Педагогический проект экологического направления «СМОРодина» (организация работы школьного лесничества)
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 (гимназия №1) на базе школьного лесничества «Смородина».
Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.
Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска лицей - интернат №1
Педагогический проект экологического направления
«СМОРодина»
(организация работы школьного лесничества)
Автор и координатор проекта:
Мамонтова Т.В.,
учитель биологии и географии
МБОУ г. Иркутска лицея – интерната №1
г. Иркутск
2018 год
2. Краткая аннотация проекта
Девиз проекта: «Живет Иркутск - моя малая Родина,
пока есть лес, в лесу смородина…»
Описание проекта: создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 на базе школьного лесничества «Смородина»;
Принципы реализации проекта: дифференциация, личностная ориентация,
сотрудничество, экологическая направленность;
Характеристика проекта: по доминирующей деятельности: образовательно - воспитательный; по конечному результату: практико - направленный;
по продолжительности: долгосрочный; по количеству участников: коллективный (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры);
по характеру координации: открытый;
по характеру контактов: выходит за пределы внутришкольного путем привлечения учреждений города, области, проведение совместных мероприятий;
«… <природные территории> должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений» (Севильская стратегия для биосферных резерватов, 1995).
Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.
Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня.
Заключение проекта – конференция: «Я жизнь, которая хочет жить…», на которой ученики показывают результаты своего труда: мини-проекты, исследовательские работы, презентации, буклеты, делают обобщения, выводы и делятся опытом работы в проекте.
3. Обоснование необходимости проекта
Актуальность обусловлена современными требованиями ФГОС. Происходят изменения в содержании и организации образовательного и воспитательного процесса, связанные с усилением системно-деятельностного подхода и экологической компоненты, которые обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Проблема нерационального использования природных ресурсов очевидна. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. Возникает необходимость получения дополнительных знаний и умений в этой области.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть достаточными знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим природоохранным навыкам. Реализация проектных мероприятий позволит раскрыть возможности дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Проект направлен на углубление и развитие биоэкологических компетенций, на мотивацию к профессиям биологической и экологической направленности.
Педагогическая целесообразность данного проекта – это выявление и развитие специальных способностей ребенка, которые представлены результатами занятий в рамках внеурочной деятельности.
4. Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях;
Задачи:
- Организация практической работы по улучшению экологического состояния природы нашего края и природоохранного просвещения населения;
- Развитие у школьников научного понимания экологических связей в природе, на примере лесного биогеоценоза, расширение кругозора;
- Приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
- Приобретение опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний, выполнения практических задач рационального лесопользования и лесовозобновления и навыков природоохранной деятельности;
- Вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов;
- Формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
- Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии
- Разработка механизма информационной поддержки (стенды, печатная информация, СМИ, сайты).
5. Основное содержание проекта
Примерные этапы проекта:
1. Информационно-подготовительный: мобилизация и подготовка учащихся для работы в проекте, информирование целевой группы.
2. Основной: проведение цикла занятий и мероприятий по плану реализации проекта;
3. Итоговый: проведение конкурса по обмену опытом создания продуктов деятельности, распространение материалов проекта на сайте школьных лесничеств Иркутской области.
6. Ресурсы
В рамках проекта реализуются:
1. Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 5(6), 7(8) классов «Юный лесничий» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г. Иркутска. Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016 (144 часа (79т/65п)),
2. Программа факультативного курса по естественно - научным предметам для учащихся 5(6) классов «Летопись года» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г. Иркутска. Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016) (34 часа).
К проведению занятий привлекаются специалисты лесной отрасли: лесопатологи «Центр Защиты Леса» Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской области, проводятся экскурсии и интегрированные уроки на базе лесосеменной станции «ЦЗЛ», минералогического, краеведческого музеев, библиотеки им. Молчаново - Сибирского, им. Распутина.
Частичное финансирование:(обеспечение формой, улучшение материально- технической базы (литература, лабораторное оборудование)) осуществлял «ЦЗЛ» Иркутской области.
7. Партнеры проекта
- Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018);
- ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ";
- Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
- Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»;
- Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала»
8.Целевая аудитория
Участники: учащиеся 5-11 классов, родители, педагогические работники школы, учреждения города, вовлеченные лица по согласованию.
