Диагностические материалы к программе
рабочая программа
Методика В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой оценки специальных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnos_materialy_k_programme.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки специальных умений и навыков
(Методика В.П. Анисимова, Б. М Теплова, О.П Радыновой)
- Выявление уровня развития чувства ритма.
Тест-игра «Аплодисменты»
Цель: определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
Критерии оценки:
- высокий уровень - точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов;
- выше среднего - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса;
- средний уровень - верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов;
- уровень ниже среднего - метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса.
- Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
Тест-игра «Тайна гармонии»
Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.
Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.
Критерии оценки:
- высокий уровень – верно 8-10 созвучий;
- выше среднего - верно 5-7 созвучий;
- средний уровень –верно 3-4 созвучия;
- уровень ниже среднего - верно 1-3 созвучия.
3. Диагностика чувства тембра
Тест - игра «Чьи голоса звучат?»
Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.
Критерии оценки:
- высокий уровень - верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента ;
- выше среднего - верное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- средний уровень - определение однородных тембров и смешанных тембров с затруднением ;
- уровень ниже среднего - верное определение только однородных тембров.
4.Диагностика динамического чувства
Тест - игра «Играем громко-тихо»
Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).
Алгоритм:
- Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
- Обучающийся получает предложение поиграть в «громко -тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
- Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
- Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
- Обучающийся должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.
Критерии оценки:
- высокий уровень - 4-5 баллов;
- выше среднего – 4 балла;
- средний уровень - 2-3 балла;
- уровень ниже среднего - 1 балл.
5.Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Закончи мелодию»
Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.
Алгоритм:
- Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
- Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.
Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:
1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;
2- ый фрагмент – звучит до конца;
3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;
4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);
5- ый фрагмент – звучит до конца.
Критерии оценки:
- высокий уровень - верно определены все 5 пунктов;
- выше среднего – верно определены 3- 4 пункты;
- средний уровень - верно определены 2-3пункты;
- уровень ниже среднего - верно определены 1-2 пункты.
6.Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Алгоритм:
- Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
- 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
- 2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
- 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.
Критерии оценки:
- высокий уровень - креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа;
- выше среднего – характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки;
- средний уровень - характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки;
- уровень ниже среднего - отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально -художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка.
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________
Возраст ребёнка__________________________________________________________
Дата: первый этап (1) _____________________________________________________
промежуточного этапа (2)___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Параметры музыкальных способностей | ||||||||||||||||||
Уровень развития | Чувство ритма | Чувство Звуковысот- ности | Чувство тембра | Динамическое чувство | Чувство формы | Чувство муз отзывчивости | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | ||||||||||||||||||
Выше среднего | ||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||
Ниже среднего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник диагностических материалов для программы профилактики наркомании
Анкеты, опросники, тесты для сбора информации по итогам проведенных мероприятий...
Диагностические материалы по программе "Фитоколлаж"
Методики выявления уровня компетентности обучающихся.Параметры диагностирования:Ключевые компетенции по трем направлениям,Метапредметные компетенции по 6 направлениям, Предметные компетенци...
Диагностические материалы по программе "Бисероплетение"
Диагностические материалы по программе "Бисероплетение"...
Диагностические материалы по программе "Шахматы" для детей от 5 до 6 лет
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске, зн...
Диагностические материалы по программе "Волшебная иголочка", "Декоративная вышивка"
Методики выявления уровня компетентности обучающихсяПараметры диагностирования:Ключевые компетенции по трем направлениям,Метапредметные компетенции по 6 направлениям, Предметные компетенции....
Диагностические материалы к программе "Научная лаборатория. Основы биохимии"
Разработанные диагностические материалы к дополнительной общеразвивающей программме "Научная лаборатория. Основы биохимии" по годам обучения....
Стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности для диагностических приемов ЦПМПК - разработка диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности детей по возрастам и классам для всех уровней образования...