Программа "Аэробика.Черлидинг" 2021-2022 учебный год
рабочая программа
Программа. Базовый уровень. 6-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aerobika-cherliding_bazovyy_uroven_2021_nasyrova_yu.m_2.doc | 643.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Аэробика (черлидинг)»
физкультурно-спортивной направленности
Базовый уровень
Возраст обучающихся 6-18лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Насырова Юлия Маратовна,
Педагог дополнительного образования
Год разработки программы – 2011
Год корректировки программы- 2021
г. Нижневартовск 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аэробика (черлидинг)» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Новых Правил ПФДО, утвержденных приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.08.2018г., № 1142 (п.75, стр. 22-23); Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ, письмо от 18.11.2015г. №09-3242; санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №10 от 24.03.2021; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект), Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п о Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования» (с изменениями от 14.05.2021 N 186-п); муниципальных правовых актов.
В настоящее время все большую популярность получает аэробика и черлидинг. Аэробика позволяет детям приобретать различные двигательные умения и навыки, развивать эмоционально-волевую сферу, формировать этические установки, создает возможности для выбора идеалов духовности и созидательного творчества. Занятия аэробикой и черлидингом развивают физические способности, а также смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, ответственность, умение работать в команде, т.е. коммуникативную, социальную и нравственную компетенции обучающихся. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и чувство ритма, чувство красоты.
При составлении данной программы за основу взята программа по спортивной аэробике Коричко Юлии Валентиновны (тренера по спортивной аэробике ДЮСШ г.Нижневартовска) с включением элементов черлидинга.
Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Черлидинг – это вид спорта, сочетающий элементы шоу и зрелищных видов спорта (танцы, гимнастика, акробатика).
Отличительная особенность данной программы в том, что в нее включена не только спортивная аэробика, но и спортивно-оздоровительная аэробика и черлидинг.
Дополнительная общеобразовательная программа «Аэробика (черлидинг)» отнесена к программам физкультурно-спортивной направленности. Ее цель и задачи направлены на формирование у детей положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, творчески использовать средства аэробики и черлидинга в организации здорового образа жизни, научиться составлять собственную программу физического развития, которая поможет хорошо выглядеть и прекрасно себя чувствовать всю жизнь.
Занимаясь спортивно-оздоровительной аэробикой и черлидингом, обучающиеся имеют возможность не только укреплять свое здоровье и пропагандировать здоровый образ жизни, но и выступать как группа поддержки на открытии (закрытии) соревнований муниципального, окружного и регионального уровня. В этом и заключается актуальность данной программы.
Программа адресована обучающимся 6-18 лет. Форма организации деятельности обучающихся на занятии - групповая.
В группы зачисляются дети, имеющие начальный уровень подготовки по аэробике: окончившие программу начального уровня или прошедшие стартовую аттестацию по программе базового уровня (тестирование, направленное на выявление индивидуальных физических способностей).
Ограничения по зачислению обучающихся связаны лишь с серьезными заболеваниями, поэтому необходимым условием для приема в кружок является предоставление медицинской справки о состояние здоровья. Наполняемость групп составляет: 10-15 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа, всего 6 часов в неделю, 216 часов в году.
Программа содержит как теоретический, так и практический курсы подготовки занимающихся. На теоретических занятиях даются необходимые знания по основам физиологии, анатомии человека, гигиене.
На практических занятиях - происходит разучивание и закрепление комплексов аэробики и черлидинга. В практические занятия входит также подготовка к участию в соревнованиях и различных выступлений.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (беседа, объяснение, анализ материала); наглядные (показ видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения); практические (тренировочные упражнения).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование основных физических, двигательных и творческих способностей средствами аэробики и черлидинга.
Задачи программы:
- Создание и сплочение команды по черлидингу,
- Популяризация и развитие черлидинга, сопровождение спортивных команд на различных соревнованиях.
- Обучение детей движению под музыку различного ритмического характера, в музыкальный такт, импровизации на основе разученных движений.
- Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости, артистических способностей.
