Методическая разработка «Cтруктура профессиональной пробы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
методическая разработка
Методическая разработка "Cтруктура профессиональной пробы" предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и методистов образовательных учреждений, занимающихся профориентацией и предпрофессиональной подготовкой обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Колпинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ»
для педагогов дополнительного образования,
педагогов-организаторов и методистов
ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга
Разработчики:
Мясникова Светлана Леонидовна,
методист
Санкт-Петербург
2021
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
Структура методической разработки профессиональной пробы
1. Титульный лист
2. Информационная карта
3. Пояснительная записка
4. Содержание профессиональной пробы
5. Материально-техническое обеспечение
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Оформление Титульного листа
Полное название образовательного учреждения ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА «____________НАЗВАНИЕ___________» Возраст обучающихся: ____-____ лет Разработчик: ФИО, должность Город 2021 |
Примечание:
Название профпробы должно:
− Содержать привлекательные, однозначные формулировки, доступные для понимания обучающихся;
− Указывать конкретную сферу профессиональной деятельности.
На Титульном листе номер страницы не ставится. Номерация начинается со следующей страницы с номера 2.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Информационная карта – это краткая информация о профориентационной пробе, прочитав которую становится понятно, о какой профессии идёт речь, для какого возраста, чем ребёнок будет заниматься, какой продукт получит на выходе…
Оформляется в виде таблицы, желательно поместить на 1 лист.
Информация об организаторе профессиональных проб | |||||
Полное наименование организации | |||||
Адрес проведения профессиональной пробы | |||||
Контактное лицо | ФИО | Должность | Телефон | Электр.почта | |
Информация о профессиональной пробе | |||||
1. | Сфера профессиональной деятельности ВЫБРАТЬ СВОЮ 🡪 | Указывается сфера профессиональной деятельности, согласно укрупненным группам перечня профессий: 1) Математические и естественные науки; 2) Инженерное дело, технологии и технические науки; 3) Здравоохранение и медицинские науки; 4) Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; 5) Науки об обществе; 6) Образование и педагогические науки; 7) Гуманитарные науки; 8) Искусство и культура; 9) Военное дело и военные науки. 10) Отдельной условной сферой может быть Soft Skills, Гибкие навыки – комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности (Приложение 1) | |||
2. | Наименование профессии или компетенции, по которой проводится проба | ||||
3. | Категория профессии (специальности, компетенции) | Традиционные профессии | |||
Новые профессии (профессии, связанные с появлением принципиально новых технологий, производственных и бизнес-процессов, и уже вошедшие в практику работы отдельных предприятий) | |||||
Перспективные профессии (специальности) (профессии (специальности), содержание которых в среднесрочной перспективе будет изменяться в связи с обновлением техники, технологий и организации труда) | |||||
4. | Возраст обучающихся | 10+ | |||
5. | Продолжительность | 45-60 минут Практическое занятие должно составлять не менее 45 минут от всего времени проведения профессиональной пробы | |||
6. | Цель профпробы ВЫБРАТЬ СВОЮ 🡪 | Практическое знакомство с профессией | |||
Определение предпочтений или отвержений в мире профессий (дифференцирующая или отборочная проба) | |||||
Уточнение выбора, определение наиболее подходящих профессий (углубленная проба) | |||||
7. | Количество обучающихся в группе | 7-15 человек | |||
8. | Возможные сроки | Дата | Время проведения | ||
9. | Возможность прохождения пробы обучающимися с ОВЗ | да / нет | |||
10. | Особые условия (при наличии) | Например, шум, вибрация, мерцание, загрязненность… | |||
11. | Особые требования (при наличии) | Например, рабочая одежда, частные ограничения по здоровью, массогабаритные параметры (минимальный рост, вес…), особые требования к подготовке… | |||
12. | Форма проведения профпробы | Мастер-класс, выполнение технического задания, имитационная/деловая игра, практическая работа, исследовательская деятельность, творческое задание, проблемная ситуация и т.д. | |||
13. | Продукт профпробы | Что обучающийся должен создать, разработать и т.д. в результате прохождения профпробы |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание Пояснительной записки:
- Профессиональная область, к которой относится разработанная профессиональная проба, информация о смежных профессиях, специальностях, специализациях, а также о близких и родственных видах деятельности;
- Обоснованность внедрения данной профессиональной пробы (актуальность, новизна, значимость и целесообразность, информация о перспективах развития профессии на ближайшие 10-15 лет)
- Цели и задачи профессиональной пробы
Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «___________»
Задачи:
- создать условия для знакомства обучающихся с профессией «___________» на практике;
- дать обучающимся базовые сведения о профессии «____________»: ознакомить с содержанием, характером, особенностями и условиями труда;
- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
- Концепция (основная идея) профессиональной пробы
Успешность прохождения обучающимся профессиональных испытаний способствует определению его склонностей и способностей к этому виду профессиональной деятельности.
- Специфика проведения профессиональной пробы.
Например, могут быть указаны особенности профпробы:
- деятельностного характера: работа с текстами, нормативными документами и т.д.
- организационного характера: ограничения в количестве обучающихся, особые требования к одежде, ограничения по медицинским показаниям и т.д.
