Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.»
методическая разработка
Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия «Лепка каргопольской игрушки: Полкан.» | 106.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепка каргопольской игрушки: Полкан.»
Автор-составитель:
Дрябезгова Мария Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Дома детского творчества г.Лысково Нижегородской области.
Цель: изготовить объёмную глиняную фигурку каргопольской игрушки «Полкан», зарисовать собственный эскиз его будущей росписи.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к традиционным русским народным игрушкам, в частности – каргопольским игрушкам .
- Способствовать развитию воображения и объёмного мышления;
- Совершенствовать навыки комбинированного способа лепки;
Тип занятия: практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков.
Вид занятия: объяснение, самостоятельная работа, практическая работа.
Форма организации образовательного процесса: коллективная.
Форма проведения занятия: нетрадиционная.
Место проведения: кабинет.
Материальное обеспечение занятия:
- Материал (глина, бумага).
- Оборудование (стулья, столы, подносы, тазик с водой, полотенце).
- Дидактический материал (образцы изделий, фотографии, карточки с игрушкой «Полкан» для эскиза росписи).
- Инструменты для лепки и росписи (стеки, баночки, карандаши, гуашь, кисточки по числу учащихся).
- Технические средства (ноутбук, мультимедийная установка).
Возраст: 10-12 лет.
Продолжительность: 2 часа.
Год обучения: третий.
План занятия.
- Организационный этап.
- Организационный момент.
- Постановка цели занятия. Ознакомление с ходом занятия.
- Подготовительный этап.
- Рассказ об истории, особенностях лепки и росписи каргопольской игрушки (презентация).
- Демонстрация образца и наглядного пособия по игрушке «Полкан». Рассказ о его символическом значении.
- Проговаривание основных этапов лепки изделия.
- Основной этап.
- Подготовка рабочего места и глиняной массы.
- Демонстрация лепки игрушки комбинированым методом.
- Самостоятельная работа.
- Физкультминутка.
- Зарисовка индивидуальных эскизов росписи игрушки «Полкан».
- Итоговый этап.
- Подведение итогов занятия. Заполнение «Экрана настроения».
- Рефлексия.
Ход занятия.
- Организационный этап.
Педагог: Добрый день, друзья! Мы с вами собрались с очередной раз на занятии д/о «Глиняная игрушка», чтобы слепить что-то новое и красивое. И сегодня мы продолжим знакомство с одним из видов традиционной русской-народной игрушки – каргопольской.
Сегодня мы слепим одну из таких игрушек – «Полкана». Работать будем комбинированным способом лепки.
Давайте вспомним, что такое комбинированный способ лепки? А какие ещё способы вы знаете? Как вы думаете, какой способ самый лёгкий?
- Подготовительный этап.
- Педагог: Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особого значения.
В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл «на нет», ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжили их делать. И лишь в 60-х годах того же века началось возрождение этого ремесла.
Каргопольская (Архангельская) игрушка изготавливается из красной глины, после сушки она покрывается белилами или мелом. Расписывается довольно простыми и ясными узорами: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Эти элементы сливаются в древние символы солнца, мотивы зёрен, хлебных колосьев и т.д. основные цвета – голубой, коричнево-красный, зелёный, чёрный, охристый. Иногда используются золотой и серебряный.
Чаще всего каргопольские мастера изготавливали фигурки мужичков и барынь. Но так же, помимо людей, лепили и коней, коров, медведей, оленей.
- Самым же популярным персонажем каргополькой игрушки является «Покан» - получеловек-полуконь. Это огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище – как у коня, и на ногах копыта. На груди полкана – лучистое солнышко.
- Основные этапы лепки «Полкана»:
- Лепка туловища, вытягивание головы.
- Лепка ног.
- Соединение туловища и ног.
- Лепка бороды, её примазывание.
- Лепка рук и головного убора, примазыване.
- Оправка формы, выравнивание поверхности.
- Основной этап.
- Подготовка рабочего места и глиняной массы.
Педагог: Предлагаю перейти непосредственно к изготовлению «Полкана». Давайте подготовим рабочее место, - разбираем подносы. Берем глину и промешиваем её до нужного состояния.
- Демонстрация лепки «Полкана» комбинированным способом.
Педагог: Промешанную глину делим на три части: две большие, и одну маленькую (3:3:1). Затем из одной большой части лепим цилиндр, его немного приминаем по бокам и с одной стороны вытягиваем голову, а с другой разделяем на две ноги. Так же лепим второй цилиндр, приминаем, один его конец разделяем на две ноги и загибаем их перпендикулярно основной части детали. Соединяем их примазыванием, стык – шлифуем. Из третьей части глины лепим бороду (треугольная пластинка), примазываем к лицу; лепим две колбаски – руки и шляпу. Примазываем их к изделию. Поправляем форму, выравниваем поверхность..
- Самостоятельная работа.
Изготовление «Полкана». Формирование готового изделия. Шлифовка водой. Выставление на сушку.
Уборка рабочего места (убрать остатки глины в ведро для хранения; намыть подносы, инструменты, столы, руки).
- Физкультминутка.
- Зарисовка индивидуальных эскизов росписи «Полкана» на готовой форме. Знакомство со значением символов каргопольской росписи.
- Итоговый этап.
- Подведение итогов занятия. Заполнение «Экрана настроения».
- Рефлексия.
Критерии оценки работы учащихся.
Деятельность учащихся в рамках занятия считается успешной, если:
- Самостоятельно изготавливают детали игрушки.
- Способны прочно соединить детали будущего изделия.
- Оценивают работу других учащихся.
- Самостоятельно выполняют эскиз росписи на форме.
- Могут объяснить значение знаков росписи на своём эскизе.
- Испытывают радость от успехов.
Итоги занятия:
- Учащиеся ближе познакомились с каргопольской игрушкой.
- Учащиеся самостоятельно изготовили глиняную фигурку «Полкан».
- В очередной раз отработали комбинированный способ лепки.
- Выполнили индивидуальный эскиз росписи для следующего занятия.
Список использованной литературы:
- Ступеньки к творчеству.(эл.ресурс) / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. – 3-е изд. (электронное). – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2015г. – 186с.
- Русские художественные промыслы. Энциклопедия. Под ред. М.Шинкарук. М.:Аванта+, 2010г. – 184с.
- https://yandex.ru/images/search?text=каргопольская%20игрушка&stype
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."
В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....
Методическая разработка занятия объединения "Мягкая игрушка"
Занятие рассчитано для детей 8-12 лет в объединении дополнительного образования "Мягкая игрушка". Цель данного занятия познакомить воспитанников с историей тряпичной куклы, ролью куклы в нар...
Разработка занятия "Лепка романовской игрушки-свистульки"
На занятии дети познакомятся с народным промыслом Тамбовской губернии- романовской глиняной игрушкой-свистулькой....
Методическая разработка занятия "Новогодняя 3D-игрушка"
методическая разработка занятия по изготовлению новогодней 3D-игрушки елочки....
Методическая разработка занятия «Лепка Жбанниковской свистульки»
Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка Жбанниковской свистульки»...
Методическая разработка занятия "Русские народные игрушки"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия «Лепка василька из соленого теста»
Методическая разработка занятия «Лепка василька из соленого теста»...