Развитие soft skills у школьников на занятиях по робототехнике
статья
В статье проанализирована важность развития soft skills у обучающихся на занятиях по робототехнике в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_robototehnike.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие soft skills у школьников на занятиях по робототехнике
Аннотация. В статье проанализирована важность развития soft skills у обучающихся на занятиях по робототехнике в начальной школе.
Ключевые слова: soft skills, робототехника.
Савичева М.В.
Становление человека как личности и субъекта профессиональной деятельности, а также его социализация в обществе осуществляется за счёт двух видов навыков: hard skills (жёсткие навыки) и soft skills (гибкие навыки).
Так называемые жесткие навыки – это узко специализированные знания и умения, которые человек получает в высшем учебном заведении или на дополнительных профессиональных курсах. Данные специализированные навыки человек использует в конкретной профессиональной деятельности.
В свою очередь soft skills – это совокупность неспециализированных навыков (социальных, психологических, эмоциональных и других), необходимых для жизнедеятельности и социализации человека. Основы данных навыков начинают формироваться уже в раннем детстве, а развиваются и усовершенствуются на протяжении всей жизни человека [1].
Соответственно, успех и профессиональная реализация человека в определенной области зависит от правильно выстроенного фундамента soft skills в детстве. Именно поэтому актуально детально изучить, как правильно обучить ребенка «гибким навыкам».
В современном мире, в эпоху четвертой промышленной революции, во все отрасли внедряются новые технологии, происходит автоматизация и цифровизация, рабочие процессы могут управляться интеллектуальными системами в режиме онлайн. Активно внедряются технологии, относящиеся к телекоммуникациям и компьютерной обработке информации, а также связанные с робототехникой.
Зарубежные ученые пришли к выводу, что академические знания человека дают лишь 15% успеха в процессе дальнейшего обучения и построения карьеры. Так опрос, проведенный среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», дал следующие результаты: успешное построение карьеры на 75% зависит от социальных компетенций, и только на 25% определяется академическими знаниями сотрудника [4].
Поэтому с уверенностью можно сказать, что soft skills (гибкие навыки), такие как коммуникабельность, организованность, креативность, умение работать в команде и принимать коллективные решения, владение тайм-менеджментом, умение генерировать идеи - ключ к успешной самореализации в любой профессиональной деятельности. В проанализированных исследованиях констатируется факт недостаточного развития у современных школьников soft skills.
Таким образом, перед современным преподавателем стоит сложная задача: дать школьнику не только систему академических знаний, но и развить soft skills, которые позволят ему быть успешными и развиваться не только в дальнейшем обучении, но и в течение всей жизни.
Сегодня большой интерес у детей разного возраста вызывают занятия робототехникой. Такие занятия организуются как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Образовательная робототехника - комплексная дисциплина, в которую, как правило, включается три основных раздела:
- развитие навыков конструирования;
- обучение основам электроники;
- обучение программированию.
Благодаря робототехнике, школьники могут почувствовать себя инженерами конструкторского бюро. В процессе занятий робототехникой учащиеся конструируют и программируют новые модели, а также усовершенствуют уже существующие.
На робототехнике школьники генерируют совместные идеи по разработке проекта робота, обсуждают конструктивные и технологические нюансы, планируют последовательностей действий по реализации своего проекта, тестируют свои разработки, после чего производят оценку и корректируют проделанную работу, отрабатывают механизмы программирования, а также обдумывают способы улучшения своей разработки.
Непосредственно в процессе программирования учащиеся более подробно знакомятся с информационными технологиями и механизмами их функционирования на практике. Более того, работая в команде и выдвигая различные проектные гипотезы, школьники учатся совместно проверять их действительность, опровергать их, а также работать иногда с неожиданными результатами эксперимента в команде. Обучающиеся изучают принцип работы программного обеспечения, учатся обрабатывать информацию с помощью цифровых инструментов и технологических систем, для того чтобы можно было скорректировать проектируемую модель путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Основой для учебных занятий по робототехнике может выступать, например, открытая платформа Lego WeDo 2.0 и адаптированное для детей школьного возраста расширение – WeDo 2.0. Данная программа дает возможность представлять информации в форме графических блоков, а также создавать автоматизированные и технические устройства. Более того, с помощью Lego WeDo 2.0 можно не только программировать и конструировать, но и проводить эксперименты и лабораторные исследования, которые дают возможность школьнику проявлять познавательную и творческую активность, самореализовываться, что поможет в будущем решать профессиональные и личные проблемы.
