманизации производственных отношений в одном из медицинских учрежденийИ одним из наших общих открытийоткрытий для каждого из насисследователей и их помощниковбыло следующеемы обнаружиличто наше начальстводеканычлены совета факультета — все они такие же личностикак и мыНам показалось тогда это невероятнымУ нас был аналогичный опыт при проведении такого же эксперимента в одном из колледжейИ там мы тоже обнаружиликакие перспективы несет в себе неролевоегуманизированное общение и для студентови для школьникови для учителейДля тех и других это был совершенно новый опыт общенияновый тип осознания себя и других.

Знаючто навряд ли в каждой школев любой группе я рискнул бы вступить в такие отношениясойти с привычного пьедестала «учителя» и стать одним из техкто помогает учиться и учится сам у техкому помогаетНо в глубине души уверенчто где-то сделал бы такЯ шел бы на риски в итоге выиграли бы всеЭто заразительно — сам опыт гуманистического общения людей друг с другом.

Вопрос третий. Что интересует моих учеников?

Возможноя ошибаюсьно думаючто узнатьчем более всего интересуется ученикне так уж трудноЭто можно сделать и прямоспросив егои косвенноНо лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчествав которой интересы проявятся естественным образом.

Я помнюкак однажды в детстве на полях одного из моих сочинений (кажетсяя писал о своей собакеобнаружил вопрос учителяобращенный ко мне: «ПочемуКарл?» Прошло много летя многое забыла вопрос учителя помню до сих порМоего учителя искренне заинтересовалопочему я что-то сделалПрошло шестьдесят лета искреннийнеформальный интерес учителя к делукоторое касалось только меня одногоя хорошо помнюЭто показываетнасколько учителя редко задают вопросыдействительно интересуясь каким-то событием в жизни ребенкаа не преследуя некоторую дидактическую цельи как это воспринимается!

Вопрос четвертый. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известночто по мере школьного обучения дети теряют любопытствостановятся менее любознательнымиЭто один из самых тревожных показателей школьного неблагополучияРектор Калифорнийского университета однажды сказал мнечто он отбирал бы студентов только по одному-единственному показателю — любознательностиЯ часто думаю о томчто из-за некоторых странных обстоятельств школа как бы делает все возможноечтобы забить в детях живоеестественное любопытствопоиск необычного в мирев котором они живут.

Не раз замечалосьчто пятилетний ребенок моментально овладевает иностранным языкомесли оказывается в другой странеи чувствует себя тамкак домаНо попробуйте обучать ребенка иностранному языкуи вы увидитечто процесс усвоения языка будет невероятно долгимВ этом случае утеряно главное — желание найти в ситуации что-то для себя новое.

Один из профессоров Калифорнийского университета пишет мне: «Я хочу поделиться своим опытомкак я пытался применить в своей студенческой группе те принципы гуманистического обучениякоторые вы описываете в книге «Свободное учение» (1969). Я поступил следующим образомподробно рассказал студентам о принципахна которых будет построено наше обучениесказал такжечто посещение эксперимента — добровольноеВ группе было шестьдесят учащихсяИ это был для меня самый восхитительный курс из всехкакие прежде довелось проводитьНо оказалосьчто студенты были не менее меня увлечены атмосферой наших занятийИ работы моих студентов были на таком высоком творческом уровнекакой я раньше встречал редкоот случая к случаюЗдесь же шел поток хороших творческих работдокладысообщениясамостоятельные исследованияпроекты и тдЭта приподнятость передалась студентам других группОни подходили к моим «испытуемым» и просили поделиться той радостью открытийкоторые несли в себе мои студенты.

А вот оценки самих студентов: «Ни в одном из прежних курсов обучения я не научился столь многомукак на этот раз...» Или: «Первый раз в жизни учитель спрашивал менячто я хочу учитьи было удивительно хорошо самому обнаружить в себечто я сам хочу». Новозможносамым приятным для меня были отзывы студентов после окончания наших занятий: «Я не научился очень многомукак мог быно это была моя ошибка...» И главноеКарлудивительно приятно было находиться в ситуациив которой студенты имели возможность учиться таккак им самим казалось наиболее правильнымИ как свободно чувствовал себя я сам в роли не учителяа человекакоторый помогает учиться и учится сам

Вопрос пятый. Как обеспечить поступление таких материалов для моих учениковкоторые были бы интереснымизахватывающимиотвечали бы разным склонностям и способностяммогли бы обеспечить свободный выбор на свой вкус тогочто хочетсячто посильно усвоить именно сейчас и именно мне иможет бытьникому другому?

Думаючто это самая серьезная проблемакоторой хороший учитель должен уделять 90 процентов времениотведенного на подготовку к занятиямобеспечить поток материаловизбыток их.

Считаючто не так уж важно учить детейкак важно создать ситуациюв которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствиемИ один из путей — создание богатогоразвивающего воображение материала.