- Воспитание художественного вкуса, культуры поведения и общения во время занятий
- Приобщение обучающегося к здоровому образу жизни и гармонии тела.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание занятий | Количество учебных часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1. | Теоретические занятия: | ||||
1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Терминология шагов. Гигиена, питание и внешний вид. | 2 | 2 | 2 | 2 |
1.2 | Привлечение специалистов (психологи, мастер классы) | 14 | 14 | 14 | 14 |
Итого | 16 | 16 | 16 | 16 | |
2. | Практические занятия: | ||||
2.1 | Стретчинг | 24 | 24 | 24 | 24 |
2.2 | Акробатика | 20 | 20 | 20 | 20 |
2.3 | Хореография | 14 | 14 | 14 | 12 |
2.4 | Аэробные прыжки и шаги | 26 | 26 | 26 | 16 |
2.5 | Аэробные элементы | 32 | 32 | 32 | 24 |
2.6 | ОФП и СФП | 30 | 30 | 30 | 30 |
2.7 | Черлидинг | 32 | 32 | 32 | 42 |
2.8 | Подготовка к выступлениям и выступления | 20 | 20 | 20 | 30 |
2.9 | Отслеживание физической подготовленности (нормативы) | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 200 | 200 | 200 | 200 | |
Всего | 216 | 216 | 216 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель 1 года обучения: привлечение детей и подростков к активным занятиям аэробикой, развитие физических качеств, творческих способностей.
Задачи:
1. Научить базовым шагам, прыжкам, элементам аэробики;
2. Развить физические качества (силу, гибкость, выносливость и т. д.), координационные способности, формировать правильную осанку, красивую походку, чувство ритма и такта;
3. Создать необходимые условия для развития творческого и физического потенциала положительного микроклимата в группе, воспитать волевые качества.
Чему должны научиться:
- Знать базовые шаги и прыжки;
- Уметь двигаться под музыку различного ритмического характера, в музыкальный такт;
- Повысить уровень общей и специальной подготовки.
Краткое содержание программного материала 1 года обучения
Раздел I. Теоретические занятия (16 часов).
Тема 1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу «Аэробика (черлидинг)». Знакомство с содержанием программы первого года обучения, правила поведения в учреждении, на занятии, вводный инструктаж.
Тема 2. Техника безопасности на занятиях аэробикой.
Тема 3. Гигиена, питание и внешний вид на занятиях аэробикой.
Тема 4. Терминология шагов.
Тема 5. Привлечение специалистов. Мастер классы
Раздел II. Практические занятия (200 часов).
Тема 1. Стречинг (24 часов).
Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений на растяжку. Понятия гибкость. Виды стретчинга.
Практика. Выполнение упражнений на растягивание и удлинение мышц: махи ногами, наклоны, полу-шпагаты, шпагаты, «березка», «плуг», «корзинка», «коробочка», мост, мост на локтях, «бабочка», «уголок», «скручивание», «лодочка».
Тема 2. Акробатика (20 часов).
Теория. Техника выполнения базовых акробатических элементов.
Практика. Выполнения базовых акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, кувырок через плечо, стойка у опоры, колесо.
Тема 3. Хореография (14 часов)
Теория. Знакомство с понятиями музыкальный такт, музыкальная грамотность, позиции рук и ног (основные правила).
Практика. Упражнения у станка. Упражнения на ориентировку в пространстве. Ритмико-гимнастические упражнения. Игры под музыку. Танцевальные упражнения
Тема 4. Аэробные шаги и прыжки (26 часа).
Теория. Техника выполнения базовых аэробных шагов и прыжков:
Подъем колена (Knee lift, Knee up). Мах (kick). Low. Прыжок ноги врозь – ноги вместе (Jumping jack, Hampelmann) Выпад (Lunge) Шаг (March) Marching, Walking. Бег (Jog). Joging. 7. Подскоки (Skip, rick kick). Основное движение выполняется в ритме «и – раз» или «раз – два». Прыжки в спортивной аэробике:
- так джамп (с поворотом и обычный);- аэр джек, «кошка»;- тур;- страдлл (ноги вмести, ноги врозь);- казак (с поворотом и обычный);- прыжок в шпагате (с места и с разбегу). Ошибки при выполнении базовых шагов и прыжков. Curl, Kick ball Change, Lift side, Lunge, Jumping jack, Pivos, Zorba.
