Методическая разработка «Cтруктура профессиональной пробы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
методическая разработка

Мясникова Светлана Леонидовна

Методическая разработка "Cтруктура профессиональной пробы" предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и методистов образовательных учреждений, занимающихся профориентацией и предпрофессиональной подготовкой обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ»

для педагогов дополнительного образования,

педагогов-организаторов и методистов

ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга

Разработчики: 

Мясникова Светлана Леонидовна,

методист

Санкт-Петербург

2021


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Структура методической разработки профессиональной пробы

1. Титульный лист

2. Информационная карта

3. Пояснительная записка

4. Содержание профессиональной пробы

5. Материально-техническое обеспечение

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Оформление Титульного листа

Полное название

образовательного учреждения

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОБА

«____________НАЗВАНИЕ___________»

Возраст обучающихся: ____-____ лет

Разработчик: ФИО, должность

Город

2021

Примечание:

 

Название профпробы должно:

 Содержать привлекательные, однозначные формулировки, доступные для понимания обучающихся;

 Указывать конкретную сферу профессиональной деятельности.

На Титульном листе номер страницы не ставится. Номерация начинается со следующей страницы с номера 2.


2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Информационная карта – это краткая информация о профориентационной пробе, прочитав которую становится понятно, о какой профессии идёт речь, для какого возраста, чем ребёнок будет заниматься, какой продукт получит на выходе…

Оформляется в виде таблицы, желательно поместить на 1 лист.

Информация об организаторе профессиональных проб

Полное наименование организации

Адрес проведения профессиональной пробы

Контактное лицо

ФИО

Должность

Телефон

Электр.почта

Информация о профессиональной пробе

1.

Сфера профессиональной деятельности

ВЫБРАТЬ СВОЮ 🡪

Указывается сфера профессиональной деятельности, согласно укрупненным группам перечня профессий:

1) Математические и естественные науки;

2) Инженерное дело, технологии и технические науки;

3) Здравоохранение и медицинские науки;

4) Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

5) Науки об обществе;

6) Образование и педагогические науки;

7) Гуманитарные науки;

8) Искусство и культура;

9) Военное дело и военные науки.

10) Отдельной условной сферой может быть Soft Skills, Гибкие навыки – комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности (Приложение 1)

2.

Наименование профессии или компетенции, по которой проводится проба

3.

Категория профессии (специальности, компетенции)

Традиционные профессии

Новые профессии (профессии, связанные с появлением принципиально новых технологий, производственных и бизнес-процессов, и уже вошедшие в практику работы отдельных предприятий)

Перспективные профессии (специальности) (профессии (специальности), содержание которых в среднесрочной перспективе будет изменяться в связи с обновлением техники, технологий и организации труда)

4.

Возраст обучающихся

10+

5.

Продолжительность

45-60 минут

Практическое занятие должно составлять не менее 45 минут от всего времени проведения профессиональной пробы

6.

Цель профпробы

ВЫБРАТЬ СВОЮ 🡪

Практическое знакомство с профессией

Определение предпочтений или отвержений в мире профессий (дифференцирующая или отборочная проба)

Уточнение выбора, определение наиболее подходящих профессий (углубленная проба)

7.

Количество обучающихся в группе

7-15 человек

8.

Возможные сроки

Дата

Время проведения

9.

Возможность прохождения пробы обучающимися с ОВЗ

да / нет

10.

Особые условия

(при наличии)

Например, шум, вибрация, мерцание, загрязненность…

11.

Особые требования

(при наличии)

Например, рабочая одежда, частные ограничения по здоровью, массогабаритные параметры (минимальный рост, вес…), особые требования к подготовке…

12.

Форма проведения профпробы

Мастер-класс, выполнение технического задания, имитационная/деловая игра, практическая работа, исследовательская деятельность, творческое задание, проблемная ситуация и т.д.

13.

Продукт профпробы

Что обучающийся должен создать, разработать и т.д. в результате прохождения профпробы

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание Пояснительной записки:

  1. Профессиональная область, к которой относится разработанная профессиональная проба, информация о смежных профессиях, специальностях, специализациях, а также о близких и родственных видах деятельности;

  1. Обоснованность внедрения данной профессиональной пробы (актуальность, новизна, значимость и целесообразность, информация о перспективах развития профессии на ближайшие 10-15 лет)

  1. Цели и задачи профессиональной пробы

Цель: подготовить обучающихся к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности посредством практико-ориентированного погружения в профессию «___________»

Задачи:

  • создать условия для знакомства обучающихся с профессией «___________» на практике;
  • дать обучающимся базовые сведения о профессии «____________»: ознакомить с содержанием, характером, особенностями и условиями труда;
  • содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.

  1. Концепция (основная идея) профессиональной пробы

Успешность прохождения обучающимся профессиональных испытаний способствует определению его склонностей и способностей к этому виду профессиональной деятельности.

  1. Специфика проведения профессиональной пробы.