По мнению исследователей, коммуникабельность – это одна из главных компетенций ХХI века. Робототехника является отличным помощником в развитии данного качества, так как проекты такого формата трудно реализовать одному. Проект, созданный и реализованный в команде, будет намного качественнее и интереснее [3].
Работая над робототехническим проектом, необходимо в первую очередь распределить роли по интересам и выбрать лидера команды. Каждый участник команды, выполняя то, что ему нравится, приведет к общему результату. А для того, чтобы достигнуть цели, школьникам необходимо обмениваться полученной информацией, обсуждать промежуточные результаты работы, обговаривать алгоритм и сроки работы.
Соответственно, в процессе подготовки робототехнического проекта обучающийся в полной мере ощущает себя значимой частичкой большого коллектива, который показывает свои знания и выражает своё мнение, но в тоже время участвует в групповой подготовке презентации проекта, в обсуждении разработок и реализации проекта, а также оценивает деятельность каждого участника команды. Все вышеперечисленные процессы способствуют развитию коммуникативной компетенции.
Выполняя свою роль в общем проекте, школьник также учится работать самостоятельно, приобретает навыки тайм-менеджмента и самодисциплины. Более того, благодаря самостоятельной работе ученик учится критическому мышлению. Критическое мышление позволяет рационально оценивать и перерабатывать поступающий поток информации. Более того, благодаря критическому мышлению, ученик сможет отказаться принять что-либо на веру без эксперимента.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что робототехника дает школьнику возможность не только создавать сложные технические предметы, но и развивать важные компетенции - soft skills (гибкие навыки).
Стоит отметить, что не у каждого школьника с первой попытки получается создать функционирующее техническое устройство. Сбои в функционировании возникают из-за ошибок, допущенных при проектировании или программировании. Именно поэтому так важно проверить созданное устройство на практике. С помощью практического эксперимента школьник сможет выявить проблему и оперативно её решить.
Подводя итог, можно сделать вывод, что занятия робототехникой позволяют развивать у школьников soft skills, которые необходимы ему как для личностного, так и для профессионального роста:
- решать неординарные задачи, работая в команде;
- генерировать коллективные идеи и использовать критическое мышление;
- правильно использовать уже имеющиеся знания и навыки для поиска и освоения новой информации;
- применять уже имеющиеся знания в процессе проектирования технических проектов;
- организовывать работу команды, распределять роли в команде, а также приходить к совместным результатам [2].
Список используемых источников:
- Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Том 9. № 1. C. 1-18. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 08.03.2021).
- Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 10.03.2021).
- Четвертая промышленная революция. Популярно о главном технологическом тренде XXI века. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/% (дата обращения: 10.03.2021).
- Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1(28). С. 53-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по развитию soft skills "Навыки успеха"
Рабочая тетрадь с теорией и упражнениями по развитию "гибких навыков"....
Методическая статья по теме: "Методические рекомендации по развитию Soft Skills у учащихся"
Данная статья обобщает существующий опыт по развитию Soft Skill...
Развитие «soft skills» у учащихся в дополнительном образовании
В статье рассматривается проблема развития гибких навыков у учащихся в дополнительном образовании....
Развитие Soft skills как тренд современного образования
В данной статье рассказывается о том, что такое Soft skills и Hard skills, приводятся Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций и примеры упражнений на развитие Soft-компетенц...
Направленность на развитие soft skills в обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, е...
Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования
Электронный научный журнал «Фитнес: теория и практика» Лапин А.С., Орлова В.Д., Смирнова Ю.В. Развитие SOFT SKILLS обучающихся как тренд современного физкультурного образования // Фит...
Статья: Добровольческая команда как возможность развития soft-skills навыков необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения
В статье рассматривается возможность развития soft-skills навыков, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения при помощи организации добровольческой деятельности....