Практика. Разучивание и отработка основных аэробных шагов и прыжков.
Тема 5. Аэробные элементы (32 часа) – отжимание в упоре лежа, в упоре лежа локти назад; - уголок ноги вместе и ноги врозь, высокий угол (горизонтальное поднимание ног над полом на руках мышцами пресса в течение 4 или 8 счетов);- поворот угла на 90, 180 и 360 градусов;- страддл (прыжок с двух ног одновременно, с помощью мышц ног и пресса разведение ног в воздухе, насколько позволяет растяжка, при этом доведение ног практически до горизонтали с некоторым «складыванием» тела вперед); - проползание через шпагат (панкейк), махи.
Теория. Техника выполнения основных аэробные шагов и прыжков:
Тема 6. ОФП и СФП (30 часов) – упражнения на развитие гибкости;
- упражнения на координацию движений;
- силовые упражнения;
- движения, направленные на укрепления мышечного корсета спины;
- дыхательную гимнастику;
- подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
Теория. Техника выполнения упражнений по ОФП.
Практика. Выполнение упражнений комплекса ОФП: приседание, отжимание, бег, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и др.
Тема 7. Черлидинг (32 часа)
Теория. Знакомство с понятием черлидинг. Черлидинг как вид спорта. Направления черлидинга.
Практика. Разучивание базовых шагов и прыжков черлидинга, поддержек (парные, тройки).
Тема 8. Подготовка к выступлениям и выступления (20)
Тема 9. Отслеживание физической подготовленности (нормативы)(2)
В начале учебного года и в конце отслеживаем уровень физической подготовленности детей. Отслеживаем их гибкость (шпагаты), силу рук (сгибание рук в упоре лежа) и координацию (поза Ромберга).
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель 2 года обучения: развитие физических качеств, творческих способностей детей и подростков через занятия аэробикой.
Задачи:
- Научить детей импровизировать на основе разученных движений, способствовать раскрытию творческих потенциалов детей;
- Совершенствовать физические качества детей;
- Воспитание волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, формирование характера).
Чему должны научиться:
- Знать танцы из базовых шагов, прыжков;
- Уметь двигаться под музыку различного ритмического характера, в музыкальный такт;
- Повысить уровень общей и специальной подготовки.
Краткое содержание программного материала 2 года обучения
Раздел I. Теоретические занятия (16 часов).
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы второго года обучения.
Тема 2. Техника безопасности на занятиях аэробикой.
Тема 3. Гигиена, питание и внешний вид на занятиях аэробикой.
Тема 4. Терминология шагов.
Тема 5. Привлечение специалистов. Мастер классы
Раздел II. Практические занятия (200 часов).
Тема 1. Стречинг (24 часов).
Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений на растяжку. Практика. Выполнение упражнений на растягивание и удлинение мышц: махи ногами, наклоны, полу-шпагаты, шпагаты, «березка», «плуг», «корзинка», «коробочка», мост, мост на локтях, мост с колен «бабочка», «уголок», «скручивание», «лодочка».
Тема 2. Акробатика (20 часов).
Теория. Техника выполнения базовых и основных акробатических элементов.
Практика. Отработка техники выполнения базовых и основных акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, кувырок через плечо, стойка у опоры, колесо, колесо на одной руке, переворот.
Тема 3. Хореография (14 часов)
Практика. Упражнения у станка. Упражнения на ориентировку в пространстве. Ритмико-гимнастические упражнения. Игры под музыку. Танцевальные упражнения
Тема 4. Аэробные шаги и прыжки (26 часа).
Практика. Отработка основных аэробных шагов и прыжков.
