"Основы Православия"
элективный курс (8 класс)
Рабочая программа элективного курса для казачьего кадетского класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ek_osnovy_pravoslaviya_8a_karashchuk_on.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 » п.г.т.УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860 ЯНАО, Пуровский район, п.Уренгой, 4 мкр. д.39 тел(факс)34934 93177
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 1»
________ /Волокитина А.С./
Ф.И.О.
Приказ № 152 от
« 30 » августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам Православия, 8а класс
Учитель: Каращук Ольга Николаевна,
высшая квалификационная категория
«Согласовано» Рассмотрено на заседании
Зам.директора по методического объединения
образовательному процессу протокол № 1 от
__________/Петрова О.Л./ « 29» августа 2018 г.
Рук.МО _____/Подкорытова Р.З./
2018-2019 учебный год
II. Пояснительная записка
Программа курса «Основы православия» для 8-го казачьего кадетского класса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования, Законом РФ «Об образовании», ст. 14; Федеральном законом «О свободе совести», ст. 5; Конституцией РФ, ст. 28, 29, 44; Конвенцией о правах ребёнка, ст. 13–15; Семейным кодексом, ст. 54–56, 58–60. Курс относится к числу общекультурных дисциплин, развивающих ценностно-смысловую, учебно-познавательную и личностную компетенции гражданина России, а также созидающих духовно-нравственный багаж современного подростка. Базисный учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год отводит на изучение предмета 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
В программе сделан акцент на догматическом, антропологическом и этическом аспектах православной культуры в их взаимосвязи: в ней углублена связь догматического вероучения, христианских заповедей и нравственной проблематики.
Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных подростков. Разработка данной программы направлена на:
• развитие у старших подростков мотивации к освоению православной культуры;
• приобщение детей к христианским ценностям, которые являются основополагающими в жизнедеятельности любого цивилизованного общества;
• развитие у учащихся мотивации к познанию духовных законов в отношениях к самому себе и другому человеку;
• активизацию мыслительной деятельности и рефлексии;
• профилактику асоциального поведения и налаживание дружественной атмосферы в классном коллективе;
• создание условий для творческой самореализации личности ученика, ее интеграции в систему отечественной культуры;
• интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
В основание программы положены следующие принципы:
- Христоцентричность. Православие, его учение и культурное наследие является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому базироваться курс должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
- Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с православных критериев.
- Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и, по возможности, соотноситься с реальной жизнью подростков, их личным социальным опытом.
Цель программы: ознакомление обучающихся с основами православного вероучения. усвоение школьниками основ православной духовности и нравственности, содержащихся в Библии, главной книге христиан.
Задачи программы:
- изучение основ христианского вероучения и вероисповедания;
- осознание законов нравственности;
- привитие чувства бережного отношения к культурному и духовному наследию.
- развитие культуры общения, культуры диалога и конструктивного взаимопонимания;
- актуализация знаний, приобретенных в ходе изучения других предметов и личного опыта.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; чтение текстов Ветхого и Нового Заветов, заучивание некоторых стихов наизусть; беседы, анализ сюжетов, анализ альтернативных ситуаций; элементы исследовательской работы: выявление проблемы, выяснение неясных вопросов, переосмысление выводов, построение обобщений, написание мини-сочинений.
Программа учитывает особенности возрастного развития и усваиваемого детьми на этом уровне материала. Методика построения занятий по данной программе основана на методике православной педагогики Л. В. Суровой и методике ситуативного подхода к организации духовного воспитания школьников И. А. Соловцовой. Ведущим методом преподавания по данной программе является эвристический, проблемный метод – беседа, или диалог, главная цель которого - научить детей думать самостоятельно, побудить к вопрошанию. Данный метод сопряжен с методом погружения в ситуацию переживания ценностей, на что направлено использование художественных образов, прием вживания в роль и сопоставление противоположных сторон реальности. Отличительной особенностью следует признать то, что содержание занятий, формы и методы направлены на «личностный» уровень освоения детьми знаний. В методическое обеспечение занятий включены рассказы, повествования, иллюстрирующие проблемы, которые приближены к действительной жизни детей этого возраста.
Формы подведения итогов реализации программы: занятия по обобщению знаний в конце каждого тематического раздела; тестирование; участие во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры.
