"Деятельность детских объединений в воспитательном пространстве современной школы как способ самореализации и социализации ребёнка"
консультация

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_detskih_obedineniy.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

           

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:

"Деятельность детских объединений в воспитательном пространстве совресенной школы как способ самореализации и социализации ребёнка"

  Воспитание детей и юношества является одной из важнейших проблем образования. Понятно, что школьное воспитание не всесильно, оно не может положительно охватить и заменить все стороны личной жизни маленького человека, но может создать условия, в которых станут для каждого значимы человеческие ценности: человек, близкие, природа, Родина. Чтобы сформировать  данные и другие ценности, в   школах созданы детские объединения.

           Детское объединение является своеобразным мостом, соединяющим образовательное и жизненное пространство. Оно помогает адаптироваться и самореализоваться  ребёнку и подростку в окружающем мире. Объединяясь в разные группы , дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных формах деятельности. Именно поэтому ребёнок видит в объединении с другими детьми средство самозащиты, самоутверждение, самоопределение себя как личности, единственной в своём роде, и как члена сообщества себе подобных людей. Особенно результативно это происходит тогда, когда ребята на добровольной основе объединяются в коллектив, получают уникальную возможность для неформального общения ,активного участия в общественно полезной деятельности.

          Работа детского объединения строится, прежде всего, с учётом интересов и предполагает развитие инициативы, общественной активности ребят. Здесь происходит их самосознание, саморазвитие и самореализация. Активно участвуя в делах детского объединения, дети реализуют свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, приобретают социальный опыт, тем самым формируется их гражданское самосознание, личная жизненная позиция.

           Основной целью воспитательной работы детского объединения является гармоничное развитие личности с учетом  возраста, интеллекта, интересов, выявление и раскрытия природных способностей каждого ученика, его подготовки к жизни, т.е. социализации. Для того, чтобы этот процесс прошел успешно,  нам, учителям и пионервожатым, нужно создать такие условия, чтобы ребенку было интересно, комфортно, чтобы его  понимали, ценили, заботились о нем, чтобы коллектив, в котором он живет, был интересен ему и чтобы ребенок был интересен для коллектива: сумел раскрыть себя, реализовать свои возможности, состояться

как личность. Но без помощи учителя или  пионервожатого ребенку будет трудно проявить себя, самоопределиться. Конечно, чтобы помощь была благотворной, взрослый  должен знать интересы ребят, прислушиваться к их мнению, создавать  такие условия в объединении, чтобы ребенку было легко реализовать себя как личность. Поэтому взаимоотношения детей и взрослых в рамках детского объединения осуществляются на основе сотрудничества, строятся на принципах гуманности и равноправия, дети и взрослые во всех делах участвуют наравне.

            Таким образом, детские объединения расширяют зону формирования общей  культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, развивают организаторские способности, раскрывают их творческий потенциал , учат видеть и понимать прекрасное, формируют новые ценностные ориентации, стимулируют социальное развитие ребенка.

Коллектив  педагогов МОУ «2-Засеймская средняя общеобразовательная школа» считает, что в школах необходима работа таких детских объединений, чтобы была видна преемственность, развитие социальной личности. Поэтому в нашей школе на протяжении  более двух десятилетий действуют пионерский отряд «Солнечный» и две православные организации «Светлячки» и «Исток».

                  Православные организации в нашей школе.

           Система воспитательная работа  нашей школы направлена на реализацию духовно-нравственного развития детей. Почему мы проводим работу по духовно-нравственному воспитанию, основываясь на православных традициях?

Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием, которая учит любви к ближнему, уважению к старшим, терпению и терпимости к окружающим, умению признавать свои ошибки, послушанию, целомудрию, милосердию, духовности, патриотизму.

          «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма»-писал И.А.Ильин в статье «О семье и воспитании».

          Эти задачи и решаются в детских православных объединениях нашей школы-«Светлячки» и «Исток».

                     Не забывается  преемственность в воспитательной работе нашей школы, т.к. детское объединение «Светлячки» - это первая ступень, после преодоления которой ребята становятся  участниками объединения «Исток», - это уже вторая ступень. Все, что ребята приобрели в детском объединении «Светлячки», они используют и свободно совершенствуют в среднем звене. Переходя из одного объединения в другое, они не забывают «Светлячков», становятся их вожатыми и помогают им во всём.

                       Пионерский отряд «Солнечный».

            Не все из присутствующих здесь были пионерами, но все согласятся со мной, что «пионер-это звучит гордо, ведь пионер- всем ребятам пример»», вернее, звучало гордо в пору нашего детства…   Пионерские объединения, начиная с рубежа 80-90х, активно выдавливались из стен школ; шел массовый отток из них детей.  В 1992 году было создано Пионерское Содружество и принята Пионерская декларация. Сегодня можно с уверенностью сказать, что пионерская организация выстояла в сложный исторический и драматический период своей истории.
               Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывала пионерская организация на воспитание подрастающего поколения. Лучший опыт организации, те формы и методы работы, которые оправдали себя в воспитании в детях патриотизма, гражданственности, гуманности, милосердия, и сегодня мы  сохраняем в деятельности пионерского отряда нашей школы «Солнечный»,
которым  руководит единственный в районе пионервожатый-мужчина  Кузнецов Алексей Владимирович.

              Почему в нашей школе работают давно и, наверное, вы в этом убедились- успешно, именно православные  детские объединения?

Педагогический коллектив 2-Засеймской школы всегда волновали вопросы: как уберечь наших ребят от пороков, которые насаждаются в обществе,  от обрушившейся лавины зла и насилия ,от негативного влияния нетрадиционных течений и организаций? Ответ мы нашли. В православии. Работа педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях помогает обучающимся стать добрее, сердечнее и доброжелательнее к людям, учит их отличать истину от лжи, помогает им стать мягче, сдержаннее, терпимее, внимательнее друг к другу, приобрести духовный стержень. Они учатся

размышлять над важными проблемами бытия, анализировать сложные жизненные ситуации и находить правильный выход из них.

            Мы очень благодарны нашему духовному наставнику отцу Василию, настоятелю Михайло-Архангельского храма, который рядом с нами все эти годы. Все праздники –православные и мирские- мы проводим вместе- либо в храме, либо  в стенах нашей школы.. Встречи, беседы отца Василия на духовно-нравственные темы не только с учениками, но с учителями  и родителями способствуют  нашему духовному совершенствованию , желаниям одолеть свои пороки, стать лучше..

Наверное, поэтому фамилии наших учеников не значатся в списках детей, состоящих на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних.

          Хочется верить, что наша школа  сеет в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, является для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши ученики вырастут достойными гражданами своей страны, любящими Родину и готовыми защитить её в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детских объединений в воспитательной системе школьника.

Роль детских объединений в воспитательной системе школьника....

"Музей в образовательном пространстве современной школы"

Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «С...

РОЛЬ ДЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Презентация о работе школьных объединений, опыт работы экологического отряда...

«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Разработка направлена на обновление модели воспитательной системы современной школы через развитие и поддержку детских общественных объединений. Воспитательная система "Школьное агентство социаль...