Мой сын — врачПочемуОднаждыкогда он учился в старшем классевсем учащимсякак обычнодали несколько недель на точтобы они сами подобрали себе где-нибудь работу и постажировалисьпопробовали свои силы в каком-нибудь делеМой сын сумел добиться расположения к себе одного врачаи тот эти несколько недель водил его в палатына операциив приемный покойДейв как бы на короткое время погрузился в подлинную медицинскую практикуи она его захватилапревратила временный интерес в постоянныйКто-то помог емуи я хотел бы быть на месте этого человека.

Вопрос шестой. Достаточно ли у меня мужества и терпения для тогочтобы помогать зарождению творческих идей у моих учениковДостаточно ли у меня терпения и человечностичтобы часто переносить раздражающиенадоедающие поступкинередкое сопротивлениеа иногда и странности теху кого чаще всего возникают творческие мыслиМогу ли я «дать простор» творческому человеку?

Мне кажетсяв каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Творческие мысли в начале своего зарождения столь же малы и беспомощныкак только что родившийся ребенокони слабынезащищенылегко уязвимыВсякая новая идея всегда проигрывает перед идеей уже устоявшейсяпризнаннойДети полны подобных новых небольших творческих идейно эти идеикак правилозабивает школьная рутина.

Естькак верно пишут американские психологи Гизел и Джексонбольшая разница между темикто просто умныйи темикто умен и умеет творитьТворческие люди менее предсказуемыболее беспокойныСмогу ли я в качестве учителя позволить им обнаруживать и проявлять свои творческие способностине дергать иха помогать имА ведь большинство великих мыслей появлялось и заявляло о себекогда все вокруг утверждаличто они тривиальнынеинтересныТомас Эдисон считался глупым.

Я бы хотелчтобы в моем классе создалась атмосфера,

которой часто боятся воспитатели, — взаимного уважения и свободы самовыраженияОна непременно позволит творческому человеку писать стихирисовать картиныпробовать новые рискованные ситуации без страхачто еготакого ребенкаосудят и придавятЯ бы хотел быть учителемкоторый его обережет.

Вопрос седьмой. Смог ли бы я обеспечить своим ученикам развитие не только в сфере познанияно и чувств?

Все мы прекрасно понимаемчто одна из трагедий существующей системы обучения состоит в томчто в ней признается в качестве основного только интеллектуальное развитиеЯ рассматриваю книгу Девида Хеберстена «Лучшие и талантливые» как выражение этой трагедииЛюдикоторые окружали Кеннеди и Джонсонабыли все талантливы и способныНокак пишет Хеберстенв те годы этих людей связывало и определяло способ их работы одно мнениетолько интеллект и рациональность могут разрешить любую проблемувставшую перед человекомКонечнотакое убеждение сформировалось нигде большекак в школеЭта абсолютизированная опора только на интеллект была причиной тех военных и других последствийк которым привела страну эта группа людейстоявшая тогда у власти.

Компьютерык мнению которых они прибегалине учитывали ни чувствни эмоциональной преданности своему делу людей в темных костюмахкоторые жили и боролись во ВьетнамеИ недоучет этих человеческих факторов обернулся поражениемЧеловеческий фактор не был заложен в компьютерыпоскольку Макнамара и другие не придавали значения эмоциональной жизни этих людей.

Я бы хотелесли бы был учителемсделать такчтобы в моем классе происходило обучениевтягивающее в себя всего человекавсю его личностьЭто трудноно это необходимо.

Позвольте мне суммировать ответы на вопросыкоторые я поставил бы перед собойесли бы был учителеми выразить их в несколько иной форме.

Вот вопросыкоторые я задал бы себеесли бы взял на себя ответственность за детейк которым пришел в классчтобы помочь им учиться.

1. Умею ли я входить во внутренний мир человекакоторый учится и взрослеетСмог ли бы я отнестись

к этому миру без предрассудковбез предвзятых оценоксмог ли бы я личностноэмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытыеэмоционально насыщенныенеролевые взаимоотношения с моими ученикамиотношенияв которых все участники учатсяХватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересамкуда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интереслюбопытство по отношению к самим себекумирукоторый их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогоечем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человеккоторый сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миромс книгамивсеми видами источников знаний — с темчто действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учениковэтих посланников будущих творческих форм учения и активностиСмог ли бы я принять тех творческих детейкоторые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человекомчувства которого порождают идеиа идеи — чувства?

Если бы я мог совершить чудо и ответить «да» на эти вопросытогда бы я решился — стать не темкто учита темкто способствует подлинному усвоению новогопомогает ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа родительском собрании "Опасности, которые таит в себе мобильный телефон".

В статье рассматривается вредные воздействия мобильного телефона, симптомы и профилактика мобильной зависимости....

Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Край, в котором ты жиивёшь». "http://nsportal.ru/volosatik" > сайт учителя музыки и музыкального руководителя

Цель урока: Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи....

Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником.

Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником....

Если бы не учителем, то тогда, наверное....

Мои рассуждения о выборе профессии....

Наше Лукоморье о времени и о себе. Статья о внеклассной работе учителя.

В методической статье осмысляется роль и значение  творческого начала в жизни школы и каждого ученика....

Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником

Рекомендации родителям "Как вести себя родителям, узнав о конфликте учителя с учеником"...

Самооценка— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Как поднять самооценку простыми упражнением

Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка пре...