Методическая разработка занятия «От инфографики – к моделированию»
методическая разработка

Солтанат Османовна Мурзаева

Цель занятия: развить умение создавать модель задачи с помощью инфографики.    

 Задачи:

образовательная: развить умение использовать инфографику как инструментарий для создания модели задач;

развивающая: развить умение фокусировать внимание на ключевых моментах проблемы и создавать зрительные образы для создания модели задачи с помощью инфографики;

воспитательные: стимулировать интерес к математике и формировать потребность в использовании математических знаний при решении практических задач; воспитывать уверенность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Сургутского района «Центр детского творчества

Методическая разработка занятия

«От инфографики – к моделированию»

Выполнила: Мурзаева С.О., педагог дополнительного образования

Пояснительная записка к занятию

Данное занятие является вводным при изучении блока «Моделирование» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эврика» для детей старшего звена. Занятие может использоваться педагогами дополнительного образования социально-педагогического направления деятельности и учителями математики, работающими по любым учебным программам. Представленный сценарий является авторской разработкой. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий педагога и обучающихся), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физика», «Астрономия», «Русский язык».

Инфографика является выдающимся способом оживления сухого и неинтересного материала. Эти преимущества использования инфографики стали существенным инструментом в моделировании задач.

Для реализации задач на занятии были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи. На каждом этапе занятия в работе с обучающимися использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации. Были подобранны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Техническое оснащение занятия: компьютер, проектор для демонстрации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. Учебно-методический комплекс включает в себя подборку заданий как для групповой деятельности, так и для индивидуальной самостоятельной работы. Подготовка к занятию сопровождалось овладением новыми знаниями в области ИКТ, а также поиском нужной информации в Интернете.

Цель занятия: развить умение создавать модель задачи с помощью инфографики.     Задачи:

  • образовательная: развить умение использовать инфографику как инструментарий для создания модели задач;
  • развивающая: развить умение фокусировать внимание на ключевых моментах проблемы и создавать зрительные образы для создания модели задачи с помощью инфографики;
  • воспитательные: стимулировать интерес к математике и формировать потребность в использовании математических знаний при решении практических задач; воспитывать уверенность.

При решении вышеуказанных задач у обучающихся развивались такие качества как: любознательность, активность; креативность; способность планировать свои действия и решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод (раздаточный материал, дидактическая игра «Крокодил», разминка, синквейн), наглядно-практический метод (решение задач по инфографике), словесный метод (беседа, мини-рассказы «А знаете ли вы...», «Математика – наука абстрактная?»), прием эмоциональной заинтересованности (создание команд и получение «кислородных баллончиков»), игровой прием (проблемные ситуации), использование звуковых эффектов (погружение в воду, музыкальное сопровождение отдельных этапов занятия), просмотр фрагментов из фильмов.

 Занятие проводится с группой обучающихся старшего звена. В группе 7 мальчиков и 5 девочек.  Многие дети активно участвуют в учебной деятельности. У большинства обучающихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на занятиях. Они с желанием учатся, хотят учиться лучше, получать похвалу педагога и родителей, стремятся выполнить все задания педагога и с радостью откликаются на его просьбы. У двоих обучающихся наблюдается неустойчивость внимания, снижены работоспособность и познавательная активность, не сформированы умения и навыки самостоятельной организации своих действий. С ним проводится индивидуальная работа. Среди обучающихся повышенной любознательностью и ответственностью отличаются две девочки, они являются лидерами. Эти девочки пользуются авторитетом в группе, к их мнению прислушиваются.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начинается занятие с организационного момента, где активизируется внимание детей: предложение погрузиться в мир инфографики в батискафе «Интеллектуального развития». Вместе с детьми вспомнили о технике безопасности, дети выбирали команды и капитана.

Для усиления интереса к занятию предлагается интригующая проблемная ситуация (нужно каждой команде постараться получить как можно больше кислородных баллончиков, чтобы выиграть соперника). Во время основного этапа образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, решают задания, создают инфографики, модели задач и презентуют результат, обыгрывают проблемные ситуации. Осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ позволило заинтересовать и привлечь внимание детей (просмотр отрывка фильма).  

В процессе образовательной деятельности педагог создает все условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось заполучить кислородный баллон, чтобы «вернуться на землю».

В основной части занятия в результате поиска новых и анализа традиционных методов развития визуального мышления выяснилось, что достаточно эффективным методом работы, направленным на формирование визуального мышления, является инфографика. Эта форма представления информации идеально вписывается в современную «цифровую эру» и помогает объяснить сложные вещи проще, и понять связи элементов какой-либо системы.

        Современное общество насыщено информационными потоками, визуализацией информации, которая поступает из различных источников (интернет, телевидение, реклама). Задача педагога – научить обучающихся понимать, преобразовывать, анализировать, воспроизводить визуальную информацию.

Очевидна целесообразность использования инфографики. Педагог, использующий инфографику для объяснения учебного материала в максимально сжатой и удобной форме, избегает потерь информации. А дети запоминают такую информацию лучше, в отличие от традиционного заучивания большого количества книжных материалов.

Таким образом, целью применения инфографики является повышение эффективности формирования компетенций обучающихся.

Область применения инфографики - самая широкая - от объявлений до выражения собственных исследований!

Информация прекрасна и жить без неё невозможно. Но она нуждается в ком-то, кто отфильтрует массивы окружающей нас информации и получит в результате что-то читабельное и полезное для использования.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"

АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в  практической деятельности. В методической разработке представ...

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема «Ритм».

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема  «Ритм».  (в разработке)Изучение ритма на примере бумажной пластики.Данный материал будет полезен педагогам...

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема «Модуль в бумажной пластике».

Методическая разработка занятия по предмету "Пространственное моделирование". Тема «Модуль в бумажной пластике»....

Методическая разработка занятия :" Моделирование платья"

Методическая разработка занятия " Моделирование платья" содержит рекомендации по  проведения занятия по техническому моделированию  на основе чертежа прямого платья....

Методическая разработка занятия «Введение в программу «Начального технического моделирования».

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов на уроках технологии....

Методическая разработка " Эффективное использование инфографики в образовательном процессе"

В методической разработке представлены возможности использования инфографики. Даны рекомендации по использованию инфографики. Предложены возможности решения для внедрения инфор=графики в образовательн...