Методическая разработка занятия "Нестандартные задачи"
методическая разработка
Методическая разработка занятия по решению нестандартных задач, в которой рассмотрены приемы обучения учеников правилам решения некоторых олимпиадных задач. Целью работы является развитие у учащихся умений решать нестандартные задачи, повышение интереса к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kruzhka_2.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия кружка «Эрудит»
Тема занятия: «нестандартные задачи»
Учитель: Первушкина И.М.
Детективное агентство: логика и смекалка.
Цели: показать правила решения некоторых олимпиадных задач; развивать умение решать нестандартные задачи, интерес к математике, коммуникативную и творческую компетентности.
Подготовка к уроку: разделить учеников класса на четыре группы; приготовить сертификаты детективного агентства, карточки с задачами для групп, счеты.
Ход проведения занятия:
1. Подача документов на создание агентства
Предложить командам назвать свое детективное агентство, придумать для него девиз и выбрать своего «Шерлока Холмса». Дать время каждому агентству представиться.
Чтобы стать агентством, надо набрать 10 баллов. Чтобы выделиться в городе, надо заработать 15 баллов. Чтобы стать лучшими по стране, необходимы 20 баллов.
2. Обучение и сертификация агентств
Чтобы стать агентством, надо пройти обучение и сдать экзамены. Учитель объясняет и обсуждает с учениками решение следующих задач.
За активное участие и обсуждение решений команда может набрать до 3 баллов:
Задача №1
После традиционного вечера встречи с бывшими выпускниками школы в стенгазете появилась заметка о трех бывших учениках. В этой заметке было написано, что Иван, Андрей и Борис стали учителями. Теперь они преподают разные дисциплины: один – математику, второй – физику, а третий – химию. Живут они тоже в разных городах: в Минске, Витебске и Харькове. В заметке было еще написано, что первоначальные их планы осуществились не полностью: Иван работает не в Минске, Андрей – не в Витебске; житель Минска преподает не математику, Андрей преподает не физику. Повезло только жителю Витебска: он преподает любимую им химию.
Решение:
Так как в задаче говорится о двух условиях: город проживания и место работы, попробуем составить таблицу на каждого выпускника.
Иван работает не в Минске, отметим «–»; Андрей не в Витебске, тоже отмечается с помощью знака «–»; Андрей преподает не физику.
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | Мат. | – | Мат. | |||||||
Физ. | – | Физ. | – | – | – | Физ. | |||||
Хим. | – | Хим. | – | Хим. |
Житель Минска преподает не математику, значит, пересечение города Минск и математики отмечается «–»:
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | Мат. | – | – | Мат. | – | |||||
Физ. | – | Физ. | – | – | – | Физ. | |||||
Хим. | – | Хим. | – | Хим. |
Житель Витебска преподает химию. Из этого следует, что пересечение Витебска и химии отмечается знаком «+», а химии и всех остальных городов знаком «–».
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | Мат. | – | – | Мат. | – | |||||
Физ. | – | Физ. | – | – | – | Физ. | |||||
Хим. | – | – | + | Хим. | – | – | – | Хим. | – | – | + |
Так как Андрей в Витебске не живет, то ему пересечение химии и Витебска отметить знаком «+» невозможно. Из таблицы видно, что Андрей живет в Харькове и преподает математику:
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | Мат. | – | ● | – | Мат. | – | ||||
Физ. | – | Физ. | – | – | – | Физ. | |||||
Хим. | – | – | + | Хим. | – | – | – | Хим. | – | – | + |
Ивану и Борису проставляется знак «–» в столбцах города Харьков и в строке предмета математики:
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | – | – | Мат. | – | ● | – | Мат. | – | – | – |
Физ. | – | – | Физ. | – | – | – | Физ. | – | |||
Хим. | – | – | + | Хим. | – | – | – | Хим. | – | – | + |
Так как Иван в Минске жить не может, значит он живет в Витебске и преподает химию, а Борис живет в Минске и преподает физику:
Иван | М | Х | В | Андрей | М | Х | В | Борис | М | Х | В |
Мат. | – | – | – | Мат. | – | ● | – | Мат. | – | – | – |
Физ. | – | – | – | Физ. | – | – | – | Физ. | ● | – | – |
Хим. | – | – | ● | Хим. | – | – | – | Хим. | – | – | + |
Такое решение задачи называется табличным.
Задача №2.
На заводе работают Антонов, Борисов, Кириллов и Дроздов. Для них решили разработать график отпусков, причем отпуск может быть только в один из четырех месяцев: май, июнь, июль и август и каждый год месяц отпуска должен быть разным. Но рабочие тоже выдвинули свои условия: в первый год Кириллов должен отдыхать в июле. Во второй год Антонову отпуск нужен в мае. В третий год Дроздову отпуск нужен в июне. А в августе все хотят отдыхать следующим образом: в первый год – Дроздов, во второй год – Кириллов, в третий год – Борисов, в четвертый – Антонов.