Тема 5. Аэробные элементы (32 часа) - отжимание в упоре лежа, в упоре лежа локти назад, отжимание со шпагатом (венсон); - уголок ноги вместе и ноги врозь, высокий угол (горизонтальное поднимание ног над полом на руках мышцами пресса в течение 4 или 8 счетов);- поворот угла на 90, 180 и 360 градусов;- страддл (прыжок с двух ног одновременно, с помощью мышц ног и пресса разведение ног в воздухе, насколько позволяет растяжка, при этом доведение ног практически до горизонтали с некоторым «складыванием» тела вперед); - казак;- проползание через шпагат (панкейк), махи.
Теория. Техника выполнения основных аэробные шагов и прыжков:
Тема 6. ОФП и СФП (30 часов) - упражнения на развитие гибкости;
- упражнения на координацию движений;
- силовые упражнения;
- движения, направленные на укрепления мышечного корсета спины;
- дыхательную гимнастику;
- подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
Практика. Выполнение упражнений комплекса ОФП: приседание, отжимание, бег, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и др.
Тема 7. Черлидинг (32 часа)
Практика. Отработка техники выполнения базовых шагов и прыжков, базовых поддержек (парные, тройки).
Тема 8. Подготовка к выступлениям и выступления (20)
Тема 9. Отслеживание физической подготовленности (нормативы)(2)
Практика. Сдача нормативов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель 3 года обучения: совершенствование физических качеств, творческих способностей детей и подростков через занятия аэробикой.
Задачи:
- Способствовать дальнейшему развитию творческих способностей детей, закрепить и усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки;
- Повысить общий уровень физического развития детей;
- Формировать нравственное и эстетическое совершенствование детей.
Чему должны научиться:
- Знать 2-3 танца;
- Уметь импровизировать на основе разученных движений;
- Увеличить уровень физической подготовленности.
Краткое содержание программного материала 3 года обучения
Раздел I. Теоретические занятия (16 часов).
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы третьего года обучения.
Тема 2. Техника безопасности на занятиях аэробикой.
Тема 3. Гигиена, питание и внешний вид на занятиях аэробикой.
Тема 4. Терминология шагов.
Тема 5. Привлечение специалистов. Мастер классы
Раздел II. Практические занятия (200 часов).
Тема 1. Стречинг (24 часов).
Теория. Техника безопасности при выполнении упражнений на растяжку. Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений на растягивание и удлинение мышц.
Тема 2. Акробатика (20 часов).
Теория. Техника выполнения основных акробатических элементов.
Практика. Отработка техники и скорости выполнения основных акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад, кувырок через плечо, стойка у опоры, колесо, переворот, рондат.
Тема 3. Хореография (14 часов)
Практика. Упражнения у станка. Упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевальные упражнения
Тема 4. Аэробные шаги и прыжки (26 часа).
Практика. Совершенствование техники выполнения основных аэробных шагов и прыжков.
Тема 5. Аэробные элементы (32 часа)
Практика. Совершенствование техники выполнения основных аэробных элементов.
Тема 6. ОФП и СФП (32 часов) - упражнения на развитие гибкости;
Практика. Выполнение упражнений комплекса ОФП: приседание, отжимание, бег, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и др.
Тема 7. Черлидинг (30 часа)
Практика. Составление и отработка танцевальной композиции.
Тема 8. Подготовка к выступлениям и выступления (32)
Тема 9. Отслеживание физической подготовленности (нормативы)(2)
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель 4 года обучения: совершенствование специальных способностей детей и подростков через занятия аэробикой.
Задачи:
- Способствовать дальнейшему развитию творческих способностей детей, закрепить и усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки;
- Повысить общий уровень физического развития детей;
- Формировать нравственное и эстетическое совершенствование детей.
Чему должны научиться:
- Знать 4-5 танцев;
- Уметь самостоятельно составлять танцевальные миниатюры и придумывать станты и поддержки;
- Увеличить уровень физической подготовленности.