- План реализации проекта
(Дорожная карта)
Действия | Сроки | Ответственные |
Участие в акции «День Байкала» | сентябрь | Члены школьного лесничества |
Составление планов работы на год, документации (договор, положение или устав, приказ о создании) | сентябрь | Совет школьного лесничества |
Участие в областном заочном конкурсе «Лесная боль» | сентябрь | Руководитель школьного лесничества |
Участие в акции «Лесники открывают двери» | сентябрь | Руководитель школьного лесничества |
Участие в областном заочном конкурсе «Подрост» | сентябрь | Руководитель школьного лесничества |
Занятия по программе «Юный лесничий» | октябрь | Руководитель школьного лесничества |
Участие во всероссийском экологическом уроке «Лесомания» | в течение года | Учитель биологии |
Участие в областном заочном творческом конкурсе «Дети о лесе». | октябрь | Руководитель школьного лесничества |
Участие в акции «Круг жизни» | Ноябрь- декабрь | Совет школьного лесничества |
Участие в предновогодней акции «Ель». «Эко –елка» | декабрь | Совет школьного лесничества |
Участие в акции «Батарейка сдавайся» | январь-февраль | Совет школьного лесничества |
Участие в областном заочном конкурсе «Сохраним лес живым» | февраль | Руководитель школьного лесничества |
Участие в НПК «Лицеист», защита исследовательских проектов «Самое доброе исследование» | Январь, февраль, март | Учитель биологии |
Всероссийская олимпиада по экологии (муниципальный и региональный этапы). Защита экологических проектов | Ноябрь, февраль | Учитель биологии |
Лицейский проект «Мое любимое дерево» в 5, 6 классах | Апрель, май | Совет школьного лесничества |
Участие в акции по охране лесов от пожаров. Акция «Сохраним леса Прибайкалья» | март апрель- | Совет школьного лесничества |
Акция «Всероссийский день посадки леса» | март апрель- | Руководитель школьного лесничества |
Подготовка и участие в областном слете школьных лесничеств. | март | Руководитель школьного лесничества Специалист ЦЗЛ |
Участие во Всероссийских конкурсах, мероприятиях. | март | Руководитель школьного лесничества Учитель биологии |
Участие в международном проекте «Геопарк в Прибайкалье» | 2017-2018гг Февраль март | Руководитель школьного лесничества Учитель биологии |
Работа кружков и факультативов дополнительного образования: «Юный лесничий», «Летопись года»; | В течение года | Руководитель школьного лесничества Учитель биологии |
Интегрированные уроки по биологии, экологии с участием специалистов «ЦЗЛ Иркутской области» | В течение года | Руководитель школьного лесничества Специалист ЦЗЛ |
Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы; | В течение года | Члены школьного лесничества |
Сотрудничество 1. Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018); 2. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"; 3. Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска; 4. Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»; 5. Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала» (планируется). | В течение года | Руководитель школьного лесничества |
Создание экологического сайта лицея | февраль | Руководитель школьного лесничества Совет школьного лесничества |
Организация освещения деятельности школьных лесничеств в СМИ, размещение информации на сайте МЛК ИО, СФО, на сайтах других заинтересованных организаций | в течение года | Руководитель школьного лесничества Совет школьного лесничества |
Предоставление информации на сайт школьных лесничеств Иркутской области. | в течение года | Руководитель школьного лесничества Совет школьного лесничества |
Создание учебно- методических, экологических материалов, их распространение | в течение года | Руководитель школьного лесничества Совет школьного лесничества |
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
- Развитие экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
- Создание и организация экскурсий по экологической тропе. Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у учащихся, успешно участвующих в проекте «Геопарк в Прибайкалье», что позволит знакомить школьников с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие Сибири и активно применять полученный опыт в дальнейшей профессиональной работе и активно конкурировать на рынке образовательных услуг как специалистам, владеющим современными образовательными технологиями;
- Выпуск стенгазет, фотостендов, информационных щитов, посвященных охране леса, распространение методических пособий «Летопись года», «Юный лесничий» позволит информировать общественность и обогатить экологическую компоненту в школьных предметах;
- Включение экологических мероприятий в практику дополнительного образования учреждений образования. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде;
- Проведение опытов по заданию ученых и специалистов лесного хозяйства;
- Проведение научно-практических конференций юных лесоводов;
- Беседы в классах, на общешкольных родительских собраниях на темы рационального использования и охраны естественных биогеоценозов.
- Перспективы дальнейшего развития
Проект долгосрочный, предполагается дальнейшее развитие сотрудничества с экологическими организациями города, области, постоянное обновление контингента учащихся, материально- технической базы и методических пособий по данному направлению деятельности.
- Литература
1. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. –– М.: Экология и образование,1993.
2. Калинова Г.С. Настольная книга учителя биологии. — М.: Астрель, 2003.
3. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
4. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
5. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа,1993.
6. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Академия, 1999.
7.Цветков В.Ф. Лесной биогеоценоз (2-е издание, исправленное), Архангельск,2004;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа школьного лесничества
Информация о деятельности школьного лесничества «Зелёный патруль» Школьное лесничество «Зелёный патруль» (п. Барашево, Теньгушевский район, Республика Мордовия) было создано в ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377444-1389179802.jpg)
Организация работы школьного лесничества.
На уроках биологии формируются убеждения о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система, но какие конкретные действия нужно осуществить для улучшения экологии осознают не все....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-637242-1432544801.jpg)
Организация работы школьного лесничества «Зарянка»
Работа содержит:I. Введение.1. Краткая история школьного лесни...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144713-1352990899.jpg)
Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.
Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности. Все эти элементы находят отр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-807486-1471880610.jpg)
Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»
Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена в центре села, в благоприя...
«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»
Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...