- другие особенности
- Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты – это ответ на вопрос: «Какими компетенциями овладеют обучающиеся, пройдя профессиональную пробу»? При этом необходимо помнить, что профессиональная проба рассчитана на 45-60 минут, соответственно, за этот период времени можно только познакомить с практической составляющей профессиональной деятельности. При описании ожидаемых результатов приемлемо применение таких терминов как: представление, понимание, применение.
Например, ожидаемые результаты: приобретение обучающимися компетенций в области ____________, освоение ___________; осознание важности самостоятельного выбора в профессиональном самоопределении.
7. Формы контроля освоения профессиональной пробы
Формами контроля освоения деятельности могут быть тестовые задания, устный опрос, анкетирование, самостоятельная работа, презентация творческой разработки, деловая имитационная игра и т.д.)
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
В содержании описываются этапы проведения профессиональной пробы с перечнем действий педагога и обучающегося: могут быть указаны особенности профпробы, например, на подготовительном этапе – организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, на практическом этапе – работа с инструментами и приспособлениями, работа с текстами, нормативными документами и т.д.
Этапы профессиональных проб:
- Вводно-ознакомительный этап – педагог даёт обучающимся базовую информацию о профессии: о специфике профессиональной деятельности (сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, характеристика и содержание труда специалистов конкретной профессиональной сферы, смежные профессии).
- Подготовительный этап – организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж (при необходимости).
- Практический этап – моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности (профессиональное погружение посредством прикладного знакомства с профессией, в котором специалистом-практиком моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении): педагог объясняет задание, после чего обучающиеся выполняют его. В процессе выполнения задания педагог оказывает им помощь.
Практическое выполнение задания профессиональной пробы осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ –> УСЛОВИЕ –> РЕЗУЛЬТАТ
Перед учащимися ставится задача (задание) конкретного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности.
Длительность этапа – 45 минут.
- Заключительный этап (рефлексивный) – подведение итогов, проверка уровня готовности обучающегося к выбору профессии (рефлексия обучающимися приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и какими компетенциями им стоит овладеть для своей успешной реализации в той или иной профессиональной сфере). Это может быть беседа, в ходе которой выясняется какие трудности и сомнения обучающиеся испытывали при выполнении пробы. На основе полученных ответов педагог дает необходимые рекомендации.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В материально-техническое обеспечение профессиональной пробы входят:
- методические и учебные пособия;
- дидактический материал (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы или демонстрируемые перед всем классом/группой);
- приборы, инструменты и оборудование;
- программное обеспечение;
- список литературы, использованной при подготовке профессиональной пробы;
- список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, рекомендованные обучающимся;
- прочее.
Перечень необходимого оборудования лучше оформить в виды таблицы:
№ п/п | Наименование | Количество единиц |
Технические требования к оформлению текста
методической разработки профессиональной пробы
- шрифт Times New Roman
- размер шрифта – 12
- положение на странице – по ширине текста (заголовки – по центру)
- поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое –3 см, правое –1,5 см
- междустрочный интервал: 1,0
- интервал между абзацами – нет
- отступ «Первой строки» – 1,25
- текст: одна колонка на странице
- страницы пронумерованы внизу справа, начиная со 2-й (Титульный лист – номер страницы не ставится)
Приложение 1
Soft Skills (Гибкие навыки):
Коммуникативные навыки – это умение общаться и выстраивать долгосрочные отношения, работать в команде и аргументировать свою позицию. В основе коммуникативных навыков лежит эмоциональный интеллект, способность понимать чувства других и контролировать свои.
Навыки самоорганизации – это умение организовать учебу/работу и правильно расставлять приоритеты, тайм-менеджмент, способность эффективно переключать внимание.
Креативные навыки – способность нестандартно мыслить. В современном мире это важно не только для представителей творческих профессий, но и для специалистов других отраслей. В любой работе мы сталкиваемся с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
Работа с информацией – эффективно ориентироваться в огромном потоке информации, качественно ее отбирать, анализировать и делать выводы.
Стрессоустойчивость – ускоренная адаптация зачастую не проходит без стресса, поэтому на первый план, несомненно, выходит способность человека справляться с ним и при этом сохранять работоспособность. Без стрессоустойчивости даже лучший специалист долго свою работу выполнять не сможет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга с специальной (коррекционной) образовательной школой №370.
Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга с специальной (коррекционной) образовательной школой №370 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям...
Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга со школой №356.
Презентация: "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга со школой №356". •Наш Компьютерный Центр Технического творчества с 1997 года сотрудничает со...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"
Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...
Методическая разработка «Структура и содержание проектной работы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
Методическая разработка «Структура и содержание проектной работы» предназначена для методистов, педагогов-организаторов, оциальныз педагогов, педагогов дополнительного обра...
Методическая разработка "Экологический проект "Я познаю мир" (Автор - Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
Методическая разработка экологического проекта «Я познаю мир» предназначена для методистов, педагогов-организаторов, педагогов учреждений дополнительного образования. В ней представлен цик...
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
Методичесские рекомендации предназначены для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования: воспитателей, педагогов дополнительного обра...