Решение
Составляется таблица фамилий и лет, в которую записываются выдвинутые рабочими условия:
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | май | август | ||
Борисов | август | |||
Кириллов | июль | август | ||
Дроздов | август | июнь |
Теперь с помощью таблицы рассмотрим каждого рабочего отдельно.
Антонов: май и август уже расставлены, остались июнь и июль. В первый год он не может взять июль. Значит, расстановка месяцев такая:
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | июнь | май | июль | август |
Борисов | август | |||
Кириллов | июль | август | ||
Дроздов | август | июнь |
Теперь в таблице можно заполнить полностью 1 год отпусков и 3 год, так как по три строки там уже расписаны:
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | июнь | май | июль | август |
Борисов | май | август | ||
Кириллов | июль | август | май | |
Дроздов | август | июнь |
Кириллову в 4 год остается только один месяц – июнь.
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | июнь | май | июль | август |
Борисов | май | август | ||
Кириллов | июль | август | май | июнь |
Дроздов | август | июнь |
Борисову нужно расставить 2 месяца: июнь и июль, но в 4 год июнь уже занят. Значит, в 4 год – июль, 2 год – июнь.
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | июнь | май | июль | август |
Борисов | май | июнь | август | июль |
Кириллов | июль | август | май | июнь |
Дроздов | август | июнь |
Остается до конца заполнить таблицу и график отпусков готов:
Фамилия | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Антонов | июнь | май | июль | август |
Борисов | май | июнь | август | июль |
Кириллов | июль | август | май | июнь |
Дроздов | август | июль | июнь | май |
2. Экзамены на получение документов
Чтобы сдать экзамены, каждой группе надо решить одну из следующих задач (карточки раздает сам учитель).
За правильно решенную задачу и подробное объяснение команда получает 10 баллов, за помарки или плохое объяснение баллы снимаются.
Задача №1
В четырех квартирном доме живут: Воронов, Павлов, Журавлев и Синицын. Известно, что один из них – математик, другой – художник, третий – писатель, а четвертый – баянист, но у кого из них какая фамилия не известно. Чем занимается каждый из жильцов дома, если ни Воронов, ни Журавлев не умеют играть на баяне. Воронов не знаком с Журавлевым. Писатель и художник в воскресенье уезжают на дачу к Павлову. Писатель собирается писать очерк о Синицыне и Воронове.
Задача №2
Летом на море отдыхали четверо ребят: Арташ, Отар, Гурам и Сурен. Они занимались в разных спортивных секциях: волейбол, баскетбол, футбол и теннис. У них были и разные увлечения: один из них любил кино, другой – театр, третий – эстраду, а четвертый – цирк. Известно, что Арташ не играет ни в волейбол, ни в баскетбол. Отар играет в футбол и любит театр. Сурен играет в волейбол. Тот из ребят, который играет в волейбол, любит ходить в кино, а тот, который играет в баскетбол, не любит цирк. Чем же занимал каждый из мальчиков, и какое было увлечение у каждого?
Задача №3
Летом на озере устраивались гонки на моторных лодках. Самыми быстрыми были четыре лодки: «Дельфин», «Кит», «Волна», «Радуга». Владельцев этих лодок звали Андрей, Борис, Сергей и Герман.
Как-то раз эта четверка договорилась устроить гонки в четыре заезда таким образом, чтобы каждый из них по одному разу прокатился бы на каждой из четырех лодок. В первом заезде Борис приплыл на лодке Сергея. Во втором заезде Сергей плыл на лодке Германа, а Герман на «Волне». Третий заезд выиграл Андрей. Он плыл на своей лодке «Дельфин». Андрей выиграл и все остальные заезды. В четвертом заезде Борис плыл на «Волне», а выиграла этот заезд лодка «Кит». Кому же из них какая лодка принадлежала?
Задача №4
В университете был день открытых дверей, на котором играл квартет: пианист, саксофонист, контрабасист и ударник. Члены этого квартета: Андрей, Леонид, Михаил и Валерий были студенты четырех разных факультетов: математического, физического, исторического и биологического.
Кто из ребят на чем играет и где учится, если они о себе рассказали следующее: Михаил играет на саксофоне, а Леонид – на контрабасе. Пианист – будущий физик, Михаил не историк, Андрей не биолог и не пианист. Ударника зовут не Валерием, и он не историк.
Задача №1
Начальная таблица:
Фамилия | математик | художник | баянист | писатель |
Воронов | – | – | ||
Павлов | – | – | ||
Журавлев | – | ● | ||
Синицын | – |
Так как писатель и художник ездят на дачу к Павлову, а писатель – Журавлев, то Воронов не может быть художником (по условию Воронов и Журавлев не знакомые).