III. Учебно-тематический план
Тема раздела, урока | кол-во часов | дата | Цели и задачи | Педтехнологии | ||
ЗУН | ОУУН | |||||
1 2 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12- 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22- 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Раздел 1. Основы православного вероучения Учение о мире и Боге. Учение о человеке. Символ веры. Церковь и духовные пастыри. Раздел 2. Почему нам следует постигать Христа «Я есть путь, и истина, и жизнь». Земная жизнь Иисуса Христа. Что дал Христос людям и человечеству? За что и почему мы должны любить и почитать Христа? Главная суть учения Иисуса Христа. Раздел 3. Значение православной культуры для человека Простые правила жизни и труда наших предков. Цель и смысл жизни человека. Другие блага православной веры. Поэтическое осмысление значения веры. Раздел 4. Православие в развитии и защите России Крещение Руси. Возникновение и распространение монастырей. Благоверный великий князь Александр Невский. Святитель митрополит Алексий. Соборная молитва спасает Москву. Церковь в Смутное время. Будем учиться у Суворова. Войны с интервентами в 19в. Раздел 5. Путь духовно-нравственного возрастания человека Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Божии заповеди: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь». Заповедь христианской любви - высший закон в жизни человека. Евангелие – книга высшей неисчерпаемой мудрости. Соприкосновение со святынями и Божиими чудесами. Поэтическое осмысление потребности обретения веры и очищения души. Раздел 6. Молитва – не последняя надежда, а первая реакция Что такое молитва. Творение молитвы и ее плоды. Молитва в земной жизни Иисуса Христа. Краткое молитвенное правило. Молитва – защита в беде и опасности. Обобщение познания курса. Итого: 35 часов | 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 2 1 9 1 1 1 1 1 1 1 2 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 | Сотворение. Все великие ученые - креационисты. Тайна Святой Троицы. Божии качества, открытые в Святом Писании. Уни-кальность Библии. Никео-цареградский 325года Символ веры. Ключевые понятия: вера, любовь, церковь, земная и вечная жизнь. Свободная воля. Свобода выбора. Последствия грехопадения Первая проповедь Христа - призыв к покаянию. Любовь к Богу и ближнему. Ценные простые правила в опыте дедов и прадедов. Устроение и обретение четырех Божиих Царств. Чувствовать и различать добро и зло; иметь благополучную семью, иметь защиту от грехов; возрастание творческих способностей. Начало истории Святой Руси. «Не в силе Бог, а в правде». Князь Дмитрий Донской и митрополит Алексий. Спасение от Тамерлана. Благочестивый среди полководцев – А.В.Суворов. «Не нам, не нам, а имени Твоему». Оборона Севастополя в 1854г. Осознание потребности веры. Обретение Бога в разуме и сознании. Познание Бога и себя. Появление в сердце постоянной горячей веры. Умножение Богоугодного делания. Появление самоотверженности. Мужественное перенесение лишений и страданий. Стихи Ф.И. Тютчева, А.С.Пушкина, А.Шуваева, князя Львова. Незаменимый духовный хлеб человека. Сердечное обращение к Богу. Благодарственные, просительные, покаянные молитвы. Готовность души к общению с Богом. Псалом 90. Стихи П.А.Вяземского, М.Ю.Лермонтова, И.С.Аксакова, И.Рутенина. | Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность сущес-твования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Адекватно оценивать собственное поведе-ние и поведение окружающих. Понимать и прини-мать ценности: Отече-ство, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многона-ционального народа России; понимать их значение в выстраи-вании конструк-тивных отношений в обществе. Нести самостоятельную и личную ответствен-ность за свои поступки на основе представлений о заповедях, нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопе-реживания чувствам других людей; овладевать формами регуляции своих эмоциональных состояний. Мотивировать себя к труду, к работе на результат, к береж-ному отношению к материальным и духовным ценностям. Сотрудничать со взрослыми и сверст-никами в различных социальных ситуаци-ях, умений не созда-вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развивать этические чувства как навык христианского поведения. | Личностно-ориентированное обучение Метод диалога Проблемное обучение Личностно-ориентированное обучение Урок-беседа Исследовательский метод Личностно- ориентированное обучение |
IY.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | дата | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-13 14 15 16 17 18 19 20 21 22-23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Раздел 1. Основы православного вероучения Учение о мире и Боге. Учение о человеке. Символ веры. Церковь и духовные пастыри. Раздел 2. Почему нам следует постигать Христа «Я есть путь, и истина, и жизнь». Земная жизнь Иисуса Христа. Что дал Христос людям и человечеству? За что и почему мы должны любить и почитать Христа? Главная суть учения Иисуса Христа. Раздел 3. Значение православной культуры для человека Простые правила жизни и труда наших предков. Цель и смысл жизни человека. Другие блага православной веры. Поэтическое осмысление значения веры. Раздел 4. Православие в развитии и защите России Крещение Руси. Возникновение и распространение монастырей. Благоверный великий князь Александр Невский. Святитель митрополит Алексий. Соборная молитва спасает Москву. Церковь в Смутное время. Будем учиться у Суворова. Войны с интервентами в 19в. Раздел 5. Путь духовно-нравственного возрастания человека Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Божии заповеди: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь». Заповедь христианской любви - высший закон в жизни человека. Евангелие – книга высшей неисчерпаемой мудрости. Соприкосновение со святынями и Божиими чудесами. Поэтическое осмысление потребности обретения веры и очищения души. Раздел 6. Молитва – не последняя надежда, а первая реакция Что такое молитва. Творение молитвы и ее плоды. Молитва в земной жизни Иисуса Христа. Краткое молитвенное правило. Молитва – защита в беде и опасности. Обобщение познания курса. Итого: 35 часов | 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 2 1 9 1 1 1 1 1 1 1 2 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 |
Y. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагаемые результаты изучения курса:
-позитивная мотивация к духовным вопросам и личному духовному росту;
-желание посещать храм, Богослужения;
-побуждение к развитию, укреплению и оздоровлению духа, души и тела соответственно православному учению об их ценности и важности;
- осознание греховности пагубных привычек и необходимости поддержания духа, души и тела в чистоте;
- более полное и глубокое восприятие русской культуры, поскольку Евангелие, Библия и православное вероисповедание являются ее главной основой и сущностью.