Краткое содержание программного материала 4 года обучения
Раздел I. Теоретические занятия (16 часов).
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы четвертого года обучения.
Тема 2. Техника безопасности на занятиях аэробикой.
Тема 3. Гигиена, питание и внешний вид на занятиях аэробикой.
Тема 4. Терминология шагов.
Тема 5. Привлечение специалистов. Мастер классы
Раздел II. Практические занятия (200 часов).
Тема 1. Стречинг (24 часов).
Практика. Выполнение упражнений на растягивание и удлинение мышц: махи ногами, наклоны, полу-шпагаты, шпагаты, «березка», «плуг», «корзинка», «коробочка», мост, мост на локтях, «бабочка», «уголок», «скручивание», «лодочка».
Тема 2. Акробатика (20 часов).
Практика. Отработка и совершенствование техники выполнения акробатических элементов: рондат, сальто, маховое колесо.
Тема 3. Хореография (12 часов)
Практика. Упражнения у станка. Танцевальные упражнения.
Тема 4. Аэробные шаги и прыжки (16 часа).
Практика. Совершенствование техники и скорости выполнения аэробных шагов и прыжков.
Тема 5. Аэробные элементы (24 часа
Практика. Совершенствование техники и скорости выполнения аэробных элементов.
Тема 6. ОФП и СФП (30 часов)
Практика. Выполнение упражнений комплекса ОФП: приседание, отжимание, бег, упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и др.
Тема 7. Черлидинг (42 часа)
Практика. Постановка и отработка танцевальных композиции.
Тема 8. Подготовка к выступлениям и выступления (30)
Тема 9. Отслеживание физической подготовленности (нормативы)(2)
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По итогам обучения ообучающиеся научаться:
- выполнять обязательные элементы (положения рук, базовые шаги, прыжки);
- двигаться под музыку различного ритмического характера;
- импровизировать на основе разученных движений, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- повышать свой уровень физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- коллективному номеру в группе поддержки;
- импровизировать на основе разученных движений, способствовать раскрытию творческого потенциала;
- самостоятельно составлять танцевальные движения.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационные:
Для успешной реализации программы «Аэробика (черлидинг)» формируются постоянные учебные группы. Набор в данные группы свободный, добор осуществляется на основе тестирования. На основании заявлений родителей о приёме детей в детские объединения и медицинских справок происходит зачисление в группы. Занятия проводятся в групповой форме. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия ведутся три раза в неделю по 2 часа. Оптимальная наполняемость одной учебной группы не должна превышать 15 человек. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитываются их физиологические и психолого-педагогические особенности.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование в соответствии с профилем деятельности или прошедший специальную переподготовку, требований к квалификационной категории и стажу работы нет.
Материально-техническое обеспечение:
- хореографический зал (хореографические станки, зеркала);
- степ-платформы;
- гимнастические коврики, маты;
- аудио-звуковая, видео аппаратура;
- скакалки;
- костюмы для выступлений;
Мотивационные условия:
Формированию и развитию мотива к учебной деятельности в процессе реализации программы «Аэробика (черлидинг)» способствует смена видов деятельности. Используются различные игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии. Большое значение имеет система поощрения.