Ответ: Воронов – математик, Павлов – баянист, Журавлев – писатель, Синицын – художник.
Задача №2
Таблица может быть построена двумя способами, один из способов на каждого ребенка.
Ответ: Арташ – теннис и цирк; Отар – футбол и театр; Гурам – волейбол и кино; Сурен – баскетбол и эстрада.
Задача №3
Начальная таблица:
Имя | 1 заезд | 2 заезд | 3 заезд | 4 заезд |
Андрей | Л Андрея «Дельфин» | «Кит» | ||
Борис | Л Сергея | «Волна» | ||
Сергей | Л Германа | |||
Герман | «Волна» |
Ответ: Андрей – «Дельфин»; Борис – «Волна»; Сергей – «Радуга»; Герман – «Кит».
Задача №4
Таблица:
Андрей | П | С | К | У | Леонид | П | С | К | У |
Мат. | – | – | – | ● | Мат. | – | – | + | – |
Физ. | – | – | – | – | Физ. | – | – | + | – |
Ист. | – | – | – | – | Ист. | – | – | ● | – |
Биол. | – | – | – | – | Биол. | – | – | + | – |
Михаил | П | С | К | У | Валера | П | С | К | У |
Мат. | – | + | – | – | Мат. | – | – | – | – |
Физ. | – | + | – | – | Физ. | ● | – | – | – |
Ист. | – | – | – | – | Ист. | – | – | – | – |
Биол. | – | ● | – | – | Биол. | – | – | – | – |
Ответ: Андрей – математики, ударник; Леонид – историк, контрабасист; Михаил – биолог, саксофонист; Валерий – физик, пианист.
Каждое детективное агентство показывает и объясняет свое решение на доске.
3. Расследование.
Что?
Для того чтобы приступить к расследованию, нам надо знать, что же мы ищем. Этот предмет является очень хорошим помощником в математике, а остальные характеристики вы получите разные. Время на обдумывание 1 минута.
Свой ответ каждое агентство сдает на листах. После этого все характеристики зачитываются вслух и у каждого агентства есть возможность исправиться: еще раз сдать ответ на листке. Если ответ угадан с первого раза, агентство получает 5 баллов, если же после всех характеристик, то засчитывается только 3 балла.
1. Размеры этого предмета могут быть разными (с ладошку или с альбом), а использовался этот предмет еще древними греками, которые называли его «абак». |
2. Сейчас этот предмет используется редко, но он имел место и в Китае, где назывался «суан-пан» |
3. Этот предмет помогает в вычислениях и в его названии 5 букв. |
4. Чаще всего этот предмет выполняют из дерева. Японцев тоже пользовались этим предметом, но называли его «серобян». |
Ответ: счеты.
Показываются счеты и обсуждается их появление и использование.
Где?
Счеты имели большое применение. И вот в одну из школ привезли двое счет. Начался спор: где же счеты являются самыми необходимыми. На совещании было высказано много предложений: кабинет директора и кабинет математики, бухгалтерия и кабинет математики, бухгалтерия и библиотека, бухгалтерия и учительская, учительская и библиотека, учительская и столовая, библиотека и столовая. Директор обдумал все предложения и сказал: «В пяти предложениях один кабинет назван правильно, а второй не правильно, а в двух предложениях оба кабинета названы неверно. А теперь сами решите, куда надо отнести счеты».
Ответ: бухгалтерия и столовая.
На решение отводится около 3 – 5 минут, ответы принимаются на листах, а решение обсуждается на доске. За правильное решение агентство может получить до 8 баллов.
4. Подведение итогов
Подсчитываются баллы и раздаются сертификаты всем агентствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические за...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Устный счет в занимательных задачах" - 2015 г.
Данная разработка стала призером районного конкурса методических разработок занятия по внеурочной деятельности в общеинтеллектуальном направлении...
Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации "Решение задач на проценты"
Данное занятие рассчитано для учащихся 9 классов и проводится во внеурочной деятельности по предмету математика, в целях подготовки к итоговой государственной аттестации.Цель данного занятия: повторит...
Методическая разработка урока "Нестандартные случаи вычисления площади криволинейной трапеции с помощью интеграла", 11 класс
Цель урока: Проверить и закрепить умения и навыки в вычислении интегралов по формуле Ньютона-Лейбница и площадей фигур. Познакомить с нестандартным приемом вычисления определенного интеграл...
Методическая разработка занятия на тему "Конкурс решения задач" по общеобразовательной программе «Шахматёнок»
В образовании в настоящее время происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников...
Методическая разработка занятия на тему: «Решение простых арифметических задач на сложение и вычитание. Геометрический материал. Логические задачи.»
(Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми)...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...