Например, могут быть указаны особенности профпробы:

  • деятельностного характера: работа с текстами, нормативными документами и т.д.
  • организационного характера: ограничения в количестве обучающихся, особые требования к одежде, ограничения по медицинским показаниям и т.д.
  • другие особенности

  1. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это ответ на вопрос: «Какими компетенциями овладеют обучающиеся, пройдя профессиональную пробу»? При этом необходимо помнить, что профессиональная проба рассчитана на 45-60 минут, соответственно, за этот период времени можно только познакомить с практической составляющей профессиональной деятельности. При описании ожидаемых результатов приемлемо применение таких терминов как: представление, понимание, применение.

Например, ожидаемые результаты: приобретение обучающимися компетенций в области ____________, освоение ___________; осознание важности самостоятельного выбора в профессиональном самоопределении.

7. Формы контроля освоения профессиональной пробы

Формами контроля освоения деятельности могут быть тестовые задания, устный опрос, анкетирование, самостоятельная работа, презентация творческой разработки, деловая имитационная игра и т.д.)

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

В содержании описываются этапы проведения профессиональной пробы с перечнем действий педагога и обучающегося: могут быть указаны особенности профпробы, например, на подготовительном этапе – организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, на практическом этапе – работа с инструментами и приспособлениями, работа с текстами, нормативными документами и т.д.

Этапы профессиональных проб:

  1. Вводно-ознакомительный этап – педагог даёт обучающимся базовую информацию о профессии: о специфике профессиональной деятельности (сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, характеристика и содержание труда специалистов конкретной профессиональной сферы, смежные профессии).

  1. Подготовительный этап – организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж (при необходимости).

  1. Практический этап – моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности (профессиональное погружение посредством прикладного знакомства с профессией, в котором специалистом-практиком моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении): педагог объясняет задание, после чего обучающиеся выполняют его. В процессе выполнения задания педагог оказывает им помощь.

Практическое выполнение задания профессиональной пробы осуществляется по схеме: ЗАДАНИЕ –> УСЛОВИЕ –> РЕЗУЛЬТАТ

Перед учащимися ставится задача (задание) конкретного уровня сложности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении профессиональной деятельности.

Длительность этапа – 45 минут.

  1. Заключительный этап (рефлексивный) – подведение итогов, проверка уровня готовности обучающегося к выбору профессии (рефлексия обучающимися приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и какими компетенциями им стоит овладеть для своей успешной реализации в той или иной профессиональной сфере). Это может быть беседа, в ходе которой выясняется какие трудности и сомнения обучающиеся испытывали при выполнении пробы. На основе полученных ответов педагог дает необходимые рекомендации.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В материально-техническое обеспечение профессиональной пробы входят:

  • методические и учебные пособия;
  • дидактический материал (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы или демонстрируемые перед всем классом/группой);
  • приборы, инструменты и оборудование;
  • программное обеспечение;
  • список литературы, использованной при подготовке профессиональной пробы;
  • список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, рекомендованные обучающимся;
  • прочее.

Перечень необходимого оборудования лучше оформить в виды таблицы:

№ п/п

Наименование

Количество единиц

Технические требования к оформлению текста

методической разработки профессиональной пробы

  • шрифт Times New Roman
  • размер шрифта – 12
  • положение на странице – по ширине текста (заголовки – по центру)
  • поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое –3 см, правое –1,5 см
  • междустрочный интервал: 1,0
  • интервал между абзацами – нет
  • отступ «Первой строки» – 1,25
  • текст: одна колонка на странице
  • страницы пронумерованы внизу справа, начиная со 2-й (Титульный лист – номер страницы не ставится)


Приложение 1

Soft Skills (Гибкие навыки):

Коммуникативные навыки – это умение общаться и выстраивать долгосрочные отношения, работать в команде и аргументировать свою позицию. В основе коммуникативных навыков лежит эмоциональный интеллект, способность понимать чувства других и контролировать свои. 

Навыки самоорганизации – это умение организовать учебу/работу и правильно расставлять приоритеты, тайм-менеджмент, способность эффективно переключать внимание. 

Креативные навыки – способность нестандартно мыслить. В современном мире это важно не только для представителей творческих профессий, но и для специалистов других отраслей. В любой работе мы сталкиваемся с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.

Работа с информацией – эффективно ориентироваться в огромном потоке информации, качественно ее отбирать, анализировать и делать выводы.

Стрессоустойчивость – ускоренная адаптация зачастую не проходит без стресса, поэтому на первый план, несомненно, выходит способность человека справляться с ним и при этом сохранять работоспособность. Без стрессоустойчивости даже лучший специалист долго свою работу выполнять не сможет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга с специальной (коррекционной) образовательной школой №370.

Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга  с  специальной (коррекционной) образовательной школой №370 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям...

Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга со школой №356.

Презентация: "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга со школой №356". •Наш Компьютерный Центр Технического творчества   с 1997 года   сотрудничает  со...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"

Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...

Методическая разработка «Структура и содержание проектной работы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка «Структура и содержание проектной работы» предназначена для методистов, педагогов-организаторов, оциальныз педагогов, педагогов дополнительного обра...

Методическая разработка "Экологический проект "Я познаю мир" (Автор - Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка экологического проекта «Я познаю мир» предназначена для методистов, педагогов-организаторов, педагогов учреждений дополнительного образования. В ней представлен цик...

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)

Методичесские рекомендации предназначены для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования: воспитателей, педагогов дополнительного обра...