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Раздел, тема | Требования к предметным результатам | Требования к метапредметным результатам | Требования к личностным результатам | Форма контроля | Система оценки |
1.Стретчинг | -знать все виды шпагатов и упражнений на растягивание; -уметь садиться на шпагат | -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; -правильно выполнять технические приемы | -проявлять дисциплинированность-трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | Тестирование, соревнования | карта контрольных нормативов |
2.Акробатика | -знать и уметь виды акробатических упражнений | -уметь страховать -правильно показать упражнение | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Тестирование, соревнования | карта контрольных нормативов |
3.Хореография | -знать принцип хореографии -уметь правильно показать упражнения | -правильно выполнять технические приемы | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности | Тестирование | карта контрольных нормативов |
4.Аэробные прыжки и шаги | -знать все виды прыжков и шагов | -правильно выполнять шаги и уметь их показать | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности | Тестирование, соревнования | карта контрольных нормативов |
5.Аэробные элементы | -знать и выполнять элементы | -уметь страховать -уметь показать правильно | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности -проявить трудолюбие и упорство | Тестирование, соревнования | карта контрольных нормативов |
6.ОФП и СФП | -знать правильность построения подкачки | -знать как объяснить и для чего | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности -проявить трудолюбие и упорство -проявлять дисциплинированность | Тестирование | карта контрольных нормативов |
7.Черлидинг | -знать все танцы -уметь объяснить все связки и показать | -уметь исправлять ошибки импровизировать -уметь страховать поддержки | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности -проявить трудолюбие и упорство -проявлять дисциплинированность | Соревнования | Дипломы, медали |
8.Подготовка к выступления и выступления | -знать все танцы -уметь объяснить все связки и показать | -уметь исправлять ошибки импровизировать | -осуществлять самооценку на основе критериев успешности -проявить трудолюбие и упорство -проявлять дисциплинированность | Соревнования, выступления | Дипломы, медали |
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
В программе для групп каждого года обучения предусмотрена сдача учащимися контрольных нормативов 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май) для отслеживания уровня физической подготовленности занимающихся.
Контрольные нормативы включают в себя общеразвивающие упражнения, определяющие основные показатели физического развития учащихся: силу мышц рук и плечевого пояса, гибкость, равновесие.
Показатель | Упражнение | Количество | |||||||||||
сентябрь | декабрь | май | |||||||||||
1г/о | 2г/о | 3г/о | 4г/о | 1г/о | 2г/о | 3г/о | 4г/о | 1г/о | 2г/о | 3г/о | 4г/о | ||
1. Сила рук, мышц плечевого пояса | Сгибание рук в упоре лежа | 15 | 18 | 21 | 22 | 18 | 21 | 24 | 25 | 21 | 24 | 28 | 30 |
2. Гибкость | Шпагаты (правый, левый, поперечный) | -+- | ++- | +++ | +++ | ++- | +++ | +++ | +++ | ++- | +++ | +++ | +++ |
3.Равновесие | Поза Ромберга(1 и 2 г.о.) ласточка(3,4) | 15 | 20 | 30 | 40 | 20 | 25 | 40 | 60 | 25 | 30 | 60 | 90 |
Кроме контрольных нормативов, программой предусмотрена диагностика уровня восстановления ЧСС у учащихся после физической нагрузки (тест Руфье Диксона). Данный тест включает в себя 30 приседаний за 45 секунд. Цель диагностики: выявление уровня восстановления после физической нагрузки.
Ход теста:
- измеряем ЧСС за 15 секунд;
- 3 приседаний за 45 секунд;
- сразу измеряем ЧСС за 15 секунд;
- спустя 30 секунд еще раз ЧСС за 15 секунд.
Если ЧСС восстановилось:
- до изначального уровня – хорошее;
- 2-4 секунды – удовлетворительное;
- 5 и более – плохое.
Способы отслеживания и контроля результатов
Оценка за аэробный комплекс складывается из суммы оценки за мастерство и артистичность. При этом предполагается исходить из следующих критериев.
Оценка мастерства
№ п/п | Критерии оценки | Максимальное количество очков | |
Индивидуальное исполнение | Групповое исполнение | ||
1 2 3 4 5 6 | Сила Гибкость Техника исполнения Содержание исполнения Переходы Синхронность | 12 12 12 12 12 нет | 10 10 10 10 10 10 |
Общее количество очков | 60 | 60 |
Оценка артистичности
№ п/п | Критерии оценки | Максимальное количество очков, присуждаемое педагогом |
1 2 3 4 5 6 | Творчество Эффективность Подбор музыки Интерпретация музыки Внешний вид Физические данные | 10 10 5 5 5 5 |
Общее количество очков | 40 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по аэробике и черлидингу рассчитана на три года обучения и охватывает возраст от 6 до 18 лет.