В процессе изучения курса учащиеся будут приобретать и развивать следующие умения и навыки: опыт ведения дискуссии, диалога, умение использовать свой собственный опыт, умение дать развернутый ответ, формировать собственное отношение; умение анализировать свои поступки, сверять свое поведение с Евангельскими заповедями.
Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:
• Православное учение о Боге и человеке как образе Божьем;
• Десять заповедей, данных пророку Моисею;
• Девять заповедей блаженства, данных Иисусом Христом;
• Евангельские события, отраженные в православных праздниках;
• Жития Святых;
• Основные иконографические образы;
• Важные события истории Христианства в мире и в России;
уметь:
• Раскрывать евангельские притчи и наставления Иисуса Христа;
• Понимать христианские заповеди и ценности как нормы жизни, а пороки и грехи – как ее искажение;
• Видеть связь заповедей с повседневной жизнью;
• Раскрывать содержание и смысл православных праздников;
Проявлять следующие отношения:
• наблюдательность и внимательное отношение к своему внутреннему миру;
• деятельную помощь ближним;
• почтительное отношение к старшим.
YI. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
- Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.:Покров, 2003.
Учебно-методическое обеспечение и технические средства обучения:
- Священное Писание: Книги Ветхого и Нового Заветов.
- Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.:Покров, 2003.
- Cборник образовательных фильмов: Евангелие в произведениях лучших мастеров иконописи и живописи (DVD).
4. Древние секреты Библии (DVD).
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
YII. Список литературы
1. Священное Писание: Книги Ветхого и Нового Заветов.
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.:Покров, 2003.
3.Сычева М.А. Православие: уроки в школе и колледже. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
4. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М,:Владос, 2003.
5. Беседы на Евангелие от Марка.Святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский (Преображенский). – М.: Отчий дом, 2006.
6. Размышления о бессмертной душе. Составитель: архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – М.:
Отчий дом, 2006.
7. Отец Арсений. – М.: Издательство Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, 1998.
8. Закон «О свободе вероисповедания». 1990.
9. Конституция РФ. 1993.
10. Основы социальной политики РПЦ. 2000.
11. Концепция национальной образовательной политики РФ. Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 № 201.
12.Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2003 № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."
Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений. Ключевые понятия урока: война и Вера...
Православие и народное зодчество России.
Христианство проникло на Русь ещё в середине IX в.Каждое историческое событие в жизни страны, народа, на Руси принято было отмечать строительством памятников, возведением Храмов, Соборов, Церкве...
Календарно- тематическое планирование по курсу "Православие"
Календарно-тематическое планирование по курсу "Православие" к учебнику "Православная культура" Л.Л. Шевченко в 8 классе. Очень много пояснительных записок, а вот планирования на начало учебного года б...
Православие-понятие духовности.
Методы и формы воспитания детей, привитие им нравственных качеств через православие....
Православие как культурообразующий фактор воспитания личности
В данной публикации автор раскрывает теоретико-философское обоснование курса "Основы православной культуры"....
Православие и масонство в России XVIII века
Целью данной статьи является выявление исторических корней масонства и основных его черт в России....
Презентация "Православие как основа национальной культуры"
1. Русская культура велика и многогранна2. Русская иконопись3. Авторы русской классической литературы4.Зодчество5. Врожденная церковность в музыкальном наследии русских композиторов...