При проведении занятий по аэробике применяются различные методы обучения:
- показ;
- объяснение;
- лекция (при проведении теоретических занятий);
- беседа.
Специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений:
- метод музыкальной интерпретации;
- метод усложнения;
- метод сходства;
- метод блоков.
Метод музыкальной интерпретации используется при построении танцевальных композиций. В его реализации выделяется два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй – с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, форма, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Второй подход – метод музыкальной интерпретации (движения сочетаются как стихи к песне).
Метод усложнения – определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений осуществляется за счет разных приемов:
- усложнения темпа движения;
- изменения ритма движения;
- введение новых движения;
- изменение техники выполнения движения;
- изменение направления движения;
- амплитуда движения;
- предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий.
Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна двигательная тема. Направление перемещений или стиль движений.
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. Этот метод позволит добиться нужного качества исполнения упражнений. Также используется интервальный метод и метод круговой тренировки, суть которых заключается в чередовании упражнений (серий, блоков), направленных на совершенствование силовых возможностей разных мышечных групп, развивающих аэробную выносливость. Применение их дает возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся.
В практической работе используется специальный язык – терминология, приемы визуальной информации для контакта с занимающимися, для того, чтобы передать им информацию об упражнениях об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения занимающихся. Все применяемые способы общения с занимающимися делятся на группы:
- приемы обучения упражнениям и их проведения;
- приемы исправления ошибок;
- приемы регулирования нагрузки;
- приемы организации занимающихся.
Указания и команды, используемые в аэробике:
- Словесные (вербальные):
- речевые обозначения (термины);
- речевые указания (начало и окончание движений, направление, осанка и техника движения);
- цифровое (число повторений упражнений – счет прямой и обратный);
- речевая мотивация (поощрение).
- Визуальные (невербальные):
- язык движений (тела) показ упражнений с соблюдением требований к технике;
- специфичные жесты (направление движений, пальцевый счет, специальные обозначения);
- мимика (улыбок, кивок головой).
В словесных указаниях обычно используется одно-два слова, являющиеся вспомогательными пояснениями, информацией о смене движений, похвалой или корректировкой. Применение оптических (визуальных) указаний и символики сочетается со словесными указаниями (занимающихся быстрее воспринимают зрительную информацию).
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (беседа, объяснение, анализ материала); наглядные (показ видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения); практические (тренировочные упражнения).
Формы организации образовательного процесса: беседа, игры, репетиции, соревнования, открытые занятия.
Формы организации учебного занятия: групповая и фронтальная (работа по подгруппам)
Педагогические технологии: здоровье-сберегающие технологии, личностно-ориентированные,
Дидактические материалы: звуковой (аудиозаписи), смешанный (видеозаписи), музыкальный центр; гимнастические коврики; степ-платформы; скакалки; костюмы для выступлений; инструкция по технике безопасности.
Список литературы
Для обучающихся:
- Бакшева Т.В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорту / Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. - Ставрополь: Кавказкий край, 2001. С. 50-51.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, С. 2-7.
- Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров / Сост. С.А. Носкова.- М.: МГСА, 2001. С. 78 – 89.
- Региональная общественная организация Федерация черлидерс - группы поддержки спортивных команд // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, С. 21-22.
Для педагога:
- Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - С. 3-5.
- Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М.: Терра-Спорт, 2001г.
- Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: Физкультура и спорт, 1997г.
- Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности /Теор. и практ. физ. культ. 2001. № 4. С. 7-8.
- Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров М.: МГСА, 2001. 119 с.
Обязательная:
1. Образовательная программа по спортивной аэробике. Коричко Ю.В.
2. Образовательная программа детского объединения «Аэробика». Судаленко Т.В.
Дополнительная:
- Теория и практика физической культуры. Научно-теоритический журнал №6, 2002. С. 130-137.
Приложение
Календарный учебный график 1 года обучения
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |||
всего | теория | практика | |||||||
месяц | неделя | ||||||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | 1-4 | Теоретические занятия | Теоретическое занятие | 16 | 16 | Беседа, наблюдение. | Зал аэробики | ||
I. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Стретчинг | Практическое занятие | 24 | 24 | Стартовая диагностика Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности. | Зал аэробики | |
II. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Акробатика | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
III. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Хореография | Практическое занятие | 14 | 14 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IV. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные прыжки и шаги | Практическое занятие | 26 | 26 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
V. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные элементы | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VI | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | ОФП и СФП | Практическое занятие | 30 | 30 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Черлидинг | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VIII | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Подготовка к выступлениям и выступления | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IX | Сентябрь Ммай | 1-4 | Отслеживание физической подготовленности (нормативы) | Практическое занятие | 2 | 2 | Итоговая диагностика | Зал аэробики | |
216 | 16 | 200 |
Календарный учебный график 2 года обучения
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |||
всего | теория | практика | |||||||
месяц | неделя | ||||||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | 1-4 | Теоретические занятия | Теоретическое занятие | 16 | 16 | Беседа, наблюдение. | Зал аэробики | ||
I. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Стретчинг | Практическое занятие | 24 | 24 | Стартовая диагностика Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности. | Зал аэробики | |
II. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Акробатика | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
III. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Хореография | Практическое занятие | 14 | 14 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IV. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные прыжки и шаги | Практическое занятие | 26 | 26 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
V. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные элементы | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VI | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | ОФП и СФП | Практическое занятие | 30 | 30 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Черлидинг | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VIII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Подготовка к выступлениям и выступления | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IX | Сентябрь Май | 1-4 | Отслеживание физической подготовленности (нормативы) | Практическое занятие | 2 | 2 | Итоговая диагностика | Зал аэробики | |
216 | 16 | 200 |
Календарный учебный график 3 года обучения
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |||
всего | теория | практика | |||||||
месяц | неделя | ||||||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | 1-4 | Теоретические занятия | Теоретическое занятие | 16 | 16 | Беседа, наблюдение. | Зал аэробики | ||
I. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Стретчинг | Практическое занятие | 24 | 24 | Стартовая диагностика Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности. | Зал аэробики | |
II. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Акробатика | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
III. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Хореография | Практическое занятие | 14 | 14 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IV. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные прыжки и шаги | Практическое занятие | 26 | 26 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
V. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные элементы | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VI | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | ОФП и СФП | Практическое занятие | 30 | 30 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Черлидинг | Практическое занятие | 32 | 32 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VIII | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Подготовка к выступлениям и выступления | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IX | Сентябрь Май | 1-4 | Отслеживание физической подготовленности (нормативы) | Практическое занятие | 2 | 2 | Итоговая диагностика | Зал аэробики | |
216 | 16 | 200 |
Приложение
Календарный учебный график 4 года обучения
№ п/п | Сроки проведения занятия | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов | Форма контроля | Место проведения | |||
всего | теория | практика | |||||||
месяц | неделя | ||||||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | 1-4 | Теоретические занятия: | Теоретическое занятие | 16 | 16 | Беседа, наблюдение. | Зал аэробики | ||
I. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Стретчинг | Практическое занятие | 24 | 24 | Стартовая диагностика Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности. | Зал аэробики | |
II. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Акробатика | Практическое занятие | 20 | 20 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
III. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Хореография | Практическое занятие | 12 | 12 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IV. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные прыжки и шаги | Практическое занятие | 16 | 16 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
V. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Аэробные элементы | Практическое занятие | 24 | 24 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VI | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | ОФП и СФП | Практическое занятие | 30 | 30 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Черлидинг | Практическое занятие | 42 | 42 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
VIII | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1-4 | Подготовка к выступлениям и выступления | Практическое занятие | 30 | 30 | Беседа, наблюдение, анализ процесса практической деятельности | Зал аэробики | |
IX | Сентябрь Май | 1-4 | Отслеживание физической подготовленности (нормативы) | Практическое занятие | 2 | 2 | Итоговая диагностика | Зал аэробики | |
216 | 16 | 200 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».
Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"
Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...